КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык как объект научного познания
С давних пор стал человек задумываться над тем, что же представляет собой язык, как он устроен, чем отличается язык людей от сигнальных криков зверей, чем отличается наш разговорный язык от других средств связи в обществе людей. Так стала рождаться лингвистика – наука о законах языка. С развитием языкознания, накоплением фактов и знаний становились совершеннее и методы исследования. На помощь ученым пришли статистика, теория вероятностей,теория знаков. . Внешняя лингвистика – пограничная дисциплина, возникшая на стыке наук. В современном языкознании различают следующие разделы внешней лингвистики: 1) Биолингвистика (нейролингвистика) изучает отношение «язык – биология человека», т.е. отношение системы языка с мозговым субстратом языкового поведения. Био-исследования важны для изучения билингвизма. 2) Когнитивная лингвистика («познавать, узнавать») исследует отношение «язык – мышление», т.е. каким образом процессы и результаты познавательной деятельности человека отражаются в языке и речи. Здесь выделяются два основных процесса: 1) возникновение «языковой картины мира» данногоэтноса; 2) ментальные особенности при коммуникации. 3) Психолингвистика рассматривает отношение «язык – человек». Это наука о речевой деятельности человека, она изучает процессы говорения и процессы усвоения родного и неродного (иностранного) языка. 4) Социолингвистика – наука об отношении «язык – общество». Поскольку общество не является однородным по составу, оно состоит из различных возрастных, социальных групп, каждая из которых по-своему пользуется языком. Социолингвистика изучает языковую ситуацию и языковую политику государства, роль двуязычия в обществе, проблему государственного и официального языков.
. Особенные особенности языков В этом тексте используются специальные языковые термины, характеризующие особенности различных языков. Так, тюркские языки называются агглютинативными, то есть в переводе – «приклеивающие». В них к слову «приклеиваются» друг за другом аффиксы, каждый из них выражает какое-нибудь одно грамматическое значение (ГЗ). И есть языки – флективные. В словах этих языков есть частички - флексии (окончания), выражающие сразу несколько ГЗ. А если сопоставить, скажем, русский и молдавский языки, то русский язык будет синтетическим (от слова синтез « соединение»): частички, выражающие ГЗ, соединены с корнями в одно слово. Молдавский язык - аналитический, для выражения ГЗ в нем служат отдельные слова. Китайский язык относится к изолирующим языкам, в них корень выступает не в окружении приставок, суффиксов и окончаний, а изолированно. Примерно так: не «девочка плачет», а «дев плач». Таким же языком является дунганский. В этом языке нет ни склонения, ни спряжения: все ГЗ слов выражены только их порядком – как в русском языке, так: Мать любит дочь; Дочь любит мать. Особый интерес представляют языки инкорпорирующие (полисинтетические), в основе грамматического строя которых лежит Инкорпорация - объединение, включение в свой состав, а инкорпорирующие, что означает «вставляющие». В них несколько корней легко соединяются в одно длинное слово. Так, в языке ацтеков слово-предложение нинакаква, обозначающее «я ем мясо», состоит из частей: ни – я, нака – мяс и ква – кушать, есть (буквально – «я-ем-мясо»). Как видно, в тексте этом употреблены настоящие научные термины и понятия. Можно было бы обойтись и без них, но… Вы, наверное, поняли, как увлекательно исследовать языки и одновременно глубже понимать свой родной язык.
Живой и искусственный языки Родным языком мы пользуемся с раннего детства. Овладеть иностранным языком значительно труднее. И все же мы овладеваем им, потому что усваиваем его правила, постепенно автоматизируем их, как и правила родного языка. Конечно, это удается лишь при многолетней практике. А что если бы был единый язык для всех землян? В 1887 году варшавским ученым-врачом Заменгофом был создан искусственный международный язык под названием Эсперанто - надеющийся. Язык отличался несложностью словообразования и грамматики, корни слов были взяты из наиболее распространенных европейских языков, а грамматика была построена по принципу тюркских языков - агглютинации. Первобытный человек мог общаться только с членами своего племени, своего коллектива. В дальнейшем человек научился понимать и другие языки иных племен. Современный человек заранее ищет средства связи с неведомыми космическими «братьями по разуму». Ученые предпринимают первые попытки создать «космический язык». Голландский математик Ганс Фрейденталь известен не только как специалист по математической логике, топологии и другим самым абстрактным областям математики, но и как автор научной работы под необычным названием «Линкос», подзаголовок которого пояснял: «Построение языка для космической связи». Автор «Линкоса» (лин.+кос = лингвистика космоса) убедительно разрабатывает космический язык для общения с разумными обитателями других планет. Книга Фрейденталя, и в этом большая заслуга ее автора, показывает, что с помощью «универсального языка Вселенной» - математики – можно объяснить даже правила морали!
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |