КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные типы профессий
Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, и по отношению человека к объектам окружающего мира можно разделить на пять основных типов. 1. Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах природы. К этой категории относят профессии, связанные с изучением земли, ее растительного и животного мира. 2. К профессиям типа «человек – техника» относят специальности, связанные с использованием разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов и других технологий. К такому типу относятся специальности, связанные с промышленностью и строительством, а также с вождением и обслуживанием транспортных средств (электрик каменщик) 3. С профессиями типа «человек – знаковая система» связаны специалисты по разными формам обработки информации. филолог, математик, экономист, программист, оператор 4. Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» - искусство, художественная культура. К ним относятся творческие представители искусства: писатели, художники, композиторы, скульпторы. 5. Основным содержанием профессий типа «человек – человек» является общение или педагогические профессии, профессии в сфере сервиса, юстиции, медицины. ТМ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Научно-исследовательская работа выявляет научные интересы студентов, способность к творческой работе, умения применять теоретические знания для решения конкретной практической работы, формируют у студентов умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности. С первых же дней обучения в вузе студент должен слушать лекции и активно участвовать в научных исследованиях. Уметь пользоваться энциклопедиями и справочниками, словарями и летописями журнальных статей, книг, рецензий, реферативными журналами и каталогами. Все это приучает к самостоятельному общению с научной литературой, развивает поисковую инициативу. Кроме этого подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям обеспечивается также усложнением и все более возрастающим уровнем самостоятельности студентов в условиях кредитной системы обучения. Так, на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к новым публикациям, обучаются реферированию тех или иных научных публикаций. На следующих этапах студенты составляют научные обзоры по конкретной тематике исследований, которые поручаются студентам их руководителями по программе преддипломной практики, которые являются продолжением научных исследований.
Результаты своего участия в научном процессе студенты оформляют в виде законченных научных работ и представляют их на соответствующие научные студенческие конференции, которые являются творческим отчетом студентов, участвующих в научно-исследовательской работе. Весьма полезны для студентов специальные научные семинары, на которых происходят творческое общение студентов с ведущими учеными. Участие в работе таких семинаров расширяет кругозор студента, закрепляет и углубляет навыки работы с научной литературой, вырабатывает умение выступать с докладами, вести научную дискуссию. В вузах студента учат пользоваться специальной литературой и справочными материалами. Очень важно находить нужную информацию в огромном море книг и библиотечных каталогов. Студент приобретает навык читать то, что необходимо, то есть формирует свой алгоритм поиска нужной информации, уметь правильно сформулировать вопрос, найти нужную литературу. Специализируясь в определенной области, он получает поток информации, поступающей по каналам профессиональной или деловой литературы. Для усвоения такого рода литературы требуется навык скоростной фильтрации информации. Потребуются умения отбора только нужных текстов, их избирательного прочтения (поиск ключевых слов, фраз, фактов, важной информации). Читать только то, что нужно – принцип скоростного чтения. Процесс быстрого чтения приобщает к сознательному сжатию текста, к оперативному извлечению из него основной познавательной мысли, содержащейся в опорных словах. Чтение словарных статей, дефиниций позволяет сформировать у студента умения и навыки: 1) выделять в тексте только самое важное; 2) читать с целью запоминания полученной информации; 3) четко и ясно осознавать задачу чтения.
Как готовиться к семинарскому занятию?
Семинар - это школа творческой мысли, где студент учится публично выступать перед аудиторией, это коллективное подведение итогов самостоятельного изучения литературы. На семинаре студент отчитывается, как он усвоил материал. Подготовку к семинарскому занятию начинается с внимательного ознакомления с вопросами плана семинарского занятия, раздела программы, учебником и списком литературы. При подготовке к семинару студент на занятиях по СРСП обязательно должен получить все необходимые ему консультации по неясным вопросам. В последующем студент приходит на семинар с продуманными ответами в виде написанного текста выступления, либо развернутого ответа. Выступая на семинаре, студент показывает все знания по данному вопросу, знание рекомендованных источников, умение привлечь цифры, факты и другой практический материал. На каждом семинаре студенты могут и должны учиться искусству полемики, систематическому участию в диспутах, умению отстаивать свои убеждения, критически воспринимать выступления товарищей, поскольку дискуссия мнений всегда способствует обострению интереса к изучаемому предмету.
Задание. На основе текста Умберто Эко ответьте на вопрос: «Насколько надо знать иностранные языки?».
Этот раздел пишется не для тех, кто специализируется по иностранному языку или по иностранной словесности. Надо надеяться, что они владеют тем языком, по которому защищают диплом. Надо бы даже требовать, чтобы те, кто защищает по французскому языку, на нем же и писали дипломы. За границей во многих университетах так принято, и это справедливо. Но сейчас наша речь идет о тех, чьи специальности – философия, социология, юриспруденция, политология, история или естественные науки.
Всегда возникает необходимость обратиться к книге, написанной на иностранном языке. Даже если работаешь над темой по собственной национальной истории. Обычно при подобной ситуации человек пользуется случаем начать читать на языке, на котором раньше не читал. По знакомой теме, при некотором усердии, можно начать что-то понимать. Часто язык так и учат. Как правило, на нем потом не говорят, но разбирать разбирают, что гораздо лучше. Если по вашей теме имеется только одна немецкая книга, а немецкого вы не знаете, можно попросить знакомого прочитать вам вслух какие-то куски. Надеюсь, у вас хватит совести не слишком цитировать эту книгу, но вы с полным правом можете вставлять ее в библиографию. Главным же условием выбора темы должно быть: не брать тему, требующую знания языка вам неведомого и который вы не имеете намерения учить.
ТМ: ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Дипломная работа является завершающим этапом профессиональной подготовки специалиста. Дипломная работа – это всегда исследовательская работа, и в этом состоит ее основное отличие сравнении с обычной курсовой работой. Таким образом, при написании дипломной работы необходимо провести поисковое исследование на основе знаний и умений, приобретенных в процессе изучения профессиональных и специальных дисциплин. Общая схема дипломной работы Ход научного исследования в виде логической схемы: 1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор методов (методики) проведения исследования. 5. Описание процесса исследования. 6. Обсуждение результатов исследования. 7. Формулировка выводов и оценка результатов. Написание дипломной работы надо начинать, когда вся основная масса литературы изучена и собран большой массив новых фактов по теме исследования.В соответствии с разработанным планом (структурой) дипломной работы и календарным графиком ее выполнения. Следует помнить об объеме работы, сколько должно быть страниц. Каждый из пунктов плана должен быть самостоятельным небольшим разделом дипломной работы. Так, введение обычно включает обоснование актуальности объемом в 3-4 страницы, новизны –1,5 –2 страницы, цели и задачи автора – 0,5 –1 страницы, методов исследования 2-3 страницы и т.д. Специальную часть введения составляет обзор источников и литературы, имеющейся по теме исследования. Ему можно отвести 10-15 страниц введения, причем это должен быть критический обзор источников, точнее идей, высказанных другими авторами. Дипломник может присоединиться к некоторым из них, поспорить с некоторыми положениями, но это должно сопровождаться аргументированными доводами. Основная часть дипломной – это 50 страниц машинописного текста, разбитых на 2-3 небольших главы. Сами главы могут делиться на параграфы. Основная часть – это, по существу, теоретические рассуждения автора, его видение В основной части должны найти отражение теоретические вопросы с фактами, критика положений других авторов, социально-культурное значение решаемых проблем. В заключении к дипломной работе (объем его должен составлять 8-10 страниц машинописного текста) даются выводы автора и оценка современного состояния исследуемой проблемы. В заключении дается только анализ изученной проблемы, возможные перспективы ее развития в будущем. Здесь же могут быть даны краткие выводы по главам работы. В конце работы приводится научно-справочный аппарат и список изученной автором научной литературы. В список включаются только те работы, которые цитируются или освещаются в самой работе. Такой список должен состоять примерно из 20-30 наименований, не менее 1/3 могут составлять работы на иностранном языке. Задание. По тексту книги известного писателя Умберто Эко «Как написать дипломную работу», выпишите авторские советы, сформулируйте содержание микротекстов.
…Вообразим себе студента, переживающего момент растерянности, задающего себе вопрос, зачем вообще нужна учеба в университете и, особенно, дипломная работа. Допустим, у студента уже имеется в интересующей его сфере опыт дела, дающий материал для обобщений и для выводов, пускай он задумается: как научно переработать этот запас. Но если этот опыт пока не накоплен, рискну заметить, что вопрос мне представляется только проявлением хоть и благородных, но наивных чувств. Привычка к исследованию, прививаемая дипломом, крайне полезна для вашей будущей жизни (профессиональной, политической, какой хотите), и не столько в отношении темы, которая будет изучена, сколько в качестве тренировки ума, приучения себя к строгости, приобретения привычки к труду. Как писать текст? К кому вы обращаетесь? Кому адресован ваш текст? Руководителю? Всем учащимся и ученым, кто соприкоснется с ним впоследствии? Обычному подготовленному человеку? Это будет книга для широкой публики или сообщение для членов ученого совета. Обдумайте эти вопросы. Тем самым определится и форма изложения, и степень логической отчетливости в вашей голове. Существует ошибочное представление: принято думать, будто популяризующий текст, где все разъяснено, чтоб всем было понятно, требует меньшей квалификации, нежели специальный научный доклад, полный формул, понятных только избранным. Это не так. Конечно, открытие Эйнштейна потребовало больше гениальности, чем работа над лучшим учебником учебника. Но в принципе, если не растолкованы употребляемые термины – создается ощущение, что пишущий не до конца в себе уверен, тем самым уступая другому, который высвечивает каждую отсылку и каждую связь.
Исходим из положения, что диплом есть высказывание, которое по своему статусу обращено к руководителю и к оппоненту, но при этом может использоваться для чтения и справок многими читателями, в том числе специалистами в других областях науки. Поэтому философскому диплому не обязательно начинаться с объяснения, что такое философия, но дальше насчет всего, что хоть немного сложнее этого уровня очевидности, следует предоставить читателю любые возможные пояснения и данные.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |