КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 5 страница
• формирование валютного (обменного) курса белорусского рубля с учетом спроса и предложения. Оборот внутреннего валютного рынка в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизился на 31,7 % и составил 112 млрд дол. США, в том числе оборот внебиржевого рынка — на 44,4 % (76,4 млрд дол.). При этом оборот биржевого рынка возрос на 50,4 % (до 21,2 млрд дол.), наличного рынка — на 15,1 % (до 14,4 млрд дол.). Ухудшение состояния платежного баланса страны привело к превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением на внутреннем валютном рынке со стороны юридических и физических лиц. Так, предложение иностранной валюты юридическими лицами резидентами увеличилось на 15,4 % и составило 15,1 млрд дол. CI1IA, спрос — на 31,5 % (22 млрд дол.). В результате опережающих темпов роста спроса над предложением объем чистой покупки иностранной валюты в данном сегменте валютного рынка увеличился с 3,6 млрд дол. США в 2009 г. до 6,9 млрд дол. в 2010 г. Основной объем покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования — резидентами в 2010 г. был направлен на погашение кредитов, закупку сырья и материалов, оборудования и комплектующих, оплату топливно- энергетических ресурсов. Всего на данные цели было использовано 83 % купленной валюты. Предложение иностранной валюты населением возросло на 10,5 % и составило 6,8 млрд дол. США, спрос — на 19 % (8,3 млрд дол. США). Чистый спрос населения на иностранную валюту в 2010 г. сложился в размере 1,5 млрд дол. США против 0, 8 млрд дол. в 2009 году. Операции нерезидентов на внутреннем валютном рынке в 2010 г. характеризовались увеличением предложения в 2,5 раза (до 2,7 млрд дол. США) при одновременном росте спроса в 2 раза (до 2,1 млрд дол.). Объем чистого предложения нерезидентами иностранной валюты составил 671,6 млн дол. США против 65,3 млн дол. в 2009 г., что было связано с проведением в ноябре 2010 г. сделки CBOII с Народным банком Китая. Чистая продажа иностранной валюты банками-резидептами в 2010 г. составила 481,1 млн дол. США против 782,1 млн дол. в 2009 году. Большинство операций с иностранной валютой на валютном рынке осуществлялось в долларах США (57,8 %). По сравнению с 2009 г. доля этой валюты уменьшилась на 7,5 процентного пункта при повышении удельного веса евро с 27,9 до 31,9 %. Доля российского рубля возросла с 6,8 до 9,4 %. Объем операций с другими иностранными валютами оставался незначительным — всего 1 %, увеличившись на 0,9 процентного пункта по сравнению с уровнем 2009 года. Положительным моментом в развитии валютного рынка явились попытки, предпринятые Национальным банком, Министерством финансов РБ, направленные на образование нового сегмента ценных бумаг на белорусском рынке — сегмента валютных облигаций. Это позволяет создать необходимую нормативно-правовую базу, отладить механизмы обращения валютных облигаций и расширить в дальнейшем данный сегмент в сторону как инвесторов — юридических лиц (резидентов и не резидентов), так и эмитентов (субъектов хозяйствования Республики Беларусь), а также ввести в активный оборот фьючерсные и опционные контракты. Таким образом можно отметить, что в Беларуси создана и функционирует институционально-правовая и организационная структура валютного рынка, в основном соответствующая современным требованиям. Несмотря на позитивные тенденции, предстоит еще большая работа по совершенствованию функций, инструментов и механизмов валютных торгов на всех сегментах рынка, доведение его характеристик до уровня мировых стандартов. Фондовый рынок в экономической системе государства является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капитала, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное его назначение состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, рынок ценных бумаг решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, осуществление спекулятивных операций. Общая структура фондового рынка представлена инвесторами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой, являющейся связующим звеном между инвесторами и эмитентами, и органами регулирования его деятельности. Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры), организаторы работы бирж (торговых площадок), клиринговые организации, банки и депозитарии, реестродержатели. Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны: • инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса; • передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций. Фондовый рынок регулирует многие процессы в рыночной экономике, например обеспечивает перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации. Развитый фондовый рынок располагает для этих целей эффек- тивными финансовыми инструментами мобилизации сбережений it экономике и их конвертации в инвестиционные ресурсы. Он содействует институциональным переменам, поскольку акции и другие ценные бумаги используются для построения современных экономических форм и структур рыночных отношений, в числе которых холдинги различного уровня. Фондовый рынок способствует повышению уровня ликвидности финансов предприятий, поддерживая в их портфеле гарантийную долю ликвидных ценных бумаг. Фондовые индексы (Доу-Джонса, NASDAQ и др.) служат барометром рыночной конъюнктуры, давая макроэкономическую характеристику и отражая состояние определенного сектора фондового рынка и экономики в целом. Наиболее важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала усиливающаяся интеграция национальных фондовых рынков, в том числе стран с переходной экономикой, в единый мировой фондовый рынок. Именно в этот период появилась теория управления международным портфелем. В настоящее время практически все крупнейшие финансовые структуры формируют свои портфели с условием содержания в них ценных бумаг отдельной страны пропорционально капитализации ее фондового рынка в мировой капитализации. Так, фондовый рынок США занимает 42 %, Японии — 15, Великобритании — 9, других развитых стран — 23, возникающих рынков — 11 %. Появление фондового рынка в Беларуси относится к 1992 году, когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах». За период своего существования данный сегмент финансового рынка стал достаточно развитым в плане инфраструктуры, выпускаемых инструментов, прозрачным и контролируемым со стороны государства. Биржевой рынок ценных бумаг существует в стране уже более 15 лет. За эти годы проделана масштабная работа по формированию нормативной и технологической инфраструктуры биржевых операций с ценными бумагами. Регулярно функционирующий на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) сегмент государственных ценных бумаг (ГЦБ) позволил на практике отработать и поддерживать в актуальном состоянии многие аспекты организации биржевой деятельности: работу с биржевым товаром, формирование системы биржевых посредников, методы организации торговли и регламент, механизмы обеспечения транспарентности на рынке ценных бумаг, надежность клиринговых и расчетных процедур. По итогам 2010 г., доля негосударственных ценных бумаг на биржевом рынке впервые в истории достигла 28 % общего объема торгов, из которых около 1 % пришлось на акции. Однако наибольший оборот по-прежнему имеют государственные ценные бумаги. По экспертным оценкам, в структуре объема эмиссий ценных бумаг свыше половины (52 %) занимают облигации банков; 32 % — облигации местных исполнительных и распорядительных органов, или облигации местных займов (ОМЗ); 11 % — ГЦБ; 4 % — корпоративные облигации предприятий. Вместе с тем имеет место устойчивый тренд к сокращению доли государственных ценных бумаг за счет роста сегмента облигаций предприятий реального сектора. В объеме торгов в 2010 г. первое место (72 %) принадлежит сделкам с ГЦБ, второе (14 %) — с облигациями банков, третье (8 %) — облигациями ОМЗ, последнее (1 %) — акциями предприятий. Усиление позиций за последние три года облигаций банков, предприятий и органов местной власти способствовало их вовлечению в орбиту рынка РЕПО. Динамика здесь очень заметна. В 2010 г. сегмент РЕПО поднялся практически с нулевых значений: по корпоративным облигациям — до 14 %, по ОМЗ — до 19 % общего объема торгов данными видами ценных бумаг. По ГЦБ доля сделок достигла рекордных 78 % общего объема торгов РЕПО этими облигациями, тогда как в предыдущие годы она находилась на уровне 50—60 %. В целом сегмент РЕПО в 2010 г. составил 60 % общего объема сделок со всеми видами ценных бумаг. Для учета прав на ценные бумаги, которые выпущены в бездокументарной форме, в республике действует депозитарная система, состоящая из двух центральных депозитариев (центральный депозитарий Национального банка РБ — по ГЦБ и ценным бумагам Национального банка; РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» — по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным облигациям) и 54 депозитариев второго уровня. Учет прав собственности в настоящее время осуществляется по мировым стандартам с использованием депозитарных технологий, что обеспечивает не только сохранность ценных бумаг, но также надежность, скорость и простоту оформления сделок с ними. Товарные рынки. Развитие товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко затрагивает и сферу обращения, поскольку торговля, процессы купли-иродажи составляют суть рынка (рыночного механизма). Эти процессы являются органичной частью воспроизводственного цикла (производство, распределение, обмен, потребление), производства и потребления ВВП (частное потребление, госу- дпрственные расходы, валовые инвестиции, чистый экспорт), кругооборота товаров, доходов и расходов (рис. 7.4).
Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, образующей товарные рынки, основой которых являются рынки потребительских товаров, услуг и продукции производственно-технического назначения. Основными целями развития товарных рынков являются: • удовлетворение потребностей населения и хозяйства страны в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения; • создание отечественным производителям условий для реализации товаров и обеспечения высокой эффективности производства; • обеспечение положительного внешнеторгового баланса. Для достижения поставленных целей создаются и совершенствуются организационные, материально-технические и правовые условия функционирования товарного рынка, прежде всего его инфраструктуры. Рыночная инфраструктура товарного рынка — это совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров, их хранение, переработку, сортировку, упаковку и транспортировку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями. Основными институтами товарных рынков являются товарные биржи и торговые предприятия (оптовые и розничные, торговые дома). Институционально-правовые основы данных изменений были заложены в начале 1990-х гг. с принятием базовых законов: «О предприятиях в БССР» (1990 г.), «Об акциях» (1991 г.), «О товарных биржах» (1992 г.), «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (1993 г.), «О защите прав потребителей» (1993 г.), «О стандартизации» (1995 г.), «О сертификации продукции, работ и услуг» (1995 г.), «О рекламе» (1997 г.) и др. Товарная биржа постоянно проводит мониторинг цен, складывающихся в результате биржевых торгов, и анализирует информацию о внебиржевом рынке. Отмечено, что на протяжении 2010 г. цены на бирже соответствовали уровню цен на аналогичные товары на рынках сопредельных государств. Участники торгов признают преимущества биржевой торговли, считая необходимым ее более активное использование в торгово-экономической деятельности. Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов реализации новых видов услуг (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые), образующих инфраструктуру рыночного хозяйства. В частности, предусматривается интенсифицировать услуги, связанные с освоением и использованием современных методов инжиниринга, прогнозированием и маркетингом наукоемкой продукции, инновационным бизнесом. Важная роль в развитии товаропроводящей сети отводится созданию системы электронной торговли, что требует объединения усилий и ресурсов предприятий и организаций, оказывающих информационно-маркетинговые услуги в сфере внутренней и внешней торговли, с целью взаимовыгодного продвижения отечественной продукции не только на внутренний, но и на рынки России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Таким образом, в республике ведется целенаправленная работа по развитию институтов товарных рынков, рыночной инфраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутри-, так и во внешнеэкономической сферах деятельности. 7.3. Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обществе. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов. По данным национальных статистических органов, в большинстве развитых стран малые и средние предприятия являются доминирующим сегментом экономики: они производят почти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %. По сравнению с крупным бизнесом малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет ряд преимуществ, в числе которых мобильность, гибкая реакция на трансформацию и перепады рынка, изменения потребительских предпочтений, насыщение рынка востребованными товарами и услугами, быстрая окупаемость затрат и, как итог, — активизация структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма. В Гражданском кодексе РБ предпринимательство характеризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме. Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении). Для транзитивной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государственной. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности требуют достаточно длительного периода времени. Поэтому государственный сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но экономически неэффективны для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). Повышение эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно государственные предприятия (казенные) функционируют в форме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Эффективность государственного предпринимательства в современных условиях зависит от: • технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках; • снижения издержек производства и расходов на управление; • усиления ответственности руководителей унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества; • обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства. 15а Зак. 1478 457 Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства. Частное предпринимательство представляет собой экономическую систему, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации: • единоличное владение — индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность; • партнерство — возникает в случае, когда в целях ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц; • корпорация (акционерное общество) — доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны централизованное управление, длительный срок существования, ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений. Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), холдинговыми компаниями. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом. Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Но действующему законодательству малое предпринимательство выступает в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников: • в промышленности и на транспорте — до 100 человек; • в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек; • в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек; • в других отраслях производственной сферы, в общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек; • в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек. Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочислен ны х местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни, а также позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности. С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы; правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы; созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия поподдержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь. Сложилась определенная инфраструктура поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования. Вместе с тем государственные меры поддержки малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Органы управления на местах не всегда заинтересованы в его развитии, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов. В целом становление малого предпринимательства в Беларуси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по- прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие. Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необходимы: • совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства; • повышение эффективности системы государственной поддержки; • упрощение налогообложения и процедуры получения кредитов; • упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности; • дальнейшее развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновационные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства; • создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; • расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов малого предпринимательства; • стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях. Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъ ектов малого бизнеса, но также наметило структурные изменения в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются существенные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его регионализации. В общем количестве субъектов малого предпринимательства — юридических лиц свыше 95 % составляют организации частной формы собственности (рис. 7.5).
На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не меняется. По итогам 2010 г., в торговле и общественном питании занято 40,9 %, в промышленности — 19,9, строительстве — 10,7, на транспорте — 8,1, в сельском хозяйстве — 3,3, в остальных отраслях — 17,1 % субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 в Минской, 10,8 Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 — Витебской, 8,6 — Гродненской, 8,4 — Могилевской области. Об их деловой активности в регионах свидетельствуют данные табл. 7.1. По объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %. 87 Составлено по данным Министерства экономики РБ.
В то же время следует признать, что произошедшие количественные изменения в секторе малого предпринимательства не обеспечили пока адекватного повышения его роли в экономике страны. На долю малых предприятий в 2010 г. приходилось лишь 12,4 % ВВП, 12,5 % выпуска товаров и услуг, 28 % выручки от реализации, 28,2 % розничного товарооборота (табл. 7.2).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |