Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 5 страница




• формирование валютного (обменного) курса белорусского рубля с учетом спроса и предложения.

Оборот внутреннего валютного рынка в 2010 г. по сравне­нию с 2009 г. снизился на 31,7 % и составил 112 млрд дол. США, в том числе оборот внебиржевого рынка — на 44,4 % (76,4 млрд дол.). При этом оборот биржевого рынка возрос на 50,4 % (до 21,2 млрд дол.), наличного рынка — на 15,1 % (до 14,4 млрд дол.). Ухудшение состояния платежного баланса страны привело к превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением на внутреннем валютном рынке со сторо­ны юридических и физических лиц.

Так, предложение иностранной валюты юридическими ли­цами резидентами увеличилось на 15,4 % и составило 15,1 млрд дол. CI1IA, спрос — на 31,5 % (22 млрд дол.). В ре­зультате опережающих темпов роста спроса над предложением объем чистой покупки иностранной валюты в данном сегменте валютного рынка увеличился с 3,6 млрд дол. США в 2009 г. до 6,9 млрд дол. в 2010 г. Основной объем покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования — резидентами в 2010 г. был направлен на погашение кредитов, закупку сырья и мате­риалов, оборудования и комплектующих, оплату топливно- энергетических ресурсов. Всего на данные цели было исполь­зовано 83 % купленной валюты.

Предложение иностранной валюты населением возросло на 10,5 % и составило 6,8 млрд дол. США, спрос — на 19 % (8,3 млрд дол. США). Чистый спрос населения на иностранную валюту в 2010 г. сложился в размере 1,5 млрд дол. США против

0, 8 млрд дол. в 2009 году.

Операции нерезидентов на внутреннем валютном рынке в 2010 г. характеризовались увеличением предложения в 2,5 ра­за (до 2,7 млрд дол. США) при одновременном росте спроса в

2 раза (до 2,1 млрд дол.). Объем чистого предложения нерези­дентами иностранной валюты составил 671,6 млн дол. США против 65,3 млн дол. в 2009 г., что было связано с проведением в ноябре 2010 г. сделки CBOII с Народным банком Китая.

Чистая продажа иностранной валюты банками-резидептами в 2010 г. составила 481,1 млн дол. США против 782,1 млн дол. в 2009 году.

Большинство операций с иностранной валютой на валютном рынке осуществлялось в долларах США (57,8 %). По сравне­нию с 2009 г. доля этой валюты уменьшилась на 7,5 процентно­го пункта при повышении удельного веса евро с 27,9 до 31,9 %. Доля российского рубля возросла с 6,8 до 9,4 %. Объем опера­ций с другими иностранными валютами оставался незначи­тельным — всего 1 %, увеличившись на 0,9 процентного пунк­та по сравнению с уровнем 2009 года.

Положительным моментом в развитии валютного рынка явились попытки, предпринятые Национальным банком, Ми­нистерством финансов РБ, направленные на образование ново­го сегмента ценных бумаг на белорусском рынке — сегмента валютных облигаций. Это позволяет создать необходимую нор­мативно-правовую базу, отладить механизмы обращения ва­лютных облигаций и расширить в дальнейшем данный сегмент в сторону как инвесторов — юридических лиц (резидентов и не­


резидентов), так и эмитентов (субъектов хозяйствования Рес­публики Беларусь), а также ввести в активный оборот фьючерс­ные и опционные контракты.

Таким образом можно отметить, что в Беларуси создана и функционирует институционально-правовая и организацион­ная структура валютного рынка, в основном соответствующая современным требованиям. Несмотря на позитивные тенден­ции, предстоит еще большая работа по совершенствованию функций, инструментов и механизмов валютных торгов на всех сегментах рынка, доведение его характеристик до уровня миро­вых стандартов.

Фондовый рынок в экономической системе государства яв­ляется одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капитала, где осуществляются эмиссия и купля-продажа цен­ных бумаг. Основное его назначение состоит в обеспечении ак­кумулирования временно свободных денежных средств для ин­вестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, рынок ценных бумаг решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственнос­ти, осуществление спекулятивных операций.

Общая структура фондового рынка представлена инвесто­рами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой, явля­ющейся связующим звеном между инвесторами и эмитентами, и органами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторич­ного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры), организаторы работы бирж (торговых пло­щадок), клиринговые организации, банки и депозитарии, ре­естродержатели.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

• инвестиционная, т.е. образование и распределение инве­стиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;

• передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Фондовый рынок регулирует многие процессы в рыночной экономике, например обеспечивает перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевремен­ные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации.

Развитый фондовый рынок располагает для этих целей эффек- тивными финансовыми инструментами мобилизации сбереже­ний it экономике и их конвертации в инвестиционные ресурсы. Он содействует институциональным переменам, поскольку ак­ции и другие ценные бумаги используются для построения сов­ременных экономических форм и структур рыночных отноше­ний, в числе которых холдинги различного уровня. Фондовый рынок способствует повышению уровня ликвидности финансов предприятий, поддерживая в их портфеле гарантийную долю ликвидных ценных бумаг. Фондовые индексы (Доу-Джонса, NASDAQ и др.) служат барометром рыночной конъюнктуры, да­вая макроэкономическую характеристику и отражая состояние определенного сектора фондового рынка и экономики в целом.

Наиболее важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала усиливающаяся ин­теграция национальных фондовых рынков, в том числе стран с переходной экономикой, в единый мировой фондовый рынок. Именно в этот период появилась теория управления междуна­родным портфелем. В настоящее время практически все круп­нейшие финансовые структуры формируют свои портфели с ус­ловием содержания в них ценных бумаг отдельной страны про­порционально капитализации ее фондового рынка в мировой капитализации. Так, фондовый рынок США занимает 42 %, Японии — 15, Великобритании — 9, других развитых стран — 23, возникающих рынков — 11 %.

Появление фондового рынка в Беларуси относится к 1992 го­ду, когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах». За период своего существования данный сегмент фи­нансового рынка стал достаточно развитым в плане инфраструк­туры, выпускаемых инструментов, прозрачным и контролируе­мым со стороны государства.

Биржевой рынок ценных бумаг существует в стране уже бо­лее 15 лет. За эти годы проделана масштабная работа по фор­мированию нормативной и технологической инфраструктуры биржевых операций с ценными бумагами. Регулярно функцио­нирующий на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) сегмент государственных ценных бумаг (ГЦБ) позволил на прак­тике отработать и поддерживать в актуальном состоянии мно­гие аспекты организации биржевой деятельности: работу с бир­жевым товаром, формирование системы биржевых посредни­ков, методы организации торговли и регламент, механизмы обеспечения транспарентности на рынке ценных бумаг, надеж­ность клиринговых и расчетных процедур.

По итогам 2010 г., доля негосударственных ценных бумаг на биржевом рынке впервые в истории достигла 28 % общего объема торгов, из которых около 1 % пришлось на акции. Одна­ко наибольший оборот по-прежнему имеют государственные ценные бумаги.

По экспертным оценкам, в структуре объема эмиссий цен­ных бумаг свыше половины (52 %) занимают облигации бан­ков; 32 % — облигации местных исполнительных и распоря­дительных органов, или облигации местных займов (ОМЗ);

11 % — ГЦБ; 4 % — корпоративные облигации предприятий. Вместе с тем имеет место устойчивый тренд к сокращению доли государственных ценных бумаг за счет роста сегмента облига­ций предприятий реального сектора.

В объеме торгов в 2010 г. первое место (72 %) принадлежит сделкам с ГЦБ, второе (14 %) — с облигациями банков, третье (8 %) — облигациями ОМЗ, последнее (1 %) — акциями пред­приятий.

Усиление позиций за последние три года облигаций банков, предприятий и органов местной власти способствовало их во­влечению в орбиту рынка РЕПО. Динамика здесь очень замет­на. В 2010 г. сегмент РЕПО поднялся практически с нулевых значений: по корпоративным облигациям — до 14 %, по ОМЗ — до 19 % общего объема торгов данными видами ценных бумаг. По ГЦБ доля сделок достигла рекордных 78 % общего объема торгов РЕПО этими облигациями, тогда как в предыду­щие годы она находилась на уровне 50—60 %. В целом сегмент РЕПО в 2010 г. составил 60 % общего объема сделок со всеми видами ценных бумаг.

Для учета прав на ценные бумаги, которые выпущены в без­документарной форме, в республике действует депозитарная система, состоящая из двух центральных депозитариев (цент­ральный депозитарий Национального банка РБ — по ГЦБ и ценным бумагам Национального банка; РУП «Республикан­ский центральный депозитарий ценных бумаг» — по акциям, облигациям юридических лиц и муниципальным облигациям) и 54 депозитариев второго уровня. Учет прав собственности в настоящее время осуществляется по мировым стандартам с ис­пользованием депозитарных технологий, что обеспечивает не только сохранность ценных бумаг, но также надежность, ско­рость и простоту оформления сделок с ними.

Товарные рынки. Развитие товарно-денежных отношений в рамках современных рыночных институтов глубоко затраги­вает и сферу обращения, поскольку торговля, процессы куп­ли-иродажи составляют суть рынка (рыночного механизма). Эти процессы являются органичной частью воспроизводствен­ного цикла (производство, распределение, обмен, потребление), производства и потребления ВВП (частное потребление, госу- дпрственные расходы, валовые инвестиции, чистый экспорт), кругооборота товаров, доходов и расходов (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Кругооборот товаров, доходов и расходов

 

Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, образующей товарные рынки, основой кото­рых являются рынки потребительских товаров, услуг и про­дукции производственно-технического назначения. Основны­ми целями развития товарных рынков являются:

• удовлетворение потребностей населения и хозяйства стра­ны в товарах народного потребления и продукции производ­ственно-технического назначения;

• создание отечественным производителям условий для реа­лизации товаров и обеспечения высокой эффективности про­изводства;

• обеспечение положительного внешнеторгового баланса.

Для достижения поставленных целей создаются и совершен­ствуются организационные, материально-технические и право­вые условия функционирования товарного рынка, прежде все­го его инфраструктуры. Рыночная инфраструктура товарного рынка — это совокупность предприятий и организаций, обеспе­чивающих товародвижение: продажу, прием и отпуск товаров,


их хранение, переработку, сортировку, упаковку и транспорти­ровку, информационное обслуживание, маркетинг, денежные операции с поставщиками и покупателями. Основными инсти­тутами товарных рынков являются товарные биржи и торго­вые предприятия (оптовые и розничные, торговые дома).

Институционально-правовые основы данных изменений бы­ли заложены в начале 1990-х гг. с принятием базовых законов: «О предприятиях в БССР» (1990 г.), «Об акциях» (1991 г.), «О товарных биржах» (1992 г.), «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции» (1993 г.), «О защите прав потребителей» (1993 г.), «О стандартизации» (1995 г.), «О сертификации продукции, работ и услуг» (1995 г.), «О рекламе» (1997 г.) и др.

Товарная биржа постоянно проводит мониторинг цен, скла­дывающихся в результате биржевых торгов, и анализирует ин­формацию о внебиржевом рынке. Отмечено, что на протяжении 2010 г. цены на бирже соответствовали уровню цен на анало­гичные товары на рынках сопредельных государств. Участники торгов признают преимущества биржевой торговли, считая не­обходимым ее более активное использование в торгово-эконо­мической деятельности.

Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является рост объемов реализации новых видов услуг (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые), образующих инфраструк­туру рыночного хозяйства. В частности, предусматривается ин­тенсифицировать услуги, связанные с освоением и использова­нием современных методов инжиниринга, прогнозированием и маркетингом наукоемкой продукции, инновационным бизнесом.

Важная роль в развитии товаропроводящей сети отводится созданию системы электронной торговли, что требует объеди­нения усилий и ресурсов предприятий и организаций, оказыва­ющих информационно-маркетинговые услуги в сфере внутрен­ней и внешней торговли, с целью взаимовыгодного продвиже­ния отечественной продукции не только на внутренний, но и на рынки России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Таким образом, в республике ведется целенаправленная ра­бота по развитию институтов товарных рынков, рыночной ин­фраструктуры, созданию маркетинговых и коммерческих служб торговых, производственных предприятий и организаций раз­ных форм собственности, предприятий сервисного обслужива­ния, товарных бирж, торговых домов и других коммерческих структур как во внутри-, так и во внешнеэкономической сферах деятельности.

7.3. Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития национальной экономики

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обще­стве. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.

По данным национальных статистических органов, в боль­шинстве развитых стран малые и средние предприятия являют­ся доминирующим сегментом экономики: они производят поч­ти половину объема выпускаемой продукции, а их вклад в ВВП достигает 70 %. По сравнению с крупным бизнесом малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет ряд преимуществ, в числе которых мобильность, гибкая реакция на трансформа­цию и перепады рынка, изменения потребительских предпоч­тений, насыщение рынка востребованными товарами и услуга­ми, быстрая окупаемость затрат и, как итог, — активизация структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.

В Гражданском кодексе РБ предпринимательство харак­теризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответ­ственность и направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи вещей, произве­денных, переработанных или приобретенных ими для прода­жи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим ли­цам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неиму­щественные права, исполнять обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).

Для транзитивной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государ­ственной. Реформирование экономики, реструктуризация отно­шений собственности требуют достаточно длительного периода времени. Поэтому государственный сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государствен­ной собственности находятся отрасли, продукция которых удо­влетворяет стратегические потребности всего общества (энерге­тика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, про­дукция и услуги которых необходимы для совместного обще­ственного потребления, но экономически неэффективны для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).

Повышение эффективности работы государственных пред­приятий в рыночных условиях требует совершенствования систем управления. С этой целью целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преоб­разования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, фи­нансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а так­же другие интегрированные структуры. «Государственность» предприятий, входящих в указанные объединения, состоит в том, что государство владеет пакетом их акций. Собственно го­сударственные предприятия (казенные) функционируют в фор­ме республиканских унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Эффективность государственного предпринимательства в со­временных условиях зависит от:

• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снижения издержек производства и расходов на управ­ление;

• усиления ответственности руководителей унитарных пред­приятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.

15а Зак. 1478 457


Разновидностью государственного предпринимательства яв­ляется также предоставление концессий — сдача в коммерче­скую аренду принадлежащих государству природных и произ­водственных ресурсов.

Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неук­лонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство представляет собой эко­номическую систему, где хозяйственной деятельностью зани­маются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства. В странах с развитой рыночной экономикой существует три формы его организации:

• единоличное владение — индивидуальное частное пред­приятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущие весь риск за свою деятельность;

• партнерство — возникает в случае, когда в целях веде­ния бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские на­выки двух или более лиц;

• корпорация (акционерное общество) — доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны центра­лизованное управление, длительный срок существования, огра­ничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.

Современное частное предпринимательство представлено хозяйственными товариществами (полные и коммандитные), хозяйственными обществами (с ограниченной и дополнитель­ной ответственностью, акционерные общества открытого и зак­рытого типа), холдинговыми компаниями.

В Республике Беларусь частное предпринимательство пред­ставлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Но действующему зако­нодательству малое предпринимательство выступает в двух фор­мах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам относятся предприятия и организации со среднесписоч­ной численностью работников:

• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;

• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;

• в других отраслях производственной сферы, в обществен­ном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;

• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 че­ловек.

Субъекты малого предпринимательства образуют развет­вленную сеть, действуют на многочислен ны х местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управлен­ческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изме­няющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают но­вые виды продукции и заполняют ниши, не представляющие интереса для крупного бизнеса.

Развитие малого бизнеса способствует формированию широ­кого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечива­ющих свое благосостояние и достойный уровень жизни, а так­же позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности.

С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществля­ются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются еже­годные программы государственной поддержки и соответству­ющие региональные программы; правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого пред­принимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы; созданы Совет по развитию предпринимательства при Прези­денте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия поподдержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь. Сложилась определенная инфраструкту­ра поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимате­лей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы ма­лого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.

Вместе с тем государственные меры поддержки малого биз­неса осуществляются недостаточно последовательно. Органы управления на местах не всегда заинтересованы в его развитии, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населе­ния, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономиче­скому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.

В целом становление малого предпринимательства в Бела­руси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодатель­ство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов мало­го бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры серти­фикации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по- прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Для активизации малого бизнеса следует устранить факто­ры, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необ­ходимы:

• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;

• повышение эффективности системы государственной под­держки;

• упрощение налогообложения и процедуры получения кре­дитов;

• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

• дальнейшее развитие инфраструктуры предприниматель­ства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновацион­ные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;

• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а так­же к научно-техническим разработкам и технологиям;

• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов ма­лого предпринимательства;

• стимулирование развития малого бизнеса в сельской мест­ности и малых городских поселениях.

Улучшение условий предпринимательской деятельности в республике не только способствовало увеличению числа субъ­


ектов малого бизнеса, но также наметило структурные измене­ния в этом секторе экономики. Во-первых, наблюдаются суще­ственные подвижки в его организационно-правовой структуре: на фоне высоких темпов роста количества малых предприятий наблюдается замедление темпов роста числа индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в последние годы темпы роста малого бизнеса в регионах значительно выше, чем в Минске и областных центрах, т.е. имеет место тенденция его региона­лизации.

В общем количестве субъектов малого предприниматель­ства — юридических лиц свыше 95 % составляют организа­ции частной формы собственности (рис. 7.5).

Иностранная 3,2 % Рис. 7.5. Распределение субъектов малого предпринимательства — юридических лиц по формам собственности в Республике Беларусь в 2010 г., % к общему количеству87

 

На протяжении последних нескольких лет отраслевая струк­тура микро- и малых организаций практически не меняется. По итогам 2010 г., в торговле и общественном питании занято 40,9 %, в промышленности — 19,9, строительстве — 10,7, на транспорте — 8,1, в сельском хозяйстве — 3,3, в остальных отраслях — 17,1 % субъектов малого предпринимательства — юридических лиц.

Большая часть субъектов малого предпринимательства (37 %) сконцентрирована в Минске; 16 в Минской, 10,8 Брестской, 9,7 — Гомельской, 9,5 — Витебской, 8,6 — Гроднен­ской, 8,4 — Могилевской области. Об их деловой активности в регионах свидетельствуют данные табл. 7.1.

По объему внешнеторговых операций субъектов малого пред­принимательства по республике лидирующие позиции занима­ет город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,4 %, импорта — 73,2 %.

87 Составлено по данным Министерства экономики РБ.

Таблица 7.1. Показатели деловой активности субъектов малого предпринимательства — юридических лиц в регионах Республики Беларусь88
Регион Количество субъектов малого предприни­мательства — юридических лиц на 1000 чел. постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)
Республика Беларусь 18,2
Область: Брестская 13,9
Витебская 13,5
Гомельская 11,8
Гродненская 14,0
Минская 19,3
Могилевская 13,4
г. Минск 32,8

 

В то же время следует признать, что произошедшие коли­чественные изменения в секторе малого предпринимательства не обеспечили пока адекватного повышения его роли в эконо­мике страны. На долю малых предприятий в 2010 г. приходи­лось лишь 12,4 % ВВП, 12,5 % выпуска товаров и услуг, 28 % выручки от реализации, 28,2 % розничного товарооборота (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Республики Беларусь, %89

Показатель Годы
         
          __ 6__ 12,4
Валовой внутренний продукт — всего 8,8 10,5 11,2 11,4
Выпуск товаров и услуг 8,1 10,6 11,3 12,0 12,5
Объем производства продукции (работ, услуг) 7,3 7,7 8,3 9,2 9,5
Инвестиции в основной капитал 7,1 20,0 21,1 23,9 27,2

88 По данным Министерства экономики РВ.

89 Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 28—44, 556—574.


 

           
Выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) 22,8 27,4 28,2 28,3 28,0
Розничный товарооборот, вклю­чая общественное питание 10,2 22,0 27,8 29,5 28,2
Внешнеторговый оборот 23,9 30,2 30,6 30,5 33,7

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.