КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 8 страница
8. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь. — Минск, 2010. 9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь па период до 2020 года. — Минск: Юнипак, 2004. 10. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.II. Шимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2009. 11. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Над. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. 12. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011. 13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь па 2006—2010 годы. — Минск: Беларусь, 2006. 14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы. — Минск, 2011. 15. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. 16. Структурная перестройка и конкурентоспособность экономики Республики Беларусь: проблемы и пути решения / под ред. Я.М. Александровича. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004. 17. Яременко, IO.B. Экономический рост. Структурная перестройка / Ю.Б. Яременко // Проблемы прогнозирования. — 2001. — № 1. Раздел ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в XX в. и в первом десятилетии XXI столетия свидетельствует о чередовании периодов усиления этих видов регулирования. Соответственно, в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономиче- ской теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до конца 1970-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и ряд других экономических теорий, ставших наиболее влиятельными в 1980 1990-е гг.). В бывшем же СССР и большинстве социалистических стран государство определяло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления. На современном этапе регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики усиливается во многих странах, что в основном обусловлено протекающим мировым финансово-экономическим кризисом. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами и организациями в целях обеспечения успешного со- циалыю-экономического развития страны. Конкретные его направления, формы, масштабы определяются стратегией и особенностями социально-экономического развития страны в данный исторический период. 8.1. Цели и функции государственного регулирования экономики. Система органов государственного управления Государственное регулирование любой социально-экономической системы предполагает достижение как минимум трех основных целей: • регламентация хозяйственной жизни (производственной, финансовой, коммерческой и др.), формирующая свод правил и кодексов поведения хозяйствующих субъектов, определяющая их права и обязанности, возможности и меру взаимной ответственности (включая введение ряда запретов, направленных на недопущение ущерба субъектам рынка, на защиту интересов производителей и потребителей товаров и услуг); • формирование системы государственных и негосударственных организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации хозяйственного поведения субъектов; • выработка социально-экономической политики, определение и результативное применение организационных и экономических механизмов ее реализации (собственно регулирование социально-экономических процессов). При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более обязательны. К тому же рыночные регуляторы здесь пока недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования. Практика многих стран показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние сб- щества не может быть достигнуто лишь с помощью рыночных механизмов. Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством административные функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, что требует правильного определения приоритетов государственного управления с учетом обеспечения жизненно важных экономических и социальных потребностей общества. За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции: • эмиссия денег, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование; • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования; • формирование стабильной макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений; • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги); • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды; • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий; • проведение активной внешнеэкономической политики, налаживание интеграционных связей с соседними странами; • создание производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения; • поддержка социально незащищенных групп населения; • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество в решении экологических проблем; • определение рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; • обеспечение национальной безопасности страны; • создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного его соблюдения, развитие институциональной инфраструктуры; • разработка и реализация стратегии социально-экономического развития. При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, целенаправленно воздействуя на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики с тем, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в международном разделении труда. Становится более ответственной и усложняется роль государства по управлению государственной собственностью, прежде всего преодолению тотальной ее монополизации, проведению разгосударствления и приватизации. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления — обеспечить их эффективную работу с использованием рыночных законов (конкуренции, спроса, предложения, стоимости и др.), а также координацию взаимодействия между субъектами государственной и иных форм собственности, создать для них равные условия хозяйствования. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует гибкую систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), антимонопольное регулирование, защиту прав потребителей и интересов общества, посредничество между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Сегодня необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д., а также правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса. Административные методы регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий граждан. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения. Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целыо используются: • бюджетно-налоговая политика; • денежно-кредитная политика; • ценовое регулирование; • амортизационная политика; • прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Особая форма государственного регулирования разработка прогнозов и программ, объектами которых являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.). Разработка программ социально-экономического развития осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в период перехода к рынку значимость данного метода регулирования особенно велика, так как прогнозы и программы определяют стратегические и тактические цели и задачи развития, этапы и меры по их достижению, необходимые средства для их реализации. Совокупность всех инструментов системы государственного регулирования национальной экономики должна быть ориентирована на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов. Система органов государственного управления. Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде. Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5). В соответствии с Основным законом (ст. 107, п. 4) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел. Действующая система государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (табл. 8.1).
Министерство по налогам и сборам Министерство обороны Министерство образования Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерство промышленности Министерство связи и информатизации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Департамент по хлебопродуктам Департамент по мелиорации и водному хозяйству Министерство спорта и туризма Министерство торговли Министерство транспорта и коммуникаций Департамент «Белавтодор» Белорусская железная дорога Министерство труда и социальной защиты Министерство по чрезвычайным ситуациям Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерство финансов Министерство экономики Министерство энергетики Министерство юстиции Государственные комитеты Комитет государственного контроля Департамент финансового мониторинга Департамент финансовых расследований Комитет государственной безопасности Государственный военно-промышленный комитет Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по науке и технологиям Государственный комитет по стандартизации Департамент по энергоэффективности Государственный пограничный комитет Государственный таможенный комитет Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь Белорусский государственный концерн но нефти и химии (концерн «Белнефтехим») Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн «Беллегпром») Белорусский государственный концерн но производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн «Белбиофарм») Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн «Беллесбумпром») Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз)** Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Уполномоченный но делам религий и национальностей * Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289. *к Находится в ведении Правительства Республики Беларусь но вопросам, определенным законодательством. Министерство является республиканским органом государственного управления (функциональным или отраслевым), проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующим деятельность в ной других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь. В структуре министерств но решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются их структурными подразделениями и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и иные) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства. Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики» Министерство статистики и анализа преобразовано в Национальный статистический комитет, который является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, подчиненным непосредственно Президенту Республики Беларусь. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также рай-, горисполкомов и местных администраций. Необходимо отметить, что сложившаяся в республике система государственного управления экономикой еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие властных структур, так как нередко одни и те лее полномочия закреплены за разными уровнями управления. Поэтому функционирование системы должно основываться на соблюдении требований и принципов, главными из которых являются: наличие четко выбранных приоритетов, целеориентированность, рационализм, экономичность, обеспечение системной интеграции знаний, опыта и информации; взаимодействие и взаимодополнение рыночных и нерыночных отношений, механизмов и регуляторов. В совокупности они выражают принципы эффективного управления. Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном итоге обеспечит переход страны к устойчивому развитию. При этом усилия государства будут концентрироваться на потребностях и интересах человека, активизации его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности. 8.2. Методы и инструменты реализации экономической политики государства. Виды экономической политики 8.2.1. Система государственного регулирования экономики Система государственного регулирования экономики включает цели и задачи экономической политики государства, субъекты и объекты, методы и инструменты ее реализации. Экономическая политика эго проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Она предусматривает проведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, внешнеэкономической, научно-техниче- ской, налоговой и бюджетной политики. Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам, исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны, что определяет три принципиальных положения ее формирования: • экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов — постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления; • эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны — учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д.; • экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны. Для формирования экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов реализации. К целям предъявляются определенные требования: во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок; во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования, и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: • экономический рост, обеспечение которого считается ва»с- нейгаей задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВВП; • полная занятость, суть которой — достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Задача решается путем создания новых рабочих мест и применения других методов борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости; • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты — условие стабильности экономики. Достижение данной цели является важнейшим ориентиром в действиях государства; • внешнеэкономическое равновесие. Решение трех перечисленных выше целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия, которое поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяются обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям Беларуси очередность целей может заметно отличаться от характерной для западных государств. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная национальной моделью развития, недостаточной зрелостью в республике рыночных отношений. Определяя цели регулирования на конкретном временном отрезке, государство сталкивается с явлением их взаимопро- тиворечивости. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост не всегда отвечает принципу сохранения окружающей среды. Поэтому сложнейшей проблемой государственного регулирования является поиск оптимально гармоничной системы целей. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Объектами государственного регулирования экономики служат сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, не разрешаемые спонтанно или разрешаемые лишь в отдаленном будущем, в то время как для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности снятие этих проблем настоятельно необходимо уже сегодня. В качестве главных объектов следует выделить: экономический цикл; структуру хозяйства (секторальная, отраслевая и региональная); условия и источники накопления капитала; структуру форм собственности; качественные преобразования процесса воспроизводства; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; денежное обращение; платежный баланс; формирование конкурентной среды; цены; занятость; развитие системы предпринимательства; формирование рыночной инфраструктуры; развитие социальной сферы; трудоные отношения, инновационное развитие; подготовку и переподготовку кадров; окружающую среду; внешнеэкономические связи. В теории и практике экономической деятельности важное место отводится инструментарию государственного регулирования. Так, институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, поддержку государственного сектора и исследовательских центров, подготовку экономических программ и прогнозов. Материальной базой регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве основы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования, а также для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С их помощью обеспечиваются стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности, повышение благосостояния населения. В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов — администра- тивно-иравовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих взаимоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др. Экономическое регулирование используется для активизации нужных обществу форм деятельности, а также ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Инструментами экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др. К методам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующим на производство товаров и услух1, относят целевое финансирование и государственные закупки. Целевое финансирование — выделение государством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение. Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств бюджета. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения пасе- ления и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов). Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно- налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует переориентации системы государственного регулирования преимущественно на экономические методы с сохранением прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные принципы хозяйствования неприемлемы. В известной мере степень государственного регулирования экономики зависит от реальной экономической обстановки, традиций и политической системы. Так, в периоды циклических и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и безработицы предполагается активное, прямое, жесткое государственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое государственное регулирование сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инновационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производственной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естественных монополий. Кроме того, постоянно существует необходимость оперативного управления и участия государства в социально-экономическом развитии страны.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |