Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 6 страница




Очевидно, что имеющая место динамика никак не коррес­пондирует со стремительными темпами роста не только заре­гистрированных, но и фактически работающих субъектов ма­лого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в раз­витии предпринимательства являются трансформация количе­ственной динамики данного сектора в качественный рост, по­вышение его роли и значения в реализации приоритетных нап­равлений социально-экономического развития страны.

За последние годы приняты несколько законодательных ак­тов в поддержку предпринимательства. Основными из них яв­ляются Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предприниматель­ства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные (например, содействие внешнеторго­вой деятельности субъектов малого и среднего предпринима­тельства) формы поддержки MCII. В развитие положений наз­ванных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего пред­принимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого пред­принимательства, об учреждениях финансовой поддержки пред­принимателей, об обществах взаимного кредитования субъек­тов МСП.

Важно отметить, что разработка правового обеспечения в данной сфере осуществляется в соответствии с республикан­ской, отраслевыми и региональными программами. В частнос­ти, Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 го­ды предусматривается решение ряда важнейших задач, в чис­


ле которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление ад­министративных барьеров на пути развития предпринима­тельства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортоза- мещения, адресной методической, информационной, консуль­тационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.

Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закрепле­ны в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Предприняты серьезные шаги по либерализации действующей системы ценообразования в стране. В целях перехода к рыноч­ным механизмам в ценообразовании сокращен перечень това­ров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется госу­дарственное регулирование цен (тарифов), а также определены органы государственного управления, уполномоченные их ре­гулировать. Упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности отменены следующие нормы: право правительства устанавли­вать предельные индексы изменения цен; обязательная реги­страция цен (тарифов) субъектами предпринимательской дея­тельности; требование об обязательном составлении экономи­ческих расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за ис­ключением регулируемых.

Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени в республике в целом сформирована система законо­дательных мер поддержки предпринимательства.

Ряд мероприятий касается совершенствования концепции господдержки предпринимательства. Прежде всего ставится задача построения такой системы финансирования МСП, кото­рая будет стимулировать предпринимательскую деятельность. Речь идет о создании экономических стимулов, побуждающих субъекты предпринимательской деятельности, частные пред­приятия, общественные объединения, различные предприни­мательские союзы и гарантийные фонды к участию в развитии бизнес-среды. Кроме того, для решения проблемы финансового обеспечения бизнеса, особенно на стартовом этапе, которая является одной из ключевых, намечается изменение действу­ющих подходов к формированию и распределению государ­ственных ресурсов на эти цели.

К приоритетным направлениям развития предприниматель­ства отнесены производственная деятельность в промышлен­ности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозаме­щающих производств. Активизация инвестиционной деятель­ности предполагает широкое применение нетрадиционных фи­нансовых источников инвестиций, основанных на залоге не­движимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и оте­чественных инвесторов. Рост негосударственного сектора пре­дусматривается как за счет создания новых предприятий, раз­государствления и приватизации государственных предприя­тий в процессе их реструктуризации, так и путем более эффек­тивного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.

Следующим этапом деятельности государства по поддержке МСП станут практическая реализация заложенных в законода­тельстве норм, а также дальнейшая поступательная либерали­зация экономики и условий ведения бизнеса в целом. Одним из таких условий является упрощение вхождения субъектов пред­принимательства на рынок, что в свою очередь требует введе­ния электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе через создание веб-портала Единого государственного регистра юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей Республи­ки Беларусь (ЕГР).

Активно ведется поиск новых форм сотрудничества государ­ства и бизнеса, которое существует и сейчас. Однако необходи­мы правовая база для передачи части государственно значимых функций частному партнеру и предоставлении ему возможно­стей для расширения границ вложения своих инвестиций. Таким образом, государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализа­цию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государ­ством. Цели такого взаимодействия носят комплексный харак­тер и направлены на улучшение качества товаров, работ и ус­луг, привлечение средств для финансирования дорогостоящих проектов.

Анализ законодательства развитых государств свидетель­ствует о том, что ГЧП может быть реализовано посредством как договорных (договор концессии), так и институциональных форм (имеется в виду создание структур, которые не всегда яв­ляются юридическими лицами, для выполнения конкретных проектов). При этом сотрудничество государства и частного сек­тора также осуществляется по разным моделям в зависимости от инвестиционных обязательств сторон и прав собственности.

Стратегия развития MIIC направлена на создание емкого сектора альтернативной экономики и конкурентной среды и яв­ляется составной частью проводимой государственной анти­монопольной политики. Первоочередная задача последней зак­лючается в демонополизации производства товаров народного потребления и формировании конкурентной среды на потреби­тельском рынке путем предложения продукции соревнующих­ся между собой отечественных производителей и устранения существующей монополии госторговли на городских продо­вольственных и вещевых рынках, а также «монополии на кон­куренцию» со стороны зарубежных импортеров.

Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь являет­ся формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:

• повышение темпов роста MCII, активизацию производ­ственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной эко­номики;

• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населе­ния, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищен­ных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;

• усиление роли MCII в качестве конкурента предприяти- ям-монополистам путем ликвидации необоснованных препят­ствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;

• разработка в регионах, малых и средних городах, где пре­обладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специ­альных программ поддержки MCII, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифици­рованной продукции, поступающей из-за рубежа;

• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, преду­сматривающая по мере снижения инфляционного фона, прове­дения структурных экономических преобразований реализа­цию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию бла­гоприятного климата для стратегических инвестиций. Гаран­том осуществления таких проектов станет стабильность право­вого и налогового режимов, не допускающая ухудшения перво­начально установленных условий инвестирования.

Выполнению перечисленных условий будут способствовать:

• принятие решения об обязательном обеспечении свобод­ного доступа предпринимательских структур к необходимым сырьевым ресурсам и источникам информации, а также воз­можности приобретать их на равных условиях с государствен­ным сектором экономики;

• поддержание льготного режима налогообложения субъек­тов малого и среднего бизнеса (в течение одного года с момента организации — для предпринимательских фирм, занимающих­ся торговой деятельностью; трех лет — для организаций сферы производства);

• увеличение объемов достоверной, оперативной и общедос­тупной статистической информации о состоянии экономики в целом;

• разработка и внедрение льготных условий аренды поме­щений для предпринимателей малого и среднего бизнеса, сти­мулирование за счет снижения налогов заинтересованности ба- лансосодержателей в эффективном использовании помещений иод аренду;

• упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статисти­ческой отчетности, в том числе путем расширения применения электронного документооборота;

• упрощение процедур лицензирования, гигиенической ре­гистрации и сертификации толарон (работ и услуг), а также процедур, связанных с возможностью использования субъекта­ми предпринимательства необходимой для ведения бизнеса ин­фраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуника­ции связи);

• развитие лизинговых компаний и венчурных фондов, микрокредитование, создание системы гарантирования кре­дитов;

• совершенствование контрольно-надзорной деятельности путем усиления предупредительной функции, обеспечения со­размерности административных взысканий совершенным на­рушениям, разделения проверяемых субъектов хозяйствования на группы риска по экономическим критериям. (Для прибыль­но работающих организаций, не использующих государствен­ную поддержку и добросовестно исполняющих обязательства перед государственным бюджетом, количество проверок, осу­ществляемых контролирующими органами, будет ограниче­но не более одной в точение пяти лет.)

Проведение государством структурированной и обоснован­ной политики поддержки МСП создаст необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предприни­мательской активности граждан, интенсивного развития мало­го и среднего бизнеса, вклад которого в ВВП в 2015 г. составит не менее 30 %.

Несомненно, раскрепощение деловой инициативы и твор­ческого потенциала граждан будет способствовать формирова­нию развитой конкурентной среды, внедрению новых произ­водственных и управленческих технологий, развитию иннова­ционной деятельности, созданию рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступле­ний в бюджет государства, повышению благосостояния и каче­ства жизни населения.

7.4. Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика

7.4.1. Структурные преобразования экономики

Республика Беларусь после распада СССР стала самостоя­тельным суверенным государством, получив в наследство до­статочно развитую экономику с многоотраслевой структурой. Ведущую роль в ней играли отрасли специализации — маши­ностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и дерево­обрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, живот­новодство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей в больших объемах вывозилась за пределы страны (ко­эффициент товарности превышал 0,3) для удовлетворения об­щесоюзных потребностей.

Однако в условиях переходного к рыночным отношениям периода сложившиеся производственно-экономические связи были разрушены, что привело к потере или значительному со­кращению рынков сбыта белорусских товаров, утрате дешевых источников топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. В число актуальнейших выдвинулась проблема модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки в кон­тексте требований рыночной трансформации и мировых тен­денций развития.

В первые годы переходного периода структурные преобразо­вания осуществлялись стихийно, преимущественно путем кос­венного регулирования с применением монетаристских под­ходов (либерализация хозяйственной жизни, приватизация, жесткая денежно-кредитная политика), что не привело, одна­ко, к ожидаемому результату. Постепенно утвердилось мне­ние о необходимости использования инвестиционной состав­ляющей в качестве важнейшего рычага структурных преобра­зований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективной инновационной и инвестиционной политики, учитывающей специфические особенности страны и мировой опыт.

В экономике Беларуси сложился ряд структурных дефор­маций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возник­ших в первые годы суверенного существования. Основными из них являлись:

• несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребнос­тей производственных мощностей, больших объемах нереали­зованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолжен­ностей;

• наличие в структуре экономики значительного числа ма- териало- и энергоемких отраслей и производств, что в новых условиях хозяйствования привело к снижению эффективности производства, его зависимости от внешних поставок постоянно возрастающих в цене топливно-энергетических и сырьевых ре­сурсов;

• технологическое отставание производственной базы на­ционального хозяйства от экономически развитых европейских государств, высокий уровень физического и морального износа активной части основных средств вследствие недостатка инве­стиций не только для расширенного, но и простого их воспроиз­водства;

• не отвечающий современным реалиям уровень развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных с высокой долей добавленной стоимости производств.

В этих условиях стала очевидной необходимость: формиро­вания новой структуры национальной экономики в направле­нии роста ее наукоемкости и техновооруженноети, экологиче­ской сбалансированности и энергоэффективности; перевода сис­темы управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечения на этой базе качественно новых стимулов иннова­ционного развития; завершения начатых институциональных преобразований; создания адекватной рыночным условиям сис­темы мотивации поведения предпринимателей и наемного пер­сонала, достижения радикального повышения уровня жизни населения; оптимального встраивания белорусской экономики в мировое хозяйство с использованием двух- и многосторонних связей.

Системный подход к решению проблемы структурной пере­стройки и повышению на ее основе конкурентоспособности на­циональной экономики означает, что недостаточно принять не­кий «план мероприятий» по ее улучшению — в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли смо­жет оказать длительное устойчивое воздействие. Требуются обновление не только технологий и парка оборудования, но и воспроизводственной, отраслевой, региональной и организа­ционной структур экономики, а также внедрение экономиче­ских механизмов (инструментов), стимулирующих работу пред­приятий.

При преобразовании структуры экономики предстоит усо­вершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегио­нальные пропорции (между государственным и частным секто­рами; производством, потреблением и накоплением; отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; про­мышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производя­щими товары и оказывающими услуги; между крупным и мел­ким бизнесом), оптимизировать пропорции в социально-эконо­мическом развитии областей и г. Минска, усилить социальную составляющую.

В решении перечисленных проблем важнейшая роль при­надлежит государству. Однако государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствова­ния, методами государственно-частного партнерства, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полно­ценного включения механизмов рыночной конкуренции и ком­мерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской эко­номики.

При определении направлений структурных преобразова­ний необходимо исходить из принципов:

• перехода на инновационный путь развития;

• многоукладное™ экономики, обеспечения равных усло­вий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

• последовательной трансформации отношений собствен­ности, развития предпринимательства, л иберализации всех ви­дов экономической деятельности;

• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приори­тетных направлений структурной политики;

• социальной ориентации перспективной структуры эконо­мики, ускоренной динамики развития сферы услуг;

• приоритетности наукоемких, высокотехнологичных, кон­курентоспособных, экспортоориентированных и импортозаме­щающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой до­лей добавленной стоимости;

• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоратив­ные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального использования природно-эко- номических, демографических и других местных ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

• экологизации экономики, сохранения окружающей сре­ды для нынешнего и будущих поколений;

• рационального сочетания систем государственного регу­лирования и рыночного саморегулирования;

• государственной поддержки наиболее эффективных экс­портоориентированных и импортозамещающих предприятий и производств.

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), по­вышение уровня эффективности и конкурентоспособности эко­номики Беларуси в сравнении со странами торговыми парт­нерами.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения сле­


дующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полу­ченных доходов на развитие других отраслей; стратегии «пре- слодования», ориентированной на освоение конкурентоспособ­ной продукции экономически развитых стран, но с более низ­кими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.

Структурная политика Республики Беларусь должна пре­дусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комп­лексов и отраслей страны с учетом максимального использова­ния их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесооб­разно сгруппировать отрасли по следующей схеме:

1. Базирующиеся на использовании региональных фактор­ных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относят­ся специализированные отрасли и производства АПК (живот­новодство, льноводство и картофелеводство), лесная, деревооб­рабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, про­мышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкурентоспособности — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прог­рессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.

Структурная политика в отношении данных отраслей долж­на быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение систе­мы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприя­тий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение. Предприятия этой группы могут привлекать ино­странные инвестиции на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.

2. Традиционные отрасли промышленности, которые обла­дают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкуренто­способности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в государ­ственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, до­рожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станко­строение, черная металлургия и легкая промышленность). Ос­новные направления структурной перестройки — модерниза­ция, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового обо­рудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.

В качестве приоритетов целесообразно выделить технологи­чески взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также выпуск технически совершен­ных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.

3. Наукоемкие эксиортоориентированные отрасли и произ­водства, реализующие передовые достижения НТГ1 и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высо­коквалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат че­ловеческого капитала группа. Она включает отрасли, разраба­тывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотем­пературный синтез; основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов); произ­водства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого хими­ческого синтеза, нанотехнологии, импортозамещающие; пред­приятия по химическому и биологическому синтезу фармацев­тических средств, биологически активных соединений и пище­вых добавок, биологических средств питания и защиты расте­ний и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.

Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные ин­вестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для дости­жения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, от­раслевые и территориальные корпоративные объединения в фор­ме транснациональных корпораций, финансово-промышлен- пых и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производ­ства, научно-технические и финансовые структуры. Это обеспе­чит снижение издержек производства, привлечение инвести­ций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повы­шения конкурентоспособности продукции.

Особенности преобразований различных видов структуры экономики (воспроизводственная, отраслевая, технологическая и др.) определяются государственными программами структур­ной перестройки, научно-технического прогресса, отраслевыми программами и потребностями внутреннего и внешних рынков.

Воспроизводственная структура характеризует соотно­шение секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии про­изводства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны (табл. 7.3).

Таблица 7.3. Структура валового выпуска благ и услуг Республики Беларусь (в текущих основных ценах), %90

Показатель Годы
     
Валовой выпуск товаров и услуг — всего 100,0 100,0 100,0
В том числе: промежуточное потребление 63,2 56,7 58,2
валовая добавленная стоимость 36,8 43,3 41,8

 

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии и других матери­альных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель матери­алоемкости продукции, на который существенно влияют при­меняемые техника и технологии производства, уровень подго­товки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потребле­


нием. Она является основой валового внутреннего продукта. Чем выше уровни технико-технологической базы производства и использования материальных ресурсов при прочих равных условиях, тем ниже доля промежуточного продукта и выше удельный вес ВВП, что свидетельствует об эффективности эко­номики. Но объему производства BB1I на душу населения опре­деляется уровень социально-экономического развития страны.

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на ко­нечное потребление, охватывающее домашние хозяйства, госу­дарственные учреждения, некоммерческие организации, об­служивающие домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижать­ся за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом рас­ходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобрете­ние потребительских товаров и услуг, платные услуги учрежде­ний образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения сокращаться не должны, но могут повы­шаться по мере роста BBII при некотором снижении их доли. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по мере развития рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта вы­сокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетиче­ских ресурсов в ближайшие годы может иметь отрицательное значение, т.е. минус 2—3 % (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Структура использования ВВП Республики Беларусь (в текущих рыночных ценах), %91

Показатель Годы
     
Валовой внутренний продукт (исполь­зуемый) — всего 100,0 100,0 100,0
В том числе: конечное потребление 77,7 71,4 72,7
валовое накопление 25,8 27,9 41,2
чистый экспорт товаров и услуг -3,5 0,7 -13,9

 


Следует отметить, что интенсивно развивающиеся страны имеют более высокий удельный вес валовых накоплений, что обеспечивает мобилизацию необходимых ресурсов на модерни­зацию экономики. Так, соотношение конечного потребления и валового накопления в структуре используемого ВВП в 2007 г. составляло: в Китае — 49,6: 42,7; Индии — 66,5: 36,9; Фран­ции — 79,8: 22,1; Японии — 74,9: 23,8; Германии — 74,7: 18,3; Российской Федерации — 65,8: 24,5.

К воспроизводственной примыкает так называемая инсти-

qo

туционалъная структура, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности. На 01.01.2011 г. доля государственной собствен­ности по первоначальной стоимости основных средств состав­ляла 54,3 %, частной — 44,2, иностранной — 1,5 % против со­ответственно 73,0, 26,8 и 0,2 % на 01.01.2001 г. Соотноше­ние секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.