Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 7 страница




Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких ви­дов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответ­ствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Закономерностью развития отраслевой структуры экономи­ки является цикличность обновления технологий и отраслей. На циклический характер научно-технического и социально- экономического развития национальных экономик обращали внимание многие ученые. Основополагающие принципы цик­лического обновления отраслевой структуры были сформули­рованы, как уже отмечалось ранее, в работах И. Шумпетера. Материальную базу этих изменений составляют нововведения, несущие в отрасль технологический прогресс. Переход на но­вые технологии обусловливает структурные сдвиги, поскольку меняется разделение труда внутри предприятия, отрасли, тер­ритории.

Оценка структурных сдвигов производится с использовани­ем различных показателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции комплекса, валовом внутреннем продукте; удельный вес занятых в отрасли (сфере

92 В научной литературе используется также термин «социальная структура».

деятельности) в общей численности занятых в экономике; доля отрасли в стоимости основных средств. Изменение отраслевой структуры производства ВВП в стране приведено в табл. 7.5. (Отраслевая структура межотраслевых комплексов и внутриот­раслевые сдвиги анализируются в разделе 5.)

Таблица 7.5. Динамика структуры производства ВВП Республики Беларусь

(в текущих ценах), %93

Показатель Год
     
Валовой внутренний продукт — всего 100,0 100,0 100,0
В том числе: производство товаров 45,6 44,3 46,3
производство услуг 41,7 42,8 44,0
косвенно измеряемые услуги финан­сового посредничества -1,8 -1Д -зд
чистые налоги на продукты 14,5 14,0 12,8

 

Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в струк­туре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производствен- ном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

Смена поколений техники и технологических процессов — первичное звено технологического сдвига. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, клас­теров изобретений и происходит с периодичностью в 8—10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных средств. Освоение нового технологического принципа форми­рует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80—100 лет.

Совокупность взаимосвязанных н'аучно-технических нап­равлений, реализующих кластер базисных нововведений, обра-

93 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Над. стат. ком.

РБ. — Минск, 2011. — С. 301.


зует технологический уклад. Ключевым фактором первого (I) уклада было изобретение текстильной машины, второго (II) — парового двигателя и станков, третьего (III) — электродви­гателя и технологии производства стали, четвертого (IV) — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого (V) — микроэлектронных компонентов, шестого (VI) — генной инженерии, нано- и информационных технологий.

Определение технологической структуры сопряжена с боль­шими трудностями. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к V технологическому укладу начал­ся еще в 1970-е гг. Например, в Японии к началу 1990-х гг. удельный вес V технологического уклада составил 45 %, IV — 35, остальных — 20 %; в России доля первых двух укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособнос­ти белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологическо­го уклада, 22—23 % — III и 9 10 % — V и VI. Основные при­

чины отставания разрушение научно-инновационного и про­изводственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низ­кий уровень наукоемкости ВВП (0,7 %) по сравнению с эконо­мически развитыми государствами (3 4 %), неоправданная

конверсия в военном промышленном комплексе, где преобла­дал V технологический уклад, слабая инновационная деятель­ность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.

Региональная структура характеризует территориаль­ные пропорции размещения видов экономической деятельно­сти, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспе­чения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и усло­вий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда. (Динамика структурных сдвигов в размещении важнейших видов экономической дея­тельности по регионам Республики Беларусь приведена в раз­деле 6.)

7.4.2. Инновационная и инвестиционная политика

Структурная трансформация экономики осуществляется на базе научно обоснованной инновационной и инвестицион­ной политики — составной части экономической политики го­сударства.

Инновационная политика — совокупность мер государ­ственного регулирования, направленная на повышение иннова­ционной активности и поддержку базисных (важнейших) инно­ваций, на формирование национальной инновационной системы. Она определяет специфический вид деятельности, связанный с внедрением результатов ИР (новшеств) и нововведений в про­изводство, которые затем трансформируются в инновационный продукт — новые виды продукции и услуг, в новые технологии, новые формы организации труда и управления программные продукты, обеспечивающие экономический и социальный про­гресс в обществе.

Стратегическая цель инновационной политики Белару­си создание инновационной, конкурентоспособной на миро­вом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащит­ной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-эко­номическое развитие и повышение уровня и качества жизни народа.

Основными задачами инновационной политики являются:

• построение национальной инновационной системы;

• создание благоприятной для инновационной деятельнос­ти экономической, правовой и социально-культурной среды;

• модернизация материально-технической базы производ­ства и социальной сферы за счет применения новых и высоких технологий;

• формирование качественно новых технологических укла­дов в секторах и отраслях экономики;

• достижение высокого уровня экспорта, импортозамеще- ния, экономической и энергетической безопасности;

• развитие интеллектуального потенциала и творческой ак­тивности работника.

Инновационная деятельность включает три основные стадии: от начала исследований до первого промышленного освоения объекта, от первого промышленного освоения до вы­пуска (внедрения) объекта, период его использования у потре­бителя. Важнейшие параметры инновационного развития (ИР) Беларуси приведены в табл. 7.6.

Таблица 7.6. Основные показатели инновационной деятельности в Республике Беларусь94

Показатель Годы
   
Доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности, % 10,4 19,5
Доля инновационно активных организаций в общем количестве промышленных организаций, % 14,1 15,4
Удельный вес сертифицированной продукции, % 70,0
Удельный вес накопленной амортизации в перво­начальной стоимости ОППС (на конец года), % 63,2 51,3
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 15,2 14,5
Создание и сертификация систем менеджмента ка­чества производств по ИСО 9001, количество про­изводств  
Доля затрат на машины, оборудование, транспорт­ные средства в инвестициях в основной капитал, % 47,0 38,0
Численность работников, выполняющих ИР, тыс. чел. 30,2 31,7
Рост финансовых затрат на ИР за счет расходов, финансируемых из средств республиканского бюд­жета, % к ВВП 0,38 0,3
Внутренние затраты на ИР, % к ВВП 0,68 0,7

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что инновационная деятельность в республике по сравнению с экономически разви­тыми странами находится на недостаточно высоком уровне. Ос­новными направлениями ее развития на перспективу должны стать:

• ускоренная разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий;

• создание новых институциональных и организационных форм, формирование научного потенциала в крупных органи­зациях и концернах в целях превращения их в саморазвива- ющиеся конкурентоспособные фирмы;

94 Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. -— С. 341, 403, 494—497, 500, 505; Национальная инновационная система Республики Беларусь. — Минск: БелИСА, 2007. — С. 16.


• развитие Парка высоких технологий и других инноваци­онных центров;

• обоснование долгосрочной стратегии развития инноваци­онной сферы за счет использования эффективных форм интег­рации науки, образования и производства;

• усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач;

• стимулирование перспективных разработок государствен­ного значения и совершенствование механизма их отбора;

• первоочередная поддержка инновационных проектов, вы­полняемых в рамках государственных народнохозяйственных и научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, модерниза­цию наиболее эффективных производств.

Инвестиционная политика представляет собой совокуп­ность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозаме- щения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

В экономической литературе под инвестициями понимают­ся финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступа­ют вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бу­маги, интеллектуальные ценности, научно-техническая про­дукция.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая вклю­чает: капитальное строительство деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инноваци­онную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инно­вации); сферу обращения финансового капитала (рынки цеп­ных бумаг); сферу реализации имущественных прав собствен­ников инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматери­альных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан

Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают госу­дарственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заем­ные), средства государственных предприятий, инвестиции граж­дан, негосударственных предприятий и общественных органи­заций, иностранные и совместные инвестиции.

Характер участия в инвестировании определяют прямые ин­вестиции (вложения средств в объект непосредственно инвесто­ром), непрямые (вложения средств через посредников) и порт­фельные (вложения капитала в различные ценные бумаги) ин­вестиции. Наиболее эффективны прямые иностранные инве­стиции, которые не обременяют государство обязательствами по их обслуживанию. Инвестиции в основной капитал пред­ставляют собой один из видов инвестиционных ресурсов, нап­равляемых в воспроизводство основных средств как производ­ственного, так и непроизводственного назначения. Инвестиции вкладываются также в оборотные средства и нематериальные активы.

Основными источниками инвестиций являются: ВВП (ва­ловые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые иод воздействием механизмов финансовой системы перераспре­деляются и выступают в виде собственных финансовых ресур­сов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансо­вых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств на­селения. Характеристика основных параметров инвестицион­ной деятельности Республики Беларусь за 2000 2010 гг. при­

ведена в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Основные параметры инвестиционной деятельности Республики Беларусь, %95

Показатель Годы
     
       
Томны роста инвестиций в основной капитал за пятилетие 133,3 179,3 230,0

““Составлено по: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Над. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 401—406; Инвестиции и строи­тельство в Республике Беларусь: стат. сб. / Минстат РБ. — Минск, 2004. — С. 28—32.

 


       
Функциональная структура инвести­ций в основной капитал (в фактически действовавших ценах) 100,0 100,0 100,0
В том числе в отрасли: производящие товары 38,8 45,6 46,9
оказывающие услуги 61,2 54,4 53,1
Отраслевая структура инвестиций 100,0 100,0 100,0
В том числе: промышленность 30,2 28,9 ■ 25,5
сельское и лесное хозяйство 7,1 13,6 17,4
строительство 1,4 3,0 3,9
транспорт и связь 13,4 15,0 9,1
торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт 4,3 4,4 3,8
другие отрасли сферы услуг 43,6 35,1 40,3
Технологическая структура инвестиций в основной каиитал 100,0 100,0 100,0
В том числе: строительно-монтажные работы 50,0 43,0 50,0
машины, оборудование, транспорт­ные средства 38,0 47,0 38,0
прочие работы и затраты 12,0 10,0 12,0
Структура инвестиций в основной ка­питал по источникам финансирования 100,0 100,0 100,0
В том числе за счет: консолидированного бюджета 20,3 25,8 18,7
собственных средств организаций 51,4* 44,0 32,9
средств населения 17,7* 7,9 7,6
иностранных источников (без креди­тов иностранных банков) 4,3 1,6 2,1

       
кредитов банков _ 15,0 32,3
из них кредитов иностранных банков   1,2 2,3
прочих источников 6,3 5,7 6,4
* Включая кредиты банков.

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2000—2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и техно­логическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в про­мышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населе­ния при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансиро­вания за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источ­ников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.

Оценка современного состояния инвестиционной деятель­ности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР—2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инве­стиционной политики страны на долгосрочный период:

• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестици­онных рисков;

• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию прио­ритетных направлений структурной перестройки экономики;

• разработка и внедрение эффективного механизма инвести­рования в экономику посредством дальнейшего совершенство­вания нормативной правовой базы и приведения ее в соответ­ствие с международными стандартами;

• усиление роли амортизационных отчислений в инвести­ционном процессе;

• расширение системы лизинговых операций, которые поз­воляют решать проблемы модернизации и технического перево­оружения производства (особенно в сфере малого предпринима­тельства) без значительного стартового капитала;

• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кре­дитов;

• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными госу­дарствами.


Решение поставленных задач требует принятия ряда мер. Прежде всего следует обеспечить стабильность законодатель­ной и нормативной баз, что позволит создать условия для акти­визации инновационной и инвестиционной деятельности. Не­обходимо активизировать деятельность по привлечению внеш­него финансирования. Мировой опыт показывает, что практи­чески все государства, достигшие социального и экономиче­ского прогресса в последние десятилетия, в значительной мере использовали иностранный капитал. В этой связи важно улуч­шить инвестиционный климат в стране, снизить инвестицион­ные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.

Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке пред­полагается применить на приоритетных направлениях соци­ально-экономического развития Беларуси: модернизация про­изводств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направлен­ности; повышение качества и конкурентоспособности продук­ции; увеличение объемов производства и расширение ассорти­мента продуктов питания; разработка и внедрение современ­ных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных меднрепаратов; разви­тие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.

Реализация данных направлений должна осуществляться на основе инвестиционных проектов, которые представляют со­бой комплекс мероприятий в сфере капитального строитель­ства, реконструкции или модернизации производства, а также подготовки кадров. К важнейшим инновационным и инвести­ционным проектам относятся:

• в промышленности — модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкострое­ния, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промыш­ленности) в целях увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, вы­пускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, спе­циальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычис­лительной техники, телевизоров; создание промышленных ла­зеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях тех­ники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сель­ского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производ­ство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий ком­плекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью по­вышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее адаптации к рыночным условиям. В качестве основных направ­лений комплексной реструктуризации предприятий предусмат­риваются перепрофилирование производства, совершенствова­ние его организации, внедрение маркетинга, переход к новым организационным формам корпоративного управления (клас­теры, холдинги и др.), внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

• в строительном комплексе — модернизация и расшире­ние производства высокоэффективных строительных материа­лов и конструкций (цемент, эффективные стеновые, кровель­ные и теплоизоляционные материалы, столярные изделия, гип­совые вяжущие, строительное стекло, конструкции из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энерго­сберегающих технологий;

• в агропромышленном комплексе — углубление специали­зации сельскохозяйственного производства (развитие животно­водства, картофеле- и льноводства); интенсификация производ­ства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повыше­ния ее качества; совершенствование государственной поддерж­ки и реформирование сельскохозяйственных организаций в со­ответствии с государственной программой возрождения и раз­вития села;

• в системах производственной и социальной инфраструк­тур — реализация инновационных и инвестиционных проек­тов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснаб­жения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления наро­да (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура). Наиболее важные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурс­ной и возвратной основе.

Главными критериями отбора проектов для совместного го­сударственно-коммерческого финансирования, согласно Поло­жению о конкурсном размещении инвестиционных ресурсов, являются внедрение новых и высоких технологий, обеспечи­вающих возможность выхода на мировой рынок и приток ва­люты в страну, и нормативный срок окупаемости данных проектов.

Основными источниками инвестиций станут внутренние накопления республиканский и местные бюджеты, иннова­ционные фонды, собственные средства юридических лиц и на­селения (включая кредиты), ПИИ. В структуре инвестиций по-прежнему будут доминировать собственные средства юриди­ческих лиц (амортизация, прибыль) и кредиты. Расширению инвестиционных возможностей предприятий будут способство­вать новая амортизационная политика, либерализация налого­вого режима и ценообразования, снижение инфляции. Даль­нейший рост инвестиций предполагается обеспечить за счет средств иностранных инвесторов и населения путем создания эффективных механизмов в банковском секторе, развития рын­ка ценных бумаг, расширения сети небанковских финансовых учреждений (пенсионных, лизинговых, инвестиционных, стра­ховых, трастовых и др.). Удельный вес иностранных инвести­ций в общем объеме инвестиций в основной капитал к 2015 г. необходимо довести до 20—25 %.

Основные термины и понятия: белорусская модель развития эко­номики; валютный рынок; воспроизводственная, институциональная, отрасле­вая, технологическая, региональная структуры экономики; государственное предпринимательство; государственно-частное партнерство (ГЧП); единолич­ное владение; инвестиционная политика; инновационная политика; институ­циональная среда; малый бизнес; направления структурных преобразова­ний, приоритеты; партнерство; перспективная модель экономики как системы; предпосылки и этапы создания перспективной модели экономики; предприни­мательство; рынок капитала; рынок труда; рынок факторов производства; ры­ночная инфраструктура; рыночные институты; социальная сфера и социаль­ный механизм; социально ориентированная рыночная система; социальный императив и социальная политика; товарные рынки; фондовый рынок; частное предпринимательство; человеческий капитал


Вопросы для самопроверки

1. Каковы закономерности, основные черты и стадии пере­хода от централизованно планируемой к рыночной экономике социально ориентированного типа?

2. Приведите характеристики перспективной модели эконо­мики Беларуси в ее зрелом виде. Как они соотносятся с принци­пами белорусской модели развития?

3. Назовите политические и социально-экономические пред­посылки, внешние и внутренние, общесистемные и системные условия построения перспективной модели экономики Бела­руси.

4. Какие этапы построения перспективной модели экономи­ки предусмотрены НСУР—2020?

5. Что такое социальный императив государственной поли­тики?

6. Что означает социальный механизм развития эконо­мики?

7. Дайте определение понятия «человеческий капитал».

8. Охарактеризуйте направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

9. Назовите стратегическую цель и основные направления развития институциональных преобразований.

10. Какова роль институциональной структуры в развитии социально ориентированной рыночной экономики?

11. чем заключается системообразующая функция рын­ков факторов производства в рыночной экономике?

12. Укажите причины, сдерживающие развитие рынка тру­да в Беларуси.

13. Охарактеризуйте структуру и место рынка капитала в системе рынка факторов производства и финансовых рынков.

14. Как оцениваются потенциал и инфраструктура валютно­го рынка?

15. Чем объясняется слабый рост фондового рынка Бела­руси?

16. Назовите основные институты товарных рынков и меха­низмы их развития.

17. Раскройте содержание понятия «предпринимательство».

18. В чем состоит роль государственного предприниматель­ства в развитии национальной экономики?

19. Что следует понимать под государственно-частным парт­нерством?

20. Укажите пути решения проблем развития малого и сред­него бизнеса в Республике Беларусь.

21. Назовите цели и задачи, основные принципы и критерии структурных преобразований в экономике Беларуси.

22. Охарактеризуйте цели и задачи, приведите основные направления инновационной политики Республики Беларусь.

23. Каковы сущность и важнейшие направления инвестици­онной политики Беларуси, в том числе по секторам экономики, на перспективу?

Литература

1. Богомолов, О. Государственно-частное партнерство: меж­дународный опыт и российская практика / О. Богомолов // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 5.

2. Глазьев, C.IO. Переход к инновационной экономике — ус­ловие будущего развития России / С.Ю. Глазьев // Иннова­ции. — 2000. — № 3—4.

3. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь па 2007—2010 годы. — Минск, 2007.

4. Дорина, Е.Б. Институциональная теория и решение проб­лем глобального развития экономики и управления / Е.Б. До­рина // Белорус, экон. журн. — 2010. — № 3.

5. Дорина, К.Б. Формирование институциональной струк­туры белорусской экономики в условиях трансформации: мо- ногр. / Е.Б. Дорина. Минск: БГЭУ, 2005.

6. Концепция социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь до 2015 года. — Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 1998.

7. Мясникович, МЛ. Инновационная деятельность в Респуб­лике Беларусь: теория и практика / М.В. Мясникович. - Минск: Право и экономика, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.