КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 3 страница
7.1.2. Предпосылки построения перспективной модели экономики Годы преобразований (особенно начало 1990-х) показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм. Речь идет о наличии предпосылок развития рыночной экономики в их совокупности, достаточной для формирования фундамента успешного преобразования действующей экономической модели в перспективную. Б качестве предпосылок могут выступать идейные и ресурсные потенциалы, производственные и институциональные структуры, факторы, условия, алгоритмы решения проблемы, тенденции. При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор (этапы преобразований), по которому можно выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных па крат ко- и долгосрочную перспективы. Б краткосрочном плане решению подлежат неотложные; и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя про рвать или остановить. К текущим задачам относятся: • реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры; • краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств; • максимальное использование наличных производственных мощностей; • совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности; • ориентация финансовой сферы, денежной политики на борьбу с инфляцией, укрепление национальной валюты; • сосредоточение структур экономического управления пре- имущественно на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточности и неплатежей. Успешное решение текущих задач создает необходимый фундамент для преобразований — важнейшую предпосылку построения перспективной модели экономики. Но в сложнейшую повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долгосрочного характера'. 1. Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер. 2. Структурные преобразования также нельзя провести одномоментно. Изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг, а также достижение и поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют огромных и заблаговременно осуществленных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции. Столь же инерционен в своей динамике многокомпонентный располагаемый потенциал развития экономики (природные, демографические, производственные, научные, информационные, технологические и иные виды ресурсов). 3. Длительный период времени необходим и для институциональных преобразований. Внесение изменений в законодательство, разработка и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления институтов рыночной экономики (частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и др.) — многолетний процесс. Но еще более мнительные сроки требуются для утверждения новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Долговременный характер названных выше процессов про образований обусловливает их стратегический характер и при дает им статус базовых предпосылок построения перспективной модели экономики. В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования ПМЭ входят: • выгодное экономико-географическое положение Беларуси; • развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; • значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых; • достаточно мощная строительная база; • значительный научно-технический потенциал; • многоотраслевой промышленный комплекс; • высокий общеобразовательный уровень населения при сравнительно низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; • комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов; • многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков; • совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления. В качестве барьеров построения ПМЭ выступают: • несовершенство законодательно-нормативной базы, в которой сегодня преобладают административные рычаги и бюрократические препоны в управлении экономикой; • недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы; • критический уровень износа активной части основных средств и устаревшие в своем большинстве производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно- коммуникационной инфраструктур; • недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; • значительное налоговое бремя на товаропроизводителей. Поэтому задача государственной политики в области реформирования состоит в создании такого хозяйственного механизма (системы управления и регулирования), который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что в свою очередь создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ. Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует разделить па внешние и внутренние, а последние в свою очередь — на системные, структурные, институционально-правовые и другие. К числу внешних предпосылок относят, прежде всего, учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграцию и сотрудничество в мировом и региональном масштабах. Внутренними предпосылками являются мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды социально ориентированной экономики, устойчивый экономический рост и повышение благосостояния парода. Для успешного построения ПМЭ необходимы следующие предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (системные условия)'. • в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на базе структурной перестройки, модернизации и обновления производственной базы, выпуска высокотехнологичной наукоемкой продукции, развития сферы услуг; • в финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только па выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долговременное развитие (долгосрочные крупные проекты национального и международного масштаба); • в институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики; • во внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве; • в области управления социально-экономическими процессами гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решение текущих и перспективных задач с использованием новых информационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. Преобразования охватывают все элементы экономической системы на макро- и микроуровнях, в реальном и финансовом секторах, в системе управления и регулирования. По приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение перспективной модели экономики, являются: • создание структурного и институционального каркаса ПМЭ; • формирование национальной инновационной системы; • реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства; • развитие человеческого потенциала; • оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы. 7.1.3. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует достаточно длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной рыночной (смешанной) экономике устраняет опасность навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать к современности наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом мировой опыт без его механического копирования. Если подходить к определению фаз вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе; • стартовая — стадия преобладания элементов старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется постепенным демонтажом прежних институтов, сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На этой стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности; отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций; • смешанная — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация, в отличие от первой стадии, уже не является всеобъемлющей, все пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор; • зрелая — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя характеризуется достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой с полным соблюдением ее основных принципов — свободы личности, социальной сбалансированности, развитых конкурентных условий, сильного государства, которое определяет рамочные политические и правовые условия, сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором. 11рактика формирования национальной экономики последнего пятнадцатилетия позволяет выделить следующие этапы социально-экономического развития в направлении построения ПМЭ. Первый этап (1996—2005 гг.) — создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось решение следующих задач: разработка необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования; создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры путем приоритетного развития систем здравоохранения и образования, культуры, спорта и туризма; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население; улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизация ситуации в проблемных регионах. Второй этап (2006—2010 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и эко логического развития, повышение уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе осуществлялась разработка закон о дательно-правовой базы инновационного развития, создавались основы построения новой модели белорусской экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного рос та и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что требовало усилении экономической функции государства. Формировались условия для перехода к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями были определены: развитие человеческого потенциала путем совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала за счет повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. Сегодня формируется третий этап (2011—2020 гг.) — гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этане предусматривается построение основы информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно опираться на деятельность зрелых институтов рыночной экономики, углубление структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкое внедрение достижений науки и техники, создание экологически чистых производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. Практическая реализация первого и второго этапов осуществлялась в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и программ социально-экономического развития страны на 2001 —2005 и на 2006—2010 годы, в которых были определены идеология эволюционного подхода к рыночной трансформации и логика практических действий. В ходе реализации Программы на 2006—2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, сдерживающих поступательное движение страны вперед. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, характеризующаяся высокой импорто-, материало- и энергоемкостью выпускаемой продукции, относительно низкой производительностью труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции. Кроме того, снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику ПИИ. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций 1C инновациям, наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Реализация третьего этапа осуществляется в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 2015 годы, главными целями которой являются: • рост благосостояния и улучшение условий жизни населения путем совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики; • формирование условий для развития человеческого потенциала на основе создания полноценной семьи, роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, улучшения здоровья и повышения уровня культуры и качества образования граждан; • создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования, в том числе усиление мотивации к труду и повышение ответственности работников за его результаты и качество; • совершенствование структуры экономики за счет приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высоко- технологических производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг; • выполнение целевых ориентиров социально-экономического развития но росту ВВП, производительности труда, объему промышленного и сельскохозяйственного производства, объему услуг, инвестициям в основной капитал, экспорту товаров и услуг и др. Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирования, преодоления кризисных явлений, создания условий для макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста в целом оказалась верной. Несмотря на сложные внешние и внутренние условия функционирования экономической системы страны, данный период стал трудным, но очевидным шагом вперед по пути построения ПМЭ, подтвердившим в основном правильность данной стратегии, ее концептуальные основы и практику реализации. Однако это не освобождает научные институты и государственные структуры от необходимости совершенствования теоретико-методологических основ и программно-целевых подходов к формированию перспективной модели экономики страны и, прежде всего, эффективного механизма ее практической реализации. Ключевыми компонентами данного механизма в части обеспечения социальной ориентации национальной экономической системы являются безусловные приоритеты и императивы социального характера, в первую очередь, социальный императив и реализующий его приоритет развития человеческого капитала в рамках социального механизма развития экономики. Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности, особенно в рамках построения социально ориентированной экономики. Приоритет социальных целей, выдвижение развития человека как цели прогресса на первый план, подход к уровню развития человеческого потенциала как к мере зрелости общества, государства, его социально-экономической политики — все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития. Непосредственно природа социального начала раскрывается с помощью таких категорий, как социальная сфера, социальный потенциал, социальная структура, социальная безопасность, социальная политика, социальные индикаторы и др. Социальная сфера81 в своем функционировании предстает как сложноструктурированная на социально неравные классы, слои, группы людей, связанные между собой отношениями собственности, трудовыми и иными социальными взаимодействиями в формах сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, распределительными отношениями, реализующимися в различных формах и уровнях дохода, богатства, бедности, семейно-бытовыми и рекреационными отношениями, способами организации рабочего и свободного времени, проведения досуга. Именно здесь прокладываются самые мощные каналы взаимодействия экономической сферы с социальной, что реализуется в рамках экономической и социальной политики с помощью социального механизма развития экономики, или совокупности социальных институтов (здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.). Главная идея, на которой базируется представление о социальном механизме развития экономики, состоит в том, что результаты экономического развития не являются следствием прямого действия органов управления, а опосредуются деятельностью, активностью социальных групп. В свою очередь эта активность зависит от мотивационного, статусного, культурного и управленческого регуляторов (рис. 7.1).
В XX столетии в развитых странах социальная сфера чрезвычайно расширилась, если принимать во внимание ее долю в национальном доходе и государственных расходах, характер социальных институтов, а также объем и качество социальных услуг. Наряду с традиционными видами последних — образованием и здравоохранением, которые в определенной мере содержались за счет государства и прежде получили развитие такие элементы социальной сферы, как социальное обеспечение и социальное страхование. Социальные расходы (социальное обеспечение, социальное страхование, жилье, здравоохранение и образование) в развитых странах колеблются от уровня чуть ниже половины всех бюджетных расходов правительства (Канада, Великобритания, США) до уровня более двух третей (Франция и Германия). Одновременно формировался еще один подход к определению социальной сферы как объекта социальной политики и социального управления, где она часто трактуется как область деятельности социального государства. Собственно социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: рост доходов и уровня потребления населения, повышение качества различных сторон жизнедеятельности, социальная защита граждан страны. Социальная политика как инструмент реализации социального императива охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления, которые отражаются социальными параметрами национальной статистики страны. Основными целями социальной политики являются: обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, получение гарантии на оказание медицинской помощи, полноценное питание, образование, социальную защиту и др. Эти цели реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих задающие социальные блоки и параметры, средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ[84]. 7.1.4. Приоритетное развитие человеческого потенциала [85] Основным источником инноваций и факторов, способствующим их восприятию и распространению, является человек. Уровень инновационного развития экономики зависит от того, насколько эффективны воспроизводство и использование человеческого капитала. Человеческий капитал — это мера здоровья, знаний, профессионального опыта, мотивов, навыков, способностей, экономически значимой информации, накопленных пожизненными инвестициями в человека, позволяющих не только удовлетворять текущие потребности, но и развиваться до достижения предельного индивидуального социально-экономического и общественного эффекта, проявляющегося в экономическом росте, социальной стабильности. Термин «человеческий капитал» широко используется в экономической теории и практике наряду с понятиями «человеческий фактор», который выступает как синоним фактора труда в традиционном перечне факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательство), и «человеческий потенциал», который применяется OOII для расчета ИРЧП в целях сравнения уровней развития человеческих ресурсов отдельных стран мира. Понятие «человеческий капитал» употребляется в контексте привлечения инвестиционной составляющей в развитие данной экономической категории. Инвестиции в человеческий капитал — это ресурсы, формирующие и накапливающие новые знания, информацию и опыт в процессе подготовки и функционирования рабочей силы. Иными словами, инвестиции это издержки производства человеческого капитала, а сам человеческий капитал во всех его компонентах — результат процесса своего формирования и накопления. Существует множество подходов, количественных оценок, методов и методик измерения экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала позволяет теоретически определить совокупную факторную производительность — общий измеритель эффективности. Однако на практике произвести подобные подсчеты достаточно сложно: необходимы обширная база статистических данных и построение объемной экономико-статистической модели, которой в стране пока нет. В настоящее время в программных и прогнозных разработках для оценки человеческого капитала используются методики ООН по ИРЧП и устойчивому развитию, где приоритетное место отводится социальным целям: качеству и продолжительности жизни населения, защите и улучшению среды обитания людей, социальным гарантиям и социальной справедливости, сохранению и умножению культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями Четвертого всебелорусского народного собрания. Поэтому и hi.. I не приоритета в Программе социально-экономического IП1.1НИ I it>i Республики Беларусь на 2011- 2015 годы определено развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования. Реализация данного приоритета потребует: • формирования условий для роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан; • модернизации организационно-экономических механизмов и институтов, создания благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования; • построения эффективной инновационной системы; • совершенствования структуры экономики на основе первоочередного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг; • активизации инвестиционных процессов и стимулирования притока в страну прямых иностранных инвестиций; • развития интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ; • повышения эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечения сбалансированности экономики, выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 г.; • обеспечения энергетической безопасности страны. 7.2. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка Стратегической целю институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения природной среды. Институциональные преобразования предполагают: • изменение отношений собственности и организационноэкономической структуры экономики; • изменение роли различного типа хозяйствующих субъектов; • создание необходимых условий и форм привлечения капитала; • усиление управленческих и регулирующих функций в новых социально-экономических отношениях и др. Институциональная структура национальной экономики сочетает общие механизмы регулирования рынка и специфические инструменты, различающиеся в зависимости от особенностей и фаз развития экономической системы. В нынешней экономической ситуации предстоит серьезно перестроить институциональную структуру, выбрать оптимальные инструменты стимулирования инвестиционной и инновационной активности, запустить механизмы трансформации сбережений в инвестиции, найти эффективные формы интеграции частных и общественных интересов. Следует отметить наличие множества альтернатив, поэтому выбор определяется, с одной стороны, системой целей экономической политики, с другой — наличным организационно-квалификационным потенциалом системы государственного регулирования. Ключевая цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа. Наряду с этим стоит задача формирования хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках их роста, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на базе современных технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены наряду с мерами по приватизации госпредприятий также регулирование внешней торговли, финансовая и денежно-кредитная политика.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |