Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 3 страница




7.1.2. Предпосылки построения

перспективной модели экономики

Годы преобразований (особенно начало 1990-х) показали, что государственный и общественный организм страны не мо­жет совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм. Речь идет о наличии предпосылок развития рыночной экономики в их совокупности, достаточной для формирования фундамента успешного преобразования дей­ствующей экономической модели в перспективную. Б качестве предпосылок могут выступать идейные и ресурсные потенциа­лы, производственные и институциональные структуры, фак­торы, условия, алгоритмы решения проблемы, тенденции. При определении предпосылок необходимо в комплексе с целевыми установками и императивами учитывать и временной фактор (этапы преобразований), по которому можно выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных па крат ко- и долгосрочную перспективы.

Б краткосрочном плане решению подлежат неотложные; и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя про рвать или остановить. К текущим задачам относятся:

• реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;

• краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств;


• максимальное использование наличных производствен­ных мощностей;

• совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности;

• ориентация финансовой сферы, денежной политики на борьбу с инфляцией, укрепление национальной валюты;

• сосредоточение структур экономического управления пре- имущественно на решении оперативных вопросов сбыта про­дукции, пополнения оборотных средств, преодоления убыточ­ности и неплатежей.

Успешное решение текущих задач создает необходимый фундамент для преобразований — важнейшую предпосылку построения перспективной модели экономики. Но в сложней­шую повседневную хозяйственную деятельность страны долж­ны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспек­тиву и создающие предпосылки долгосрочного характера'.

1. Долговременными, по сути, являются инвестиции в чело­веческий капитал, знания, умения, в систему образования, нау­ку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упрежда­ющий характер.

2. Структурные преобразования также нельзя провести одномоментно. Изменения в структуре реального сектора эконо­мики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг, а также достижение и поддержание про­грессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, тех­нологической, региональной структурах экономики требуют огромных и заблаговременно осуществленных капиталовложе­ний, отладки механизма трансформации сбережений в инвести­ции. Столь же инерционен в своей динамике многокомпонен­тный располагаемый потенциал развития экономики (природ­ные, демографические, производственные, научные, информа­ционные, технологические и иные виды ресурсов).

3. Длительный период времени необходим и для институци­ональных преобразований. Внесение изменений в законода­тельство, разработка и ввод в действие новых законов, утверждающих правовые нормы для становления институтов рыноч­ной экономики (частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации но­вовведений, венчурного финансирования, страхования иннова­ционных рисков и др.) — многолетний процесс. Но еще более мнительные сроки требуются для утверждения новых нефор­мальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формиру­ющих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д.

Долговременный характер названных выше процессов про образований обусловливает их стратегический характер и при дает им статус базовых предпосылок построения перспективной модели экономики.

В число позитивных предпосылок и конструктивных фак­торов формирования ПМЭ входят:

• выгодное экономико-географическое положение Беларуси;

• развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

• значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых;

• достаточно мощная строительная база;

• значительный научно-технический потенциал;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• высокий общеобразовательный уровень населения при сравнительно низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

• комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов;

• многовекторные внешнеэкономические связи, способству­ющие расширению внешних рынков;

• совершенствующаяся в профессиональном отношении сис­тема государственного управления.

В качестве барьеров построения ПМЭ выступают:

• несовершенство законодательно-нормативной базы, в ко­торой сегодня преобладают административные рычаги и бюро­кратические препоны в управлении экономикой;

• недостаточное развитие конкурентной среды на внутрен­нем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

• критический уровень износа активной части основных средств и устаревшие в своем большинстве производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно- коммуникационной инфраструктур;

• недостаточный уровень менеджмента, подготовки и пере­подготовки кадров для работы в рыночных условиях;

• значительное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому задача государственной политики в области рефор­мирования состоит в создании такого хозяйственного механиз­ма (системы управления и регулирования), который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что в свою оче­редь создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ.

Исходя из изложенных критериев и методологических под­ходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует разделить па внешние и внутренние, а последние в свою очередь — на системные, структурные, институционально-пра­вовые и другие.

К числу внешних предпосылок относят, прежде всего, учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в ми­ровые процессы глобализации и информатизации, интеграцию и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Внутренними предпосылками являются мировоззренче­ские, идеологические, правовые и политические условия, спо­собные обеспечить формирование рыночной конкурентной сре­ды социально ориентированной экономики, устойчивый эконо­мический рост и повышение благосостояния парода.

Для успешного построения ПМЭ необходимы следующие предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (системные условия)'.

• в реальном секторе — создание эффективной и конкурен­тоспособной экономики на базе структурной перестройки, мо­дернизации и обновления производственной базы, выпуска вы­сокотехнологичной наукоемкой продукции, развития сферы услуг;

• в финансовом секторе — формирование финансовых струк­тур и механизмов, ориентированных не только па выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долговременное развитие (долгосрочные крупные проекты национального и международ­ного масштаба);

• в институционально-правовой сфере — построение сис­темной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентирован­ной рыночной экономики;

• во внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

• в области управления социально-экономическими процес­сами гибкое сочетание прямых и косвенных методов регули­рования, решение текущих и перспективных задач с использо­ванием новых информационных технологий, совершенствова­ние системы подготовки и переподготовки кадров.

Преобразования охватывают все элементы экономической системы на макро- и микроуровнях, в реальном и финансовом секторах, в системе управления и регулирования. По приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение перспективной модели экономики, являются:

• создание структурного и институционального каркаса ПМЭ;

• формирование национальной инновационной системы;

• реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;

• развитие человеческого потенциала;

• оптимизация роли государства в регулировании и рефор­мировании экономики и социальной сферы.

7.1.3. Этапы (стадии) построения

перспективной модели экономики

Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует достаточно длительно­го переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволю­ционный путь продвижения к социально ориентированной ры­ночной (смешанной) экономике устраняет опасность навязыва­ния народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать к современности наиболее конструктивное, от­сечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом мировой опыт без его механического копирования.

Если подходить к определению фаз вызревания политиче­ских, социальных, экономических, психологических и других институтов с теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три ста­дии перехода к новой экономической системе;

• стартовая — стадия преобладания элементов старой сис­темы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется постепенным демонтажом прежних институ­тов, сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой поли­тики занятости, доходов и цен. На этой стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросо­вестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности; отсутствует конкуренция из-за сильных моно­полистических тенденций;


• смешанная — стадия сосуществования в рамках одной по­литической системы структур двух экономических укладов характеризуется в концептуальном плане как смешанная эко­номика с развитыми рыночными отношениями, новой институ­циональной средой, новой ролью государства и государственно­го регулирования, сильной, но уже селективной социальной по­литикой. Социальная ориентация, в отличие от первой стадии, уже не является всеобъемлющей, все пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государ­ственных и общественных структур. Появляются структуриро­ванное гражданское общество и достаточно сильный и эффек­тивный частный сектор;

• зрелая — стадия преобладания правовых норм, государ­ственных институтов и общественных структур нового эконо­мического строя характеризуется достаточно развитой соци­ально ориентированной рыночной экономикой с полным соб­людением ее основных принципов — свободы личности, соци­альной сбалансированности, развитых конкурентных условий, сильного государства, которое определяет рамочные полити­ческие и правовые условия, сотрудничает с развитым граждан­ским обществом и эффективным частным сектором.

11рактика формирования национальной экономики послед­него пятнадцатилетия позволяет выделить следующие этапы социально-экономического развития в направлении построе­ния ПМЭ.

Первый этап (1996—2005 гг.) — создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономическо­го развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось решение следующих задач: разработка не­обходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хо­зяйствования; техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на основе внедре­ния современных технологий, машин и оборудования; создание необходимых условий для оздоровления населения, повыше­ния уровня его образования и культуры путем приоритетного развития систем здравоохранения и образования, культуры, спорта и туризма; снижение налоговой нагрузки на товаропро­изводителей и население; улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; обеспечение комплексности соци­ально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизация ситуации в проблемных регионах.

Второй этап (2006—2010 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и эко логического развития, повышение уровня жизни народа за счет роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе осуществлялась разработка закон о дательно-правовой базы инновационного развития, создавались основы построения новой модели белорусской экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного рос та и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что требовало усилении экономической функции государства. Формировались условия для перехода к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями были определены: развитие человеческого потенциала путем совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала за счет повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедре­ния наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и соци­альное возрождение села.

Сегодня формируется третий этап (2011—2020 гг.) — гар­монизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизвод­ственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещест­венных на духовно-нравственные. На этом этане предусматри­вается построение основы информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресур­сосберегающему типу воспроизводства. Экономическое разви­тие должно опираться на деятельность зрелых институтов ры­ночной экономики, углубление структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкое внедрение достижений науки и техники, создание экологически чистых производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных про­цессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Практическая реализация первого и второго этапов осуще­ствлялась в рамках Основных направлений социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и программ социально-экономического развития страны на 2001 —2005 и на 2006—2010 годы, в которых были определены идеология эволюционного подхода к рыночной трансформации и логика практических действий. В ходе реализации Програм­мы на 2006—2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, сдерживающих поступательное движение страны впе­ред. Сохранилась недостаточно эффективная структура эконо­мики, характеризующаяся высокой импорто-, материало- и энергоемкостью выпускаемой продукции, относительно низкой производительностью труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции. Кроме то­го, снижается эффективность инвестиций и медленными тем­пами увеличивается объем привлечения в экономику ПИИ. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций 1C инновациям, наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Реализация третьего этапа осуществляется в рамках Прог­раммы социально-экономического развития Республики Бела­русь на 2011 2015 годы, главными целями которой являются:

• рост благосостояния и улучшение условий жизни населе­ния путем совершенствования социально-экономических отно­шений, инновационного развития и повышения конкуренто­способности национальной экономики;

• формирование условий для развития человеческого потен­циала на основе создания полноценной семьи, роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, улучше­ния здоровья и повышения уровня культуры и качества образо­вания граждан;

• создание благоприятных условий для реализации пред­принимательской инициативы субъектов хозяйствования, в том числе усиление мотивации к труду и повышение ответственнос­ти работников за его результаты и качество;

• совершенствование структуры экономики за счет приори­тетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высоко- технологических производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг;

• выполнение целевых ориентиров социально-экономиче­ского развития но росту ВВП, производительности труда, объе­му промышленного и сельскохозяйственного производства, объему услуг, инвестициям в основной капитал, экспорту това­ров и услуг и др.

Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирова­ния, преодоления кризисных явлений, создания условий для макроэкономической стабилизации и возобновления экономи­ческого роста в целом оказалась верной. Несмотря на сложные внешние и внутренние условия функционирования экономи­ческой системы страны, данный период стал трудным, но оче­видным шагом вперед по пути построения ПМЭ, подтвердившим в основном правильность данной стратегии, ее концептуальные основы и практику реализации. Однако это не освобождает на­учные институты и государственные структуры от необходи­мости совершенствования теоретико-методологических основ и программно-целевых подходов к формированию перспектив­ной модели экономики страны и, прежде всего, эффективного механизма ее практической реализации. Ключевыми компо­нентами данного механизма в части обеспечения социальной ориентации национальной экономической системы являются безусловные приоритеты и императивы социального характе­ра, в первую очередь, социальный императив и реализующий его приоритет развития человеческого капитала в рамках соци­ального механизма развития экономики.

Социальный императив по своей сущности является обяза­тельным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации госу­дарственной политики вообще и в регулировании экономиче­ского развития в частности, особенно в рамках построения со­циально ориентированной экономики. Приоритет социальных целей, выдвижение развития человека как цели прогресса на первый план, подход к уровню развития человеческого потен­циала как к мере зрелости общества, государства, его социаль­но-экономической политики — все это и образует содержание социального императива государственного регулирования эко­номического развития.

Непосредственно природа социального начала раскрывается с помощью таких категорий, как социальная сфера, социаль­ный потенциал, социальная структура, социальная безопас­ность, социальная политика, социальные индикаторы и др.

Социальная сфера81 в своем функционировании предстает как сложноструктурированная на социально неравные классы, слои, группы людей, связанные между собой отношениями соб­ственности, трудовыми и иными социальными взаимодействи­ями в формах сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, распределительными отношениями, реализующи­мися в различных формах и уровнях дохода, богатства, бедно­сти, семейно-бытовыми и рекреационными отношениями, спо­собами организации рабочего и свободного времени, проведе­ния досуга. Именно здесь прокладываются самые мощные ка­налы взаимодействия экономической сферы с социальной, что реализуется в рамках экономической и социальной политики с помощью социального механизма развития экономики, или совокупности социальных институтов (здравоохранения, обра­зования, социального обеспечения и др.).

Главная идея, на которой базируется представление о соци­альном механизме развития экономики, состоит в том, что ре­зультаты экономического развития не являются следствием прямого действия органов управления, а опосредуются дея­тельностью, активностью социальных групп. В свою очередь эта активность зависит от мотивационного, статусного, куль­турного и управленческого регуляторов (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Схема социального механизма экономической сферы

 

В XX столетии в развитых странах социальная сфера чрез­вычайно расширилась, если принимать во внимание ее долю в национальном доходе и государственных расходах, характер социальных институтов, а также объем и качество социальных услуг. Наряду с традиционными видами последних — образова­нием и здравоохранением, которые в определенной мере содер­жались за счет государства и прежде получили развитие та­кие элементы социальной сферы, как социальное обеспечение и социальное страхование. Социальные расходы (социальное обеспечение, социальное страхование, жилье, здравоохранение и образование) в развитых странах колеблются от уровня чуть ниже половины всех бюджетных расходов правительства (Ка­нада, Великобритания, США) до уровня более двух третей (Франция и Германия).

Одновременно формировался еще один подход к определе­нию социальной сферы как объекта социальной политики и со­циального управления, где она часто трактуется как область деятельности социального государства.

Собственно социальная политика представляет собой дея­тельность государства и общественных институтов по выработ­ке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отноше­ний в обществе: рост доходов и уровня потребления населения, повышение качества различных сторон жизнедеятельности, со­циальная защита граждан страны. Социальная политика как инструмент реализации социального императива охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспече­ния, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциа­ция, антиобщественные явления, которые отражаются соци­альными параметрами национальной статистики страны.

Основными целями социальной политики являются: обеспе­чение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, получение гарантии на оказание медицинской помо­щи, полноценное питание, образование, социальную защиту и др. Эти цели реализуются, как правило, посредством осуще­ствления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих за­дающие социальные блоки и параметры, средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ[84].

7.1.4. Приоритетное развитие человеческого потенциала [85]

Основным источником инноваций и факторов, способству­ющим их восприятию и распространению, является человек. Уровень инновационного развития экономики зависит от того, насколько эффективны воспроизводство и использование чело­веческого капитала.

Человеческий капитал — это мера здоровья, знаний, про­фессионального опыта, мотивов, навыков, способностей, эконо­мически значимой информации, накопленных пожизненными инвестициями в человека, позволяющих не только удовлетво­рять текущие потребности, но и развиваться до достижения предельного индивидуального социально-экономического и об­щественного эффекта, проявляющегося в экономическом рос­те, социальной стабильности.

Термин «человеческий капитал» широко используется в эко­номической теории и практике наряду с понятиями «человече­ский фактор», который выступает как синоним фактора труда в традиционном перечне факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательство), и «человеческий потенциал», который применяется OOII для расчета ИРЧП в целях сравне­ния уровней развития человеческих ресурсов отдельных стран мира.

Понятие «человеческий капитал» употребляется в контек­сте привлечения инвестиционной составляющей в развитие данной экономической категории. Инвестиции в человеческий капитал — это ресурсы, формирующие и накапливающие но­вые знания, информацию и опыт в процессе подготовки и функ­ционирования рабочей силы. Иными словами, инвестиции это издержки производства человеческого капитала, а сам чело­веческий капитал во всех его компонентах — результат процес­са своего формирования и накопления.

Существует множество подходов, количественных оценок, методов и методик измерения экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала позволяет теоретически определить совокупную фак­торную производительность — общий измеритель эффектив­ности. Однако на практике произвести подобные подсчеты до­статочно сложно: необходимы обширная база статистических данных и построение объемной экономико-статистической мо­дели, которой в стране пока нет. В настоящее время в програм­мных и прогнозных разработках для оценки человеческого ка­питала используются методики ООН по ИРЧП и устойчивому развитию, где приоритетное место отводится социальным це­лям: качеству и продолжительности жизни населения, защите и улучшению среды обитания людей, социальным гарантиям и социальной справедливости, сохранению и умножению куль­турных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.

Беларусь в своей социально-экономической политике исхо­дит из преемственности целей и приоритетов, которые сформу­лированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении пос­ледних 15 лет, а также новых подходов, определенных решени­ями Четвертого всебелорусского народного собрания. Поэтому

и hi.. I не приоритета в Программе социально-экономического

IП1.1НИ I it>i Республики Беларусь на 2011- 2015 годы определено развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продол­жительности жизни, укрепление здоровья граждан и повы­шение качества образования. Реализация данного приоритета потребует:

• формирования условий для роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и каче­ства образования граждан;

• модернизации организационно-экономических механиз­мов и институтов, создания благоприятных условий для реа­лизации предпринимательской инициативы субъектов хозяй­ствования;

• построения эффективной инновационной системы;

• совершенствования структуры экономики на основе пер­воочередного развития ресурсосберегающих, наукоемких и вы­сокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

• активизации инвестиционных процессов и стимулирова­ния притока в страну прямых иностранных инвестиций;

• развития интеграционных связей, в первую очередь в рам­ках Таможенного союза, Единого экономического простран­ства, СНГ;

• повышения эффективности внешнеэкономической дея­тельности и обеспечения сбалансированности экономики, вы­хода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 г.;

• обеспечения энергетической безопасности страны.

7.2. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка

Стратегической целю институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориенти­рованной рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения природной среды.

Институциональные преобразования предполагают:

• изменение отношений собственности и организационно­экономической структуры экономики;

• изменение роли различного типа хозяйствующих субъ­ектов;

• создание необходимых условий и форм привлечения ка­питала;

• усиление управленческих и регулирующих функций в но­вых социально-экономических отношениях и др.

Институциональная структура национальной экономики сочетает общие механизмы регулирования рынка и специфи­ческие инструменты, различающиеся в зависимости от особен­ностей и фаз развития экономической системы. В нынешней экономической ситуации предстоит серьезно перестроить ин­ституциональную структуру, выбрать оптимальные инструмен­ты стимулирования инвестиционной и инновационной актив­ности, запустить механизмы трансформации сбережений в ин­вестиции, найти эффективные формы интеграции частных и общественных интересов. Следует отметить наличие множества альтернатив, поэтому выбор определяется, с одной стороны, системой целей экономической политики, с другой — налич­ным организационно-квалификационным потенциалом систе­мы государственного регулирования.

Ключевая цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа. Наряду с этим стоит задача форми­рования хозяйственного механизма, который обеспечил бы пе­рераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы сов­ременного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в точках их роста, модернизацию экономики, повыше­ние ее эффективности и конкурентоспособности на базе совре­менных технологий. Решению этой задачи должны быть подчи­нены наряду с мерами по приватизации госпредприятий также регулирование внешней торговли, финансовая и денежно-кре­дитная политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.