КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 11 страница
Налоговую систему современного государства можно представить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, базирующихся на государственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения. Основы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту Национальному собранию Республики Беларусь. Введение местных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, формирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой — плательщики и иные обязанные лица. Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законодательство, является Налоговый кодекс РБ. В то же время понятие налогового законодательства в нашей стране шире и включает также другие нормативные акты, регулирующие налоговые отношения: декреты, указы и распоряжения Прези- депта Республики Беларусь, постановления Правительства, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления по вопросам налогообложения. Процесс создания и развития национальной налоговой системы с определенной долей условности можно представить в следующем виде: Этап 1. Становление национальной налоговой системы, ориентированной на формирование рыночных процессов в экономике и обеспечение текущих нужд государственного бюджета (1992—1995 гг.); Этап 2. Разработка и реализация Концепции реформирования налоговой системы страны (1996—2000 гг.); Этап 3. Формирование правовой основы налогового законодательства (Налогового кодекса) и унификация налоговой системы белорусского государства с учетом процессов глобализации и интеграции (2001—2010 гг.); Этап 4. Совершенствование национальной налоговой системы, ориентированное на создание благоприятных условий развития бизнеса и стимулирование инновационных процессов (начался в 2011 г.). Национальная налоговая система начала формироваться с момента приобретения Республикой Беларусь государственного суверенитета, когда было получено право на организацию собственного налогообложения, выбор приоритетов налоговой политики, создание налогового механизма, обеспечивающего налоговый суверенитет в пределах территории страны. Необходимость разработки нового налогового законодательства была продиктована рядом причин экономического и политического характера. Действовавшая ранее налоговая система в большей степени соответствовала командно-административной системе управления экономикой, жесткому государственному регулированию цен, подчинению центру ряда структур и функций. Провозглашение экономической и политической самостоятельности объективно требовало создания налогового законодательства, предусматривающего гарантии независимости Беларуси как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов. При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой развитой страны всегда составляют следующие налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, социальные налоги (взносы на социальное страхование), корпоративный налог на прибыль и доходы предприятий, налог па добавленную стоимость (или другая разновидность косвенных налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги. Все налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямыми являются налоги, которые взимаются непосредственно у налогоплательщика, получившего доход, и прямо влияют на результаты его хозяйственной деятельности (как правило, это налог на прибыль, подоходный налог, прочие налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли). К косвенным налогам относят налоговые платежи, включаемые опосредовано в цену товара и взимаемые с выручки или оборота (НДС, акцизы, таможенные платежи, различные налоги с оборота). В развитых государствах мира доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой они занимают доминирующее положение от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — около 50 % всех налоговых поступлений. При построении налоговых систем в развитых странах исходят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население, что ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции. Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех этих государств является их теснейшая взаимосвязь со структурой и результатами работы экономики, ориентацией на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости. На первом этапе развития (1992—1995 гг.) налоговая система Беларуси (на момент введения) включала 15 основных налогов и сборов и 8 видов целевых отчислений и сборов, поступающих в различные бюджетные и внебюджетные фонды (чрезвычайный, т.е. чернобыльский налог, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений). Она предусматривала отмену налога с оборота, ориентированного на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. Основой косвенного налогообложения стал налог на добавленную стоимость, как обладающий рядом преимуществ по сравнению с налогом с оборота и налогом с продаж, в частности отсутствием кумулятивного (каскадного) эффекта налогообложения. В общем объеме бюджета косвенные налоги составляли около 56 % (акцизы, НДС, налог на топливо). Столь высокая их доля была обусловлена в значительной мере отменой централизованного финансирования ликвидации последствий катастрофы на ЧЛЭС, ликвидацией фонда финансирования республиканских и региональных социальных программ. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику в этот период приблизился к 44 % ВВП, причем около 12 % были аккумулированы во внебюджетных фондах. Приведенные данные сравнимы с аналогичными показателями стран с развитой рыночной экономикой в периоды высокой экономической конъюнктуры и оживления деловой активности, например в среднем по странам ОЭСР — не менее 40 %. Серьезные новации имели место и в налоговом законодательстве. Базовым документом для новой налоговой системы стал Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который определял круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот. С начала 1994 г. в закон включены положения о необходимости регулирования всех вопросов налогообложения исключительно актами специального налогового законодательства, с 1994 г. введены обязательный учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции. Таким образом, главная задача начального этапа организации национального налогообложения формирование налоговой системы, аналогичной системам развитых государств с рыночной экономикой, и обеспечение доходных источников бюджета была достигнута. В то Hte время следует отметить, что в странах ОЭСР в структуре налогов наибольший удельный вес занимали личные подоходные налоги (30 % доходов бюджета), налоги на потребление (30 %) и социальные платежи (25 %) при незначительной доле налоговых поступлений с корпораций (8 %). В Беларуси в этот период при наличии высокого уровня налогов на потребление и отчислений на социальные нужды (до 50 %) существенную роль продолжали играть налоги на прибыль и доходы (15 20 %), а также многочисленные отчисления в различного рода внебюджетные фонды, таможенные пошлины и другие налоги и сборы от внешнеэкономической деятельности (26—28 %). Преобладание косвенных налогов над прямыми, а также высокий уровень отчислений во внебюджетные фонды наглядно свидетельствовало не только о недостаточной проработанности существующей системы налогообложения, но и об острой необходимости продолжения и углубления налоговой реформы. В начале второго этапа (1999—2000 гг.) в налоговое законодательство были внесены существенные коррективы, что было вызвано рядом причин. Во-первых, применяемая в стране система налогов к этому времени менялась не менее 10 раз, не считая изменений в порядке и методологии взимания отдельных из них. Во-вторых, в целом она сформировалась в самом начале трансформационного процесса и не отражала в полной мере особенности переходного периода, а также не была нацелена на осуществление системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. В-третьих, национальная налоговая система начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, традиционно обеспечивающих основные объемы поступлений в бюджет. В этих условиях она была сориентирована прежде всего па формирование бюджета, осуществляющего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (пе более 2—3 % ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов is режиме бюджетной экономии в свою очередь сделала достаточно привлекательными способы привлечения доходных источников за счет создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство имело фискальную направленность, характеризовалось нестабильностью, наличием множества неэффективных форм налогообложения. К наиболее существенным недостаткам национальной налоговой системы на втором этапе следует отнести: • отсутствие системного подхода к определению концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики; • высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и нараналоговых инструментов; • нестабильность налогового законодательства, способствующая как произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и налоговым уклонениям в сфере бизнеса. В этот период был поставлен вопрос о необходимости разработки Концепции реформирования налоговой системы страны, а также ее правовой основы — Налогового кодекса. Многочисленные корректировки налогового законодательства должны были быть заменены системными изменениями с ориентацией на обеспечение рапного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости. На основании такого подхода в программных документах Правительства Республики Беларусь были определены главные задачи и стратегические направления налоговой реформы: • введение в Беларуси общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов; • совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединение налогов, имеющих сходную налоговую базу; • модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как НДС, налог на прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц; • реформирование налогообложения доходов граждан, предусматривающее переход к единой пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов и введением системы стандартных (социальных, имущественных и профессиональных) вычетов, например на оплату обучения, медицинского обслуживания и лечения; • выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций; • установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов; • упрощение налоговой системы за счет сокращения числа республиканских налогов; оставшиеся следовало построить таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет; • снижение уровня централизации финансовых ресурсов государством до 45 % к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете — до 35—37 %, во внебюджетных фондах — до 8—10 %; • совершенствование правовой основы налогообложения в целях повышения эффективности функционирования национальной налоговой системы, укрепления экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, привлечения внешних капиталов и обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках. Таким образом, в течение второго этапа была проделана значительная работа но укреплению налоговой системы: сокращено количество платежей налогового характера (с 30 до 18), снижены ставки по основным бюджетообразующим платежам (НДС, налогу на прибыль, подоходному налогу (минимальная ставка — с 13 до 9 %), чрезвычайному (чернобыльскому) налогу). Республика перешла на новую бюджетную классификацию, что позволило аккумулировать в бюджете ряд целевых внебюджетных фондов, повысить контроль за их использованием, а также прозрачностью бюджета. Однако оставались нерешенными проблемы, в числе которых высокий уровень налоговой нагрузки и централизации доходов бюджета (самый большой уровень налоговых изъятий на территории постсоветского пространства), множественность законодательных и ведомственных актов и инструкций по вопросам налогообложения, специфика расчета основных налоговых доходов (НДС и налога на прибыль). Анализ статистических данных показал, что несмотря на проводимые мероприятия основной показатель — уровень налоговой нагрузки — за этот период не только не сократился, а наоборот — вырос (табл. 8.7).
Третий этап (2001—2010 гг.) развития налоговой системы характеризуется созданием правовой основы налогового законодательства. Общая часть Налогового кодекса РБ иступила в действие с 1 января 2004 г., Особенная часть — 1 января 2010 г. К основным реализованным мероприятиям в рамках совершенствования налоговой политики за этот период можно также отнести: • сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин); только в 2006 2009 гг. отменены 17 налоговых пла тежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины; • повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения; • упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования путем дальнейшей либерализации налогового законодательства, расширение электронного декларирования, значительное сокращение трудозатрат на налоговые процедуры; • расширение базы налогообложения действующих налоговых платежей за счет сокращения льгот но налоговым платежам как индивидуального, так и категориального характера; • применение единых подходов при взимании НДС и налога на прибыль с целыо сохранения конкурентоспособности белорусских товаров и снижения темпов инфляции. На сегодняшний день (четвертый этап) налоговая система страны сформирована налоговыми платежами, адаптированными к применению в рыночной экономике, что позволяет говорить, во-первых, о завершенности этапа реформирования налогообложения, характерного для стран с переходной экономикой, во-вторых, о необходимости нового этапа преобразований в соответствии с государственной стратегией привлечения бизнеса в условиях построения инновационной экономики. Основными направлениями национальной налоговой политики на этом этапе предусмотрены упрощение существующей налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и национальные особенности построения, так и происходящие в мировой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Налоговом кодексе. В соответствии с ней все виды налоговых изъятий разделены на две группы — налоги и сборы (пошлины) с обозначением порядка их установления (республиканские и местные). Кроме того, в качестве специального вида налогов выделены особые режимы налогообложения (табл. 8.8).
В 2010 г. доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5 %. При этом 33,3 % всех поступлений обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8 % — налоговых доходов от внешнеэкономиче ской деятельности. Величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения) составила 27,5 % к ВВП и но сравнению с 2009 г. сократилась на 2,6 процентного пункта (табл. 8.9).
Таким образом, в результате проведенных за последние годы мероприятий Беларусь, имеющая самый высокий на постсоветском пространстве уровень налоговой нагрузки и централизации государственных доходов в бюджете, выходит на средний уровень налогообложения (около 25 % к ВВП без социальных платежей). Вместе с тем, согласно докладам Всемирного банка «Ведение бизнеса», наша республика существенно отстает по позиции «Налогообложение» от ближайших партнеров, в том числе и стран — членов Таможенного союза (183-е место), что, естественно, не обеспечивает привлекательности ее инвестиционному и налоговому климату, а также конкурентоспособности белорусских товаров на мировых рынках. В связи с этим были предприняты шаги но упрощению и либерализации налоговой системы, реализуются меры по реформированию налогообложения: отменены налог с продаж, оборотный налог, транспортный сбор, налог на услуги, нормирование расходов; активно внедряется система электронного декларирования; в целях сокращения сроков уплаты налоговых платежей и предоставления отчетности осуществляется переход на квартальные и годовые налоговые декларации. В перспективе предусматривается снижение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль. К основным задачам в области налогообложения на ближайшую перспективу следует отнести: • совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран мира; • радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в мировых рейтингах; • снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; • упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь па 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие являются повышение конкурентоспособности национальной налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. 8.2.2.4. Денежная система и денежно-кредитная политика Денежная система это форма государственной организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом государстве наполняется национальными особенностями. Основными из них являются: • официальная денежная единица (наименование, виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу); • эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков; • денежная масса; • структура денежного оборота; • порядок установления валютного курса; • государственный орган, отвечающий за организацию и регулирование денежного обращения в стране. В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металлического обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Существующие денежные системы основаны на обороте неполноценных денег. Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также последующими законодательными актами, закрепившими ее правовые основы и принципы функционирования (Банковский кодекс РБ и др.). Б 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном обороте — расчетного билета. Б последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального банка РБ. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории страны запрещен. Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля обладает Национальный банк, который определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлинности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (ветхих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и памятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в башках, обеспеченные активами Национального и других банков, в том числе золотовалютными резервами, государственными ценными бумагами и прочими активами национальной банковской системы. Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз. Институционалыюй основой, денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система представлена двумя уровнями: Национальный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Таким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качество участников денежных правоотношений (в широком смысле) выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности. Первым уровнем национальной банковской системы является Национальный банк, который осуществляет регулирование денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного обращения, охватывающие: • ведение кассовых операций в стране, работу банков с денежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение; • хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей; • осуществление эмиссионно-кассовых операций; • расчеты наличными деньгами между юридическими лицами; • определение признаков платежности наличных денег, замену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения. Б сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования платежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др. Основными целями деятельности Национального банка являются: • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; • развитие и укрепление банковской системы; • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для достижения отмеченных выше целей Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику. Вторым уровнем национальной банковской системы являются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размещают указанные средства от своего имени и за свой счет (на условиях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридических лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк вправе осуществлять и иные банковские операции и виды деятельности. Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию на конец 2011 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчивая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участием иностранного капитала, из пих 9 — со стопроцентным иностранным капиталом. Финансовый потенциал отечественного банковского сектора в значительной мере определяется складывающимися макроэкономическими условиями, эффективностью функционирования отраслей экономики, состоянием бюджетной сферы. За прошедшее пятилетие (2006—2010 гг.) активы и капитал банков увеличивались темпами, превышающими темпы роста ВВП, усилилось доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Так, если номинальный ВВП за отмеченный период вырос в 2,5 раза, то собственный капитал банков -— в 4,4, активы банков — в 6,2, требования банков к экономике в 7 раз. По отношению к ВВП последний из показателей увеличился с 20,3 % (на 1 января 2006 г.) до 57 % (на 1 января 2011 г.). Существенно (в 10 раз) выросли объемы выдачи банками долгосрочных кредитов, из них предприятиям промышленности — в 16,9 раза104. Либерализация условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор привела к увеличению доли иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков с 9,3 % на 1 января 2006 г. до 24 % на 1 января
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |