КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 16 страница
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны проводится Советом Министров Республики Беларусь. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Беларуси на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на длительный период. Так, Национальная стратегия разрабатывается один раз в пятилетие на 15 лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений обосновываются стратегические* направления эффективного использования социально-демогра- фического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны. Па основе Национальной стратегии один раз в 5 лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка Основных направлений социально-экономического развития на 10 лет (с ногодовой разбивкой первого пятилетия). В документе определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений используются при составлении прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, что обеспечивает преемственность экономической политики государства. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет и утверждается Президентом Республики Беларусь. В документе находят отражение: • оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период; • собственно концепция Программы; • макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало- говую, денежно-кредитную и валютную, ценовую; • социальная политика; • институциональные преобразования; • инновационная, инвестиционная и структурная политика; • внешнеэкономическая деятельность; • развитие реального сектора экономики; • проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают: • основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, па решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году; • характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета; • перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков но поставкам, закупкам товаров (работ и услуг), необходимых для обеспечения этих пужд; • государственную инвестиционную программу; • целевые показатели социально-экономического развития, которые служат ориентирами при составлении прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по административно-территориальным единицам. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития согласуются с порядком и сроками разработки государственного бюджета. Данный документ является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и формирования основных направлений национальной денежно-кредитной и валютной политики. Важнейшие параметры прогноза утверждаются Президентом Республики Беларусь. Па основании указанных документов законом предусматривается разработка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, которые в соответствии с законодательством также несут ответственность за достоверность и своевременность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития страны. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь па 2011—2015 годы — важнейший документ, в котором дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в базисном пятилетии (2006—2010 гг.); намечены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на период до 2015 г.; обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и внесены предложения по совершенствованию механизмов их реализации; определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия. Оценка достигнутого уровня развития национальной экономики дана по фактическому выполнению Мрох'раммы на 2006 2010 годы. В этот период (2008—2009 гг.) разразился мировой финансово-экономический кризис, оказавший на экономику Беларуси негативное воздействие, проявившееся в резком падении спроса на товары и услуги на внешних рынках, обострении конкуренции с иностранными товаропроизводителями, существенном росте цен и стоимостного объема импорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, что привело к снижению темпов роста во всех секторах (прирост ВВП в 2009 г. 0, 2 %, в 2010 г. — 7,6 %). Однако, несмотря на невыполнение заданий пятилетия по большинству макропоказателей в 2009 г. и недовыполнение но некоторым из них в 2010 г., в целом Программа 2006—2010 гг. была выполнена благодаря относительно высоким результатам, достигнутым в первые годы указанного периода, за исключением производства ВВП (142 % против запланированных 146—155 %), продукции сельского хозяйства (124,1 % против 134 145 %) и несбалансированности экспортно-импортных операций (значительно увеличилось отрицательное сальдо внешней торговли (табл. 8.16).
Анализ современной социально-экономической ситуации в Беларуси свидетельствует о необходимости решения ряда проблемных вопросов, в числе которых: недостаточная эффективность функционирования отдельных отраслей и секторов экономики — высокий уровень затрат материальных и трудовых ресурсов на производимые товары и услуги, их недостаточная конкурентоспособность; медленные темпы структурных преобразований в экономике, развития инновационной и инвестиционной сфер деятельности, привлечения ПИИ; слабое развитие малого и среднего предпринимательства; невысокие темпы наращивания экспорта и несбалансированность экспортно-импортных операций; рост внешнего долга. Для многих отраслей и производств остается характерной слабая мотивация работников к высокопроизводительному труду, восприимчивости инноваций. На решение указанных проблем нацелена разработанная в стране и одобренная IV Бсебелорусским народным собранием Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, суть которой отражена в следующих положениях: главное стратегическое направление — перевод экономики на инновационный путь развития и повышение уровня конкурентоспособности путем технико-техноло- гического переоснащения и модернизации экономики (девиз: «человек—инновации—благосостояние»); основная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, ускоренного развития инновационной и инвестиционной деятельности и активизации структурных преобразований в экономике. Для реализации приоритетов и определения степени достижения целей в Программе определены целевые параметры, характеризующие развитие экономики, повышение уровня и качества жизни, состояние окружающей природной среды. К важнейшим из них отнесены: • рост ВВП в 1,62— 1,68, продукции промышленности —- в 1,54—1,6, сельского хозяйства — в 1,39—1,45 раза; доведение удельного веса инновационной промышленной продукции в объеме отгруженной до 20 21 %; • повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза; • рост инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97 раза; • снижение уровня энергоемкости ВВП на 29—32 %, рост производительности труда - в 1,6—1,7 раза. Достижение указанных целей и целевых параметров, реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития предусмотрено обеспечить за счет всестороннего использования совокупного экономического потенциала, конкурентных преимуществ страны и активной регулирующей роли государства, которое выступает инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований, гарантом защиты частной собственности116. Рассмотренная выше система государственных прогнозов и программ в условиях глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках, усиления угроз финансово-экономических кризисов и других вызовов XXI века требует совершенствования. В первую очередь в нее необходимо включить в качестве важнейшего структурного элемента разработку Комплексного прогноза научно-технического развития страны на долгосрочную перспективу. Данный документ должен стать ос- 115 Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы // СБ Беларусь сегодня. — 2010. — 11 нояб. новой для разработки других прогнозов и программ, первичной базой для прогноза структурных сдвигов и определения величины социально-экономических и экологических индикаторов и показателей116. 8.4. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны Поступательное развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны. Глобализация мировых процессов обострила проблему национальной безопасности отдельных государств и обусловила необходимость разработки ими собственных стратегий национальной безопасности. В Беларуси создана система мониторинга и обеспечения национальной безопасности. Она базируется на накопленном опыте разработки и реализации положений Концепций национальной безопасности, принятых в 1995 и 2001 гг., позволивших выйти на новые рубежи в развитии страны. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая, сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым документам в данной сфере, исходит из стратегических направлений развития страны, ее места и роли в современном мире. В Концепции рассмотрены основные тенденции современного мира и национальные интересы Беларуси, состояние и угрозы ее безопасности, цели, задачи и система обеспечения последней. Составными частями национальной безопасности являются политическая, экономическая, научно-технологическая, социальная, демографическая, информационная, военная и экологическая безопасность. 116 Разработка прогнозов и программ научно-технического прогресса в стране осуществлялась и раньше, но автономно, вне рамок Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». В них не уделялось должного внимания количественной оценке влияния результатов НТП на индикаторы социально-экономического развития. В Концепции под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Как важнейшая составляющая общей системы национальной безопасности она помимо экономики затрагивает практически все стороны жизни государства и общества. Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национальных государственных интересов, которые заключаются в укреплении независимости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости ее границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития граждан, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Подход к экономической безопасности как важнейшему блоку системы национальной безопасности обусловлен прелюде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом. В широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов человека, общества и государства. Ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности. Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая и внешнеэкономическая безопасность. Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребностей страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей. Финансовая безопасность охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Устойчивость финансовой системы зависит от уровня дефицита бюджета, стабильности цен, банковской системы и национальной валюты, нормализации финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютных запасов, развития финансового рынка и рынка ценных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. Продовольственная безопасность является одновременно самостоятельным направлением и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия. Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия. Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. В нашей республике национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и обеспечивать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. Энергетическая безопасность — важнейшее слагаемое экономической безопасности, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Следует отметить, что, по определению Мирового энергетического совета, энергетическая безопасность — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы в конкретных экономических условиях. Для энергетической безопасности Беларуси важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, в ряде государств — природного газа, нефти, угля; в Германии — урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны. При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энергобезопасность возрастает в условиях развитой сети магистральных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, при наличии резервов или хранилищ топлива. Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: • конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; • объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП; • товарную диверсификацию экспорта и импорта; • долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции; • внешнюю задолженность. Основными внутренними источниками угроз национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются: • недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции; • изношенность производственных мощностей; • недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности; • малый объем инвестиций в реальный сектор экономики; • отсутствие необходимых объемов и низкое качество иностранных инвестиций; • структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств, слабое развитие сферы услуг, невысокий удельный вес наукоемкой продукции и медленное обновление продукции в целом; • низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами; • наличие административных барьеров для развития бизнеса, предпринимательской активности; • несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления, превышающем реальные возможности экономики; • неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов; • низкая диверсификация белорусского экспорта и импорта; • рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования; • недостаточный объем золотовалютных резервов и значительная доля проблемных банковских кредитов; • отсутствие должной мотивации работников к эффективному труду и хозяйственной деятельности, распространенность настроений социального иждивенчества; • неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения; • профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внутренняя трудовая мобильность населения; • отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мироных образовательных центров, недостаточное количество современных высококвалифицированных специалистов мирового уровня; • снижение численности трудоспособного населения; • необеспеченность части жителей страны доступным и качественным жильем, нерешенность жилищных проблем; • невысокий организационно-технологический уровень развития социальной сферы. К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, относятся: • ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков; • принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций; • возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в республике; • вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции; • нарушение экономических соглашений странами-партне- рами; • несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами; • применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау; • непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на белорусскую экономику; • ужесточение технических и экономических стандартов и требований; • развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в республике, целенаправленное ограничение ее транзитных возможностей; • дискриминация страны в рамках международных союзов и образований. Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики. Решающее значение при этом имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством Республики Беларусь внутренней и внешней экономической политики. Во внутренней политике экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, в совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов. Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, в повышении конкурентоспособности национальной экономики. Основными национальными интересами в экономической сфере являются: • экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, инновационного развития, инвестиции в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции; • сохранение стабильности национальной финансовой и денежно-кредитной систем; • обеспечение ^дискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов; • достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей; • поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности; • трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет ПИИ, доступность зарубежных кредитных ресурсов. Система экономической безопасности характеризуется совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики. Следует уточнить приведенные понятия; • угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека; • показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность; • пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации. Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны. Основными индикаторами состояния национальной безопасности в социально-экономической сфере выступают: • доля в ВВП инвестиций в основной капитал; • уровень инновационной активности промышленных предприятий; • внутренние затраты на научные исследования и разработки; • платежи но обслуживанию государственного долга в отношении к доходам республиканского бюджета; • индекс развития человеческого потенциала; • децильный коэффициент; • суммарный коэффициент рождаемости; • коэффициент депопуляции; • уровень обеспеченности здравоохранения и образования ресурсами; • уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций; • коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП. Оценка экономической безопасности (наряду с рассмотренными выше угрозами, показателями и пороговыми значениями) невозможна без определения ее объектов и субъектов, места и роли государственных и иных институтов в реализации мер по ее обеспечению. Об7>ектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие (производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, АПК, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население, трудовые ресурсы и др.). Субъектами являются государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане. Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства и осуществляющих согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством. Реализация системы экономической безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали государственной власти. В Концепции национальной безопасности определено, что необходимым условием нейтрализации внутренних источников угроз экономической безопасности является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики страны на основе ПИИ, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции. Структурная перестройка экономики страны должна обеспечиваться путем ускоренного развития конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импорто- и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и созданной добавленной стоимости.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |