Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 16 страница




Разработка государственных прогнозов и программ соци­ально-экономического развития страны проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития Беларуси на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику го­сударства на длительный период. Так, Национальная стратегия разрабатывается один раз в пятилетие на 15 лет за два с полови­ной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений обосновываются стратегические* направления эффективного использования социально-демогра- фического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Па основе Национальной стратегии один раз в 5 лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разра­ботка Основных направлений социально-экономического раз­вития на 10 лет (с ногодовой разбивкой первого пятилетия). В документе определяются цели социально-экономического раз­вития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений используются при составлении прогнозов и программ на среднесрочную перспек­тиву, что обеспечивает преемственность экономической поли­тики государства.

Программа социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5 лет и утвержда­ется Президентом Республики Беларусь. В документе находят отражение:

• оценка итогов социально-экономического развития за пре­дыдущий период;

• собственно концепция Программы;

• макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало- говую, денежно-кредитную и валютную, ценовую;

• социальная политика;

• институциональные преобразования;

• инновационная, инвестиционная и структурная политика;

• внешнеэкономическая деятельность;

• развитие реального сектора экономики;

• проблемы рационального использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые вклю­чают:

• основные показатели социально-экономического разви­тия, важнейшие проблемы и задачи, па решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;

• характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;

• перечень республиканских государственных нужд, а так­же государственных заказчиков но поставкам, закупкам това­ров (работ и услуг), необходимых для обеспечения этих пужд;

• государственную инвестиционную программу;

• целевые показатели социально-экономического развития, которые служат ориентирами при составлении прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по административно-территориальным единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социаль­но-экономического развития согласуются с порядком и срока­ми разработки государственного бюджета. Данный документ является исходной базой для составления проектов республи­канского и местных бюджетов и формирования основных нап­равлений национальной денежно-кредитной и валютной поли­тики. Важнейшие параметры прогноза утверждаются Прези­дентом Республики Беларусь.

Па основании указанных документов законом предусматри­вается разработка прогнозов социально-экономического разви­тия по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономи­ки, административно-территориальным единицам. Разработка прогнозов обеспечивается республиканскими органами госу­дарственного управления, местными исполнительными и рас­порядительными органами, которые в соответствии с законода­тельством также несут ответственность за достоверность и свое­временность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития страны.

Программа социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь па 2011—2015 годы — важнейший документ, в котором дана оценка достигнутого уровня социально-эконо­мического развития в базисном пятилетии (2006—2010 гг.); на­мечены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на период до 2015 г.; обоснована система меро­приятий правового, организационно-экономического и эколо­гического характера и внесены предложения по совершенство­ванию механизмов их реализации; определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

Оценка достигнутого уровня развития национальной эконо­мики дана по фактическому выполнению Мрох'раммы на 2006

2010 годы. В этот период (2008—2009 гг.) разразился мировой финансово-экономический кризис, оказавший на экономику Беларуси негативное воздействие, проявившееся в резком паде­нии спроса на товары и услуги на внешних рынках, обострении конкуренции с иностранными товаропроизводителями, суще­ственном росте цен и стоимостного объема импорта топлив­но-энергетических и сырьевых ресурсов, что привело к сниже­нию темпов роста во всех секторах (прирост ВВП в 2009 г.

0, 2 %, в 2010 г. — 7,6 %).

Однако, несмотря на невыполнение заданий пятилетия по большинству макропоказателей в 2009 г. и недовыполнение но некоторым из них в 2010 г., в целом Программа 2006—2010 гг. была выполнена благодаря относительно высоким результа­там, достигнутым в первые годы указанного периода, за исклю­чением производства ВВП (142 % против запланированных 146—155 %), продукции сельского хозяйства (124,1 % против 134 145 %) и несбалансированности экспортно-импортных

операций (значительно увеличилось отрицательное сальдо внеш­ней торговли (табл. 8.16).

Таблица 8.16. Реализация Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, %т

Показатель Задание Фактическое выполнение
     
Валовой внутренний продукт 146-155 142,0
Продукция промышленности 143—151 148,2

111 Составлено но: Программа социалыю-экоиомического развития Респуб­лики Беларусь на 2006—2010 годы. — Минск: Беларусь, 2006.

 


     
Продукция сельского хозяйства 1.34—145 124,1.
Инвестиции в основной капитал 198—215 230,0
Внешнеторговый оборот (с учетом услуг по методологии платежного баланса) — всего 153—160 186,2
В том числе: экспорт 155—162 164,0
импорт 151—158 208,8
Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн м2 за пятилетие 23,5—26,0 26,2
Реальные денежные доходы населения 149—156 176,1
Розничный товарооборот 157—165 191,5
Платные услуги населению 154 -161 161,9
Рост производительности труда 135—137 134,3
Снижение энергоемкости ВВП 26,0.. 30,4 24,0
Объем выбросов вредных веществ в атмо­сферу 110—115 93,1
Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты   86,0

 

Анализ современной социально-экономической ситуации в Беларуси свидетельствует о необходимости решения ряда проб­лемных вопросов, в числе которых: недостаточная эффектив­ность функционирования отдельных отраслей и секторов эко­номики — высокий уровень затрат материальных и трудовых ресурсов на производимые товары и услуги, их недостаточная конкурентоспособность; медленные темпы структурных пре­образований в экономике, развития инновационной и инвести­ционной сфер деятельности, привлечения ПИИ; слабое разви­тие малого и среднего предпринимательства; невысокие темпы наращивания экспорта и несбалансированность экспортно-им­портных операций; рост внешнего долга. Для многих отраслей и производств остается характерной слабая мотивация работ­ников к высокопроизводительному труду, восприимчивости инноваций.

На решение указанных проблем нацелена разработанная в стране и одобренная IV Бсебелорусским народным собранием Программа социально-экономического развития Республики

Беларусь на 2011 - 2015 годы, суть которой отражена в следу­ющих положениях: главное стратегическое направление — перевод экономики на инновационный путь развития и повы­шение уровня конкурентоспособности путем технико-техноло- гического переоснащения и модернизации экономики (девиз: «человек—инновации—благосостояние»); основная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на ос­нове совершенствования социально-экономических отношений, ускоренного развития инновационной и инвестиционной дея­тельности и активизации структурных преобразований в эко­номике.

Для реализации приоритетов и определения степени дости­жения целей в Программе определены целевые параметры, ха­рактеризующие развитие экономики, повышение уровня и ка­чества жизни, состояние окружающей природной среды. К важ­нейшим из них отнесены:

• рост ВВП в 1,62— 1,68, продукции промышленности —-

в 1,54—1,6, сельского хозяйства — в 1,39—1,45 раза; доведе­ние удельного веса инновационной промышленной продукции в объеме отгруженной до 20 21 %;

• повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза;

• рост инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97 раза;

• снижение уровня энергоемкости ВВП на 29—32 %, рост производительности труда - в 1,6—1,7 раза.

Достижение указанных целей и целевых параметров, реали­зацию приоритетных направлений социально-экономического развития предусмотрено обеспечить за счет всестороннего ис­пользования совокупного экономического потенциала, конку­рентных преимуществ страны и активной регулирующей роли государства, которое выступает инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований, гарантом защи­ты частной собственности116.

Рассмотренная выше система государственных прогнозов и программ в условиях глобализации и ужесточения конку­ренции на мировых рынках, усиления угроз финансово-эконо­мических кризисов и других вызовов XXI века требует совер­шенствования. В первую очередь в нее необходимо включить в качестве важнейшего структурного элемента разработку Ком­плексного прогноза научно-технического развития страны на долгосрочную перспективу. Данный документ должен стать ос-

115 Основные положения Программы социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011—2015 годы // СБ Беларусь сегодня. — 2010. — 11 нояб.


новой для разработки других прогнозов и программ, первичной базой для прогноза структурных сдвигов и определения вели­чины социально-экономических и экологических индикаторов и показателей116.

8.4. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

Поступательное развитие национальной экономики являет­ся основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого го­сударства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и оборо­носпособность страны. Глобализация мировых процессов обо­стрила проблему национальной безопасности отдельных госу­дарств и обусловила необходимость разработки ими собствен­ных стратегий национальной безопасности.

В Беларуси создана система мониторинга и обеспечения на­циональной безопасности. Она базируется на накопленном опы­те разработки и реализации положений Концепций националь­ной безопасности, принятых в 1995 и 2001 гг., позволивших выйти на новые рубежи в развитии страны.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая, сохраняя преем­ственность по отношению к ранее принятым документам в дан­ной сфере, исходит из стратегических направлений развития страны, ее места и роли в современном мире. В Концепции рас­смотрены основные тенденции современного мира и националь­ные интересы Беларуси, состояние и угрозы ее безопасности, цели, задачи и система обеспечения последней. Составными частями национальной безопасности являются политическая, экономическая, научно-технологическая, социальная, демог­рафическая, информационная, военная и экологическая безо­пасность.

116 Разработка прогнозов и программ научно-технического прогресса в стране осуществлялась и раньше, но автономно, вне рамок Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». В них не уделялось должного внимания количественной оценке влияния результатов НТП на индикаторы социально-экономического развития.


В Концепции под экономической безопасностью понима­ется состояние экономики, при котором гарантированно обес­печивается защищенность национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Как важнейшая составляющая общей системы национальной безопасности она помимо эконо­мики затрагивает практически все стороны жизни государства и общества. Существует тесная взаимосвязь экономической без­опасности с системой национальных государственных интере­сов, которые заключаются в укреплении независимости и суве­ренитета Республики Беларусь, обеспечении нерушимости ее границ и территориальной целостности, создании условий для полноценного духовного и физического развития граждан, сохранении духовного и культурного наследия, укреплении традиционных ценностей белорусского народа. Подход к эконо­мической безопасности как важнейшему блоку системы нацио­нальной безопасности обусловлен прелюде всего тем, что эконо­мика является основой жизнедеятельности общества, государ­ства, личности, устойчивого развития страны в целом.

В широком смысле экономическая безопасность — это созда­ние условий по устранению возможных негативных воздей­ствий для жизненно важных экономических интересов чело­века, общества и государства. Ее следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, нацио­нального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой явля­ются производственная, финансовая, продовольственная, энер­гетическая и внешнеэкономическая безопасность.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень послед­ней. Производственная безопасность определяется способно­стью реального сектора экономики обеспечить производство не­обходимой продукции для удовлетворения потребностей стра­ны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Финансовая безопасность охватывает все секторы эконо­мики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешне­экономическую деятельность. Устойчивость финансовой систе­мы зависит от уровня дефицита бюджета, стабильности цен, банковской системы и национальной валюты, нормализации финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютных запасов, развития финансового рынка и рынка ценных бумаг, размеров внешнего и внутреннего долга, дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Продовольственная безопасность является одновременно самостоятельным направлением и составной частью экономиче­ской безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрирован­ных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной орга­низации ООН (ФАО) оценивают состояние международной про­довольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запа­сов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяй­ственного производства, сложившимися традициями структу­ры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия.

Для обеспечения продовольственной безопасности требует­ся, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной про­дукции и продовольствии покрывались в основном за счет соб­ственного производства. В нашей республике национальное аг­ропромышленное производство должно удовлетворять не менее

85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и обеспечивать не менее 80 % внутреннего рынка продоволь­ствия.

Энергетическая безопасность — важнейшее слагаемое эко­номической безопасности, что обусловлено слабой обеспечен­ностью страны собственными топливно-энергетическими ресур­сами (до 15 % общего объема потребления). Следует отметить, что, по определению Мирового энергетического совета, энерге­тическая безопасность — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы в конкретных экономи­ческих условиях. Для энергетической безопасности Беларуси важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков.

Энергетическая безопасность определяется как долей соб­ственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергоба­лансе, так и их разнообразием. Считается нормальным исполь­зование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, в ряде государств — природного газа, неф­ти, угля; в Германии — урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны.

При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энерго­безопасность возрастает в условиях развитой сети магистраль­ных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, при наличии резервов или хранилищ топлива.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конку­рентоспособности национальной экономики и защиту интере­сов белорусских производителей с учетом изменений миро­вых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

• конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рын­ках;

• объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

• товарную диверсификацию экспорта и импорта;

• долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

• внешнюю задолженность.

Основными внутренними источниками угроз националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:

• недостаточная конкурентоспособность национальной эко­номики, обусловленная технологической отсталостью ряда от­раслей промышленности, высокой энерго- и материалоемко­стью выпускаемой продукции;

• изношенность производственных мощностей;

• недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности;

• малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

• отсутствие необходимых объемов и низкое качество ино­странных инвестиций;

• структурная деформированность экономики, преоблада­ние материало- и энергоемких производств, слабое развитие сферы услуг, невысокий удельный вес наукоемкой продукции и медленное обновление продукции в целом;

• низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергети­ческими ресурсами;

• наличие административных барьеров для развития бизне­са, предпринимательской активности;

• несбалансированность экономического развития, выра­жающаяся в росте совокупного потребления, превышающем реальные возможности экономики;

• неблагоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;

• низкая диверсификация белорусского экспорта и импорта;

• рост неплатежей в экономике вследствие дефицита соб­ственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточ­ных субъектов хозяйствования;

• недостаточный объем золотовалютных резервов и значи­тельная доля проблемных банковских кредитов;

• отсутствие должной мотивации работников к эффектив­ному труду и хозяйственной деятельности, распространенность настроений социального иждивенчества;

• неоправданные диспропорции в сфере оплаты труда и пен­сионного обеспечения;

• профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, низкая внут­ренняя трудовая мобильность населения;

• отставание качества образования по ряду перспективных направлений от уровня лучших мироных образовательных цент­ров, недостаточное количество современных высококвалифици­рованных специалистов мирового уровня;

• снижение численности трудоспособного населения;

• необеспеченность части жителей страны доступным и ка­чественным жильем, нерешенность жилищных проблем;

• невысокий организационно-технологический уровень раз­вития социальной сферы.

К числу внешних факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, относятся:

• ухудшение условий внешней торговли, привлечения кре­дитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприят­ной конъюнктуры мировых рынков;

• принятие другими государствами мер, ставящих в невы­годные условия белорусских товаропроизводителей, установле­ние жестких барьеров и условий для осуществления экспорт­но-импортных операций;

• возрастание цен на импортируемые топливно-энергети­ческие и минеральные ресурсы, а также продовольственные то­вары, не производимые в республике;


• вытеснение белорусских товаропроизводителей с тради­ционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе воен­но-технической, продукции;

• нарушение экономических соглашений странами-партне- рами;

• несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

• применение дискриминационных мер другими государ­ствами и их сообществами во внешнеэкономических отношени­ях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках про­мышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

• непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рын­ка, негативно влияющие на белорусскую экономику;

• ужесточение технических и экономических стандартов и требований;

• развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в республике, це­ленаправленное ограничение ее транзитных возможностей;

• дискриминация страны в рамках международных союзов и образований.

Обеспечение экономической безопасности представляет со­бой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных соци­ально-экономических интересов на основе построения высоко­эффективной социально ориентированной рыночной экономи­ки. Решающее значение при этом имеют достижение сбаланси­рованности интересов граждан и государства, а также поддерж­ка обществом проводимой руководством Республики Беларусь внутренней и внешней экономической политики.

Во внутренней политике экономические интересы заклю­чаются в обеспечении стабильного и эффективного социаль­но-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, в совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов. Внеш­ние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в макси­мализации использования выгод от глобализации и междуна­родного разделения труда, в повышении конкурентоспособно­сти национальной экономики.

Основными национальными интересами в экономической сфере являются:

• экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, инновационного развития, инвестиции в человеческий капи­тал, модернизации экономических отношений, снижения себе­стоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;

• сохранение стабильности национальной финансовой и де­нежно-кредитной систем;

• обеспечение ^дискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов;

• достижение уровня энергетической безопасности, доста­точного для нейтрализации внешней зависимости от поступле­ния энергоносителей;

• поддержание гарантированного уровня продовольствен­ной безопасности;

• трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет ПИИ, доступность зарубежных кре­дитных ресурсов.

Система экономической безопасности характеризуется сово­купностью критериев и показателей, которые определяют угро­зы устойчивому развитию и пороговые значения функциониро­вания национальной экономики. Следует уточнить приведен­ные понятия;

• угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздей­ствие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности человека;

• показатели и индикаторы экономической безопасно­сти — наиболее значимые параметры, характеризующие со­стояние экономической системы страны, ее устойчивость и мо­бильность;

• пороговые значения экономической безопасности — пре­дельные величины, несоблюдение которых способствует деста­билизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.

Для оценки реального состояния экономической безопас­ности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны.

Основными индикаторами состояния национальной безо­пасности в социально-экономической сфере выступают:

• доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

• уровень инновационной активности промышленных пред­приятий;

• внутренние затраты на научные исследования и разра­ботки;

• платежи но обслуживанию государственного долга в отно­шении к доходам республиканского бюджета;

• индекс развития человеческого потенциала;

• децильный коэффициент;

• суммарный коэффициент рождаемости;

• коэффициент депопуляции;

• уровень обеспеченности здравоохранения и образования ресурсами;

• уровень развития информационных технологий и теле­коммуникаций;

• коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязня­ющих веществ, образования отходов и прироста ВВП.

Оценка экономической безопасности (наряду с рассмотрен­ными выше угрозами, показателями и пороговыми значения­ми) невозможна без определения ее объектов и субъектов, места и роли государственных и иных институтов в реализации мер по ее обеспечению. Об7>ектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие (производственный и научно-технический потен­циалы, финансовая система, АПК, производственная и соци­альная инфраструктуры, регионы, население, трудовые ресур­сы и др.). Субъектами являются государство, его законодатель­ные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Система обеспечения экономической безопасности пред­ставляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целя­ми и задачами по защите жизненно важных социально-эконо­мических интересов государства и осуществляющих согласован­ную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством. Реализация сис­темы экономической безопасности требует четкой организаци­онной структуры и распределения функций и полномочий раз­личных органов вертикали и горизонтали государственной власти.

В Концепции национальной безопасности определено, что необходимым условием нейтрализации внутренних источни­ков угроз экономической безопасности является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики страны на основе ПИИ, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материа­лоемкости, себестоимости и повышения качества производи­мой продукции.

Структурная перестройка экономики страны должна обес­печиваться путем ускоренного развития конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в пер­вую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, вы­сокой импорто- и материалоемкостью подлежат реструктури­зации, в том числе путем продажи активов частным инвесто­рам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора эко­номики.

В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффектив­ности и созданной добавленной стоимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.