КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 18 страница
Межстрановая (международная) экономическая интеграция (МЭИ), развивающаяся на макроэкономическом уровне, представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый мел^государственными органами. МЭИ позволяет использовать преимущества объединенного рынка и формировать производство в расчете на рынок всей интеграционной группировки; расширять для национальных производителей пространственные возможности межгосударственного перемещения и потребления товаров, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, новейших технологий; стимулировать приток иностранных инвестиций; усиливать позиции стран на мировом рынке и выравнивать уровни их экономического развития. Мирохозяйственная интеграция находит выражение в использовании государствами разнообразных форм вхождения в мировую глобальную экономику, в числе которых: мировая торговля товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности; международный научно-технический обмен и сотрудничество; международные валютно-кредитные и финансовые отношения; международная миграция капитала; международная миграция трудовых ресурсов. 9.1. Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства Глобализация, но определению МВФ, это усиливающаяся экономическая взаимозависимость стран мира в результате возрастания объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а также быстрой и широкой диффузии технологий. Это процесс постепенного превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, технологий, знаний; международное движение факторов производства; международные финансово-кредитные и валютные операции; производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество. Становление и углубление глобализации происходило под воздействием процессов, характеризующих основные тенденции развития мировой экономики, среди которых: интернационализация производства и капитала, либерализация внешнеэкономических связей и формирование открытой экономики, транснационализация капитала и производства, международная региональная экономическая интеграция, постиндустриализация и становление постиндустриального общества (информатизация, деиндустриализация, сервисизация экономики), рост финансового сектора экономики и появление единых информационно-финансовых институтов, новая роль государства, становление институционального единства мировой экономики, унификация правил хозяйственной жизни, создание системы межгосударственного рех'улирования мирохозяйственных связей, экологизация мировой экономики, повышение значения социальной сферы. Основными факторами развития процесса глобализации являются: • производственные, научно-технические и технологические — развитие НТР и появление новых наукоемких технологий, способствующих снижению материале- и энергоемкости продукции; распространение современных средств связи, информации, транспорта; усложнение технологической структуры производства, увеличение числа деталей и узлов, используемых в готовом изделии; расширение номенклатуры производимой продукции; диверсификация производства; специализация отдельных стран на разработке и международной передаче научно-технических знаний, технологий; усиление межстрано- вого научно-технического сотрудничества; переход государств на инновационный путь развития экономики, применение ими открытой модели инновационных процессов, базирующейся на использовании внутренних ресурсов и привлечении внешних источников инновационного роста; • организационные — становление международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятельности, способствующих созданию единого рыночного пространства; превращение TIIK и ТНБ и основных хозяйствующих субъектов глобальной экономики; повышение роли международных экономических организаций; • экономические — либерализация торх’овли и рынков капитала; усиление концентрации и централизации капитала; преимущественное использование производных финансово-экономических инструментов; значительное увеличение числа ТНК и ТНБ, финансовых групп, которые в своей деятельности выходят за национальные рамки; громадный рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), влияющих на международное производство и торговлю, качественные изменения финансовой сферы в целом и ее роли; сокращение времени проведения международных валютных сделок; гармонизация и унификация экономической политики; внедрение международных стандартов; • информационные — компьютеризация, распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); создание систем электронных счетов и пластиковых карт, спутниковой и оптико-волоконной связи, изменивших процесс обмена производственной, научно-технической, экономической информацией; создание глобальных сетей, объединяющих национальные финансовые, товарные и другие рынки, управление; • политические — заключение двух- и многосторонних договоров, обеспечивающих свободу передвижения граждан, товаров, услуг, капиталов, объектов интеллектуальной собственности; • социальные и культурные — преодоление национальной ограниченности; формирование глобализованных средств массовой информации, искусства; стирание границ в образовании. Мировая экономика под воздействием глобализации переходит в новое качество. Это находит выражение, прежде всего, в том, что мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, в которой национальные экономики выступают составными элементами глобального хозяйственного организма, взаимосвязанного с производственносбытовой структурой, финансовой системой и информационной сетью. Ее становление предопределено развитием интеграционных процессов на микроэкономическом уровне, распространением ИКТ, активизацией миграции прямых иностранных инвестиций. Так, в последние десятилетия XX в. углубление МРТ вследствие расширения на международном уровне процессов концентрации, централизации производства и капитала привело к международному разделению производственного процесса (МРИП). Это выразилось в распределении в рамках международных корпораций отдельных технологических стадий производства товаров или услуг между производителями нескольких стран и формировании взаимозависимой сетевой структуры международной производственной кооперации. Начало данному этапу было положено в 1980 1990-е гг. в связи с переходом разви тых стран от межотраслевой к внутриотраслевой специализации, предполагающей производство не готовой продукции, а отдельных узлов, деталей, технологических операций. В этих условиях международные компании перенесли отдельные стадии узкоспециализированного производства в развивающиеся страны, а впоследствии и в страны с транзитивной экономикой. Подключение к MPIIII позволило TIIK не только минимизировать издержки производства на единицу продукции, но и высвободить в странах базирования необходимые ресурсы для развития высокотехнологичного производства. В свою очередь страны базирования смогли значительно увеличить приток ПИИ, современных технологий, производственного опыта, создать предпосылки для участия в международной производственной кооперации, развить импортозамещение и специализацию на производстве и экспорте отдельных компонентов, распространить сетевые организационные формы международных компаний. В модификации международной специализации развитые государства, располагая высококвалифицированными трудовыми ресурсами, сосредоточились на производстве и экспорте высокотехнологичных, качественных узлов и деталей; развивающиеся страны с дешевой, но квалифицированной рабочей силой - на сборке конечного изделия из импортных компонентов. В настоящее время в международной сетевой экономике функционируют порядка 82 тыс. ТНК с 810 тыс. филиалов. Особую роль в превращении мирового экономического сообщества в целостную экономическую систему сыграли информа- ционпо-коммуникационные технологии, обусловившие трансформацию отраслей и видов деятельности, развитие электронного бизнеса в рамках виртуальной среды (сети Интернет), установление глобального контроля международной финансовой олигархии, распространение международного производства, функционирующего па базе сетевого принципа его организации, расширение доступа к мировому информационному пространству. Именно изменение роли ИКТ способствовало становлению «новой экономики», повысившей значимость накопления знаний, обусловившей перестройку структуры национальных экономик (рост сферы образования, науки, наукоемких отраслей) и доминирование информационного сектора. ИКТ ускорили процессы организации международного инвестирования, кооперации, маркетинга, принятия согласованных экономических и политических решений в области макроэкономической политики, стирания национальных границ в экономике. Новое качество мировой экономики в условиях глобализации предопределено также изменением регулирующей роли государства, перенесением определенных функций правительства с национального на наднациональный и межгосударственный уровни. Это нашло воплощение в формировании в рамках мировой экономики новой модели организационно-экономического механизма регулирования внутри- и международных экономических отношений, ориентированной главным образом на внешнеэкономический сектор и основанной на формах и методах государственного, межправительственного и наднационального регулирования. Модификация роли и места национального государства в данном механизме регулирования обусловлена рядом обстоятельств: • усилением экономической взаимозависимости и взаимодополняемости стран; • формированием наднациональных и мировых рынков; • повышением экономической значимости международных компаний (ТНК и ТНБ) как ведущих субъектов мировой экономики, которые, перемещая предпринимательскую стратегию с национального на наднациональный и международный уровни, меняют экономическую политику государства, финансовую конъюнктуру мирового хозяйства; • необходимостью формирования в лице международных экономических организаций единого мирового механизма воздействия на международные потоки товаров, услуг, трудовых ресурсов, технологий, капиталов; • развитием процессов международной региональной интеграции; • усилением координации деятельности государств со многими международными экономическими организациями (ВТО, МВФ и др.). На макроэкономическом уровне глобализация ускорила развитие интеграционных процессов в форме межстраиовой (международной) экономической интеграции (МЭИ), начало активизации которой относится к 1940—1950-м гг. Под воздействием глобализации (1990-е гг.) получает распространение международная регионализация, предполагающая расширение экономических и иных связей между экономическими субъектами, регионами, национальными хозяйствами, входящими в один регион. Она находит воплощение в формировании свободных экономических зон, мировых финансовых центров, приграничных территорий, еврорегионов и других образований, чему способствовали в том числе процессы либерализации торговли товарами, услугами, перемещения инвестиций, трудовых ресурсов, создания зон свободной торговли, рост открытости экономик. Для стран участие в международной экономической интеграции создает дополнительные возможности по совместному вхождению в мировую экономику. С этой целью используются следующие основные формы (уровни) МЭИ, получившие распространение на всех континентах мира: преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, политический союз. В настоящее время существует около 300 интеграционных группировок, в числе которых: Европейский Союз (ЕС; EU); Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕФТА; CEFTA); Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА; NAFTA); Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР; MERCOSUR); Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ; CARICOM); Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС; АРЕС); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН; ASEAN); Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС; ECOWAS); Центрально-Африканский экономический и валютный союз (ЮДЕАК; UDEAC); Содружество Независимых Государств (СНГ; CIS); Союзное государство Беларуси и России (СГ); Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана (ТС) и др. Таким образом, под воздействием глобализации каждое государство корректирует свою международную специализацию, определяет свое место в мировом воспроизводственном процессе, отрабатывает наиболее перспективные направления вхождения в мировую экономику. Международной стратегией развития Республики Беларусь является активизация процессов интернационализации, транснационализации, миграции (экспорта и импорта) капитала, международной интеграции, глобализации. Интернационализация внутрипроизводственной деятельности позволяет создать предпосылки для повышения инвестиционной активности; транснационализация — для развития производственного кооперирования, расширения ассортимента торговли товарами и услугами, определения места отечественных предприятий в технологической цепочке ТНК и международном разделении труда; интеграция открывает возможности для вхождения в мировую рыночную систему вследствие развития принципов свободной торговли, создания рыночной инфраструктуры; глобализация способствует усилению взаимосвязи с другими государствами, географической диверсификации, выходу на мировые рынки товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, технологий, знаний и информации, участию в международных финансово-кредитных и валютных операциях, международных экономических организациях. 9.2. Особенности многовекторной международной экономической политики Республики Беларусь В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каждая из которых борет на себя выполнение определенных функций. При этом всемирные отношения доминируют над внутри- страновыми, выполняя роль основной составляющей экономического успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдельных государств и снижает эффективность традиционных инструментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых экономических отношений. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни. Республика Беларусь это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутреннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику и зависит от развития внешнеэкономических связей. По уровню воспроизводственной открытости экономики Беларусь лидирует среди стран СНГ и опережает большинство государств членов Евросоюза. В 2010 г. экспорт товаров и услуг составил 54,6 % к годовому ВВП, импорт товаров и услуг — 68,2 %, уровень воспроизводственной открытости экономики достиг 61 %. Высокий показатель воспроизводственной открытости наряду с созданием возможностей для экономического роста за счет включения местных хозяйственных субъектов в процессы международной кооперации песет в себе риски зависимости экономической ситуации в республике от действий зарубежных экономических субъектов и ситуации на международных рынках. Мировая экономика на современном этапе характеризуется ростом неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и развитие которого будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобальном масштабе происходят передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции, обозначаются контуры новых центров экономического лидерства, развиваются региональные интеграционные образования. В этих условиях усиливаются угрозы устойчивости социально-экономического развития страны, в числе которых: • риски потери внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей; • возможность перебоев в обеспечении сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП; • риски отставания от других государств в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам, деградации технологической структуры реального сектора экономики; • дестабилизация национальной финансовой и денежно- кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы. Осуществление отдельных из отмеченных выше угроз уже привело к дисбалансу объемов экспорта и импорта товаров и услуг, в результате которого отрицательное сальдо счета текущих операций в 2010 г. сложилось в размере —15,6 %, а валовой внешний долг составил 52,2 % к годовому ВВП. Внешнеторговые дисбалансы и рост внешней задолженности стали причиной дестабилизации финансовой системы страны, проявившейся в виде девальвации белорусского рубля и роста инфляции в 2011 г. Анализ изменения внешнеторгового сальдо но основным позициям отечественного экспорта и импорта в 2005—2010 гг. показал, что наибольший вклад в ухудшение данного показателя внесли топливно-энергетические ресурсы, что было вызвано повышением цен на импортируемый республикой природный газ (+3,1 млрд дол. США) и изменением условий закупок российской нефти за счет введения экспортных пошлин (+1,9 млрд дол. США). Нарастание отрицательного сальдо is торговле товарами за 2006—2009 гг. в первую очередь было обусловлено ростом импортоемкости экспортируемой продукции, в общем объеме которой снижалась доля инновационных товаров с высокой добавленной стоимостью. Невысокий уровень добавленной стоимости в цене экспортируемой промышленной продукции (27,7 % в докризисном 2008 г. против 40 -45 % в развитых странах) не обеспечивал компенсацию растущих затрат на промежуточный, главным образом, сырьевой импорт. В 2006—2010 гг. товарная структура экспорта не претерпела позитивных изменений и по-прежнему не соответствует структуре экспорта развитых государств мира. Для нее характерны завышенная доля энергетических и низкая доля промышленных высокотехнологичных товаров. Сохраняется высокая степень зависимости объемов экспорта от ограниченного числа товарных групп, прежде всего нефтепродуктов, доля которых в общем объеме экспорта в 2010 г. составила 26,8 %. При этом, несмотря на расширение географии экспорта с 123 до 150 стран, основным рынком сбыта продолжает оставаться российский — 38,9 % белорусского экспорта. Наряду с проблемами во внешней торговле наблюдается отсутствие прогресса и по другим важным направлениям международной экономической деятельности. Так, по итогам 2009 г., накопленный объем ПИИ в Беларуси в среднем на душу населения составил всего 883,1 дол. США, что является одним из самых низких показателей в странах СНГ и самым низким среди европейских государств, свидетельствуя об огромном незадей- ствованном потенциале привлечения инвестиций в национальную экономику. Существенно ограничивает возможности наращивания экспорта также отсутствие широкой интеграции отечественных производителей в производственно-сбытовые цепочки ТНК — движущую силу развития мировой экономики и международной торговли. В настоящее время ТНК производят более 1/4 мирового ВВП и контролируют примерно 4/5 мирового банка технических лицензий и патентов, 2/3 объема международной торговли товарами и услугами. Одним из инструментов финансовой стабилизации и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики, реализуемых в сфере внешнеэкономической деятельности, является проведение многовекторной политики, нацеленной, в частности, на расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацию импорта сырьевых и энергетических ресурсов, привлечение ПИИ и включение белорусских предприятий в технологические и воспроизводственные процессы крупнейших ТНК. Многовекторная политика базируется на таких определяющих для международной жизни понятиях, как гуманизм, терпимость, дружелюбие, взаимоуважение и честность. На их основе наша страна стремится выстраивать с каждым из государств добрые и доверительные отношения, но не приемлет дискриминации по любым мотивам и политики «двойных стандартов». Беларусь последовательно проводит курс на укрепление отношений как с давними партнерами, так и с отдаленными регионами, где открываются новые перспективы взаимодействия. В общемировой практике многовекторная политика представляет собой один из новых методов многосторонней дипломатии, соответствующих изменяющимся качествам международных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. В ее рамках группы стран взаимодействуют в гибких форматах для реализации своих совпадающих интересов и для того, чтобы общими усилиями способствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений. Многовекторная политика в настоящее время проводится многими государствами, включая Китай, Индию, Бразилию, из среднеазиатских стран — Казахстаном и Узбекиста- пом; при этом для большинства из них характерны высокие темпы экономического роста и ускоренная технологическая модернизация, что свидетельствует, в том числе, об эффективности выбранного внешнеполитического курса. Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси как важнейшая составляющая международной многовекторной политики нацелена на активизацию экономического взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере международной торговли, инвестиционной деятельности, доступа к международным рынкам факторов производства. Охарактеризуем основные направления ее реализации: 1. Диверсификация поставок производственных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, которая ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повышения цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополиста- ми. Ведется работа по укреплению экономических отношений со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Латинской Америки — экспортерами ТЭР, которые, как правило, демонстрируют высокие темны развития экономики и являются перспективными рынками сбыта для производимой в Беларуси продукции. 2. Диверсификация рынков сбыта готовой продукции, позволяющая увеличить объем экспорта продукции отечественных производителей и снизить риски неблагоприятного изменения торгового режима на традиционных рынках сбыта. Данное направление тесно связано с предыдущим: экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и услуг в обмен на природные ресурсы служит источником интенсивного экономического роста, обеспечивающим экономическую безопасность государства. 3. Привлечение в экономику иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологические цепочки. Привлечение ПИИ не вызывает роста валового внешнего долга, позволяя избежать проблем, связанных с его накоплением и обслуживанием. Наряду с капиталом, новыми производствами и рабочими местами инвестиции приносят в страну передовые технологии, поэтому наиболее плодотворо сотрудничество с обладающими такими технологиями промышленно развитыми и новыми индустриальными государствами. Важнейшим условием привлекательности страны для инвестирования является благоприятный бизнес-климат, на улучшение которого направлены проводимые в республике институциональные реформы. 4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновационной деятельности, необходимых для структурной трансформации экономики на основе перехода к новым технологическим укладам; расширение масштабов внедрения результатов научно-технической деятельности за счет выхода на новые рынки. Традиционным партнером Беларуси в этой сфере является Российская Федерация, развивается совместная деятельность с мировыми лидерами науки и инноваций — США, Германией, Китаем. 5. Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реализации данного направления могут служить новые перспективные отрасли, зарождающиеся в республике, — логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество. Их дальнейший успех определяется международным имиджем страны и наличием необходимой инфраструктуры. Конкретные меры по реализации основных направлений многовекторной внешнеэкономической политики обозначены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и детализированы в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей, поставленной в этих документах, является выход к концу пятилетки на положительное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития им- нортозамещения в результате структурной перестройки экономики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов. Для обеспечения выхода на положительное внешнеторговое сальдо предусматривается увеличение объемов импорта к 2015 г. более чем в 1,9 раза, при этом инвестиционный импорт по сравнению с промежуточным и потребительским будет расти опережающими темпами (табл. 9.1), что обусловлено задачей ускоренной модернизации экономики и увеличением доли машин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.
Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта предусмотрено довести до 14—15 %, долю услуг — не менее чем до 20 %, долю продукции машиностроения — до 20,3 %; экспорт сельскохозяйственной продукции увеличить не менее чем в 2,2, фармацевтической — в 4 раза. Рост экспорта услуг должен превысить (в 3 раза) рост экспорта товаров, положительное сальдо в торговле услугами составить при этом 3,5 млрд дол. США. Опережающими темпами будет развиваться также экспорт услуг связи, информационных и компьютерных (в 4 раза), бизнес-услуг (в 3,9 раза), туристических (в 3,5 раза) и строительных (в 4 раза) услуг. Намеченные планы по увеличению объемов экспорта обеспечиваются, в том числе, конкретными соглашениями дву- стороннего сотрудничества со странами — потенциальными потребителями товаров и услуг, инвесторами, партнерами в сфере научно-технического сотрудничества. В числе этих документов: • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о торгово-экономическом сотрудничестве (2008 г.), которое предусматривает предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами, происходящими с территории государств — участников соглашения, включая таможенное оформление и таможенные пошлины, расчеты и платежи за товары и услуги, налоги и сборы;
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |