Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 17 страница




Важное значение имеет последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкуренции в экономических отношениях, поощ­рение предпринимательской инициативы, а также формирова­ние государственно-частного партнерства.

Привлечение внешних ресурсов в экономику республики целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных ин­вестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечива­ющие трансфер зарубежных знаний и технологий, а также вы­ход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продук­цией. В этих целях необходимо формировать благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощать норматив­ную правовую базу ведения бизнеса, внедрять международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В це­лом предстоит создать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми государствами институцио­нальную социально ориентированную рыночную среду для обеспечения возможности последующего вхождения Беларуси в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.

Достижение основных показателей роста производительно­сти труда (повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъ­ектов хозяйствования) возможно путем улучшения качествен­ных характеристик инвестиционного процесса, формирования фондового рынка, роста эффективности секторов, обеснечива- ющих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализации крупномасш­табных инфраструктурных проектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирова­ния, развития конкуренции и внедрения эффективного анти­монопольного регулирования.

Сбалаисировашюсть развития экономики должна обеспе­чиваться по следующим основным направлениям:

• соответствие темпов экономического роста возможностям расширения внешнего и внутреннего спроса;

• переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода — покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;

• наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;

• поддержание жестких бюджетных ограничений в дея­тельности субъектов хозяйствования, создание возможностей для своевременного исполнения финансовых обязательств (пла­тежная дисциплина);

• формирование и поддержание на достаточном уровне зо­лотовалютных резервов.

В условиях глобализации международных отношений важ­ным фактором устойчивого развития становится обеспечение интеграции Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство. Успешная защита от внешних угроз националь­ной безопасности в экономической сфере также зависит от мно­говекторной внешнеэкономической политики, расширения то­варной номенклатуры и географии экспорта, диверсификации импорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транс­национальных корпораций, финансово-промышленных групп будет способствовать развитию товаропроводящих сетей, вклю­чению отечественных предприятий в цепочки TIIK, созданию отечественных корпораций с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизации возможностей дискриминации белорусских субъектов хозяй­ствования.

Важным направлением экономйческой безопасности высту­пает и повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслу­живания. Формированию позитивного имиджа страны за рубе­жом будет способствовать развитие сотрудничества с междуна­родными финансово-экономическими и торговыми организаци­ями, интеграционными объединениями, участие в международ­ных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отече­ственных товаропроизводителей на внешних рынках.

Беларусь намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на формирование достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совер­шенствования системы пенсионного обеспечения и адресной со­циальной помощи, развития системы государственных соци­альных стандартов.

Обеспечение экономической безопасности Республики Бела­русь требует дальнейшего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, совершенствования меха­низмов разработки и осуществления экономической политики, создания системы организационно-экономических и правовых мер воздействия по предотвращению экономических угроз.

Меры по обеспечению экономической безопасности — это целенаправленная деятельность государственных и обществен­ных институтов по недопущению негативных явлений и про­цессов в сфере экономики. Она включает: определение порого­вых значений экономической безопасности; прогнозирование внешних и внутренних угроз; разработку законодательных ак­тов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; создание в стране необходимых стратегических и мобилизационных ресурсов.

Экономическая безопасность обеспечивается соответству­ющими субъектами (на уровне государства — органами госу­дарственной власти и управления; на уровне субъектов хозяй­ствования — руководителями и ответственными службами предприятий, организаций или индивидуальными предприни­мателями) и методами. Одна из основных форм — разработка и реализация национальной, а также отраслевых и региональ­ных концепций и программ экономической безопасности в от­дельных ее сферах. Ведущими из них являются: Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (утв. Ука­зом Президента Республики Беларусь 17 сентября 2007 г. № 433); Национальная программа демографической безопас­ности Республики Беларусь на 2011—2015 годы (утв. Указом Президента Республики Беларусь 11 августа 2011 г. № 357);

Концепция национальной продовольственной безопасности Рес­публики Беларусь (одобрена Постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь от 10 марта 2004 i\ № 252); Концеп­ция управления валовым внешним долгом и план мероприятий по ее реализации (утв. совместным Постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь и Национального банка от 6 мая

2011 г.).

Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безо­пасность, присутствуют во всех прогнозах и программах со­циально-экономического развития страны, являясь составной частью мероприятий по их реализации.

Важнейшие показатели экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого социаль­но-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В Программу социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на 2011—2015 годы включен раздел «Экономическая безопасность страны», где определены важ­нейшие ее индикаторы (табл. 8.17).

Таблица 8.17. Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь117
Индикатор Пороговое значение Годы
       
отчет оценка прогноз
           
Уровень малообеспеченности, % Но более 10 5,4 6—5 7,5—6,5* 6—5
Уровень регистрируемой без­работицы по отношению к ак­тивной части населения, % Не более 8 0,9 0,7** 1,2—1,5 1,5—2,0
Внутренние затраты на науч­ные исследования и разработ­ки, % к ВВП Не менее 1 0,64 0,61 1,2—1,4 2,5—2,9
Удельный вес отгруженной инновационной продукции ор­ганизациями, основным ви­дом деятельности которых яв­ляется производство промыт ленной продукции, в общем объеме отгруженной продук­ции, % 11<; меиее 20 10,9 11,0 12—13 20—21

''’Составлено по: Программа социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2011 2015 годы. — Минск: Беларусь, 2011.

 


           
Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП Не менее 25 31,6 33,3**   37,5
Коэффициент обновления ос­новных средств, % Не менее 5 4,6 4,7   7,5
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методоло­гии платежного баланса), % Не менее -5 -11,3 -13,6** - 8,9— 9,0 0,5—0,6
Рентабельность продаж в орга­низациях промышленности, % Не менее 10 6,7 6,8** 8—9 14—15
Дефицит консолидированного бюджета, % к ВВП Не более 3 -0,7 -2,6** -3,0 -1,5
Внешний государственный долг, % к ВВП*** Не более 25 16,2 17,5   21,5
Внутренний государственный долг, % к ВВП*** Не более 20 1,8 1,3 1,4 3,3
Платежи по обслуживанию государственного долга к до­ходам республиканского бюд­жета, % Не более 1 0 3,5 2,6 7,2 8,4
Платежи по погашению и об­служиванию внешнего госу­дарственного долга к валют­ной выручке, %*** Не более 10 1,2 2,7 3,9 7,1
Уровень золотовалютных ре­зервов в месяцах импорта, мес. Не менее 3 2,4 1,7 1,9 3,0
Доля собственных энергоре­сурсов в балансе котельно­печного топлива, % Не менее 30 20,3 20,5 22,2 28—30
Доля импорта продовольствен­ных товаров в объеме их роз­ничного товарооборота, % Не более 25 15,9 17,0**   16—17

 

* В 2011 г. в результате пересмотра структуры бюджета прожиточного минимума, ориентированного на улучшение качества жизни малообеспе­ченного населения, предусмотрено увеличение размера прожиточного ми­нимума, что может повлечь некоторый рост доли населения с располагае­мыми ресурсами ниже БПМ.

** Данные отчета.

** Показатель не включает займы, привлеченные под гарантии Пра­вительства Республики Беларусь, и долг органов местного управления и самоуправления.

Как видно из таблицы, в настоящее время пороговые значе­ния экономической безопасности Республики Беларусь не со­блюдены по таким индикаторам, как сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса), рента­бельность продаж в организациях промышленности, доля соб­ственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта, коэффи­циент обновления основных средств, удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, внут­ренние затраты на научные исследования и разработки.

Таким образом, главная задача в сфере обеспечения эко­номической безопасности в 2011—2015 гг. состоит в осуще­ствлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода ее по­казателей за пределы предусмотренного коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в со­циально-экономической жизни страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

В сфере финансовой безопасности предстоит обеспечить фи­нансовую стабильность но всех секторах экономики, повысить рентабельность продаж и эффективность использования средств государственного бюдл^ета.

В сфере продовольственной безопасности предусматривает­ся поддержание доли импорта в объеме розничного товарообо­рота продовольственных товаров в 2015 г. на уровне не более 17 %.

Ослабление угроз энергетической безопасности будет осуще­ствляться посредством проведения энергосберегающей полити­ки и повышения эпергоэффективности экономики, внедрения современных энергосберегающих технологий, диверсификации источников получения энергоресурсов. Удельный вес собствен­ных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива госу­дарства в 2015 г. составит 28—30 %.

В сфере внешнеэкономической безопасности предстоит ре­шить главную задачу — выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами путем последовательного сокращения дефицита внешней торговли и сформировать положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Решение по­ставленной задачи будет обеспечено за счет опережающего раз­вития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления тем­пов роста ввоза в страну потребительских и промежуточных то­варов но отношению к темпам роста ВВП.

Стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое разви­тие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффек­тивности и конкурентоспособности на основе, во-первых, со­хранения приоритетного развития отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий; во-вторых, развития национальной эко­номики в условиях внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и с учетом других глобализационных процессов.

Основные термины и понятия: агенты валютного контроля; адми­нистративные методы; антидемпинговая ценовая политика; антимонопольная политика государства; антимонопольное регулирование; бюджет; бюджетная политика; бюджетная система; валютная политика; валютная система; валют­ное регулирование; валютные ограничения; валютные операции: текущие и капитальные; валютный контроль; валютный рынок; виды экономической безопасности; внешние и внутренние угрозы в сфере экономической безопас­ности; государственное регулирование экономики; государственное ценовое регулирование; государственные финансы; девальвация; демонополизация; денежная система; денежно-кредитная (монетарная) политика; деноминация; доходы бюджета; золотовалютные резервы; индикативное планирование; конкуренция; консолидированный бюджет; косвенное экономическое регули­рование; косвенные налоги; курсовая политика; международная валютная ликвидность; методы государственного регулирования; монополистическая конкуренция; налоговая нагрузка; налоговая система; объекты и субъекты эко­номической безопасности; органы валютного регулирования и контроля; пере­крестное субсидирование; показатели и индикаторы экономической безопас­ности; пороговые значения параметров экономической безопасности; принци­пы ценовой политики; продовольственная безопасность; производственная безопасность; процентная политика; прямые налоги; расходы бюджета; режим валютного курса; рыночное саморегулирование; сальдо платежного баланса; финансовая безопасность; финансовая система; финансы; цели экономиче­ской политики; ценовая политика; централизация финансовых ресурсов; эко­номическая безопасность; экономическая политика; экономические функции государства; экономическое регулирование; эмиссионная политика; энергети­ческая безопасность

Вопросы для самопроверки

1. Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни?

2. Какими институциональными инструментами воздей­ствия на экономику располагает государство?

3. Приведите классификацию государственных органов уп­равления по характеру властных функций.

4. Назовите органы государственного управления, осуще­ствляющие исполнительную власть.

5. Охарактеризуйте важнейшие субъекты и объекты госу­дарственного регулирования экономики.

6. Сопоставьте прямые и косвенные методы экономического регулирования.

7. Приведите основные элементы государственного регули­рования экономики.

8. Охарактеризуйте понятие «конкуренция».

9. Какова роль конкуренции в формировании конкурентной среды?

10. Какие задачи решает демонополизация национальной экономики?

11. Обоснуйте стратегическую цель и основные направления развития государственной антимонопольной политики.

12. Назовите сферы и звенья финансовой системы.

13. Какова главная цель современной бюджетно-финансо­вой политики?

14. Что обозначает термин «консолидированный бюджет»?

15. Приведите основные источники доходов бюджета.

16. Перечислите основные направления расходов бюджета.

17. Что означает понятие «социально ориентированный бюд­жет»?

18. Дайте определение налоговой системы, назовите особен­ности ее формирования в современной экономике.

19. Назовите виды налогов, сборов (пошлин) по действу­ющей налоговой классификации в Республике Беларусь.

20. В чем заключаются основные задачи в области налогооб­ложения на ближайшую перспективу?

21. Дайте определение денежной системе страны, приведите основные ее элементы.

22. Какими особенностями характеризуется денежная сис­тема Республики Беларусь?

23. Что понимают под денежно-кредитной политикой? Ка­кие типы монетарной политики Вы знаете? Объясните специ­фику каждого из них.

24. Каковы основные методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь?

25. Обоснуйте цели денежно-кредитной политики на совре­менном этапе.

26. Перечислите и охарактеризуйте структурные элементы национальной валютной системы.

27. Что представляет собой валютный курс?

28. Что следует понимать под валютными ограничениями и валютным контролем, каковы их цели?

29. Дайте характеристику национального внутреннего ва­лютного рынка.

30. В чем заключаются особенности золотовалютных резер­вов Республики Беларусь?

31. Что представляет собой м еж дународная валютная лик­видность Беларуси?

32. Какие валютные операции в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь относятся к текущим и к опе­рациям, связанным с движением капитала?

33. Назовите основные формы валютной политики.

34. Охарактеризуйте эволюцию режимов валютного курса в Республике Беларусь.

35. В чем состоит различие между планом и прогнозом?

36. Что представляет собой директивное и индикативное планирование?

37. Дайте классификацию действующих прогнозных и про­граммных документов.

38. Каков порядок разработки прогнозных документов, в чем их различия по методологии и методам разработки?

39. Какие целевые ориентиры, приоритетные направления и систему мер определяет Программа социально-экономическо­го развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы?

40. Что следует понимать под национальной безопасностью, каковы ее цели и задачи?

41. Приведите определение экономической безопасности, выделите ее уровни и виды.

42. Назовите внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Республики Беларусь.

43. Какими показателями определяется экономическая без­опасность?

44. В чем заключаются важнейшие задачи по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь в 2011 2015 гг.?

45. Назовите основные угрозы производственной безопас­ности в Беларуси.

46. Обоснуйте основные задачи по обеспечению финансовой безопасности страны.

47. Что требуется для обеспечения продовольственной безо­пасности республики?

48. Каковы основные направления повышения энергетиче­ской безопасности Беларуси?

49. Охарактеризуйте важнейшие факторы, определяющие внешнеэкономическую безопасность.

Литература

1. Аналитические доклады «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов // Официальный сайт Министерства финансов РБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin. gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year09/.

2. Аналитические доклады «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов // Официальный сайт Министерства финансов РБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin. gov. by/rmenu/budget/analytic-data/year 10 /.

3. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс РБ, 25 окт. 2000 г., № 441-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2006 г., № 145-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Техно­логия 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2009.

4. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Романовский [и др.]; под ред. О. Врублевской, М. Романовского. — СПб.: Питер, 2008.

5. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Пала­той представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. •— Минск: Амалфея, 2009.

6. Герасименко, В.В. Управление ценовой политикой компа­нии: учебник / В.В. Герасименко. М: ЭКСМО, 2007.

7. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /

Э.Дж. Долан [и др.]; пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. В. Лукашевича. — М.: Финстатинформ, 1993.

8. Деньги, кредит, банки / под ред. Г.И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ, 2007.

9. Дорина, Е.Б. Организация государственного управления: учеб. пособие / Е.Б. Дорина. — Минск: БГЭУ, 2011.

10. Иванова, Н.Г. Региональная бюджетная политика: тео­рия, законодательство, практика / Н.Г. Иванова. — С-Иб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002.

11. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 годы: в 5 т. — Минск: Право и экономика, 2005.

12. Концепция Национальной безопасности Республики Бе­ларусь. —Минск: Бел. Дом печати, 2011.

13. Крюков, Л.М. Институциональное обеспечение иннова­ционного развития экономики Беларуси: проблемы и пути ре­шения // Бел. экон. журн. — 2007. — № 3.

14. Материалы к проекту бюджета Республики Беларусь на 2011 год. — Минск: УП ИБП, Минфина, 2010.

15. Мясникович, М.В. Методологическое обеспечение нацио­нальной безопасности Республики Беларусь / М.В. Мяснико­вич // Экон. бюл. НИЭИ Мин-экономики РБ. — 2011. — № 5.

16. Мясникович, М.В. Управление системой обеспечения экономической безопасности / М.Б. Мясникович, С.С. Поло- ник, В.В. Пузиков. — Минск: Право и экономика, 2006.

17. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / иод ред. Д.Г. Черника. — Изд-во «Юпити-Дана», 2010.

18. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / под ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

19. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-3: в ред. Зако­на Респ. Беларусь от 26.12.2007 г., № 302-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСиектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2007.

20. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Респ. Беларусь, 29 дек. 2009 г., № 71-3 // Кон­сультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ре- сурс] / ООО «ЮрСиектр», Нац. центр правовой информ. РБ. Минск, 2009.

21. Национальная стратегия устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на период до 2020 го­да. — Минск: Юнипак, 2004.

22. Национальная экономика Беларуси: учебник / под ред. В.Н. Шимова. — 3-е изд., перераб. и доп. —• Минск: БГЭУ,

2009.

23. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2003 г., № 226-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 июня 2010 г., № 132-3 // Консультант Плюс: Бе­ларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2009.

24. О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г., № 174-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. РБ. Минск, 2010.

25. О государственном прогнозировании и программах соци­ально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 157-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 1998.

26. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г., № 1 76-3 // Консультант Плюс: Бела­русь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2010.

27. О ценообразовании: Закон Респ. Беларусь, 10 мая 1999 г., № 225-3 // Сборник основных законодательных актов по цено­образованию в Республике Беларусь. —- Минск: РУП «Центр по ценам», 2009.

28. Олехнович, Г.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие / Г.И. Олехнович. — Минск: БГЭУ, 2010.

29. Полоник, С.С. Концептуальные подходы к совершенство­

ванию системы формирования, реализации и контроля за хо­дом выполнения государственных, отраслевых и региональных программ / С.С. Полоник, Л.М. Крюков // Экон. бюл. НИЭИ Минэкономики РБ. 2008. № 9.

30. Правила проведения валютных операций: утв. постанов­лением Правления Нац. банка РБ, 30 аир. 2004 г., № 72: в ред. постановления Правления Нац. банка РБ от 24.05.2010 г., № 169 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2010. — № 157. — 8/22466.

31. Программа социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2006 2010 годы. Минск: Беларусь, 2006.

32. Программа социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 годы. — Минск, 2011.


33. Стратегия развития банковского сектора Республики Бе­ларусь на 2011—2015 годы // Официальный сайт Нац. банка РБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbrb. by/publications/banksectordevlO-l 5.pdf.

34. Тарасов, В.И. Ценообразование: учеб. пособие / В.И. Та­расов. — Минск: Кн. Дом, 2005.

35. Финансовая стабильность в Республике Беларусь // Официальный сайт Нац. банка РБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nbrb.by/publications/finstabrep/FinStab

2010.pdf.

36. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского,

О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2010.



 

Раздел

МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Углубление международного разделения труда (МРТ) в 1990-е гг. нашло воплощение в активизации процессов интер­национализации производства и капитала, транснационализа­ции, международной регионализации и глобализации. Под их воздействием сформировалась глобальная по масштабам миро­вая экономика как совокупность национальных хозяйств, вза­имодействующих в различных формах рыночной деятельности на макро- и микроуровнях на базе согласованных правил и стандартов конкуренции при условии обеспечения националь­ных интересов и приоритетов. Основными субъектами глоба­лизированной мировой экономики наряду с национальными хозяйствами становятся интеграционные объединения, между­народные корпорации и международные экономические орга­низации.

Глобализация как высшая стадия развития интернациона­лизации обусловила усиление взаимозависимости стран и даль­нейшее углубление международного разделения труда, измене­ние места каждого государства в мировом воспроизводственном процессе, зависимость экономического развития каждого из них от способности интегрироваться в мировую экономику. При решении проблемы вхождения в глобализированную ми­ровую экономику необходимо учитывать, что интеграционные процессы развиваются на микро-, макро- и глобальном уровне.

Межфирменная интеграция, характерная для микроэко­номического уровня, находит выражение в процессах интер­национализации и транснационализации.

Интернационализация сопровождается формированием устойчивых форм международных производственно-экономи­ческих отношений между отдельными государствами на основе МРТ, которые связывают производство одних стран с потребле­нием его результатов в других. В результате происходят сбли­жение и взаимопроникновение национальных экономик на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Транснационализация ведет к созданию международных корпораций, в том числе: транснациональных корпораций (TIIK), которые являются основными субъектами мировой эко­номики и устанавливают систему международного производ­ства, основанного на размещении филиалов, дочерних компа­ний, отделений по всему миру, обеспечивая глубокую интегри­рованность предприятий в единые комплексы с внутрифирмен­ным разделением труда; транснациональных банков (ТНБ), которые представляют собой международный финансово-кре­дитный комплекс универсального типа, располагающий раз­ветвленной сетыо заграничных филиалов, отделений, системой участия и контролирующий при поддержке государства валют­ные и кредитные операции на мировом рынке. ТИБ, внедряя новейшие информационные разработки, диверсифицируя услу­ги, управляя капиталами и контролируя деятельность ТНК, выступая посредником в международной миграции капитала, участвуя в образовании мировых финансовых центров, способ­ствовали углублению интернационализации банковской сфе­ры. Это выразилось в мелсдународной экспансии ТНБ, финансо­вой глобализации, дерегулировании банковской деятельности и либерализации финансовых рынков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.