КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 19 страница
• Соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Боливарианской Республики Венесуэла и Правительством Республики Беларусь (2011 г.), предусматривающее строительство пяти агропромышленных городков (агропромышленных хозяйств) в Венесуэле; • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке (2011 г.), который планируется создать в Минской области. Он будет ориентирован на развитие современной промышленности в качестве основной отрасли, а также развитие научно-исследовательской, торговой, логистической, административной, жилищной и других отраслей в качестве дополняющих. Принцип многовекторности во внешнеэкономической политике реализуется также посредством участия Беларуси в процессах международной экономической интеграции. Основными этанами развития этих процессов являются участие республики в формировании ряда интеграционных группировок на основе подписания следующих документов: • Соглашение о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина, 1991 г.); • Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Россией (1995 г.); • Договор об образовании сообщества Беларуси и России (1996 г.); • Договор о Союзе Беларуси и России (1997 г.); • Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (1999 г.); • Договоры о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана Кыргызстана и России (1999 г.); • Заявление и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000 г.). К Договору присоединились Узбекистан (2006 г.), а в качестве наблюдателей — Украина и Молдова (2002 г.), Армения (2003 г.); • Соглашение о формировании Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003 г.); • Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (2008 г.). Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, созданный в 2009 г. в связи с необходимостью модернизации и экспортной диверсификации экономик, объединения усилий по преодолению последствий экономического кризиса, а также формирующееся в настоящее время на его базе Единое экономическое пространство играют ключевую роль в международном сотрудничестве республики. Эти структуры представляют собой новые формы открытого регионализма, суть которого заключается не только в снижении квот и тарифов, но и в снятии ограничений на движение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы. В процессах интеграции активное участие принимают компании, банки, органы регионального и местного самоуправления. Данная тенденция создает предпосылки для развития торговых связей Беларуси с региональными объединениями, членом которых она не является, одновременно с участием в сложившихся интеграционных группировках на постсоветском пространстве. В ближайшем пятилетии предстоит решить вопросы дальнейшего развития Таможенного союза и ЕЭП с возможностью присоединения новых членов. При этом будет обеспечиваться благоприятное для белорусского экспорта формирование системы соглашений ТС с другими региональными блоками и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле. Целью образования Таможенного Союза явились создание единой таможенной территории, в рамках которой происходит либерализация правил перемещения товаров, работ, услуг для национальных и иностранных компаний, работающих на территориях трех стран; отмена таможенных границ между ними и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу Союза. Функции внешнеторгового регулирования выполняет Комиссия ТС, которая функционирует с начала 2010 г. За период 2008 2009 гг. заключено 12 международных до говоров межправительственного характера, непосредственно относящихся к сфере таможенного регулирования, направленных на формирование правовой базы ТС, а также ряд соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования и введения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В результате сформирована система таможенного законодательства, которая включает: • таможенный кодекс ТС, разработанный с учетом стандартов Киотской конвенции но гармонизации и упрощению таможенных процедур; • международные договоры государств — членов ТС; • решения Комиссии ТС; • Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза; • Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС; • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами. В принятых документах определены принципы функционирования Таможенного союза и организации таможенного администрирования на его территории. При формировании ЕТТ за основу (92 %) были взяты российские импортные пошлины. Уровень общей унификации тарифов между тремя странами достиг 65 %. Таможенный тариф между Беларусью и Россией был унифицирован примерно на 95 %, Россией и Казахстаном — на 62 %. Образование Таможенного союза для стран-участников принесло определенные выгоды: возник единый рынок с общим населением в 165 млн чел.; для российских производителей рынок увеличился на 15 %, для Казахстана — в 10,5, для Беларуси — в 17 раз; совокупный промышленный потенциал составляет 600 млрд дол. СШЛ; общий ВВП трех государств — 2 трлн дол.; совокупный товарооборот - 900 млрд дол.; общий эффект от со здания ТС достиг 400 млрд дол. для России и по 16 млрд дол. — для Беларуси и Казахстана. Кроме того, появилась возможность улучшения распределения доходов от ввозных таможенных пошлин. До создания Союза суммарные таможенные поступления делились в пропорции: Казахстан 3,1 %, Беларусь — 4,6, Россия — 92,3 %. Сейчас доля Казахстана составляет 7,3 %, Беларуси — 4,7, России 88,0 %. К 2015 г. для каждого участника ТС предполагается увеличение ВВП примерно на 15 20 % и получение общего экономического эффекта в разме ре более 400 млрд дол. СШЛ. Дальнейшая работа в рамках Таможенного союза осуществляется по таким направлениям, как порядок применения таможенных пошлин, тарифных льгот, косвенного налогообложения; порядок перемещения товаров через таможенную границу в рамках Союза; взаимодействие систем таможенного транзита в таможенных союзах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Европейского Союза и др. Функционирование с 2012 г. Единого экономического пространства в рамках стран — участниц ТС предполагает создание однотипных механизмов регулирования экономик, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, единой инфраструктуры; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов; проведение единой политики в отношении третьих стран и т.д. Таким образом, республика, реализуя принцип многовектор- ности, активно участвует в развитии разнообразных форм международной экономической интеграции, которая создает предпосылки для вхождения в мировую экономику. Вполне естественно, что в Беларуси, исходя из опыта реализации основных направлений подключения к процессам мирохозяйственной интеграции, принимаются меры по совершенствованию и гармонизации национального законодательства. Прежде всего это диктуется необходимостью перехода на международные стандарты ведения внешнеторговых отношений, развития сотрудничества с международными экономическими организациями, в числе которых Всемирная торговая организация. В настоящее время возобновлен процесс, связанный с подключением национального регулирования внешней торговли к формам международного регулирования, которое реализуется ВТО. В связи с этим процесс вхождения республики в ВТО обусловливает необходимость перестройки внешнеторговой политики, что предполагает создание современных механизмов либерализации и регулирования торговли товарами и услугами, а также ориентацию на новые организационные принципы государственного регулирования, в числе которых: • дифференцированный подход к разным отраслям; • проведение взвешенной политики протекционизма, предполагающей четкое разграничение мер во времени, предоставление отечественным производителям переходного периода для выхода на показатели, соответствующие мировым стандартам; • обеспечение экономической безопасности страны; • учет особенностей Европейского Союза, среди которых его право де-факто блокировать в рамках ВТО любые решения; распространение на все государства ЕС мер по ограничению импорта, которые готова ввести одна страна; • преимущественный учет интересов партнеров Беларуси по международной региональной интеграции; • использование экономических инструментов и методов регулирования торговли, определенных принципами ВТО, и отказ от запрещенных мер нетарифного регулирования. Предполагаются также создание механизма субсидирования отечественных производителей, отвечающих требованиям ВТО; гармонизация национального законодательства в соответствие с этими требованиями; другие меры но либерализации и регулированию внешней торговли. В процессе присоединения республики к Всемирной торговой организации проведены 29 раундов двусторонних переговоров, внесены изменения в белорусское законодательство, подписано 10 протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок со странами — членами ВТО (Армения, Китай, Куба и др.). В этих документах согласованы вопросы об открытости границ, доступе товаров и услуг на национальные рынки. В настоящее время ведутся переговоры с 12 странами. Вместе с тем создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вхождение Российской Федерации в ВТО привели к возникновению ряда проблем. В связи с этим в ВТО приняты следующие решения: • каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно; • подписанные Беларусью со странами — членами ВТО протоколы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу; • республике необходимо представить информацию о корректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС; • обязательства России перед странами — членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами Таможенного союза, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО. Таким образом, формирование внешнеэкономической политики в условиях глобализации требует от национальных органов управления координирования и согласования разрабатываемых мер но регулированию разнообразных форм международных экономических отношений с документами (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и др.) и мероприятиями других стран, наднациональных органов, функционирующих в рамках интеграционных группировок, а также международных экономических организаций. 9.3. Перспективы участия Беларуси в системе международного разделения труда Вхождение Республики Беларусь в систему международного разделения труда (МРТ) и формирование ее международной специализации происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями развития МРТ, что подтверждается; • постепенной рационализацией национальной хозяйственной системы, выражающейся как в функционировании производственных гигантов, так и формировании мелких и средних предприятий; • преобладанием в отраслевой структуре национальной экономики обрабатывающих отраслей, развитие которых вызывают потребность в углублении специализации, расширении межгосударственных связей; • переходом от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации, сопровождающейся дифференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, превращением национальных предприятий в звенья общей глобальной сети производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли; • участием в международном производственном кооперировании с государствами, имеющими сходные производственные структуры, посредством построения общих технологических производственных цепочек и развития внешнеэкономических связей по встречному обмену деталями, узлами, компонентами, готовой продукцией, в том числе одной номенклатуры; • углублением процесса транснационализации в производственной и банковской сферах и активизации на этом фоне инвестиционной деятельности, внедрения новейших производственных и управленческих технологий. Интернационализация производства развивается главным образом посредством вертикальной интеграции в нефтеперерабатывающей, химической, металлургической и других отраслях; в банковской сфере ведет к укруипению банков, их слияниям и поглощениям, созданию организационных форм с участием иностранного капитала; • формированием обеспечивающего положительное сальдо платежного баланса сектора услуг, в структуре экспорта которых преобладают трудоемкие услуги (транспортные, составляющие более 2/3 общего объема, в основном грузоперевозки; ио переработке нефти; в области строительства и связи). Вместе с тем интеграция Беларуси в мирохозяйственные связи в качество равноправного партнера обусловливает необходимость корректировки международной специализации, определения места республики в мировом воспроизводственном процессе. Наиболее ярко это проявилось в условиях мирового экономического кризиса 2008—2011 гг. Кризис подчеркнул, что современная «новая» международная экономика представляет собой глобальный воспроизводственный процесс, в котором задействованы практически все страны. Их взаимозависимость предопределена углублением международной производственной кооперации и сетевой организацией производства, что предполагает перестройку организационных производственных структур, технологий, производственных связей. Экономический кризис еще больше обострил конкуренцию на мировых рынках, что привело к всплеску протекционизма, усугубило проблемы экспорта, актуализировало поиск стимулов к развитию внешнеторговых отношений в основном для всех государств. Национальные экспорториентированные предприятия были вынуждены решать задачи не только сохранения позиций на уже завоеванных рынках, но и поиска новых рынков для реализации своей продукции как возможности для поддержания и расширения объемов производства, компенсации потерь, обусловленных сокращением сбыта. В то же время кризис показал, что возможности экспортоориентированных предприятий по расширению внешней торговли и обеспечению снижения отрицательного сальдо торгового баланса находятся в прямой зависимости, во-первых, от эффективности преобразований в реальном секторе, позволяющих им ускорять структурную адаптацию экономики и корректировать свою специализацию, ориентируясь на развитие инновационной экономики; во-вторых, от освоения новых технологий проникновения хозяйствующих субъектов на внешние рынки, основанные на международной кооперации производства, так как традиционный путь экспорта готовой продукции не всегда эффективен, особенно в условиях применения протекционистских мер, о чем свидетельствует мировой опыт. В связи с этим в Беларуси происходит постепенный переход от стратегии построения торгово-посреднических сетей к стратегии формирования транснациональной производственноинвестиционной модели экономических связей, основанной на активизации экспорта белорусского капитала и нацеленной на создание филиалов отечественных предприятий, совместных предприятий (СП), сборочных и иных производств за рубежом. Именно она позволяет наряду с сохранением доли на освоенных рынках осуществлять переход от экспорта готовой продукцией к производственной деятельности в странах — потребителях данной продукции. В результате белорусские предприятия— экспортеры, перенося отдельные звенья технологического процесса в другие государства и приобретая здесь права владения и контроля над производством, реально становятся международными по характеру своей деятельности. Основными направлениями участия Беларуси в МРТ являются создание сборочных производств, расширение товаропроводящих сетей и углубление кооперационных связей с иностранными фирмами. Для республики функционирование сборочных производств за рубежом вследствие переноса технологических процессов — это, во-первых, возмояшость перемещения трудоемких и материалоомких производств или отдельных процессов за пределы национальной экономики, высвобождения национальных ресурсов и переключения их в большей степени на выпуск наукоемкой продукции, осуществления реструктуризации отраслей, снижения издержек производства и удешевления производства товаров и услуг; во-вторых, возможность корректировки международной специализации, создания предпосылок для активизации географической диверсификации экспорта, закрепления на рынках данных стран, особенно стран с высоким уровнем таможенной защиты и разветвленной системой нетарифных мер защиты внутреннего рынка, проникновения с освоенного рынка на новые соседние национальные и региональные рынки (в Латинской Америке Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Боливия и Куба; в рамках АТР — КНР, Индия, Иран, Вьетнам; в Африке Нигерия на западе, Эфиопия на востоке, страны Персидского залива); в-третьих, возможность снижения зависимости доходов от экспорта сырьевых товаров, реализации пути сокращения номенклатуры экспорта товаров отраслей традиционной специализации и увеличения концентрации экспорта на высокотехнологичных товарах. Товаропроводящая сеть (ТИС) Республики Беларусь представлена торговыми домами, представительствами, дилерами, фирмами-агентами, сборочными производствами, СГ1 с иностранными партнерами, акционерными обществами и другими институциональными структурами. В последние годы количество ее субъектов за рубежом постоянно возрастает, представляя многие отрасли национальной экономики и ее инфраструктурные элементы. Главным образом они сосредоточены в странах СИГ — основных торговых партнерах, в том числе в России, Украине, Казахстане, Молдове, а также в Литве, Латвии, Польше. Активизируется деятельность TIIC в Китае, Венесуэле, Эфиопии, Египте, Индии, Сирии. Преобразования реального сектора находятся в непосредственной зависимости от участия республики в ипвестициоп ных процессах, что обеспечивает условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Наряду с проведением политики, стимулирующей вывоз ПИИ и размещение филиалов за рубежом в сочетании с мерами по развитию малых и средних предприятий, технологий, инновационной деятельности, осуществляются мероприятия по привлечению ПИИ, новых технологий, поощрению экспортно-импортных операций. Так, с 2005 по 2000 г. наблюдался постоянный рост оттока НИИ из Беларуси (за исключением 2008 г., когда экспорт ка питала сократился на 41 %). За 2009 г. экспорт инвестиций достиг 27,4 млн дол., основная его часть — это вклады в уставные фонды (в 2006 г. — 80 %, в 2007 г. — 89, в 2008 г. — 60, в 2009 г. — 78 %). При этом на СНГ приходилось в среднем 86 % общего объема НИИ в форме акционерного капитала. Реинвестированные доходы до 2008 г. составляли незначительную часть общего объема экспорта инвестиций и направлялись только в страны Содружества. В 2009 г. их доля выросла до 20,4 % (с 3,4 % в 2008 г.), причем 34 % приходилось уже на другие государства. География притока ПИИ в республику за период с 2002— 2008 г. показывает, что значительная его часть (около 85 %) поступила из стран вне СНГ, в том числе доля швейцарского капитала — 52 %, капитала из бывших и настоящих оффшорных зон — 10 %. Накопленные ПИИ из России составляли 14 % общего объема накопленных в Беларуси инвестиций, остальных участников СИГ — менее 1 %. Отраслевая структура ИИИ представлена в основном сектором услуг (торговля и общественное питание, связь), в первичный и вторичный сектора экономики было направлено около 21 % инвестиций. Следовательно, можно отметить, что привлеченные и накопленные ПИИ ориентированы главным образом на внутреннее потребление. Под воздействием экономического кризиса произошло замедление инвестиционного процесса. Кроме того, обострилась международная конкуренция за свободные инвестиционные ресурсы; улучшился инвестиционный климат большинства государств с транзитивной экономикой, в том числе стран соседей Беларуси; повысился риск значительного увеличения импорта более конкурентоспособных товаров и услуг из стран (Россия, Украина, Польша), в большей степени привлекательных для притока ПИИ; со стороны инвесторов возрос интерес к отраслям, состояние которых не зависит от колебаний экономического цикла, в том числе инфраструктурным, а также к пищевой промышленности, фармацевтике. В качестве полоясительного момента необходимо отметить увеличение притока ПИИ в республику, начиная с 2007— 2008 гг., в связи с активизацией процессов слияний и поглощений (СиИ), преобладающих в банковской сфере и сфере телекоммуникаций. В качестве одной из самых эффективных рыночных стратегий СиП позволяют создавать более сложные и конкурентоспособные организационные формы и выживать за счет этого в условиях обострившейся борьбы на мировом рынке. В то же время — это способ получения сравнитель- пых преимуществ по отношению к партнерам при размещении ПИИ. Однако Беларусь является в основном объектом слияний и поглощений, хотя правомернее использовать СиП как одну из технологий выхода на внешние рынки и посредством экспорта капитала участвовать в качестве субъекта в процессах централизации производства, формировать более крупные, конкурентоспособные на мировых рынках, горизонтально и вертикально интегрированные структуры кластерного типа путем приобретения готовых компаний, расположенных за рубежом. Это позволит национальным предприятиям получить конкурентные преимущества: проникать на новые рынки, минуя таможенные барьеры; обеспечивать доступ к источникам сырья, стратегическим природным ресурсам и гарантировать бесперебойные их поставки; использовать производственные мощности, каналы сбыта, поставщиков комплектующих, технологии и потребителей продукции поглощенной компании; получать в результате СиН технологически более передовых предприятий запатентованные технологии, доступ к рынку специализированной высококачественной продукции, использованию международных брендов и дизайнерских возможностей. Функционирование транснациональной производственноинвестиционной модели экономических связей предполагает вхождение (подключение) национальных предприятий в цепочки ведущих TIIK путем использования различных форм (технологий) сотрудничества, в числе которых: а) фрагментация производства, которая предполагает специализацию на выпуске не готовой продукции, а комплектующих с последующим экспортом стандартизированных узлов, деталей, полуфабрикатов и их сборкой в любой точке мира, где есть потребительский рынок (спрос). Фрагментация является методом ускоренной модернизации, овладения высокими технологиями, углубления международной производственной кооперации. Определенные предпосылки для развития фрагментации в республике создаются вследствие проведения политики импортозамещения. Для ТНК фрагментация — это возможность вовлечения в сетевую организацию воспроизводственного процесса транзитивных стран, являющихся надежным местным поставщиком стандартизированных комплектующих, узлов и компонентов, соответствующих мировым стандартам; б) размещение ведущими ТНК производствешшх мощностей, в том числе 1ТИОКР, что позволяет им использовать высококвалифицированных ученых, инженеров, конструкторов с относительно низким уровнем оплаты труда. Осуществляя поиск и внедрение новейших технологий, обеспечивающих превосходство в сфере НИОКР в масштабах мировой экономики, ТНК перешли от интернационализации производственных и управленческих операций к интернационализации НИОКР, а также научно-технической и инновационной деятельности непосредственно в развивающихся и странах с транзитивной экономикой. Для Республики Беларусь взаимодействие с ТНК обеспечивает доступ к новейшим технологиям, а следовательно, создание предпосылок для модернизации производства, специализации на сложной технологической и инновационной деятельности, достижения высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В этих целях правомерно использование выработанных мировой практикой разнообразных каналов передачи технологий: • коммерческая передача технологий па международном уровне посредствам торговли; • размещение ПИИ посредством, во-первых, приобретения компаний, обладающих ценными возможностями, или создания филиала, взаимодействующего с локальными паучно-ис- следовательскими центрами; во-вторых, получения технологии из филиалов иностранных компаний; в-третьих вовлечения ТНК в национальные проекты; • лицензионные соглашения; • доступ к технологиям и рынкам посредством межфирменного сотрудничества (соглашения о сотрудничестве, CII, совместное проведение НИОКР, соглашения об обмене технологиями), в котором принимают активное участие университеты, НИИ и другие исследовательские структуры. в) участие и формирование ФПГ, стратегических альянсов и других союзов. Дальнейшие перспективы участия Беларуси в МРТ в определенной степени обусловлены конкурентоспособностью национальной экономики, т.е. способностью страны в условиях свободной конкуренции производить удовлетворяющие требованиям мирового рынка товары и услуги, реализация которых повышает благосостояние государства и его граждан. В мировой практике для оценки конкурентоспособности используются следующие основные показатели: объем ВВП; доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП; производительность, определяемая как объем товаров и услуг, производимых в стране на душу населения; объем и структура экспорта и импорта; размер внутренних инвестиций в экономику; приток ПИИ; объем и структура инвестиций за рубежом; объем инвестиций в новые технологии; объем инвестиций в человеческий капитал; создание среды для нововведений и технологического развития; степень либерализации внешней торговли, открытость экономики и ряд других. Па конкурентоспособность страны влияют исходные факторы (природные ресурсы, географическое положение, историческое наследие), факторы макроэкономической среды, факторы микроэкономической конкурентоспособности. В Беларуси исходные факторы, представлены: • историческим наследием в виде значительной доли государственной собственности, высокого уровня комплексности развития территорий, культурных и исторических ценностей; • географическим положением и природными ресурсами, образующими огромный потенциал экономического развития, в числе которых производственная инфраструктура; транзитный потенциал (магистральные нефте- и газопроводы, железнодорожный и автомобильный транспорт); обширные земельные ресурсы; благоприятные природно-климатические условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства; большие запасы возобновляемых лесных ресурсов, пресной воды (подземные и поверхностные источники), хлористого калия, глины, цементного и другого сырья для промышленности строительных материалов. Кроме того, расположение республики на границе с ЕС — это возможность доступа к технологиям, образованию, бизнесу, финансовым рынкам; с Россией — к обширному рынку и природным ресурсам, что предполагает льготы по энергоресурсам. Факторы макроэкономической среды характеризуются основными показателями макроэкономических условий, среди которых инфляция, динамика обменного курса, уровень государственного долга, наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние платежного баланса, уровень золотовалютных резервов и совокупного внешнего долга. В значительной степени макроэкономические условия предопределены производительностью, на которую в республике наибольшее воздействие оказывают прирост внутренних инвестиций, условия торговли энергоресурсами, доступ на российский рынок. Однако политика по стимулированию экономического роста за счет внутренних инвестиций и повышению заработной платы, темпы роста которой превышают темпы роста производительности, не смогла обеспечить удовлетворения растущего внутренне го спроса за счет внутреннего предложения, что обусловило увеличение дефицита внешней торговли и ухудшение текущего счета платежного баланса. Факторы, микроэкономической конкурентоспособности определяются качеством микроэкономической бизнес-среды (дешевые энергоресурсы, высокий уровень человеческого капитала, развитый научно-технический потенциал, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, низкая степень конкуренции, низкий уровень социального неравенства, конкурентоспособность новых предприятий вследствие наличия сопутствующих отраслей и др.); уровнем развития кластеров; степенью сложности и эффективности применяемых стратегий и принципов управления (конкуренция но издержкам, в основе которой дешевые энергоресурсы и эффект от масштаба нри массовом производстве, что предопределяет низкую конкурентоспособность белорусской продукции в странах Запада). Состояние микроэкономической среды свидетельствует о наличии конкурентных преимуществ в виде доступности к относительно дешевым природным ресурсам и существования квалифицированного человеческого капитала, а также сдерживающих факторов — низкий уровень конкуренции, протекционизм. Для Республики Беларусь одним из основных факторов экономического роста на конкурентной основе является конкурентоспособность внешней торговли, и прежде всего экспорта. Для количественной оценки конкурентоспособности экспорта используют ряд методик. Основной из них является оценка развития экспорта и его конкурентоспособности, которую ежегодно проводит Международный торговый центр (ЮИКДАТ). Он рассчитывает индекс функционирования торговли (ИФТ) для 187 государств и 14 экспортных секторов, ранжируя страны по уровню развития в них торговли, а также осуществляет интегрированную оценку места страны и сектора по пяти критериям (объем чистого экспорта, экспорт на душу населения, доля на мировом рынке, товарная и географическая диверсификация).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |