Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 19 страница




• Соглашение о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства между Правительством Боливарианской Республики Венесуэла и Правительством Республики Беларусь (2011 г.), предусмат­ривающее строительство пяти агропромышленных городков (агропромышленных хозяйств) в Венесуэле;

• Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китай­ско-Белорусском индустриальном парке (2011 г.), который пла­нируется создать в Минской области. Он будет ориентирован на развитие современной промышленности в качестве основной отрасли, а также развитие научно-исследовательской, торго­вой, логистической, административной, жилищной и других отраслей в качестве дополняющих.

Принцип многовекторности во внешнеэкономической поли­тике реализуется также посредством участия Беларуси в про­цессах международной экономической интеграции. Основными этанами развития этих процессов являются участие республи­ки в формировании ряда интеграционных группировок на осно­ве подписания следующих документов:

• Соглашение о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина, 1991 г.);

• Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Рос­сией (1995 г.);

• Договор об образовании сообщества Беларуси и России (1996 г.);

• Договор о Союзе Беларуси и России (1997 г.);

• Договор о создании Союзного государства Беларуси и Рос­сии (1999 г.);

• Договоры о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана Кыргызстана и России (1999 г.);

• Заявление и Договор об учреждении Евразийского эконо­мического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000 г.). К До­говору присоединились Узбекистан (2006 г.), а в качестве наб­людателей — Украина и Молдова (2002 г.), Армения (2003 г.);

• Соглашение о формировании Единого экономического про­странства Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003 г.);

• Договор о создании единой таможенной территории и фор­мировании Таможенного союза (2008 г.).

Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, со­зданный в 2009 г. в связи с необходимостью модернизации и экспортной диверсификации экономик, объединения усилий по преодолению последствий экономического кризиса, а также формирующееся в настоящее время на его базе Единое эконо­мическое пространство играют ключевую роль в международ­ном сотрудничестве республики. Эти структуры представляют собой новые формы открытого регионализма, суть которого заключается не только в снижении квот и тарифов, но и в сня­тии ограничений на движение товаров, услуг, капитала, техно­логий и рабочей силы. В процессах интеграции активное учас­тие принимают компании, банки, органы регионального и мест­ного самоуправления.


Данная тенденция создает предпосылки для развития торго­вых связей Беларуси с региональными объединениями, членом которых она не является, одновременно с участием в сложив­шихся интеграционных группировках на постсоветском про­странстве. В ближайшем пятилетии предстоит решить вопросы дальнейшего развития Таможенного союза и ЕЭП с возможно­стью присоединения новых членов. При этом будет обеспечи­ваться благоприятное для белорусского экспорта формирова­ние системы соглашений ТС с другими региональными блока­ми и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле.

Целью образования Таможенного Союза явились создание единой таможенной территории, в рамках которой происходит либерализация правил перемещения товаров, работ, услуг для национальных и иностранных компаний, работающих на тер­риториях трех стран; отмена таможенных границ между ними и перенос всех видов государственного контроля, кроме погра­ничного, на таможенную границу Союза. Функции внешнетор­гового регулирования выполняет Комиссия ТС, которая функ­ционирует с начала 2010 г.

За период 2008 2009 гг. заключено 12 международных до­

говоров межправительственного характера, непосредственно относящихся к сфере таможенного регулирования, направлен­ных на формирование правовой базы ТС, а также ряд соглаше­ний по вопросам таможенно-тарифного регулирования и введе­ния единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В результате сформирована система таможен­ного законодательства, которая включает:

• таможенный кодекс ТС, разработанный с учетом стандар­тов Киотской конвенции но гармонизации и упрощению тамо­женных процедур;

• международные договоры государств — членов ТС;

• решения Комиссии ТС;

• Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза;

• Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС;

• Единый перечень товаров, к которым применяются запре­ты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами.

В принятых документах определены принципы функциони­рования Таможенного союза и организации таможенного адми­нистрирования на его территории. При формировании ЕТТ за основу (92 %) были взяты российские импортные пошлины.


Уровень общей унификации тарифов между тремя странами достиг 65 %. Таможенный тариф между Беларусью и Россией был унифицирован примерно на 95 %, Россией и Казахста­ном — на 62 %.

Образование Таможенного союза для стран-участников при­несло определенные выгоды: возник единый рынок с общим на­селением в 165 млн чел.; для российских производителей рынок увеличился на 15 %, для Казахстана — в 10,5, для Беларуси — в 17 раз; совокупный промышленный потенциал составляет 600 млрд дол. СШЛ; общий ВВП трех государств — 2 трлн дол.; совокупный товарооборот - 900 млрд дол.; общий эффект от со­

здания ТС достиг 400 млрд дол. для России и по 16 млрд дол. — для Беларуси и Казахстана. Кроме того, появилась возможность улучшения распределения доходов от ввозных таможенных пошлин. До создания Союза суммарные таможенные поступле­ния делились в пропорции: Казахстан 3,1 %, Беларусь — 4,6, Россия — 92,3 %. Сейчас доля Казахстана составляет

7,3 %, Беларуси — 4,7, России 88,0 %. К 2015 г. для каждо­го участника ТС предполагается увеличение ВВП примерно на 15 20 % и получение общего экономического эффекта в разме­

ре более 400 млрд дол. СШЛ.

Дальнейшая работа в рамках Таможенного союза осуще­ствляется по таким направлениям, как порядок применения таможенных пошлин, тарифных льгот, косвенного налогообло­жения; порядок перемещения товаров через таможенную гра­ницу в рамках Союза; взаимодействие систем таможенного транзита в таможенных союзах Республики Беларусь, Респуб­лики Казахстан, Российской Федерации и Европейского Сою­за и др.

Функционирование с 2012 г. Единого экономического про­странства в рамках стран — участниц ТС предполагает созда­ние однотипных механизмов регулирования экономик, осно­ванных на рыночных принципах и применении гармонизиро­ванных правовых норм, единой инфраструктуры; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финан­совой, торговой и таможенной политики, что обеспечивает сво­бодное движение товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов; проведение единой политики в отношении третьих стран и т.д. Таким образом, республика, реализуя принцип многовектор- ности, активно участвует в развитии разнообразных форм меж­дународной экономической интеграции, которая создает пред­посылки для вхождения в мировую экономику.

Вполне естественно, что в Беларуси, исходя из опыта реа­лизации основных направлений подключения к процессам ми­рохозяйственной интеграции, принимаются меры по совершен­ствованию и гармонизации национального законодательства. Прежде всего это диктуется необходимостью перехода на меж­дународные стандарты ведения внешнеторговых отношений, развития сотрудничества с международными экономическими организациями, в числе которых Всемирная торговая организа­ция. В настоящее время возобновлен процесс, связанный с под­ключением национального регулирования внешней торговли к формам международного регулирования, которое реализует­ся ВТО. В связи с этим процесс вхождения республики в ВТО обусловливает необходимость перестройки внешнеторговой по­литики, что предполагает создание современных механизмов либерализации и регулирования торговли товарами и услуга­ми, а также ориентацию на новые организационные принципы государственного регулирования, в числе которых:

• дифференцированный подход к разным отраслям;

• проведение взвешенной политики протекционизма, пред­полагающей четкое разграничение мер во времени, предостав­ление отечественным производителям переходного периода для выхода на показатели, соответствующие мировым стандартам;

• обеспечение экономической безопасности страны;

• учет особенностей Европейского Союза, среди которых его право де-факто блокировать в рамках ВТО любые решения; рас­пространение на все государства ЕС мер по ограничению импор­та, которые готова ввести одна страна;

• преимущественный учет интересов партнеров Беларуси по международной региональной интеграции;

• использование экономических инструментов и методов регулирования торговли, определенных принципами ВТО, и от­каз от запрещенных мер нетарифного регулирования.

Предполагаются также создание механизма субсидирова­ния отечественных производителей, отвечающих требованиям ВТО; гармонизация национального законодательства в соответ­ствие с этими требованиями; другие меры но либерализации и регулированию внешней торговли.

В процессе присоединения республики к Всемирной торго­вой организации проведены 29 раундов двусторонних перего­воров, внесены изменения в белорусское законодательство, под­писано 10 протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок со странами — членами ВТО (Армения, Китай, Куба и др.). В этих документах согласованы вопросы об открытости границ, доступе товаров и услуг на национальные рынки. В настоящее время ведутся переговоры с 12 странами.

Вместе с тем создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вхождение Российской Федерации в ВТО приве­ли к возникновению ряда проблем. В связи с этим в ВТО приня­ты следующие решения:

• каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно;

• подписанные Беларусью со странами — членами ВТО про­токолы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу;

• республике необходимо представить информацию о кор­ректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС;

• обязательства России перед странами — членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами Таможенного союза, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО.

Таким образом, формирование внешнеэкономической поли­тики в условиях глобализации требует от национальных орга­нов управления координирования и согласования разрабаты­ваемых мер но регулированию разнообразных форм междуна­родных экономических отношений с документами (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и др.) и ме­роприятиями других стран, наднациональных органов, функ­ционирующих в рамках интеграционных группировок, а также международных экономических организаций.

9.3. Перспективы участия Беларуси

в системе международного разделения труда

Вхождение Республики Беларусь в систему международно­го разделения труда (МРТ) и формирование ее международной специализации происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями развития МРТ, что подтверждается;

• постепенной рационализацией национальной хозяйствен­ной системы, выражающейся как в функционировании произ­водственных гигантов, так и формировании мелких и средних предприятий;

• преобладанием в отраслевой структуре национальной эко­номики обрабатывающих отраслей, развитие которых вызыва­ют потребность в углублении специализации, расширении меж­государственных связей;

• переходом от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации, сопровождающейся диф­ференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, пре­вращением национальных предприятий в звенья общей гло­бальной сети производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли;

• участием в международном производственном коопериро­вании с государствами, имеющими сходные производственные структуры, посредством построения общих технологических производственных цепочек и развития внешнеэкономических связей по встречному обмену деталями, узлами, компонентами, готовой продукцией, в том числе одной номенклатуры;

• углублением процесса транснационализации в производ­ственной и банковской сферах и активизации на этом фоне ин­вестиционной деятельности, внедрения новейших производ­ственных и управленческих технологий. Интернационализа­ция производства развивается главным образом посредством вертикальной интеграции в нефтеперерабатывающей, хими­ческой, металлургической и других отраслях; в банковской сфере ведет к укруипению банков, их слияниям и поглощени­ям, созданию организационных форм с участием иностранного капитала;

• формированием обеспечивающего положительное сальдо платежного баланса сектора услуг, в структуре экспорта кото­рых преобладают трудоемкие услуги (транспортные, составля­ющие более 2/3 общего объема, в основном грузоперевозки; ио переработке нефти; в области строительства и связи).

Вместе с тем интеграция Беларуси в мирохозяйственные связи в качество равноправного партнера обусловливает необ­ходимость корректировки международной специализации, оп­ределения места республики в мировом воспроизводственном процессе. Наиболее ярко это проявилось в условиях мирового экономического кризиса 2008—2011 гг. Кризис подчеркнул, что современная «новая» международная экономика представ­ляет собой глобальный воспроизводственный процесс, в кото­ром задействованы практически все страны. Их взаимозависи­мость предопределена углублением международной производ­ственной кооперации и сетевой организацией производства, что предполагает перестройку организационных производственных структур, технологий, производственных связей.

Экономический кризис еще больше обострил конкуренцию на мировых рынках, что привело к всплеску протекционизма, усугубило проблемы экспорта, актуализировало поиск стиму­лов к развитию внешнеторговых отношений в основном для всех государств. Национальные экспорториентированные пред­приятия были вынуждены решать задачи не только сохранения позиций на уже завоеванных рынках, но и поиска новых рын­ков для реализации своей продукции как возможности для под­держания и расширения объемов производства, компенсации потерь, обусловленных сокращением сбыта.

В то же время кризис показал, что возможности экспорто­ориентированных предприятий по расширению внешней тор­говли и обеспечению снижения отрицательного сальдо торгово­го баланса находятся в прямой зависимости, во-первых, от эф­фективности преобразований в реальном секторе, позволяющих им ускорять структурную адаптацию экономики и корректиро­вать свою специализацию, ориентируясь на развитие иннова­ционной экономики; во-вторых, от освоения новых технологий проникновения хозяйствующих субъектов на внешние рынки, основанные на международной кооперации производства, так как традиционный путь экспорта готовой продукции не всегда эффективен, особенно в условиях применения протекционист­ских мер, о чем свидетельствует мировой опыт.

В связи с этим в Беларуси происходит постепенный переход от стратегии построения торгово-посреднических сетей к стра­тегии формирования транснациональной производственно­инвестиционной модели экономических связей, основанной на активизации экспорта белорусского капитала и нацеленной на создание филиалов отечественных предприятий, совместных предприятий (СП), сборочных и иных производств за рубежом. Именно она позволяет наряду с сохранением доли на освоенных рынках осуществлять переход от экспорта готовой продукцией к производственной деятельности в странах — потребителях данной продукции. В результате белорусские предприятия— экспортеры, перенося отдельные звенья технологического про­цесса в другие государства и приобретая здесь права владения и контроля над производством, реально становятся междуна­родными по характеру своей деятельности.

Основными направлениями участия Беларуси в МРТ явля­ются создание сборочных производств, расширение товаропро­водящих сетей и углубление кооперационных связей с ино­странными фирмами.

Для республики функционирование сборочных произ­водств за рубежом вследствие переноса технологических про­цессов — это, во-первых, возмояшость перемещения трудоем­ких и материалоомких производств или отдельных процессов за пределы национальной экономики, высвобождения нацио­нальных ресурсов и переключения их в большей степени на вы­пуск наукоемкой продукции, осуществления реструктуризации отраслей, снижения издержек производства и удешевления производства товаров и услуг; во-вторых, возможность коррек­тировки международной специализации, создания предпосы­лок для активизации географической диверсификации экспор­та, закрепления на рынках данных стран, особенно стран с вы­соким уровнем таможенной защиты и разветвленной системой нетарифных мер защиты внутреннего рынка, проникновения с освоенного рынка на новые соседние национальные и регио­нальные рынки (в Латинской Америке Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Боливия и Куба; в рамках АТР — КНР, Индия, Иран, Вьетнам; в Африке Нигерия на западе, Эфиопия на востоке, страны Персидского залива); в-третьих, возможность снижения зависимости доходов от экспорта сырьевых товаров, реализации пути сокращения номенклатуры экспорта товаров отраслей традиционной специализации и увеличения концен­трации экспорта на высокотехнологичных товарах.

Товаропроводящая сеть (ТИС) Республики Беларусь пред­ставлена торговыми домами, представительствами, дилерами, фирмами-агентами, сборочными производствами, СГ1 с ино­странными партнерами, акционерными обществами и другими институциональными структурами. В последние годы количе­ство ее субъектов за рубежом постоянно возрастает, представляя многие отрасли национальной экономики и ее инфраструктур­ные элементы. Главным образом они сосредоточены в странах СИГ — основных торговых партнерах, в том числе в России, Украине, Казахстане, Молдове, а также в Литве, Латвии, Поль­ше. Активизируется деятельность TIIC в Китае, Венесуэле, Эфиопии, Египте, Индии, Сирии.

Преобразования реального сектора находятся в непосред­ственной зависимости от участия республики в ипвестициоп ных процессах, что обеспечивает условия для повышения кон­курентоспособности отечественной продукции. Наряду с прове­дением политики, стимулирующей вывоз ПИИ и размещение филиалов за рубежом в сочетании с мерами по развитию малых и средних предприятий, технологий, инновационной деятель­ности, осуществляются мероприятия по привлечению ПИИ, новых технологий, поощрению экспортно-импортных опера­ций. Так, с 2005 по 2000 г. наблюдался постоянный рост оттока НИИ из Беларуси (за исключением 2008 г., когда экспорт ка­


питала сократился на 41 %). За 2009 г. экспорт инвестиций дос­тиг 27,4 млн дол., основная его часть — это вклады в устав­ные фонды (в 2006 г. — 80 %, в 2007 г. — 89, в 2008 г. — 60, в 2009 г. — 78 %). При этом на СНГ приходилось в среднем

86 % общего объема НИИ в форме акционерного капитала. Ре­инвестированные доходы до 2008 г. составляли незначитель­ную часть общего объема экспорта инвестиций и направлялись только в страны Содружества. В 2009 г. их доля выросла до 20,4 % (с 3,4 % в 2008 г.), причем 34 % приходилось уже на другие государства.

География притока ПИИ в республику за период с 2002— 2008 г. показывает, что значительная его часть (около 85 %) поступила из стран вне СНГ, в том числе доля швейцарского ка­питала — 52 %, капитала из бывших и настоящих оффшорных зон — 10 %. Накопленные ПИИ из России составляли 14 % об­щего объема накопленных в Беларуси инвестиций, остальных участников СИГ — менее 1 %. Отраслевая структура ИИИ представлена в основном сектором услуг (торговля и обществен­ное питание, связь), в первичный и вторичный сектора эконо­мики было направлено около 21 % инвестиций. Следовательно, можно отметить, что привлеченные и накопленные ПИИ ориен­тированы главным образом на внутреннее потребление.

Под воздействием экономического кризиса произошло за­медление инвестиционного процесса. Кроме того, обострилась международная конкуренция за свободные инвестиционные ре­сурсы; улучшился инвестиционный климат большинства госу­дарств с транзитивной экономикой, в том числе стран сосе­дей Беларуси; повысился риск значительного увеличения им­порта более конкурентоспособных товаров и услуг из стран (Россия, Украина, Польша), в большей степени привлекатель­ных для притока ПИИ; со стороны инвесторов возрос интерес к отраслям, состояние которых не зависит от колебаний эко­номического цикла, в том числе инфраструктурным, а также к пищевой промышленности, фармацевтике.

В качестве полоясительного момента необходимо отметить увеличение притока ПИИ в республику, начиная с 2007— 2008 гг., в связи с активизацией процессов слияний и поглоще­ний (СиИ), преобладающих в банковской сфере и сфере теле­коммуникаций. В качестве одной из самых эффективных ры­ночных стратегий СиП позволяют создавать более сложные и конкурентоспособные организационные формы и выживать за счет этого в условиях обострившейся борьбы на мировом рынке. В то же время — это способ получения сравнитель- пых преимуществ по отношению к партнерам при размеще­нии ПИИ.

Однако Беларусь является в основном объектом слияний и поглощений, хотя правомернее использовать СиП как одну из технологий выхода на внешние рынки и посредством экспорта капитала участвовать в качестве субъекта в процессах центра­лизации производства, формировать более крупные, конкурен­тоспособные на мировых рынках, горизонтально и вертикально интегрированные структуры кластерного типа путем приобре­тения готовых компаний, расположенных за рубежом. Это по­зволит национальным предприятиям получить конкурентные преимущества: проникать на новые рынки, минуя таможенные барьеры; обеспечивать доступ к источникам сырья, стратеги­ческим природным ресурсам и гарантировать бесперебойные их поставки; использовать производственные мощности, каналы сбыта, поставщиков комплектующих, технологии и потребите­лей продукции поглощенной компании; получать в результате СиН технологически более передовых предприятий запатенто­ванные технологии, доступ к рынку специализированной вы­сококачественной продукции, использованию международных брендов и дизайнерских возможностей.

Функционирование транснациональной производственно­инвестиционной модели экономических связей предполагает вхождение (подключение) национальных предприятий в це­почки ведущих TIIK путем использования различных форм (технологий) сотрудничества, в числе которых:

а) фрагментация производства, которая предполагает спе­циализацию на выпуске не готовой продукции, а комплекту­ющих с последующим экспортом стандартизированных узлов, деталей, полуфабрикатов и их сборкой в любой точке мира, где есть потребительский рынок (спрос). Фрагментация является методом ускоренной модернизации, овладения высокими тех­нологиями, углубления международной производственной ко­операции. Определенные предпосылки для развития фрагмен­тации в республике создаются вследствие проведения политики импортозамещения. Для ТНК фрагментация — это возмож­ность вовлечения в сетевую организацию воспроизводственного процесса транзитивных стран, являющихся надежным мест­ным поставщиком стандартизированных комплектующих, уз­лов и компонентов, соответствующих мировым стандартам;

б) размещение ведущими ТНК производствешшх мощно­стей, в том числе 1ТИОКР, что позволяет им использовать вы­сококвалифицированных ученых, инженеров, конструкторов с относительно низким уровнем оплаты труда. Осуществляя поиск и внедрение новейших технологий, обеспечивающих превосходство в сфере НИОКР в масштабах мировой экономи­ки, ТНК перешли от интернационализации производственных и управленческих операций к интернационализации НИОКР, а также научно-технической и инновационной деятельности непосредственно в развивающихся и странах с транзитивной экономикой.

Для Республики Беларусь взаимодействие с ТНК обеспечи­вает доступ к новейшим технологиям, а следовательно, созда­ние предпосылок для модернизации производства, специализа­ции на сложной технологической и инновационной деятельнос­ти, достижения высокой конкурентоспособности на мировом рынке. В этих целях правомерно использование выработанных мировой практикой разнообразных каналов передачи техно­логий:

• коммерческая передача технологий па международном уровне посредствам торговли;

• размещение ПИИ посредством, во-первых, приобретения компаний, обладающих ценными возможностями, или созда­ния филиала, взаимодействующего с локальными паучно-ис- следовательскими центрами; во-вторых, получения техноло­гии из филиалов иностранных компаний; в-третьих вовлечения ТНК в национальные проекты;

• лицензионные соглашения;

• доступ к технологиям и рынкам посредством межфир­менного сотрудничества (соглашения о сотрудничестве, CII, совместное проведение НИОКР, соглашения об обмене техноло­гиями), в котором принимают активное участие университеты, НИИ и другие исследовательские структуры.

в) участие и формирование ФПГ, стратегических альянсов и других союзов.

Дальнейшие перспективы участия Беларуси в МРТ в опре­деленной степени обусловлены конкурентоспособностью на­циональной экономики, т.е. способностью страны в условиях свободной конкуренции производить удовлетворяющие требо­ваниям мирового рынка товары и услуги, реализация которых повышает благосостояние государства и его граждан. В миро­вой практике для оценки конкурентоспособности используют­ся следующие основные показатели: объем ВВП; доля расхо­дов на конечное потребление в структуре ВВП; производитель­ность, определяемая как объем товаров и услуг, производимых в стране на душу населения; объем и структура экспорта и им­порта; размер внутренних инвестиций в экономику; приток ПИИ; объем и структура инвестиций за рубежом; объем инве­стиций в новые технологии; объем инвестиций в человеческий капитал; создание среды для нововведений и технологического развития; степень либерализации внешней торговли, откры­тость экономики и ряд других.

Па конкурентоспособность страны влияют исходные факто­ры (природные ресурсы, географическое положение, истори­ческое наследие), факторы макроэкономической среды, факто­ры микроэкономической конкурентоспособности.

В Беларуси исходные факторы, представлены:

• историческим наследием в виде значительной доли госу­дарственной собственности, высокого уровня комплексности развития территорий, культурных и исторических ценностей;

• географическим положением и природными ресурсами, образующими огромный потенциал экономического развития, в числе которых производственная инфраструктура; транзит­ный потенциал (магистральные нефте- и газопроводы, железно­дорожный и автомобильный транспорт); обширные земельные ресурсы; благоприятные природно-климатические условия для кормопроизводства, льноводства, картофелеводства; большие запасы возобновляемых лесных ресурсов, пресной воды (под­земные и поверхностные источники), хлористого калия, гли­ны, цементного и другого сырья для промышленности строи­тельных материалов. Кроме того, расположение республики на границе с ЕС — это возможность доступа к технологиям, об­разованию, бизнесу, финансовым рынкам; с Россией — к об­ширному рынку и природным ресурсам, что предполагает льго­ты по энергоресурсам.

Факторы макроэкономической среды характеризуются ос­новными показателями макроэкономических условий, среди которых инфляция, динамика обменного курса, уровень госу­дарственного долга, наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние платежного баланса, уровень золотовалют­ных резервов и совокупного внешнего долга. В значительной степени макроэкономические условия предопределены произ­водительностью, на которую в республике наибольшее воздей­ствие оказывают прирост внутренних инвестиций, условия тор­говли энергоресурсами, доступ на российский рынок. Однако политика по стимулированию экономического роста за счет внутренних инвестиций и повышению заработной платы, тем­пы роста которой превышают темпы роста производительнос­ти, не смогла обеспечить удовлетворения растущего внутренне­


го спроса за счет внутреннего предложения, что обусловило уве­личение дефицита внешней торговли и ухудшение текущего счета платежного баланса.

Факторы, микроэкономической конкурентоспособности определяются качеством микроэкономической бизнес-среды (дешевые энергоресурсы, высокий уровень человеческого капи­тала, развитый научно-технический потенциал, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, низкая степень конкуренции, низкий уровень социального неравенства, конкурентоспособ­ность новых предприятий вследствие наличия сопутствующих отраслей и др.); уровнем развития кластеров; степенью слож­ности и эффективности применяемых стратегий и принципов управления (конкуренция но издержкам, в основе которой де­шевые энергоресурсы и эффект от масштаба нри массовом про­изводстве, что предопределяет низкую конкурентоспособность белорусской продукции в странах Запада). Состояние микро­экономической среды свидетельствует о наличии конкурент­ных преимуществ в виде доступности к относительно дешевым природным ресурсам и существования квалифицированного че­ловеческого капитала, а также сдерживающих факторов — низкий уровень конкуренции, протекционизм.

Для Республики Беларусь одним из основных факторов эко­номического роста на конкурентной основе является конкурен­тоспособность внешней торговли, и прежде всего экспорта. Для количественной оценки конкурентоспособности экспорта используют ряд методик. Основной из них является оценка раз­вития экспорта и его конкурентоспособности, которую ежегод­но проводит Международный торговый центр (ЮИКДАТ). Он рассчитывает индекс функционирования торговли (ИФТ) для 187 государств и 14 экспортных секторов, ранжируя страны по уровню развития в них торговли, а также осуществляет интегрированную оценку места страны и сектора по пяти кри­териям (объем чистого экспорта, экспорт на душу населения, доля на мировом рынке, товарная и географическая диверси­фикация).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.