КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 13 страница
Можно отметить, что в Беларуси сформирована и функционирует валютная система, которая основана на современной правовой базе, способствует обеспечению экономической безопасности и устойчивому экономическому росту, а также активной интеграции страны в мировую валютную систему. Валютное регулирование и валютный контроль. В соответствии с действующим законодательством валютное регулирование это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Институциональная структура валютного регулирования представлена на рис. 8.1.
Президент Республики Беларусь определяет систему органон валютного регулирования и валютного контроля и принимает меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с действующей Конституцией. Органами валютного регулирования являются Совет Министров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Беларусь, и Национальный банк. Национальный банк: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; регулирует обращение валютных ценностей на территории страны; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях (НКФО) в иностранной валюте и в белорусских рублях; устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь; устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами; устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей, а также ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте и белорусских рублях; определяет функции агентов валютного контроля банков и НКФО; выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала; устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, порядок и сроки представления необходимой и нформации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь; привлекает банки и НКФО к ответственности за нарушение валютного законодательства. Валютное законодательство устанавливает порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций; определяет систему органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия. Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального валютного законодательства. Объектами валютного регулирования являются операции с валютными ценностями; субъектами валютных операций юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Валютные операции делятся на: • текущие — осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных нрав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг; осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг); перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям; проведение операций неторгового характера; • связанные с движением капитала — валютные операции, которые не относятся к текущим. С целью обеспечения экономической безопасности и реализации эффективных мер в сфере валютного регулирования в стране сформирована система валютного контроля, деятельность органов и агентов которого направлена на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической и иной экстремистской деятельности; проверка полноты и достоверности учета и отчетности, а также анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям. Органами валютного контроля являются: • Совет Министров Республики Беларусь — определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам выполнения ими функций агентов валютного контроля; • Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением банками и НКФО валютных операций; • Комитет государственного контроля на основании информации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных, осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля своих функций, а также координирует деятельность этих органов; • Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей. Агентами валютного контроля являются: • органы государственного управления, республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты — осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта; представляют информацию об их внешнеэкономической деятельности; выявляют нарушения валютного законодательства; • банки и НКФО, основные функции которых заключаются в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям валютного законодательства, а также контроля за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; в получении документов, объяснений, справок и сведений о проведении валютных операций; • таможни (как агенты валютного контроля) производят таможенное оформление экспортируемых и импортируемых товаров, осуществляют контроль за оформлением документов и соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей, и другие функции. Валютный контроль играет ведущую роль в системе мер, направленных на укрепление законодательной и финансовой дисциплины в сфере валютных отношений, развитие внутреннего валютного рынка и наращивание золотовалютных резервов страны. Эффективная работа его механизмов возможна при взаимном и тесном сотрудничестве банков и таможенных органов в процессе контроля внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, а также на основе нормативно-правовой базы, контролирующей движение экспортной выручки, и наделения агентов валютного контроля необходимым и достаточным объемом полномочий. Важную роль в условиях глобализации, существенно повышающей степень влияния внешних факторов (шоков) на национальную экономику, играет валютная политика совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения тактических и стратегических целей государства. Валютная политика Беларуси является одной из ключевых составляющих экономической политики государства, органично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность национальной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конкурентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, наращивание золотовалютных резервов и повышение международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денежно-кредитной и бюджетной политики, уровня развития фондового рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного баланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов. Основными формами валютной политики являются: • девизная политика — метод воздействия на курс национальной валюты в форме валютных интервенций центрального (Национального) банка; • дисконтная политика — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса, путем воздействия на динамику денежной массы, цен, кредитов и совокупного спроса; • политика управления золотовалютными резервами посредством оптимизации их состава и структуры с целью поддержания стабильности национальной валюты и осуществления международных расчетов; • режим валютных паритетов и валютных курсов (режим фиксированного и режим «плавающего» валютного курса); • валютные ограничения и валютное регулирование, направленные на поддержание курса национальной валюты и сокращение оттока капитала из страны; • политика валютного правления (валютное управление, валютный совет, валютный комитет), предусматривающая эмиссию наличных денег, которые по первому требованию конвертируются в иностранную валюту либо иные внешние активы; • корректировка валютного курса (девальвация и ревальвация); • валютная интеграция посредством координации валютной политики с наднациональными механизмами валютного регулирования. Мировая практика свидетельствует о том, что приоритетную роль в рамках государственной валютной политики в странах с открытой экономикой играет политика курсообразования (особенно в периоды экономических кризисов), и Беларусь не является исключением. Курсовая политика представляет собой деятельность органов валютного регулирования и контроля страны по установлению и поддержанию оптимального курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам посредством выбора валютного режима, механизма определения валютного курса, а также путем интервенций центрального банка па валютном рынке. За последнее десятилетие в рамках курсовой политики Беларуси можно выделить четыре основных этапа развития режимов валютного курса: I этап — режим «скользящей фиксации» курса белорусского рубля к российскому (2001-2004 гг.); II этап — режим «жесткой привязки» белорусского рубля к доллару США (2005—2008 гг.); III этап — режим привязки курса белорусского рубля к корзине валют (2009—2011 гг.); IV — этап — применение режима «управляемого плавания» курса белорусского рубля (с октября 2011 г.). Позитивные результаты, достигнутые в валютной сфере па первом этапе, явились следствием перехода от системы множественных курсов к единому валютному курсу (2001 г.), поддержки прогнозной динамики официального обменного курса и обеспечения эффективного контроля валютных операций. Необходимый объем валютных поступлений в страну стал одним из факторов, на основании которого белорусский рубль (в результате присоединения к статье VIII Устава МВФ) был признан валютой, обладающей характеристиками внутренней и внешней конвертируемости по текущим операциям. Применение валютного режима «скользящей фиксации» к российскому рублю объяснялось преобладанием удельного веса России в структуре внешнеторгового оборота (в 2004 г. доля РФ в общем объеме экспорта товаров составила 46,1 %, импорта — 69,2 %), а также планами по введению единой валюты на территории двух государств. В этот период Национальным банком активно проводилась либерализация валютного законодательства и валютных отношений. Ключевым моментом валютной политики стала реформа валютного законодательства: принят Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и «Правила проведения валютных операций», утвержденные постановлением Правления Национального банка. Валютные интервенции проводились последним в целях сглаживания колебаний курса национальной валюты, что способствовало укреплению белорусского рубля, существенному снижению инфляции, достижению положительного сальдо текущего счета платежного баланса. Начало второму этапу политики курсообразования — переход (2005 г.) от валютного режима «скользящей фиксации» к режиму «жесткой привязки» курса белорусского рубля к доллару США, что было продиктовано необходимостью дальнейшего снижения инфляции и минимизации валютных рисков. Постепенный, а с 2007 г. окончательный отказ от привязки к российскому рублю обосновывался усилением взаимных колебаний основных мировых валют на.международных финансовых рынках, которые влияли на волатильность курса белорусского рубля но отношению к российскому, что в свою очередь затрудняло проведение оперативной и эффективной курсовой политики. Новый валютный режим обеспечил решение ряда государственных тактических целей: был существенно снижен прирост индекса потребительских цен, увеличились золотовалютные резервы страны (до 1,4 млрд дол. США), отечественные товары па международных рынках стали более конкурентоспособными в результате понижения реального эффективного обменного курса белорусского рубля. Вместе с тем фиксация официального обменного курса негативно отразилась на ситуации на валютном рынке. С 2006 г. стал наблюдаться опережающий прирост импорта товаров (33,5 %) над экспортом (23,3 %), что привело к росту отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса (2617,1 млн дол. США), который продолжился и в следующем году (4335,1 млн дол.). Кроме того, проведение Национальным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, проявившейся в активном кредитовании государственных проектов и программ, обусловило существенный рост кредитной задолженности. В этот лее период активно реализовывалась программа наращивания доходов населения для достижения целевых социальных ориентиров. Свою лепту внесли и повышение цен на импортируемые из России энергоносители, и введение новых условий торговли продуктами нефтепереработки. В конце 2008 г. существенное негативное влияние на внутренний валютный рынок оказал и. мировой финансово-экономический кризис. Совокупное воздействие названных факторов привело к тому, что в 2008 г. ситуация на валютном рынке резко обострилась: • отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигло 6,1 млрд дол. США и превысило уровень 2007 г. на 50,1 %; • вырос спрос на валюту как со стороны субъектов хозяйствования (сальдо чистого спроса составило 3,8 млрд дол. СШЛ), так и населения; • золотовалютные резервы страны сократились с 4,2 до 3 млрд дол. СШЛ (в национальном определении), что составило менее одного месяца стоимости импорта товаров и услуг. Потребовалась новая трансформация политики курсообра- зования (третий этап). В начале 2009 г. была осуществлена привязка обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют, в которую вошли в равных долях доллар СШЛ, евро и российский рубль. Эти валюты доминировали на национальном валютном рынке и фактически определяли номинальный эффективный курс белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров Беларуси. В процессе использования данного механизма обеспечивались стабильность обменного курса белорусского рубля и его изменение в заданных границах к стоимости корзины иностранных валют (±10 %) по отношению к началу 2009 г. Этот курс в 2009— 2010 гг. девальвировался в рамках установленного коридора. Национальный банк активно применял метод воздействия на курс национальной валюты в форме валютных интервенций. Итогом стал рост ЗВР страны, объем которых на начало 2011 г. составил 6,6 млрд дол. США. Однако во втором полугодии 2010 г. ситуация на внутреннем валютном рынке страны изменилась: ухудшилось состояние платежного баланса и стал нарастать спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения. Отрицательное сальдо торгового баланса за этот год составило 9,6 млрд дол. США, чистый спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования увеличился но сравнению с предыдущим годом в 1,9 и населения - в 1,8 раза. В результате осуществления Национальным банком активных интервенций на валютном рынке золотовалютные резервы сократились только за I кв. 2011 г. на 1,4 млрд дол. СШЛ (до 5,2 млрд дол.). Фактически с начала 2011 г. экономика и банковская система республики функционировали в условиях множественных валютных курсов. Основной объем валютных сделок приходился на внебиржевой рынок. Для радикального изменения положения на валютном рынке, переключения совокупных расходов с иностранных на национальные товары, наращивания экспорта, сокращения импорта, снижения отрицательного сальдо торгового баланса, оптимизации сбережений и инвестиций понадобились жесткие и непопулярные меры. Была проведена единовременная девальвация белорусского рубля по отношению к стоимости корзины иностранных валют в размере 54,4 %, значительно ограничены бюджетные расходы и ужесточена денежно-кредитная политика. Ставка рефинансирования Национального банка за 9 месяцев 2011 г. выросла с 12 до 35 % годовых. Центральный банк страны полностью прекратил эмиссионное кредитование государственных программ и временно приостановил льготное кредитование жилищного строительства. Рефинансирование банков стало осуществляться исключительно посредством стандартных операций регулирования ликвидности. В рамках комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля 11ациональный баше в сентябре 2011 г. ввел новый порядок со першения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке, в соответствии с которым открылась дополнительная торговая сессия на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Курс покупки и продажи валюты на ней устанавливался по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения. На основной торговой сессии осуществлялись продажа банками валюты в счет обязательной продажи экспортной выручки (в рамках домицилирования) и покупка банками иностранной валюты для оплаты лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также за поставленные в республику природный газ и электроэнергию. Курсы иностранных валют на внебиржевом рынке, а также с участием населения устанавливались по курсу, который сложился по итогам дополнительной торговой сессии. С 20 октября 2011 г. Национальный банк перешел на режим «управляемого плавания» курса национальной валюты. Механизм его применения реализовывается в процессе установления курса белорусского рубля по отношению к стоимости корзины иностранных валют по результатам фиксинга на основе спроса и предложения, складывающихся на единой торговой сессии на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Данный курс является официальным курсом Национального банка. Интервенции последнего как в иностранной, так и в национальной валюте осуществляются исключительно для сглаживания отдельных колебаний курса белорусского рубля. Режим «управляемого плавания» призван способствовать притоку иностранной валюты в страну и устранению негативных факторов, препятствующих ее предложению на бирже (обязательная продажа части экспортной выручки субъектами хозяйствования по курсу ниже рыночного, устанавливаемому на основной торговой сессии и др.). Выбор данного режима обусловлен значительной степенью открытости белорусской экономики и зависимостью от изменений на мировых товарных и финансовых рынках, а также волатильностью курсов основных мировых валют. «Управляемое плавание» позволяет защищать экономику страны от негативного влияния внешних шоков. Таким образом, повышение эффективности курсовой политики как важнейшей составляющей валютной политики государства необходимо осуществлять в направлении более гибкого формирования обменного курса белорусского рубля (в рамках режима привязки к корзине иностранных валют) в соответствии с ростом внутренней и внешней сбалансированности экономики. Гибкая курсовая политика позволит принимать превентивные, своевременные и адекватные меры по нивелированию влияний колебания курсов мировых валют на национальную экономику и создавать стабильные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. В ближайшей перспективе перед государством в области национальной валютной политики стоит задача не допустить снижения ЗВР и довести их до величины, составляющей 3 месяца импорта товаров и услуг, что обеспечит необходимый уровень внешнеэкономической безопасности страны. В целях активной интеграции в мировую экономическую систему прохчюзируется смягчать и постепенно снимать валютные ограничения и обременения на операции текущего и капитального характера. 8.2.2.6. Социальная политика государства Проводимые в Беларуси преобразования, ориентированные на обеспечение поступательного социально-экономического развития, обусловливают необходимость переноса акцента на вопросы повышения благосостояния населения и его последовательного приближения к уровню экономически развитых европейских государств, что возможно лишь на основе проведения соответствующей социальной политики государства. Под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе. Социальная политика государства строится на основе следующих принципов: • социальной справедливости — государство должно гарантировать всем гражданам установленный социальный минимум (минимальные социальные стандарты), предоставить возможность распределения материальных благ и услуг в зависимости от количества и качества личного труда индивидума и обеспечить адресную защиту социально уязвимых слоев населения; • социальной солидарности — перераспределение денежных средств через систему налогов и пособий от имущих к малообеспеченным категориям граждан, установление для них льготного доступа к социальным благам и услугам; • индивидуальной социальной ответственности требует от индивидов (семьи) приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Государство должно предоставлять лишь те виды социальной помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивидов (семьи), либо оказывать помощь в чрезвычайных, кризисных ситуациях; • социального партнерства — предполагает решение социальных проблем совместными усилиями государства, профсоюзов и нанимателей на основе их равноправия, обязательной и равной ответственности в принятии и исполнении договоренностей; • социальной компенсации обеспечение правовой и социальной защищенности граждан, необходимой для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом; • субсидиарности законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация данного принципа позволяет не только более эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, но и более гибко реагировать на возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем в первую очередь местные органы власти, а также самих граждан. Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления: I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние). II. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граждан и др.). III. с оциальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.). IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). V. Политика в области современной инфраструктуры (жилищные условия, коммуникации, обеспеченность транспортными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслуживание). VI. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция). VII. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.). Всю совокупность механизмов реализации социальной политики можно объединить в следующие группы: законодательные, административные, организационные, экономические, социальные нормативы и стандарты. Законодательные инструменты связаны с регулированием развития составных элементов социальной сферы па основе действующего пакета нормативных правовых актов. К числу важнейших правовых документов государственной социальной политики относятся: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «О правах ребенка», «О социальной защите инвалидов», «О социальной защите граждан, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС», «О здравоохранении», «Об образовании», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О пенсионном обеспечении», «О демографической безопасности Республики Беларусь» и др. Правовые, экономические и организационные вопросы жизнедеятельности населения закреплены в указах и декретах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, нормативных актах министерств и других органов республиканского управления, облисполкомов и Минского горисполкома. Однако следует отметить, что законодательной базе социальной политики недостает целостности, концептуального монизма, системной структуризации приоритетов. К организационным механизмам относятся разработка и осуществление программ в различных областях социальной сферы, важнейшими из которых являются: программы социально-экономического развития Республики Беларусь на средне- и долгосрочную перспективы, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 2015 годы», Государственная программа «Здоровье нации», Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь», Государственная миграционная программа, а также множество отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры и др. Административные механизмы включают меры разрешительного и запретительного характера, например установление квот и выдача лицензий на какой-либо вид деятельности в области социального обслуживания населения. Экономические меры предполагают использование таких стоимостных категорий, как цены, тарифы, заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, социальные выплаты всех видов. Инструментами реализации социальной политики являются такие социальные нормы, и нормативы, государственные минимальные социальные стандарты, как минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, пособий и других социальных выплат малообеспеченным категориям граждан, нормы и нормативы бесплатного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и др. В качестве субъектов социальной политики выступают различные социальные группы населения, государственные структуры и негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативные группы, законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Формирование социальной политики на этапе перехода к рыночной экономике. Б конце 1980-х начале 1990-х гг. действующая модель социальной политики пришла в противоречие с новыми политическими и экономическими реалиями, так как основы ее построения, важнейшие элементы и механизмы функционирования были ориентированы преимущественно на централизованные государственные меры по повышению уровня жизни населения, устаревшие способы формирования и использования общественных фондов потребления, консервативное законодательство о труде (уравнительное распределение заработной платы, обязательность занятости и др.), а финансирование осуществлялось по «остаточному принципу». Стало очевидно, что без проведения в сфере социальной политики глубоких структурных изменений повысить ее эффективность невозможно. Был провозглашен курс на переход от патерналистской модели к рыночной модели, основанной на социальной ответственности членов общества и адресной социальной защите малообеспеченных граждан. Особую актуальность приобретают задачи повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых проблем, выработки новых механизмов ее реализации, способствующих сокращению неоправданных бюджетных расходов и более рациональному использованию финансовых и материальных ресурсов. Если в середине 1990-х гг. социальная политика была направлена на увеличение доходов населения, усиление социальной поддержки малообеспеченных его слоев, удержание безработицы в социально допустимых пределах, то программа реформирования включала экономические меры по переходу к комплексной стратегии реформ, предусматривающей, с одной стороны, формирование рыночной социальной инфраструктуры, с другой — создание системы социальной защиты социально уязвимых категорий граждан. Особое внимание уделялось сфере трудовых отношений, повышению трудовой активности, и том числе путем поддерж ки предпринимательства и самозанятости населения.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |