Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 13 страница




Можно отметить, что в Беларуси сформирована и функцио­нирует валютная система, которая основана на современной правовой базе, способствует обеспечению экономической безо­пасности и устойчивому экономическому росту, а также актив­ной интеграции страны в мировую валютную систему.

Валютное регулирование и валютный контроль. В соответ­ствии с действующим законодательством валютное регулиро­вание это деятельность государственных органов по установ­лению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Институ­циональная структура валютного регулирования представлена на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Институциональная структура валютного регулирования Республики Беларусь

 

Президент Республики Беларусь определяет систему орга­нон валютного регулирования и валютного контроля и прини­мает меры по осуществлению валютного регулирования в соот­ветствии с действующей Конституцией.

Органами валютного регулирования являются Совет Ми­нистров, который принимает нормативные правовые акты, со­держащие нормы валютного законодательства Республики Бе­ларусь, и Национальный банк.

Национальный банк: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; регули­рует обращение валютных ценностей на территории страны; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов ре­зидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-фи­нансовых организациях (НКФО) в иностранной валюте и в бе­лорусских рублях; устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валю­те в банках и иных кредитных организациях за пределами Рес­публики Беларусь; устанавливает порядок осуществления ва­лютных операций между резидентами и нерезидентами; уста­навливает правила биржевой торговли иностранной валютой; устанавливает совместно с уполномоченными государственны­ми органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Рес­публику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, бело­русских рублей, а также ценных бумаг и платежных докумен­тов в иностранной валюте и белорусских рублях; определяет функции агентов валютного контроля банков и НКФО; выда­ет разрешения на осуществление валютных операций, связан­ных с движением капитала; устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, порядок и сро­ки представления необходимой и нформации о валютных опера­циях в Национальный банк для разработки платежного балан­са Республики Беларусь; привлекает банки и НКФО к ответ­ственности за нарушение валютного законодательства.

Валютное законодательство устанавливает порядок обра­щения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций; определяет систему органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия. Рес­публика Беларусь признает приоритет принципов международ­ного права и обеспечивает соответствие им национального ва­лютного законодательства.

Объектами валютного регулирования являются операции с валютными ценностями; субъектами валютных операций юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Валютные операции делятся на:

• текущие — осуществление расчетов по сделкам, преду­сматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключе­нием денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имуще­ства), охраняемой информации, исключительных нрав на ре­зультаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг; осуще­ствление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг); перевод и полу­чение дивидендов и иных доходов по инвестициям; проведение операций неторгового характера;

• связанные с движением капитала — валютные операции, которые не относятся к текущим.

С целью обеспечения экономической безопасности и реали­зации эффективных мер в сфере валютного регулирования в стране сформирована система валютного контроля, деятель­ность органов и агентов которого направлена на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валют­ного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций ва­лютному законодательству; обеспечение контроля за перемеще­нием иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь; предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финан­сирования террористической и иной экстремистской деятель­ности; проверка полноты и достоверности учета и отчетности, а также анализ данных учета, отчетности и информации по ва­лютным операциям.

Органами валютного контроля являются:

• Совет Министров Республики Беларусь — определяет компетенцию республиканских органов государственного уп­равления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского го­родского) исполнительных комитетов по вопросам выполнения ими функций агентов валютного контроля;

• Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением банками и НКФО валютных операций;

• Комитет государственного контроля на основании ин­формации, получаемой от иных органов и агентов валютного контроля, формирует базу данных, осуществляет контроль за выполнением органами и агентами валютного контроля своих функций, а также координирует деятельность этих органов;

• Государственный таможенный комитет — осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидента­ми и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

Агентами валютного контроля являются:

• органы государственного управления, республиканские органы государственного управления, областные (Минский го­родской) исполнительные комитеты — осуществляют контроль за возвратом в страну и использованием подчиненными (подве­домственными, входящими в состав) им юридическими лица­ми, индивидуальными предпринимателями выручки от экспор­та; представляют информацию об их внешнеэкономической дея­тельности; выявляют нарушения валютного законодательства;

• банки и НКФО, основные функции которых заключаются в осуществлении контроля за полнотой и своевременностью представления клиентами информации, относящейся к валют­ным операциям, и соответствием ее требованиям валютного за­конодательства, а также контроля за соответствием проводи­мых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства; в получении документов, объяснений, спра­вок и сведений о проведении валютных операций;

• таможни (как агенты валютного контроля) производят та­моженное оформление экспортируемых и импортируемых то­варов, осуществляют контроль за оформлением документов и соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей, и другие функции.

Валютный контроль играет ведущую роль в системе мер, направленных на укрепление законодательной и финансовой дисциплины в сфере валютных отношений, развитие внутрен­него валютного рынка и наращивание золотовалютных резер­вов страны. Эффективная работа его механизмов возможна при взаимном и тесном сотрудничестве банков и таможенных орга­нов в процессе контроля внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, а также на основе нормативно-правовой базы, контролирующей движение экспортной выручки, и наде­ления агентов валютного контроля необходимым и достаточ­ным объемом полномочий.

Важную роль в условиях глобализации, существенно повы­шающей степень влияния внешних факторов (шоков) на нацио­нальную экономику, играет валютная политика совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения тактических и стратегических целей государства.

Валютная политика Беларуси является одной из ключе­вых составляющих экономической политики государства, орга­нично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность националь­ной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конку­рентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных ин­вестиций, наращивание золотовалютных резервов и повыше­ние международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денеж­но-кредитной и бюджетной политики, уровня развития фондо­вого рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного ба­ланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов.

Основными формами валютной политики являются:

• девизная политика — метод воздействия на курс нацио­нальной валюты в форме валютных интервенций центрального (Национального) банка;

• дисконтная политика — изменение учетной ставки цент­рального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса, путем воздействия на динамику денежной массы, цен, кредитов и совокупного спроса;

• политика управления золотовалютными резервами по­средством оптимизации их состава и структуры с целью под­держания стабильности национальной валюты и осуществле­ния международных расчетов;

• режим валютных паритетов и валютных курсов (режим фиксированного и режим «плавающего» валютного курса);

• валютные ограничения и валютное регулирование, нап­равленные на поддержание курса национальной валюты и со­кращение оттока капитала из страны;

• политика валютного правления (валютное управление, ва­лютный совет, валютный комитет), предусматривающая эмис­сию наличных денег, которые по первому требованию конвер­тируются в иностранную валюту либо иные внешние активы;

• корректировка валютного курса (девальвация и реваль­вация);

• валютная интеграция посредством координации валют­ной политики с наднациональными механизмами валютного регулирования.

Мировая практика свидетельствует о том, что приоритет­ную роль в рамках государственной валютной политики в стра­нах с открытой экономикой играет политика курсообразования (особенно в периоды экономических кризисов), и Беларусь не является исключением. Курсовая политика представляет со­бой деятельность органов валютного регулирования и контроля страны по установлению и поддержанию оптимального курса национальной денежной единицы по отношению к иностран­ным валютам посредством выбора валютного режима, механиз­ма определения валютного курса, а также путем интервенций центрального банка па валютном рынке.

За последнее десятилетие в рамках курсовой политики Бе­ларуси можно выделить четыре основных этапа развития режи­мов валютного курса:

I этап — режим «скользящей фиксации» курса белорусско­го рубля к российскому (2001-2004 гг.);

II этап — режим «жесткой привязки» белорусского рубля к доллару США (2005—2008 гг.);

III этап — режим привязки курса белорусского рубля к кор­зине валют (2009—2011 гг.);

IV — этап — применение режима «управляемого плавания» курса белорусского рубля (с октября 2011 г.).

Позитивные результаты, достигнутые в валютной сфере па первом этапе, явились следствием перехода от системы мно­жественных курсов к единому валютному курсу (2001 г.), под­держки прогнозной динамики официального обменного курса и обеспечения эффективного контроля валютных операций. Не­обходимый объем валютных поступлений в страну стал одним из факторов, на основании которого белорусский рубль (в ре­зультате присоединения к статье VIII Устава МВФ) был при­знан валютой, обладающей характеристиками внутренней и внешней конвертируемости по текущим операциям. Примене­ние валютного режима «скользящей фиксации» к российскому рублю объяснялось преобладанием удельного веса России в структуре внешнеторгового оборота (в 2004 г. доля РФ в общем объеме экспорта товаров составила 46,1 %, импорта — 69,2 %), а также планами по введению единой валюты на территории двух государств.

В этот период Национальным банком активно проводилась либерализация валютного законодательства и валютных отно­шений. Ключевым моментом валютной политики стала рефор­ма валютного законодательства: принят Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и «Правила проведения валютных операций», утвержденные постановлением Правления Национального банка. Валютные интервенции проводились последним в целях сглаживания ко­лебаний курса национальной валюты, что способствовало ук­реплению белорусского рубля, существенному снижению ин­фляции, достижению положительного сальдо текущего счета платежного баланса.

Начало второму этапу политики курсообразования — пе­реход (2005 г.) от валютного режима «скользящей фиксации» к режиму «жесткой привязки» курса белорусского рубля к дол­лару США, что было продиктовано необходимостью дальней­шего снижения инфляции и минимизации валютных рисков. Постепенный, а с 2007 г. окончательный отказ от привязки к российскому рублю обосновывался усилением взаимных коле­баний основных мировых валют на.международных финансо­вых рынках, которые влияли на волатильность курса белорус­ского рубля но отношению к российскому, что в свою очередь затрудняло проведение оперативной и эффективной курсовой политики. Новый валютный режим обеспечил решение ряда го­сударственных тактических целей: был существенно снижен прирост индекса потребительских цен, увеличились золото­валютные резервы страны (до 1,4 млрд дол. США), отечествен­ные товары па международных рынках стали более конкурен­тоспособными в результате понижения реального эффективно­го обменного курса белорусского рубля.

Вместе с тем фиксация официального обменного курса не­гативно отразилась на ситуации на валютном рынке. С 2006 г. стал наблюдаться опережающий прирост импорта товаров (33,5 %) над экспортом (23,3 %), что привело к росту отрица­тельного сальдо текущего счета платежного баланса (2617,1 млн дол. США), который продолжился и в следующем году (4335,1 млн дол.). Кроме того, проведение Национальным бан­ком экспансионистской денежно-кредитной политики, проя­вившейся в активном кредитовании государственных проектов и программ, обусловило существенный рост кредитной задол­женности. В этот лее период активно реализовывалась програм­ма наращивания доходов населения для достижения целевых социальных ориентиров. Свою лепту внесли и повышение цен на импортируемые из России энергоносители, и введение новых условий торговли продуктами нефтепереработки. В конце 2008 г. существенное негативное влияние на внутренний валютный рынок оказал и. мировой финансово-экономический кризис.

Совокупное воздействие названных факторов привело к то­му, что в 2008 г. ситуация на валютном рынке резко обостри­лась:

• отрицательное сальдо внешней торговли товарами достиг­ло 6,1 млрд дол. США и превысило уровень 2007 г. на 50,1 %;

• вырос спрос на валюту как со стороны субъектов хозяй­ствования (сальдо чистого спроса составило 3,8 млрд дол. СШЛ), так и населения;

• золотовалютные резервы страны сократились с 4,2 до 3 млрд дол. СШЛ (в национальном определении), что составило менее одного месяца стоимости импорта товаров и услуг.

Потребовалась новая трансформация политики курсообра- зования (третий этап). В начале 2009 г. была осуществлена привязка обменного курса белорусского рубля к стоимости кор­зины иностранных валют, в которую вошли в равных долях доллар СШЛ, евро и российский рубль. Эти валюты доминиро­вали на национальном валютном рынке и фактически опреде­ляли номинальный эффективный курс белорусского рубля к ва­лютам стран — основных торговых партнеров Беларуси. В про­цессе использования данного механизма обеспечивались ста­бильность обменного курса белорусского рубля и его изменение в заданных границах к стоимости корзины иностранных валют (±10 %) по отношению к началу 2009 г. Этот курс в 2009— 2010 гг. девальвировался в рамках установленного коридора. Национальный банк активно применял метод воздействия на курс национальной валюты в форме валютных интервенций. Итогом стал рост ЗВР страны, объем которых на начало 2011 г. составил 6,6 млрд дол. США.

Однако во втором полугодии 2010 г. ситуация на внутрен­нем валютном рынке страны изменилась: ухудшилось состоя­ние платежного баланса и стал нарастать спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения. Отрицательное сальдо торгового баланса за этот год составило 9,6 млрд дол. США, чистый спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования увеличился но сравнению с предыдущим годом в 1,9 и населения - в 1,8 раза. В результа­те осуществления Национальным банком активных интервен­ций на валютном рынке золотовалютные резервы сократились только за I кв. 2011 г. на 1,4 млрд дол. СШЛ (до 5,2 млрд дол.). Фактически с начала 2011 г. экономика и банковская система республики функционировали в условиях множественных ва­лютных курсов. Основной объем валютных сделок приходился на внебиржевой рынок.

Для радикального изменения положения на валютном рын­ке, переключения совокупных расходов с иностранных на на­циональные товары, наращивания экспорта, сокращения им­порта, снижения отрицательного сальдо торгового баланса, оп­тимизации сбережений и инвестиций понадобились жесткие и непопулярные меры. Была проведена единовременная де­вальвация белорусского рубля по отношению к стоимости кор­зины иностранных валют в размере 54,4 %, значительно огра­ничены бюджетные расходы и ужесточена денежно-кредитная политика. Ставка рефинансирования Национального банка за 9 месяцев 2011 г. выросла с 12 до 35 % годовых. Центральный банк страны полностью прекратил эмиссионное кредитование государственных программ и временно приостановил льготное кредитование жилищного строительства. Рефинансирование банков стало осуществляться исключительно посредством стан­дартных операций регулирования ликвидности.

В рамках комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля 11ациональный баше в сентябре 2011 г. ввел новый порядок со першения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке, в соответствии с которым от­крылась дополнительная торговая сессия на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Курс покупки и продажи валюты на ней устанавливался по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения. На основной торговой сессии осуще­ствлялись продажа банками валюты в счет обязательной прода­жи экспортной выручки (в рамках домицилирования) и покуп­ка банками иностранной валюты для оплаты лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также за постав­ленные в республику природный газ и электроэнергию. Курсы иностранных валют на внебиржевом рынке, а также с участием населения устанавливались по курсу, который сложился по итогам дополнительной торговой сессии.

С 20 октября 2011 г. Национальный банк перешел на режим «управляемого плавания» курса национальной валюты. Меха­низм его применения реализовывается в процессе установления курса белорусского рубля по отношению к стоимости корзины иностранных валют по результатам фиксинга на основе спроса и предложения, складывающихся на единой торговой сессии на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Данный курс является официальным курсом Национального банка. Интер­венции последнего как в иностранной, так и в национальной ва­люте осуществляются исключительно для сглаживания отдель­ных колебаний курса белорусского рубля.

Режим «управляемого плавания» призван способствовать притоку иностранной валюты в страну и устранению негатив­ных факторов, препятствующих ее предложению на бирже (обя­зательная продажа части экспортной выручки субъектами хо­зяйствования по курсу ниже рыночного, устанавливаемому на основной торговой сессии и др.). Выбор данного режима обу­словлен значительной степенью открытости белорусской эконо­мики и зависимостью от изменений на мировых товарных и фи­нансовых рынках, а также волатильностью курсов основных мировых валют. «Управляемое плавание» позволяет защищать экономику страны от негативного влияния внешних шоков.

Таким образом, повышение эффективности курсовой поли­тики как важнейшей составляющей валютной политики госу­дарства необходимо осуществлять в направлении более гибкого формирования обменного курса белорусского рубля (в рамках режима привязки к корзине иностранных валют) в соответ­ствии с ростом внутренней и внешней сбалансированности эко­номики. Гибкая курсовая политика позволит принимать превен­тивные, своевременные и адекватные меры по нивелированию влияний колебания курсов мировых валют на национальную экономику и создавать стабильные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

В ближайшей перспективе перед государством в области на­циональной валютной политики стоит задача не допустить сни­жения ЗВР и довести их до величины, составляющей 3 месяца импорта товаров и услуг, что обеспечит необходимый уровень внешнеэкономической безопасности страны. В целях активной интеграции в мировую экономическую систему прохчюзируется смягчать и постепенно снимать валютные ограничения и обре­менения на операции текущего и капитального характера.

8.2.2.6. Социальная политика государства

Проводимые в Беларуси преобразования, ориентирован­ные на обеспечение поступательного социально-экономическо­го развития, обусловливают необходимость переноса акцента на вопросы повышения благосостояния населения и его после­довательного приближения к уровню экономически развитых европейских государств, что возможно лишь на основе проведе­ния соответствующей социальной политики государства.

Под социальной политикой понимается проводимая госу­дарственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственны­ми коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе.

Социальная политика государства строится на основе следу­ющих принципов:

• социальной справедливости — государство должно гаран­тировать всем гражданам установленный социальный мини­мум (минимальные социальные стандарты), предоставить воз­можность распределения материальных благ и услуг в зависи­мости от количества и качества личного труда индивидума и обеспечить адресную защиту социально уязвимых слоев насе­ления;

• социальной солидарности — перераспределение денеж­ных средств через систему налогов и пособий от имущих к ма­лообеспеченным категориям граждан, установление для них льготного доступа к социальным благам и услугам;

• индивидуальной социальной ответственности требу­ет от индивидов (семьи) приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Государство должно пре­доставлять лишь те виды социальной помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивидов (семьи), либо оказывать помощь в чрезвычайных, кризисных ситуациях;

• социального партнерства — предполагает решение соци­альных проблем совместными усилиями государства, профсою­зов и нанимателей на основе их равноправия, обязательной и равной ответственности в принятии и исполнении договорен­ностей;

• социальной компенсации обеспечение правовой и соци­альной защищенности граждан, необходимой для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом;

• субсидиарности законодательное регулирование вза­имодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация данно­го принципа позволяет не только более эффективно использо­вать материальные и финансовые ресурсы, но и более гибко реа­гировать на возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем в первую очередь местные ор­ганы власти, а также самих граждан.

Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления:

I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби­тельская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние).

II. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граж­дан и др.).

III. с оциальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, соци­альное обслуживание, социальные гарантии и др.).

IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физи­ческая культура и спорт).

V. Политика в области современной инфраструктуры (жи­лищные условия, коммуникации, обеспеченность транспорт­ными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслу­живание).

VI. Миграционная политика (вынужденная миграция, за­щита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

VII. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении по­жилых и инвалидов и др.).

Всю совокупность механизмов реализации социальной по­литики можно объединить в следующие группы: законодатель­ные, административные, организационные, экономические, со­циальные нормативы и стандарты.

Законодательные инструменты связаны с регулированием развития составных элементов социальной сферы па основе действующего пакета нормативных правовых актов. К числу важнейших правовых документов государственной социальной политики относятся: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «О правах ре­бенка», «О социальной защите инвалидов», «О социальной за­щите граждан, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС», «О здра­воохранении», «Об образовании», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О пенсионном обеспечении», «О де­мографической безопасности Республики Беларусь» и др.

Правовые, экономические и организационные вопросы жиз­недеятельности населения закреплены в указах и декретах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Ми­нистров Республики Беларусь, нормативных актах министерств и других органов республиканского управления, облисполко­мов и Минского горисполкома. Однако следует отметить, что законодательной базе социальной политики недостает целост­ности, концептуального монизма, системной структуризации приоритетов.

К организационным механизмам относятся разработка и осуществление программ в различных областях социальной

сферы, важнейшими из которых являются: программы соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на средне- и долгосрочную перспективы, Национальная стратегия устойчи­вого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Национальная программа демографиче­ской безопасности Республики Беларусь на 2011 2015 годы»,

Государственная программа «Здоровье нации», Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь», Государственная миграци­онная программа, а также множество отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.

Административные механизмы включают меры разреши­тельного и запретительного характера, например установление квот и выдача лицензий на какой-либо вид деятельности в об­ласти социального обслуживания населения.

Экономические меры предполагают использование таких стоимостных категорий, как цены, тарифы, заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, социальные выплаты всех видов.

Инструментами реализации социальной политики являют­ся такие социальные нормы, и нормативы, государственные минимальные социальные стандарты, как минимальная зара­ботная плата, минимальные размеры пенсий, пособий и других социальных выплат малообеспеченным категориям граждан, нормы и нормативы бесплатного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и др.

В качестве субъектов социальной политики выступают раз­личные социальные группы населения, государственные струк­туры и негосударственные организации, общественные объеди­нения граждан, инициативные группы, законодательные, ис­полнительные и судебные органы власти.

Формирование социальной политики на этапе перехода к рыночной экономике. Б конце 1980-х начале 1990-х гг. действующая модель социальной политики пришла в противо­речие с новыми политическими и экономическими реалиями, так как основы ее построения, важнейшие элементы и механиз­мы функционирования были ориентированы преимущественно на централизованные государственные меры по повышению уровня жизни населения, устаревшие способы формирования и использования общественных фондов потребления, консерва­тивное законодательство о труде (уравнительное распределение заработной платы, обязательность занятости и др.), а финанси­рование осуществлялось по «остаточному принципу».

Стало очевидно, что без проведения в сфере социальной по­литики глубоких структурных изменений повысить ее эффек­тивность невозможно. Был провозглашен курс на переход от патерналистской модели к рыночной модели, основанной на со­циальной ответственности членов общества и адресной социаль­ной защите малообеспеченных граждан. Особую актуальность приобретают задачи повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых проблем, выработки новых механизмов ее реализации, способ­ствующих сокращению неоправданных бюджетных расходов и более рациональному использованию финансовых и матери­альных ресурсов.

Если в середине 1990-х гг. социальная политика была нап­равлена на увеличение доходов населения, усиление социаль­ной поддержки малообеспеченных его слоев, удержание безра­ботицы в социально допустимых пределах, то программа ре­формирования включала экономические меры по переходу к комплексной стратегии реформ, предусматривающей, с одной стороны, формирование рыночной социальной инфраструкту­ры, с другой — создание системы социальной защиты социаль­но уязвимых категорий граждан. Особое внимание уделялось сфере трудовых отношений, повышению трудовой активности, и том числе путем поддерж ки предпринимательства и самоза­нятости населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.