Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 14 страница




В период 2001—2010 гг. социальная политика была ориен­тирована на обеспечение устойчивого роста уровня жизни и создание условий для развития человеческого капитала. Стра­тегия государства строилась, прежде всего, па последователь­ном повышении в соответствии с ростом ВВП денежных дохо­дов населения как важнейшего показателя уровня его жизни, весомого фактора экономического роста и расширения внутрен­него потребительского спроса.

Политика в области оплаты труда базировалась на сочета­нии государственных и рыночных механизмов регулирования при расширении прав субъектов хозяйствования. К сфере госу­дарственного воздействия отнесены обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Важным направлением социальной политики становится снижение уровня малообеспечеиности (бедности). Была постав­лена задача сократить к 2010 г. долю малообеспеченного насе­ления в два раза по сравнению с 2005 г. Ее реализация была до­стигнута на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения, и расширения социальных гарантий в системе адресной социальной помощи.

В области пенсионного обеспечения предусматривалось ре­шение следующих задач: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государ­ственного пенсионного страхования как главной ее составля­ющей; рационализация условий и норм предоставления пенсии путем установления более тесной зависимости ее размера от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагопри­ятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности.

Государственная политика в социально-трудовой сфере бы­ла направлена на повышение эффективности использования ре­сурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно незанятых граждан. Главными приорите­тами политики занятости стали: преодоление дефицита рабо­чих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержа­ние стабильности в сфере социально-трудовых отношений, свое­временное устранение дисбаланса профессиопально-квалифика- ционного состава кадров и обновляющейся структуры рабочих мест, удержание регистрируемой безработицы в пределах соци­ально допустимого уровня — 1,5—2 % к экономически актив­ному населению.

Основными принципами социальной защиты являлись по­вышение ее эффективности, надежности и доступности на осно­ве государственных социальных гарантий и стандартов, а так­же применении дифференцированного и адресного подходов к социальной поддержке различных групп населения. Были поставлены задачи обеспечения государственной поддержки нуждающихся категорий граждан, повышения уровня мини­мальных социальных гарантий, оптимизации программ пре­доставления социальной помощи. В центре особого внимания находились вопросы совершенствования государственной под­держки семей при рождении и воспитании детей.

Реформирование системы социальной защиты ставило целью усиление ее адресности, дальнейшее совершенствование систе­мы социальных пособий, выплат и льгот (большая часть льгот была постепенно заменена адресными формами социальной по­мощи), механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важнейшим условием стали координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой системы государственной социальной помощи (ГАСИ).

Дальнейшее развитие получило социальное обслуживание в части создания комплексных территориальных центров, обес­печивающих оказание максимальной и разносторонней помо­щи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям граждан.

Целенаправленная государственная политика по повыше­нию уровня жизни населения позволила увеличить его реаль­ные денежные доходы за 2006—2010 гг. в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 %, реальная пенсия но возрас­ту — на 58 %. Значительно уменьшилась численность мало­обеспеченных лиц с 12,7 % в 2005 г. до 5,4 % в 2010 г. Реги­стрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах - 0,8—0,9 % к экономически активному населению.

В результате проводимой государством политики в области социального развития замедлились темпы снижения числен­ности и увеличилась ожидаемая продолжительность жизни с

68,8 года в 2005 г. до 71 года в 2010 г. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1,7 раза и явля­ется самым низким среди стран СНГ.

Социальные нормативы уровня жизни населения. Интег­ральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни историческая кате­гория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комп­лекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью до­стижения как в личностном, так и в социальном аспекте выс­ших ценностей человеческого бытия, в числе которых мораль­но-психологические качества, уровень образованности, культу­ры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам под­вергаются и количественно измеряемые материальные компо­ненты (по критериям соответствия мировым стандартам).

ООН, обобщая характерные черты национальных концеп­ций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребле­ние продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, от­дых и свободное время, права человека. Понятие качества жиз­ни населения в самом широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды (рис. 8.2).


I

Качество

населения

II

Уровень жизни населения

III

Социальная

безопасность

IV

Качество

окружающей

среды


 


Свойства воспроизводства: рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжитель­ность жизни

Способность

образовывать

семьи:

брачность,

разводимость

Уровень

образованности: доли населения со средним и высшим обра­зованием, средняя продол­жительность срока обучения

Уровень квалификации: доля ИГР в численности работающих, численность научных работ ­ников, количество докторов и канди­датов наук

Первая группа

Состояние здоровья: физические и умственные возможности лю/;ей, длительность и тяжесть болезней

Качество питания: состав, ценность, вкусовые качества, экологическая чистота продуктов, регулярность питания

Состояние образования и культуры: уровень обучения, степень овладения научными знания­ми, доступность библиотек, телевидения, музеев

Качество жилья: удобство планировки и благо­устройство насоленных пунктов, обустройство и обстановка жилища

Условия и характер труда: напряженность и эф ­фективность, уровень производственного травма­тизма, соответствие личным склонностям людей, моральное удовлетворение трудом, микроклимат в коглекгиве

Качество проведения свободного времени и условия отдыха: разнообразие занятий, харак ­тер просмотра телепередач, время на самообра зование, удовлетворенность досугом, продопжи тельность отдыха

Ьлагополучие семейной жизни: ощущение лич­ною счастья и удовлетворенность жизнью

Вторая группа

Реальные доходы и расходы населения: покупа­тельная способность доходов, дифференциация доходов населения, реальная заработная плата, уровень потребления продуктов питания, мини­мальные социальные гарантии (минимальная за­работная плата, потребительский бюджет, пенсии)

Экономическая активность: уровень экономиче ской активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы

Обеспеченность населения услугами здраво охранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры

Обеспеченность населения жильем и другой собственностью: наличие, состав и состояние жилищного фонда, жилищные условия

Социальная защита населения: социальное обеспечение, система предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям

Уровень физиче­ской и имуществен­ной безопасности: характеристики социапьной пато­логии. криминоген- ности, организован­ной преступности

Качество морально- политического здоровья обще­ственных и госу­дарственных структур: уровень коррум­пированности властных структур, уровень институ­ционального разви­тия гражданского общества, степень свободы СМИ

Антропогенное воздействие на воздушный бассейн: масса вредных веществ, выброшен ных в атмосферу на 1 км' площади территории (т/год), на душу населения (кг/год) или на 1000 дол. ВВП (т/1000 дол. ВВП)

Антропогенное воздействие на водный бассейн объем сброшенных в поверхностные водоемы загрязнен ных вод на 1 км' площади террито­рии (м3/год). отношение объема сброшенных сточ­ных вод к обг>ему свежей воды, забранной из водных объектов

Состояние почв и лесов


 


Рис. 8.2. Качество жизни населения по структурным элементам (по результатам исследований НИЭИ Минэкономики РБ)


Важную роль для оценки уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Таковыми являются, прежде всего, потребительские бюджеты, представ­ляющие собой балансы доходов и расходов домашних хозяйств (семей), составленные для различных групп населения и отра­жающие особенности потребительских предпочтений и условий жизнедеятельности последних. В качестве главных системооб­разующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси раз­рабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) — это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей чело­века. Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативным методом на основе потребительской корзины, а стоимостная величина определяется исходя из средних цен по­купки во всех видах торговли соответствующих видов товаров и услуг и пересматривается но мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал.

Минимальный потребительский бюджет разрабатывается по восьми социально-демографическим группам в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Сред­недушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех че­ловек в месяц в 2005 г. составлял 229,3 тыс. руб., в 2010 г. — 446,2 тыс. (табл. 8.11). При этом в его структуре доля расходов на питание составляет около 60 %. Следует подчеркнуть, что именно МГ1Б является бюджетом, позволяющим человеку (семье) обеспечивать простое воспроизводство в течение всего жизненного цикла. Данный социальный норматив положен в основу определения величины устанавливаемых государством минимальных социальных стандартов.

Прожиточгшй минимум — минимальный набор материаль­ных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятель­ности человека и сохранения его здоровья, включая обязатель­ные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина иролшточного минимума. В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Респуб­лике Беларусь» он как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным граж­данам (семьям), обоснования минимальных государственных


Таблица 8.11. Динамика величины минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь, тыс. руб.108

Показатель Годы
          (оценка)
Минимальный по­требительский бюд­жет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц) 46,7 229,3 340,1 385,3 446,2 675,8
Бюджет прожиточ­ного минимума (в расчете на душу населения в месяц) 30,1 145,7 220,0 248,5 275,2 475,2
Минимальная зара­ботная плата (на на­чало года) 27,0 128,9 208,8 229,7 258,6 460,0

 

социально-трудовых гарантий (минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, пособий). С 1993 г. основным критерием признания граждан малообеспе­ченными является величина среднедушевого дохода ниже БИМ.

К социальным нормативам уровня жизни населения от­носятся государственные минимальные социальные стандар­ты минимальные уровни государственных гарантий соци­альной защиты, обеспечивающие удовлетворение основных по­требностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступ­ных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В эту систему включены минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальные размеры пенсий по воз­расту, инвалидности, минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно- коммунального обслуживания, социальной поддержки (посо­бия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей, едино­временные выплаты и социальные пособия малообеспеченным гражданам) и социального обслуживания.

Размер минимальной заработной платы (M3I1) устанав­ливается Советом Министров Республики Беларусь и выступает в качестве социального стандарта низшей границы оплаты труда работников. В стране выработан механизм определения МЗП, предписывающий необходимость учета экономических возможностей государственного и местных бюджетов, а также соотношения размеров МЗП и социальных нормативов (БИМ и МПБ). В соответствии с Законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» ее раз­мер в течение года подлежит индексации в порядке, предусмот­ренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Важным критерием благополучия населения выступает со­отношение минимальной зарплаты и МПБ, которое последо­вательно улучшается с 62,3 % в 2005 г. до 66,7 % па начало

2010 г. и 87,9 % — в сентябре 2011 г. Предусмотрено ежегодное установление с 1 января размера месячной МЗП на уровне не ниже размера МПБ семьи из четырех человек в целях обеспече­ния этого размера на уровне не менее трети от начисленной среднемесячной заработной платы, что позволит усилить соци­альную защищенность низкооплачиваемых категорий работни­ков, прежде всего бюджетной сферы.

Денежные доходы и расходы паселепия: динамика и структура. Важнейшим социальным индикатором уровня жиз­ни выступают доходы населения — находящиеся в его распо­ряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получае­мые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования соб­ственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пен­сии, пособия, стипендии и др.) и т.д.

Реальные денежные доходы — относительный показатель, рассчитываемый путем деления номинальных темпов роста де­нежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы — денеж­ные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.

В республике проводится целенаправленная политика по повышению доходов населения. Следствием ее реализации ста­ла устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения (табл. 8.12). На протяжении практически всего пе­риода экономических реформ отмечается их более быстрое уве­личение по сравнению с темпами роста ВВП (соответственно, в 2 и 1,4 раза).

Высокий рост денежных доходов населения обусловлен рос­том заработной платы на основе сочетания государственных и рыночных механизмов ее регулирования, увеличением разме­ров пенсионных выплат и социальных пособий, развитием по-

Таблица 8.12. Динамика денежных доходов населения109

Показатель Годы
2000*        
Денежные доходы населения, млрд руб.   38 622 75 305 87 401. 108 468
Денежные доходы населения в расчете на душу в месяц, тыс. руб. 46,6 333,0 658,6 766,1 952,4
Реальные денежные доходы населения, % к предыдущему году 114,1 118,4 11.1,8 102,7 115,1
Реальные располагаемые де­нежные доходы, % к преды­дущему году 113,8 118,1 111,8 103,7 114,8
Доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже МПБ, % от общей числен­ности населения 76,8 42,6 23,3 19,3 20,7
Доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже БИМ, % от общей численнос­ти населения 41,9 12,7 6,1 5,4 5,2
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов с БПМ, % 154,6 228,6 299,4 308,3 346,1
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,270 0,256 0,274 0,268 0,265
Соотношение располагаемых ресурсов: 10 % наиболее и 10 % наи­менее обеспеченного насе­ления, раз 20 % наиболее и 20 % наи­менее обеспеченного насе­ления, раз 5,8 4,0 5,4 3,7 5,9 4,0 5,6 3,8 5,6 3,9

* Данные приведены с учетом деноминации.

 

требителъского и жилищного кредитования, расширением пред­принимательской деятельности. Вместе с тем в динамике темпы изменения доходов по основным группам населения (трудоспо­собные граждане, пенсионеры, семьи с детьми) различны.

В структуре денежных доходов населения наметилась тен­денция снижения доли оплаты труда — с 56,1 % в 2005 г. до

54,8 % в 2010 г. (табл. 8.13). При этом доля доходов от предпри­нимательской деятельности увеличилась с 1.5,5 до 18,6 %, что свидетельствует о результативности мер по улучшению делово­го климата и условий предпринимательской деятельности, осу­ществляемых в рамках общегосударственных мер по либерали­зации экономики.

Таблица 8.13. Структура денежных доходов населения Республики Беларусь, %110

Показатель Годы
         
Денежные доходы — всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе: оплата труда 53,1 56,1 55,5 55,2 54,8
трансферты населению 20,0 23,5 22,5 22,1 22,3
из них: пенсии и пособия 18,5 22,1 21,3 20,6 20,8
стипендии 0,3 0,3 0,4 0,4 0,3
другие трансферты 1,2 1,1 0,8 1,2 1.2
доходы от собственности 1,3 1,5 1,7 2,5 2,2
доходы от предпринима­тельской деятельности 23,2 15,5 17,4 17,9 18,6
прочие доходы 2,4 3,4 2,9 2,2 2,1

 

В соответствии с действующим в стране законодательством, в качестве официально принятого критерия признания населе­ния малообеспеченным используется БИМ в среднем на душу населения. Результатом наметившейся макроэкономической стабилизации и экономического роста стала устойчивая тенден­ция снижения доли граждан с уровнем располагаемых ресурсов ниже БИМ — с 41,9 % в 2000 г. до 12,7 % в 2005 г. и 5,2 % в 2010 г. (см. табл. 8.12). Однако сложившаяся в 2011 г. ситуа­ция на валютном рынке и рост инфляции обусловили повыше­ние данного показателя до 6,7 %.

110 Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 15.


В наибольшей степени риску бедности подвержено населе­ние, проживающее в сельской местности, уровень малообеспе­ченное™ которого в 2 раза выше, чем в городах, что обусловле­но низким уровнем заработной платы при ограниченных воз­можностях альтернативного трудоустройства, недостаточными темпами развития сельского предпринимательства. Следует также учитывать тот факт, что на селе существует и «сезонная бедность», проявляющаяся в падении доходов населения в осенне-зимний период. В результате доходы в сельской мест­ности в 1,2 раза ниже, чем в городах, хотя в целом отмечается позитивная динамика: в 2000 г. каждый второй сельский жи- тель имел доходы ниже БИМ, в 2010 г. — всего около 9 %.

Основным источником денежных доходов по-прежнему вы­ступает среднемесячная заработная плата, уровень которой за 2001—2005 гг. увеличился в 2,1 раза. В 2006—2010 гг. повы­шение минимальной заработной платы, а также реализация мер по сдерживанию инфляции позволили обеспечить рост ре­альной заработной платы в 1,6 раза (относительно 2000 г. она увеличилась в 3,3 раза).

В этот период предпринимались меры по обеспечению сба­лансированного роста заработной платы для разных видов эко­номической деятельности, по совершенствованию условий оп­латы труда в целях усиления заинтересованности работников в конечных результатах, недопущения необоснованной диффе­ренциации в оплате труда различных их категорий. В бюджет­ном секторе экономики рост реальной заработной платы обеспе­чивался за счет повышения тарифной ставки первого разряда и заработной платы отдельным категориям работников отраслей. При этом одним из ключевых направлений было признано обес­печение приоритетного роста низкодоходных категорий работ­ников. В реальном секторе акцент был сделан на либерализацию оплаты труда. Основное внимание уделялось дифференциации и регулированию тарифной части заработной платы работников коммерческих организаций; расширению прав нанимателей в установлении зависимости уровня оплаты труда работников от эффективности хозяйствования, в применении гибкой систе­мы оплаты труда; совершенствованию условий оплаты труда руководителей организаций; усилению социальной защиты ра­ботников.

Были пересмотрены практически все основные норматив­ные акты в области оплаты труда, существенно изменены под­ходы к этому вопросу в негосударственном секторе экономики (коллективно-договорное регулирование путем разработки ло­кальных нормативных правовых актов). Эффективной мерой стало законодательное закрепление стимулирования труда ра­ботников за реализацию продукции, товаров (работ, услуг), снижение ее запасов на складах и увеличение поступления валютной выручки. Наниматели получили право при необходи­мости дифференцировать тарифные ставки (оклады) работни­ков и сдельные расценки путем их повышения до 300 % вклю­чительно в зависимости от финансового положения организа­ции и других факторов.

В результате проводимой политики реальная среднемесяч­ная заработная плата по республике в 2010 г. возросла на 15%. Соотношение номинальной начисленной среднемесячной зара­ботной платы и МПБ в 2000 г. составляло 1,26, в 2005 г. — 2,0, в 2010 г. — 2,7 раза. Б 2011 г. реальная среднемесячная зара­ботная плата осталась на уровне предыдущего года. Этому спо­собствовали меры по повышению тарифной ставки первого раз­ряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и ее регулярной индексации, а также индексации минимальной зарплаты. Кроме того, были предприняты целенаправленные меры по либерализации оплаты труда работников коммерче­ских организаций и индивидуальных предпринимателей, внед­рению новых гибких систем оплаты.

Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции, со­храняется необоснованная дифференциация в уровнях заработ­ной платы по видам экономической деятельности. Традицион­но наиболее высокую заработную плату получают работники банков, строительства, науки. Ниже среднего ее уровень в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании и здравоохранении. Следует отметить также тот факт, что доля заработной платы в ВВП по-прежнему остается низкой 30 %.

В целях дальнейшего совершенствования политики оплаты труда в 2011 г. были приняты меры по отмене обязательного ха­рактера применения р]диной тарифной сетки для коммерче­ских организаций и индивидуальных предпринимателей, ис­пользующих труд наемных работников; изменены подходы к тарификации и определению систем оплаты труда; расширены права нанимателей в установлении гибких условий оплаты тру­да работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого из них, финансовые возможности организаций и отраслевые особенности; усовершенствовано стимулирование труда руководителей организаций и др.

Весомым структурным элементом денежных доходов насе­ления являются пенсии. Б данной сфере политика государства направлена на обеспечение стабильного функционирования

пенсионной системы, своевременной выплаты пенсий, ноддер- жания их реального уровня. На конец 2010 г. в органах по тру­ду, занятости и социальной защите состояло на учете 2,6 млн пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий состав­лял 585 тыс. руб. Около 76 % пенсионеров получают пенсию по возрасту, более 10 % — по инвалидности. Лицам, пе име­ющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пен­сия, финансирование которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В 2010 г. ее получали 2 % пенсио­неров. В целях повышения социальной безопасности в пожи­лом возрасте в дополнение к общим нормам пенсионное законо­дательство предусматривает повышение трудовой пенсии инва­лидам первой группы, а также лицам, достигшим 80-летнего возраста, либо, по заключению медицинского учреждения, нуж­дающимся в постоянной посторонней помощи.

В условиях роста стоимости жизни важную роль играет пос­ледовательное повышение размера назначенных трудовых пен­сий, адекватное росту средней заработной платы рабочих и слу­жащих. В результате в 2006—2010 гг. соотношение среднего размера назначенной пенсии и средней начисленной заработ­ной платы находилось в пределах рекомендованной МОТ мини­мальной величины — 40 %. На протяжении последних десяти лет размер средней назначенной пенсии превышает БПМ пен­сионера (в 2010 г. — в 2,3 раза), а начиная с 2006 г. — МПВ пен­сионера (табл. 8.14). Постоянно повышались минимальные трудовые и социальные пенсии, проводились ежемесячные до­платы к пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инва­лидам первой, второй и третьей групп (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца.

Таблица 8.14. Динамика основных показателей заработной платы в Республике Беларусь111

Показатель Годы
2000*         2010 (к 2005)
             
Номинальная начис­ленная среднемесяч­ная заработная плата, тыс. руб. 58,9* 463,7 868,2 981,6 1217,3 262,5

             
Реальная заработная плата, % к предыду­щему году 112,0 120,9 109,0 100,1 115,0 161,8
Соотношение средне­месячной заработной платы и МПБ (поку­пательная способность зарплаты), % 126,0 202,2 255,3 254,8 272,8  
Средний размер назна­ченных пенсий (на ко­нец года}, тыс. руб. 36,4 211,0 389,4 429,5 584,7 277,1
Реальный размер на­значенных пенсий,% к предыдущему году 143,2 113,2 104,7 100,2 123,9 169,1
Минимальный размер пенсии но возрасту, тыс. руб. 27,0 134,1 226,5 250,3 319,9 238,6
Соотношение средне­го размера назначен­ных пенсий с НИМ пенсионера, % 116,5 158,4 198,9 192,4 231,8  
Соотношение средне­го размера назначен­ных пенсий со срод­ним размером начис­ленной заработной платы, % 41,5 37,5 38,9 39,3 36,6  
* Данные приведены с учетом деноминации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.