КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации 14 страница
В период 2001—2010 гг. социальная политика была ориентирована на обеспечение устойчивого роста уровня жизни и создание условий для развития человеческого капитала. Стратегия государства строилась, прежде всего, па последовательном повышении в соответствии с ростом ВВП денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня его жизни, весомого фактора экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. Политика в области оплаты труда базировалась на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования при расширении прав субъектов хозяйствования. К сфере государственного воздействия отнесены обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. Важным направлением социальной политики становится снижение уровня малообеспечеиности (бедности). Была поставлена задача сократить к 2010 г. долю малообеспеченного населения в два раза по сравнению с 2005 г. Ее реализация была достигнута на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения, и расширения социальных гарантий в системе адресной социальной помощи. В области пенсионного обеспечения предусматривалось решение следующих задач: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государственного пенсионного страхования как главной ее составляющей; рационализация условий и норм предоставления пенсии путем установления более тесной зависимости ее размера от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности. Государственная политика в социально-трудовой сфере была направлена на повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно незанятых граждан. Главными приоритетами политики занятости стали: преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременное устранение дисбаланса профессиопально-квалифика- ционного состава кадров и обновляющейся структуры рабочих мест, удержание регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня — 1,5—2 % к экономически активному населению. Основными принципами социальной защиты являлись повышение ее эффективности, надежности и доступности на основе государственных социальных гарантий и стандартов, а также применении дифференцированного и адресного подходов к социальной поддержке различных групп населения. Были поставлены задачи обеспечения государственной поддержки нуждающихся категорий граждан, повышения уровня минимальных социальных гарантий, оптимизации программ предоставления социальной помощи. В центре особого внимания находились вопросы совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей. Реформирование системы социальной защиты ставило целью усиление ее адресности, дальнейшее совершенствование системы социальных пособий, выплат и льгот (большая часть льгот была постепенно заменена адресными формами социальной помощи), механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важнейшим условием стали координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой системы государственной социальной помощи (ГАСИ). Дальнейшее развитие получило социальное обслуживание в части создания комплексных территориальных центров, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям граждан. Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить его реальные денежные доходы за 2006—2010 гг. в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 %, реальная пенсия но возрасту — на 58 %. Значительно уменьшилась численность малообеспеченных лиц с 12,7 % в 2005 г. до 5,4 % в 2010 г. Регистрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах - 0,8—0,9 % к экономически активному населению. В результате проводимой государством политики в области социального развития замедлились темпы снижения численности и увеличилась ожидаемая продолжительность жизни с 68,8 года в 2005 г. до 71 года в 2010 г. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ. Социальные нормативы уровня жизни населения. Интегральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами. Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения как в личностном, так и в социальном аспекте высших ценностей человеческого бытия, в числе которых морально-психологические качества, уровень образованности, культуры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты (по критериям соответствия мировым стандартам). ООН, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Понятие качества жизни населения в самом широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды (рис. 8.2). I Качество населения II Уровень жизни населения III Социальная безопасность IV Качество окружающей среды
Свойства воспроизводства: рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни Способность образовывать семьи: брачность, разводимость Уровень образованности: доли населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения Уровень квалификации: доля ИГР в численности работающих, численность научных работ ников, количество докторов и кандидатов наук Первая группа Состояние здоровья: физические и умственные возможности лю/;ей, длительность и тяжесть болезней Качество питания: состав, ценность, вкусовые качества, экологическая чистота продуктов, регулярность питания Состояние образования и культуры: уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, телевидения, музеев Качество жилья: удобство планировки и благоустройство насоленных пунктов, обустройство и обстановка жилища Условия и характер труда: напряженность и эф фективность, уровень производственного травматизма, соответствие личным склонностям людей, моральное удовлетворение трудом, микроклимат в коглекгиве Качество проведения свободного времени и условия отдыха: разнообразие занятий, харак тер просмотра телепередач, время на самообра зование, удовлетворенность досугом, продопжи тельность отдыха Ьлагополучие семейной жизни: ощущение личною счастья и удовлетворенность жизнью Вторая группа Реальные доходы и расходы населения: покупательная способность доходов, дифференциация доходов населения, реальная заработная плата, уровень потребления продуктов питания, минимальные социальные гарантии (минимальная заработная плата, потребительский бюджет, пенсии) Экономическая активность: уровень экономиче ской активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы Обеспеченность населения услугами здраво охранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры Обеспеченность населения жильем и другой собственностью: наличие, состав и состояние жилищного фонда, жилищные условия Социальная защита населения: социальное обеспечение, система предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям Уровень физической и имущественной безопасности: характеристики социапьной патологии. криминоген- ности, организованной преступности Качество морально- политического здоровья общественных и государственных структур: уровень коррумпированности властных структур, уровень институционального развития гражданского общества, степень свободы СМИ Антропогенное воздействие на воздушный бассейн: масса вредных веществ, выброшен ных в атмосферу на 1 км' площади территории (т/год), на душу населения (кг/год) или на 1000 дол. ВВП (т/1000 дол. ВВП) Антропогенное воздействие на водный бассейн объем сброшенных в поверхностные водоемы загрязнен ных вод на 1 км' площади территории (м3/год). отношение объема сброшенных сточных вод к обг>ему свежей воды, забранной из водных объектов Состояние почв и лесов
Рис. 8.2. Качество жизни населения по структурным элементам (по результатам исследований НИЭИ Минэкономики РБ) Важную роль для оценки уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Таковыми являются, прежде всего, потребительские бюджеты, представляющие собой балансы доходов и расходов домашних хозяйств (семей), составленные для различных групп населения и отражающие особенности потребительских предпочтений и условий жизнедеятельности последних. В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси разрабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) — это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Натурально-вещественная структура МПБ формируется нормативным методом на основе потребительской корзины, а стоимостная величина определяется исходя из средних цен покупки во всех видах торговли соответствующих видов товаров и услуг и пересматривается но мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал. Минимальный потребительский бюджет разрабатывается по восьми социально-демографическим группам в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Среднедушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц в 2005 г. составлял 229,3 тыс. руб., в 2010 г. — 446,2 тыс. (табл. 8.11). При этом в его структуре доля расходов на питание составляет около 60 %. Следует подчеркнуть, что именно МГ1Б является бюджетом, позволяющим человеку (семье) обеспечивать простое воспроизводство в течение всего жизненного цикла. Данный социальный норматив положен в основу определения величины устанавливаемых государством минимальных социальных стандартов. Прожиточгшй минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, включая обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина иролшточного минимума. В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» он как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), обоснования минимальных государственных
социально-трудовых гарантий (минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, пособий). С 1993 г. основным критерием признания граждан малообеспеченными является величина среднедушевого дохода ниже БИМ. К социальным нормативам уровня жизни населения относятся государственные минимальные социальные стандарты минимальные уровни государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. В эту систему включены минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда, минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности, минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно- коммунального обслуживания, социальной поддержки (пособия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей, единовременные выплаты и социальные пособия малообеспеченным гражданам) и социального обслуживания. Размер минимальной заработной платы (M3I1) устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и выступает в качестве социального стандарта низшей границы оплаты труда работников. В стране выработан механизм определения МЗП, предписывающий необходимость учета экономических возможностей государственного и местных бюджетов, а также соотношения размеров МЗП и социальных нормативов (БИМ и МПБ). В соответствии с Законом «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» ее размер в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции. Важным критерием благополучия населения выступает соотношение минимальной зарплаты и МПБ, которое последовательно улучшается с 62,3 % в 2005 г. до 66,7 % па начало 2010 г. и 87,9 % — в сентябре 2011 г. Предусмотрено ежегодное установление с 1 января размера месячной МЗП на уровне не ниже размера МПБ семьи из четырех человек в целях обеспечения этого размера на уровне не менее трети от начисленной среднемесячной заработной платы, что позволит усилить социальную защищенность низкооплачиваемых категорий работников, прежде всего бюджетной сферы. Денежные доходы и расходы паселепия: динамика и структура. Важнейшим социальным индикатором уровня жизни выступают доходы населения — находящиеся в его распоряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получаемые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования собственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пенсии, пособия, стипендии и др.) и т.д. Реальные денежные доходы — относительный показатель, рассчитываемый путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги. Располагаемые денежные доходы — денежные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов. В республике проводится целенаправленная политика по повышению доходов населения. Следствием ее реализации стала устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения (табл. 8.12). На протяжении практически всего периода экономических реформ отмечается их более быстрое увеличение по сравнению с темпами роста ВВП (соответственно, в 2 и 1,4 раза). Высокий рост денежных доходов населения обусловлен ростом заработной платы на основе сочетания государственных и рыночных механизмов ее регулирования, увеличением размеров пенсионных выплат и социальных пособий, развитием по-
требителъского и жилищного кредитования, расширением предпринимательской деятельности. Вместе с тем в динамике темпы изменения доходов по основным группам населения (трудоспособные граждане, пенсионеры, семьи с детьми) различны. В структуре денежных доходов населения наметилась тенденция снижения доли оплаты труда — с 56,1 % в 2005 г. до 54,8 % в 2010 г. (табл. 8.13). При этом доля доходов от предпринимательской деятельности увеличилась с 1.5,5 до 18,6 %, что свидетельствует о результативности мер по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, осуществляемых в рамках общегосударственных мер по либерализации экономики.
В соответствии с действующим в стране законодательством, в качестве официально принятого критерия признания населения малообеспеченным используется БИМ в среднем на душу населения. Результатом наметившейся макроэкономической стабилизации и экономического роста стала устойчивая тенденция снижения доли граждан с уровнем располагаемых ресурсов ниже БИМ — с 41,9 % в 2000 г. до 12,7 % в 2005 г. и 5,2 % в 2010 г. (см. табл. 8.12). Однако сложившаяся в 2011 г. ситуация на валютном рынке и рост инфляции обусловили повышение данного показателя до 6,7 %. 110 Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — С. 15. В наибольшей степени риску бедности подвержено население, проживающее в сельской местности, уровень малообеспеченное™ которого в 2 раза выше, чем в городах, что обусловлено низким уровнем заработной платы при ограниченных возможностях альтернативного трудоустройства, недостаточными темпами развития сельского предпринимательства. Следует также учитывать тот факт, что на селе существует и «сезонная бедность», проявляющаяся в падении доходов населения в осенне-зимний период. В результате доходы в сельской местности в 1,2 раза ниже, чем в городах, хотя в целом отмечается позитивная динамика: в 2000 г. каждый второй сельский жи- тель имел доходы ниже БИМ, в 2010 г. — всего около 9 %. Основным источником денежных доходов по-прежнему выступает среднемесячная заработная плата, уровень которой за 2001—2005 гг. увеличился в 2,1 раза. В 2006—2010 гг. повышение минимальной заработной платы, а также реализация мер по сдерживанию инфляции позволили обеспечить рост реальной заработной платы в 1,6 раза (относительно 2000 г. она увеличилась в 3,3 раза). В этот период предпринимались меры по обеспечению сбалансированного роста заработной платы для разных видов экономической деятельности, по совершенствованию условий оплаты труда в целях усиления заинтересованности работников в конечных результатах, недопущения необоснованной дифференциации в оплате труда различных их категорий. В бюджетном секторе экономики рост реальной заработной платы обеспечивался за счет повышения тарифной ставки первого разряда и заработной платы отдельным категориям работников отраслей. При этом одним из ключевых направлений было признано обеспечение приоритетного роста низкодоходных категорий работников. В реальном секторе акцент был сделан на либерализацию оплаты труда. Основное внимание уделялось дифференциации и регулированию тарифной части заработной платы работников коммерческих организаций; расширению прав нанимателей в установлении зависимости уровня оплаты труда работников от эффективности хозяйствования, в применении гибкой системы оплаты труда; совершенствованию условий оплаты труда руководителей организаций; усилению социальной защиты работников. Были пересмотрены практически все основные нормативные акты в области оплаты труда, существенно изменены подходы к этому вопросу в негосударственном секторе экономики (коллективно-договорное регулирование путем разработки локальных нормативных правовых актов). Эффективной мерой стало законодательное закрепление стимулирования труда работников за реализацию продукции, товаров (работ, услуг), снижение ее запасов на складах и увеличение поступления валютной выручки. Наниматели получили право при необходимости дифференцировать тарифные ставки (оклады) работников и сдельные расценки путем их повышения до 300 % включительно в зависимости от финансового положения организации и других факторов. В результате проводимой политики реальная среднемесячная заработная плата по республике в 2010 г. возросла на 15%. Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и МПБ в 2000 г. составляло 1,26, в 2005 г. — 2,0, в 2010 г. — 2,7 раза. Б 2011 г. реальная среднемесячная заработная плата осталась на уровне предыдущего года. Этому способствовали меры по повышению тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и ее регулярной индексации, а также индексации минимальной зарплаты. Кроме того, были предприняты целенаправленные меры по либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, внедрению новых гибких систем оплаты. Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции, сохраняется необоснованная дифференциация в уровнях заработной платы по видам экономической деятельности. Традиционно наиболее высокую заработную плату получают работники банков, строительства, науки. Ниже среднего ее уровень в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании и здравоохранении. Следует отметить также тот факт, что доля заработной платы в ВВП по-прежнему остается низкой 30 %. В целях дальнейшего совершенствования политики оплаты труда в 2011 г. были приняты меры по отмене обязательного характера применения р]диной тарифной сетки для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников; изменены подходы к тарификации и определению систем оплаты труда; расширены права нанимателей в установлении гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого из них, финансовые возможности организаций и отраслевые особенности; усовершенствовано стимулирование труда руководителей организаций и др. Весомым структурным элементом денежных доходов населения являются пенсии. Б данной сфере политика государства направлена на обеспечение стабильного функционирования пенсионной системы, своевременной выплаты пенсий, ноддер- жания их реального уровня. На конец 2010 г. в органах по труду, занятости и социальной защите состояло на учете 2,6 млн пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составлял 585 тыс. руб. Около 76 % пенсионеров получают пенсию по возрасту, более 10 % — по инвалидности. Лицам, пе имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия, финансирование которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета. В 2010 г. ее получали 2 % пенсионеров. В целях повышения социальной безопасности в пожилом возрасте в дополнение к общим нормам пенсионное законодательство предусматривает повышение трудовой пенсии инвалидам первой группы, а также лицам, достигшим 80-летнего возраста, либо, по заключению медицинского учреждения, нуждающимся в постоянной посторонней помощи. В условиях роста стоимости жизни важную роль играет последовательное повышение размера назначенных трудовых пенсий, адекватное росту средней заработной платы рабочих и служащих. В результате в 2006—2010 гг. соотношение среднего размера назначенной пенсии и средней начисленной заработной платы находилось в пределах рекомендованной МОТ минимальной величины — 40 %. На протяжении последних десяти лет размер средней назначенной пенсии превышает БПМ пенсионера (в 2010 г. — в 2,3 раза), а начиная с 2006 г. — МПВ пенсионера (табл. 8.14). Постоянно повышались минимальные трудовые и социальные пенсии, проводились ежемесячные доплаты к пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам первой, второй и третьей групп (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |