КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка плана стимулирования продаж осуществляется по таким этапам. 2 страница
После реализации запланированных мероприятий, происходит оценка их эффективности, которая также является частью внутреннего аудита маркетинга.
10.3. Стратегические решения в коммуникационной политике и пути их реализации
С целью наиболее эффективного воздействия на целевых потребителей и обеспечения устойчивой работы предприятия в рамках общей маркетинговой стратегии разрабатывают соответствующую коммуникационную стратегию, которая реализуется посредством использования рекламы, стимулирования продаж, связей с общественностью, личных продаж [39]. Процесс разработки коммуникационной стратегии состоит из стадий: 1. Определение целей и задач. 2. Выбор стратегии. 3. Определение структуры комплекса коммуникаций. 4. Разработка бюджета коммуникаций. 5. Реализация коммуникационной стратегии. 6. Анализ полученных результатов. Коммуникационные цели предприятия определяются рядом факторов: особенностями товара, стадией его жизненного цикла, конкурентным положением предприятия, особенностями осваиваемых сегментов, выбранной концепцией позиционирования. Так при выводе нового товара на целевые сегменты предприятию следует сформулировать коммуникационные цели следующим образом: · ознакомление покупателей с товаром или повышение осведомленности о нем; · формирование потребительского восприятия товара, торговой марки или компании; · стимулирование и поощрение первоначальной покупки нового товара. При переходе товара в стадию роста цели коммуникаций могут звучать так: усиление приверженности товару целевых потребителей; привлечение новых покупателей; увеличение частоты и объема покупок; усиление отстройки марки от товаров-конкурентов; увеличение лояльности целевых потребителей и др.
На стадии зрелости предприятие будет достигать таких коммуникационных целей как удержание постоянных клиентов; информирование целевых потребителей о модификациях товара и предоставлении дополнительных услуг; сравнение товара с товарами конкурентов; проведение комплексных программ стимулирования и др. Подробно цели и коммуникационные приемы по стадиям жизненного цикла рынка и в зависимости от выбранной конкурентной стратегии уже были описаны в главе 8 данного учебного пособия. После постановки целей, следует выбор коммуникационной стратегии. Специалисты выделяют два базовых вида коммуникационных стратегий: стратегия «проталкивания» и стратегия «притягивания». Стратегия проталкивания — основные маркетинговые усилия обращены на посредников, чтобы побудить их принять марки фирмы в свой ассортимент, создать необходимые запасы, выделить ее товарам хорошее место в торговом зале и побуждать покупателей к закупкам товаров фирмы. Цель: добиться добровольного сотрудничества с посредником, предложив ему привлекательные условия и продвигающая свой товар любым доступным способом. Стратегия подразумевает гармоничные отношения с посредниками, и главную роль здесь играют торговые представители изготовителя. Стратегия может быть выбрана в случаях, когда: - изготовитель выводит на рынок инновационный продукт, о котором необходимо информировать промежуточных и конечных потребителей; - изготовитель располагает неограниченными финансовыми ресурсами и не опасается эффекта отторжения; - существуют возможности создания сервисных, прокатных и учебных центров. Для реализации стратегии проталкивания следует использовать такие тактические приемы как: реклама в специализированных каталогах и справочниках, персональные продажи, организация конференций, презентаций для представителей посредников, система скидок для розничных торговцев и продавцов, реклама в местах продажи, реклама на упаковке товара.
Стратегия притягивания — все усилия концентрируются на конечном спросе, т.е. на конечном пользователе, минуя посредников. Стратегия направлена на создание благоприятного отношения к товару или марке на уровне конечного спроса с тем, чтобы в идеале конечный пользователь требовал эту марку от посредника и тем самым побуждал его к торговле этой маркой. В противоположность стратегии проталкивания предприятие стремится создать вынужденное сотрудничество со стороны посредников. Потребители играют роль своеобразного насоса: марка втягивается в сбытовой канал благодаря конечному спросу. Стратегия может использоваться, когда товар отличается высоким качеством и может продавать «сам себя», планируется широкая коммуникационная программа представления товара на рынке. Тактическими приемами реализации стратегии притягивания являются: осуществление связей с общественностью, реклама в СМИ, проведение лотерей, рекламных игр, предоставление купонов на льготную покупку товара, предоставление товара во временное пользование с последующей его оплатой, лизинг, если речь идет об оборудовании, сложной технике. Некоторые ученые и практики выделяют также симбиозную, проактивную и интерактивную коммуникационные стратегии. Симбиозная коммуникационная стратегия — это универсальная стратегия, отличающаяся минимальными затратами со стороны предприятия-изготовителя, отсутствием затрат и получением дополнительного дохода от пользования коммуникацией. Такие коммуникации создаются и поддерживаются снабженцами предприятий в виде электронных баз данных возможных поставщиков. Проактивные коммуникации создаются на основе будущих запросов потребителей в виде передачи сообщений, опережающих конкурентов и ожидания потребителей. Интерактивные коммуникации предполагают использование специальных каналов передачи информации, в которых возможно получение обратного отклика от потребителей. К таким каналам относят: телемаркетинговые системы, Интернет-сайты, Интернет-магазины, виртуальные биржи и др. [22].
Как видно, выбор коммуникационной стратегии предопределяет и выбор определенных коммуникационных средств. При этом важно понимать их достоинства и недостатки (табл. 10.5).
Таблица 10.5. Достоинства и недостатки основных коммуникационных средств
После определения приоритетных коммуникационных средств следует разработка планов их реализации. На крупных предприятиях отдельно составляются план рекламы, стимулирования продаж, личных продаж, связей с общественностью, участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях с указанием сроков, бюджета и канала(места) проведения каждого мероприятия. Разработка плана рекламы состоит из следующих этапов [3]. · установление целей: указывается ряд конкретных целей, связанных со спросом и с образом; · установление ответственности: использование собственного подразделения; агентств для каждой ассортиментной группы; · определение бюджета: выбор метода установления общего бюджета на продвижение; определение детального бюджета рекламы; · выбор объекта рекламы: точное определение рынков или его секторов, которые необходимо охватить и на которые необходимо оказывать влияние; · содержание рекламы: формулирование основной рекламно-коммерческой темы; · выбор средств рекламы и рекламоносителей: анализ факторов: стоимость, наличие бесполезной аудитории, охват, частота, стабильность послания, степень воздействия, заполненность и срок представления; выбор главного и вспомогательных средств рекламы; · создание рекламных сообщений: определяется содержание послания (стиль, мотивация, привлекательность); · план рекламных мероприятий: частота повторения рекламы; качество, рентабельность; распределение по конкретным рекламным средствам; сроки выполнения; · контроль за выполнением плана и эффективностью рекламы: разработка контроля за выполнением плана; сопоставление затраченных средств с результатами рекламы и внесение коррективов в план.
Возможные цели рекламной деятельности описаны в табл. 10.6.
Таблица 10.6. Виды целей рекламной деятельности
Разработка плана персональных продаж включает следующие этапы: · установление целей, ориентированных на спрос или образ; · назначение ответственных исполнителей; · разработка бюджета; · определение типов торговых должностей; · выбор метода сбыта; · определение заданий по сбыту; · реализацию плана: выбор торгового персонала; обучение торгового персонала; определение размера территорий и осуществление распределения персонала; оплату сбытовой деятельности торгового персонала. · установление целей, связанных с участниками каналов сбыта (включают обеспечение распределения и сбыта, увеличение энтузиазма посредников, увеличение сбыта и достижение сотрудничества в расходах на стимулирование), а также с потребителями (включают расширение признания марки, увеличение попыток попробовать товар, подчеркивание новизны и дополнение другими инструментами стимулирования); · определение ответственности; · разработка общего плана (должен включать бюджет, ориентацию или тему, условия, информационные средства, продолжительность и хронологическую последовательность, совместные усилия): определение бюджета; ориентация стимулирования сбыта и тема стимулирования (на кого оно направлено); · выбор вида стимулирования сбыта; · координация плана (увязка с другими элементами продвижения); · оценка успеха или неудачи.
Пример плана рекламы представлен в следующей табл. 10.7.
Таблица 10.7. Фрагмент плана рекламных мероприятий ОАО «Элема»
Пример плана выставочных мероприятий дан в табл. 10.8.
Таблица 10.8. План выставочных мероприятий ОАО «Элема» на май- сентябрь 2006 г.
Что касается определения бюджета маркетинговых коммуникаций, то выделяют несколько подходов. Это [3]: - метод исчисления с учетом наличных средств — на коммуникации расходуется столько средств, сколько имеется у предприятия в наличии; - метод фиксированного процента — ассигнования на коммуникационную политику устанавливаются как соответствующий процент от прошлогодней или ожидаемой суммы продаж; - метод конкурентного паритета — затраты на коммуникации планируются на уровне затрат конкурентов; - метод максимального дохода — затраты на коммуникации определяются в зависимости от того, как они повлияют на объемы продаж; - метод соответствия целям и задачам предприятия — затраты на коммуникации планируются в зависимости от значимости целевых сегментов, потенциала товара, целей, стоящих перед предприятием. После реализации запланированных коммуникационных мероприятий проводится анализ их эффективности (в рамках внутреннего аудита маркетинга).
10.4. Стратегические решения в ценовой политике и пути их реализации
Ценовая политика — общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах потребителей [39]. Ценовая политика способствует решению таких стратегических задач, как: · обеспечение желаемого уровня прибыльности, стабильное расширение производства товара; · наращивание рыночной доли; · выход на новые рынки; · стимулирование спроса на новый для рынка товар; · завоевание лидерства по конкурентоспособности товара; · освоение новых рыночных сегментов; · борьба с конкурентами; · поддержание принятой концепции позиционирования; · реакция на изменение рыночной конъюнктуры; · завоевание и удержание лояльности целевых потребителей. Таким образом, правильный выбор цены играет огромное значение для реализации выбранной концепции позиционирования. Цена представляется в качестве сигнала потребителю, инструмента конкуренции, средства улучшения финансовых показателей, а также исполняет иные функции, предусмотренные маркетинговой стратегией, например, оказывает помощь в продвижении товара на рынке. · Сигнал потребителю. Цена служит средством оперативной коммуникации с потребителями. Она — первое, что достигает сознания потребителя, облегчая ему задачу сравнения различных торговых марок. Цена позволяет позиционировать торговую марку как товар исключительного качества, или же непосредственно конкурировать с другими торговыми марками. Когда потребителю достаточно сложно оценить качество товара, цена выступает своеобразным мерилом его потребительской ценности. · Инструмент конкуренции.Цена позволяет совершать выпады в сторону конкурентов, с другой стороны она дает возможность избегать непосредственной конкуренции с ними, позиционируя товар в другом ценовом сегменте. · Улучшение финансовых показателей. Поскольку цены и издержки определяют финансовые результаты деятельности компании, необходимо учитывать влияние ценовой стратегии на финансовые показатели как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. · Другие маркетинговые функции. Цена может принимать на себя функции по продвижению товара, его рекламе и выступать компенсатором его невысокого качества. Она также позволяет повысить эффективность отдельных компонентов маркетинговой программы. Типы ситуаций, в которых происходит разработка ценовой политики, представлены в табл. 10.9.
Таблица 10.9. Ситуации формирования ценовой политики
Использование различных методов ценообразования отражает общую стратегию предприятия, уровень его ориентации на потребителей и конкурентов. Различные виды цен способствуют достижению различных стратегических задач в области маркетинга. Например, установление демпинговых цен, используется для реализации стратегий выгода в новые географические регионы и проникновения на рынок. Демпинговые цены позволяют новым конкурентам завоевывать значительные доли рынка, преодолевая барьеры входа в него. Установление цены зависит от таких факторов, как: характер и объем спроса; этапы жизненного цикла товара; острота конкурентной борьбы; мощность товаропроводящей сети; предоставление потребителю необходимых удобств и услуг; эффективность маркетинговых коммуникаций; инфляционные ожидания на рынке: отраслевые особенности формирования цен; реакция потребителей на устанавливаемые ранее цены. Что касается ценовой стратегии, то она должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться, соответствовать общей стратегии маркетинга, которой придерживается фирма. Ценовая стратегия — это обобщающая модель действий по установлению и изменению цен, набор правил для принятия ценовых решений, обеспечивающих реализацию ценовой политики. Ценовые стратегии реализуются за счет наборов специальных ценовых тактик-приемов. Рассмотрим их более подробно [9; 22; 71; 72; 82]. Стратегии дифференцированного ценообразования — это ценовые стратегии, которые базируются на неоднородности покупательского спроса. Покупательский спрос на один и тот же продукт может меняться в связи с изменением некоторых факторов, аналогично дифференцируются и цены. Стратегия дифференцированных цен предусматривает применение разнообразных скидок и надбавок к среднему уровню цен. При этом учитываются расположение рынка, время покупки, категории покупателей. Существует три разновидности стратегий дифференцированного ценообразования. Горизонтальная ценовая дифференциация — установление на один и тот же продукт различного уровня цен для разных групп потребителей (сегментирование рынка по продуктовым и потребительским критериям). Вертикальная ценовая дифференциация — установление на один и тот же продукт различного уровня цен для разных рынков (сегментирование по географическому критерию). Стратегии ценового выравнивания — установление цен в рамках всей гаммы товаров. Цены устанавливаются таким образом, чтобы прибыль успешно реализуемых товаров покрывала убытки по прочим товарам ассортимента. Стратегия дифференцированных цен реализуется посредством следующих тактических приемов: применение сезонных скидок, скидок за количество, скидок постоянным партнерам и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий. Стратегия дифференцированных цен предпочтительна при соблюдении ряда условий: - легко сегментируемом рынке; - наличии четких границ рыночных сегментов и высокой интенсивности спроса; - невозможности перепродажи товаров из сегментов с низкими ценами в сегменты с высокими ценами; - невозможности продажи конкурентами товаров по низким ценам в сегментах, в которых фирма продает товары по высоким ценам; - учёте восприятия покупателями дифференцированных цен предотвращения реакции обиды и неприязни; - непротиворечии соответствующему законодательству выбранной дифференцированной формы установления цен; - покрытии дополнительных издержек по проведении стратегии дифференцированных цен суммой дополнительных поступлений в результате её проведения. Стратегия дифференцированных цен позволяет «поощрять» или «наказывать» различных покупателей, стимулировать или несколько сдерживать продажи различных товаров на различных рынках. Её определёнными разновидностями являются стратегия льготных и стратегия дискриминационных цен. Стратегии конкурентного ценообразования — это стратегии, в основе которых лежит соотношение между спросом и предложением, а также конкурентное положение предприятия. Конкурентное ценообразование применяется при проникновении на новый рынок, например, снижают цены в расчете на увеличение продаж, применяют «сигнализирование» ценами, означающее, что определенная часть покупателей отождествляет информацию о ценах с информацией о качестве товаров. Так высокие цены служат «сигналом» высокого качества. Ассортиментное ценообразование — включает стратегии ценообразования на взаимозаменяемые и сопряженные продукты. К ассортиментному ценообразованию относят: установление цен на наборы товаров, когда цена набора ниже, чем сумма цен его составляющих; определение цен номинала, при котором за счет цен на одни товары можно получить сверхприбыль и за счет этого покрыть убыточность или низкую рентабельность других товаров; комплектное ценообразование, применяемое при продаже сопряженных видов продукции, когда покупка одного товара обуславливает покупку другого. В этом случае часть цены товара, обуславливающего покупку другого, перекладывается на него, а цена всего комплекта не изменится или даже увеличится. Кроме того, разновидностями стратегий ассортиментного ценообразования следует считать: стратегию цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения издержек производства (два товара считаются взаимосвязанными с точки зрения издержек производства, если изменение объема производства одного вызывает изменение затрат на изготовление другого, это относится к побочным и сопутствующим товарам); стратегию цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения спроса (два товара являются взаимосвязанными с точки зрения спроса, если цена одного влияет на спрос другого; в большинстве случаев это относится к группе товаров, где один товар может заменить другой в потреблении). Стратегии дискриминационных цен. Дискриминационные цены являются частью общей ценовой стратегии фирмы по отношению к определенным сегментам рынка и устанавливаются на самом высоком уровне, используемом для продажи данного товара. Применяются по отношению к некомпетентным, не ориентирующимся в рыночной ситуации покупателям, к покупателям, проявляющим крайнюю заинтересованность в приобретении данного товара, покупателям, нежелательным для фирмы-продавца, а также при проведении политики ценового картелирования, т.е. заключении между фирмами различного рода соглашений по ценам. Использование такой стратегии возможно и при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма-покупатель: установление высоких ввозных или вывозных пошлин, установление обязательного правила пользования услугами местного посредника и др. Установление дискриминационных цен может осуществляться в следующих формах: · установление цен на товар или услугу с учетом разновидностей покупателей(за вход в музеях со студентов и детей берут меньшую плату); · установление цен с учетом вариантов товаров. За товар с незначительным усовершенствованием берут не сравнительно большую плату. · Установления цен с учетом местонахождения. Товар продается по разной цене в разных местах (билеты в кино, театр). · Установление цен с учетом временного фактора. Цены меняются в зависимости от времени суток, сезона, дня недели. Стратегия льготных цен. Льготные цены устанавливаются на товары и для покупателей, в которых фирма-продавец имеет определённую заинтересованность. Кроме того, политика льготных цен может проводиться как временная мера стимулирования продаж, например для привлечения покупателей на распродажи.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |