Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции




Часть II. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

По достижению предельного возраста пребывания на гражданской службе или ранее (например, в связи с истечением срока служебного контракта, по иным основаниям) гражданский служащий увольняется с гражданской службы.

Гражданский служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым, пенсионным законодательством и законодательством о гражданской службе.

 

Контрольные вопросы к теме 16

1. Раскройте понятие и основные функции государственной службы.

2. Правовой статус государственного служащего.

3. Управление государственной службой

4. На какие категории и группы подразделяются должности государственной гражданской службы

 

 

 

17.1. Понятие местного самоуправления

Понятие «самоуправление» еще недавно считалось в нашей стране чисто академическим в смысле его оторванности от реальной жизни. В настоящее время оно приобрело характер общеупотребительного. Однако «самоуправление» во многом остается для нас новым понятием. Рассмотрим его в сопоставлении с более общим и разработанным понятием – «управлением».

Управление – это внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне, субъект управления воздействует на объект. В сложных социально-экономических системах существует несколько уровней управления. На нижнем уровне управления при наличии определенной свободы и самостоятельности появляются элементы самоуправления.

В прямом смысле слова термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой, когда субъект и объект управления совпадают.

Государство как особо сложная социально-экономическая система имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. В демократичном обществе местная власть функционирует на принципах самоуправления. В Российской Федерации как демократическом и федеративном государстве признается и гарантируется местное самоуправление.

В концепции местного самоуправления, принятой в настоящее время в мире, получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а роль государства – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления, которые в этом отношении нужно отличать от органов государственной власти по их роли и функциям в обществе.

Полноценное управление государством из единого центра или даже из центров субъектов федерации (в федеративном государстве) невозможно. Именно по этой причине в любой стране существуют муниципальные органы управления. Их существование продиктовано необходимостью управлять более мелкими территориальными единицами, причем управление это носит по преимуществу не политический, а хозяйственно-бытовой характер.

Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены не в рамках государства или региона, а в рамках той непосредственной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и так далее. Все эти непосредственные жизненные потребности человек не может решить самостоятельно. В то же время они сосредоточены на небольшой территории, поэтому для их решения и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться для обеспечения непосредственных нужд ее жителей.

Понятие «местное самоуправление» многопланово и может быть рассмотрено в различных смысловых контекстах как:

- форма народовластия;

- воплощение права граждан на управление местными делами;

- один из ключевых принципов конституционного строя, обеспечивающий деление власти по вертикали;

- способ осуществления народом своей власти посредством деятельности органов местного самоуправления, ответственных перед народом;

- показатель развитости гражданского общества и зрелости демократии.

Мы можем сформулировать следующее общее определение.

Местное самоуправлениеформа народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы гораздо лучше могут сами решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы, государственные чиновники при централизованном управлении местными делами. Местное самоуправление позволяет демократизировать сам процесс управления, обеспечиваемый аппаратом, менее бюрократизированным и более приближенным к повседневным нуждам людей, чем громоздкий аппарат государства.

Местное самоуправление имеет свои атрибуты и критерии.

Атрибутами местного самоуправления в соответствии с действующим европейским и российским законодательством являются: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

Лишь наличие всех этих атрибутов позволяет говорить о реальном местном самоуправлении.

Местное самоуправление есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

Основным содержанием процесса становления и развития местного самоуправления стал поиск оптимального соотношения во взаимодействиях между местным сообществом и государством.

В зависимости от целей местное самоуправление может фактически материализоваться либо только в виде общественного или государственного институтов, либо в виде их сочетания. В отечественной науке объективно не смогла сформироваться современная теория и методология местного самоуправления. В этих условиях первостепенное значение приобретает рассмотрение имеющихся в литературе разных научных взглядов на природу местного самоуправления, а также соответствующих теорий, не утративших научного значения до настоящего времени.

В общественной науке сложились три основные теории местного самоуправления: общественная, государственная и государственно -общественная.

На первых порах ученые отдавали предпочтение общественной теории местного самоуправления.

Общественная теория предполагает строгое разграничение государственных и общественных дел. Круг общественных дел отличен от государственных, государственное вмешательство во внутренние дела недопустимо. Носителем власти в обществе является народ. Следовательно, общественная теория исходит из противопоставления местного общества государству требуя, чтобы каждое ведало только своими собственными интересами.

Государственная теория рассматривает местное самоуправление как часть государственного устройства и исходит из невозможности точного разграничения общинных и государственных дел. Согласно этой теории общинные дела – часть государственных дел, переданных для их исполнения на местах. Источником общинной власти является государство.

В настоящее время наука и практика показали, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена. Затруднительно четко выделять естественные местные дела, отличные от общегосударственных. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло отражение в теории двойственной, государственно - общественной природы местного самоуправления.

Большинство современных ученых этой теории, которая предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают агентами государства на местном уровне и действуют под контролем государства.

17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления

Основные сущностные признаки местного самоуправления,отличающие его от государственной власти:

Во-первых, местное самоуправление, обеспечивая самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами, является одной из структур гражданского общества.

Во-вторых, местное самоуправление представляет собой не государственное, а общественное явление. Оно качественно отличается от государства. Если центральная управленческая власть есть власть суверенная, верховная, могущая себя реформировать, то местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью, то есть законом. Однако система местного самоуправления – это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами государства и общества, хотя и занимает в ней особое место, обладая определенной автономией.

В-третьих, следует учитывать разграничение сфер компетенций властейцентральных, региональных и местного самоуправления, то есть ограниченность круга дел, вверяемых местному самоуправлению. Обычно к ведомству местного самоуправления относят дела местного хозяйства, местные вопросы, которые связаны с повседневными нуждами жителей, а также некоторые общегосударственные задачи, которые на него возлагает государство.

В-четвертых, следует указать на принцип локально - территориальной ограниченности, который всегда сопутствует самоуправлению. Система самоуправления функционирует и развивается на законодательно оформленных нижних и верхних территориальных уровнях (например, город, село, волость, уезд, район и тому подобное). Это пространство, отличающееся определенной целостностью, обозначается границами.

В-пятых, местное самоуправление представляет собой совокупность выборных и иных органов и институтов власти, включая разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания, (сходы),,муниципальные выборы и другое. Эта совокупность функционирует как единый механизм и обеспечивает организационную обособленность, автономность местного самоуправления.

В-шестых, местное самоуправление организуется и функционирует как структура, учитывающая историческую, национальную, этническую, культурную и иную общности соответствующего населения. Это позволяет строить местное самоуправление и его деятельность в максимальной степени разнообразно.

В-седьмых, местное самоуправление предполагает единство самостоятельности и ответственности при решении всех вопросов местного значения.

В-восьмых, местное самоуправление, самостоятельно решая вопросы местного значения, в своей деятельности исходит из интересов населения соответствующей территории. Они выявляются, анализируются и учитываются в деятельности органов местного самоуправления.

В-девятых, местное самоуправление опирается на правовую базу. Ее составляет многоуровневая система нормативно - правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его взаимоотношения с обществом и государством.

В-десятых, местное самоуправление – сложноорганизованный объект социальной действительности с общими характеристиками системы. Его отличает территориальная, организационно-структурная и социально-экономическая целостность составляющих элементов, находящихся во внутреннем взаимодействии. Преимущественно здесь люди рождаются, учатся, работают, образуют семьи и так далее. Как раз системообразующая роль «человеческого фактора» обеспечивает целостность муниципального образования.

Местное самоуправление представляет собой ту специфическую ветвь власти, которая одновременно выполняет три основные функции: :

Первая - функция власти, политическая функция. Как одна из форм публичной власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка и другие. властные функции.

Вторая - хозяйственная функция. Как организатор местного хозяйства органы местного самоуправления выполняют экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, оказывают жителям ряд важнейших общественных услуг.

Третья - общественная функция. Как часть гражданского общества, органы местного самоуправления обеспечивают самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.

Таким образом, местное самоуправление имеет несколько значений: форма народовластия; способ осуществления гражданских прав; институт организационно и функционально обособленный в систему управления обществом и государством.

Местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями.

Контрольные вопросы к теме 17

1. В чем заключается главная идея, суть местного самоуправления?

2. В чем состоит отличие местного самоуправления от местного государственного управления?

3. В чем состоит отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях и почему местное самоуправление должно иметь форму публичной власти?

4. В чем отличие и преимущества определений местного самоуправления, данных в Европейской хартии местного самоуправления и в российском законодательстве?

5. Какие теории пытались объяснить природу местного самоуправления и в чем их суть?

6. Чьи интересы выражает в обществе местное самоуправление и в чем состоят эти интересы?

7. Какие функции выполняет местное самоуправление в современном обществе?

8. Каковы основные проблемы развития местного самоуправления в России?

9. Какому типу экономики и чему более всего соответствует идеология местного самоуправления?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.