Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления




Государственные гарантии прав местного самоуправления

Государственная поддержка местного самоуправления.

Органы государственной власти должны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:

- методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов, рекомендаций, методик и технологий;

- развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;

- создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, разработка и реализация соответствующих федеральных программ;

- содействие информационному обеспечению местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст.3) федеральные органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Система государственных гарантий прав местного самоуправления включает в себя:

- общие гарантии – законодательные нормы, которыми гарантируется соблюдение тех или иных прав местного самоуправления;

- специфические (юридические) гарантии определяют возможность юридической защиты общих гарантий, т.е. конкретные механизмы судебной и иной защиты.

Не вмешиваясь в решения вопросов местного значения, государство в то же время не может не контролировать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. Принципы и границы такого контроля определены ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления. Согласно этим принципам, любой административный контроль должен:

- осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом;

- предназначаться лишь для обеспечения законности и конституционных принципов;

- осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.

Эти принципы не исключают контроль государства за выполнением органами местного самоуправления делегированных им государственных полномочий.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ.

Важную роль в жизни муниципального образования играют его взаимоотношения с соответствующим субъектом РФ. Они должны строиться на принципах:

- обязательности для органов местного самоуправления законов и иных правовых актов субъекта РФ, принятых в пределах его компетенции;

- самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, невмешательства органов государственной власти субъектов РФ в эти вопросы и соответственно невмешательства органов местного самоуправления в вопросы, являющиеся предметом ведения субъекта РФ;

- сотрудничества в решении общих задач;

- наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ строго на законодательной основе.

Для реализации этих принципов необходимо установить систему постоянного взаимодействия муниципальных образований с региональными органами власти. В Свердловской области в соответствии с Федеральным законом 2003 г. учрежден «Совет муниципальных образований Свердловской области». Одной из его задач является организация взаимодействия с органами государственной власти.

 

Контрольные вопросы к теме 30

1. В каких формах может осуществляться государственное регулирование деятельности местного самоуправления?

2. Для чего необходима государственная поддержка местного самоуправления?

3. По каким направлениям может осуществляться государственная поддержка местного самоуправления?

4. В чем состоят общие и специальные гарантии прав местного самоуправления?

5. Кто имеет право обращаться в суд по вопросам защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления?

6. Какие требования выдвигает Европейская хартия местного самоуправления к государственному контролю деятельности органов местного самоуправления?

7. Кто и в каком порядке осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления?

Тема 16. Государственная гражданская служба в системе государственного управления

 

16.1. Понятия и система государственной службы в РФ

Государство как политически организованная сила, способная проводить в жизнь властные предписания, оказывает управляющее воздействие на весь ход и направленность общественных преобразований. Проводником государственного управления является государственная служба.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов РФ;

- органов государственной власти и иных государственных органов субъектов РФ;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов,

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые: конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Данное законом определение государственной службы указывает на ее сущность.

Система государственной службы включает в себя следующие виды:

1)государственная гражданская служба,

2)военная служба;

3-правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба РФ– вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектовРФ.

Государственная гражданская служба подразделяется:

– на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ;

 

Виды государственной службы Российской Федерации

 

 

 


Основными принципами построения и функционирования системы государственной гражданской службы являются:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- профессионализм и компетентность гражданских служащих;

- стабильность гражданской службы;

- доступность информации о гражданской службе;

- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную и служебную деятельность.

Для понимания содержания категории «государственная служба» важное значение имеет усвоение понятие государственной должности.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) Руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочия.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) Высшие должности гражданской службы;

2) Главные должности гражданской службы;

3) Ведущие органы гражданской службы;

4) Старшие должности гражданской службы;

5) Младшие должности гражданской службы.

Должности категории «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Функции государственной службы:

1. Правоприменительная функция. Это реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства. Эта функция осуществляется посредством фактического исполнения государственных должностей государственной службы и принятия актов управления об исполнении законов.

2. Правотворческая функция. Это разработка и принятие нормативных правовых актов.

3. Правозащитная функция. Это обеспечение прав и свобод гражданина. Государственная служба призвана обслуживать потребности и интересы граждан, повышать действенность правовой защиты личности, применять меры государственного принуждения в установленных законом случаях.

4. Регулирующая функция. Это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении.

5. Организационная функция. Это обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная служба должна быть гарантом внепартийности, бескорыстности, компетентности и надежности государственного аппарата.

16.2. Правовой статус гражданского служащего

Правовой статус гражданского служащего определен Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурентной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

13) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом и другое.

Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и другое.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года №885 утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих». Государственные служащие должны отдавать приоритеты государственным интересам, быть профессионалами, обладать неангажированностью и независимостью от каких–либо профессиональных и политических групп и организаций, высокими морально-нравственными качествами. Государственный служащий не допускает влияния личных интересов на исполнение должностных обязанностей, а также обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

На гражданскуюслужбу вправе поступать:

- граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Конкурс не проводится:

- при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

- при назначении на должность гражданской службы категории «руководители», назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

- при заключении срочного служебного контракта;

- при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;

- при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

В случае успешного прохождения конкурса или принятия лица на гражданскую службу без конкурса заключается служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

На государственного служащего заводится личное дело. В личное дело гражданского служащего вносятся:

- его персональные данные;

- сведения, связанные с:

а) поступлением на гражданскую службу;

б) ее прохождением;

в) увольнением с гражданской службы;

- сведения о поощрениях и взысканиях;

- иные сведения, необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

Личное дело часто является первичным источником информации о человеке при решении вопроса о его продвижении по службе.

Каждый гражданский служащий имеет право на ознакомление со своим личным делом.

Поступив на службу, гражданский служащий обязан подчиняться требованиям служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение:

- служебного распорядка государственного органа;

- должностного регламента, установленного в соответствии с законодательством; нормативными актами государственного органа; служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.