КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Государственная региональная политика
14.1. Понятие государственной региональной политики Федеративное государство в сравнении с унитарным обладает важной особенностью. В нем одновременно сосуществуют по крайней мере два уровня государственного управления: общегосударственный (федеральный) и региональный (субъектов федерации). Региональный фактор в федерации приобретает особый смысл. Он становится одним из способов формирования децентрализованного механизма реализации государственной власти с целью его приближения к непосредственному объекту управления (гражданам страны) и концентрации усилий за счет разграничения полномочий между уровнями власти. Формирование системы регионального самоуправления в федеративном государстве позволяет освободить центральное правительство от тех полномочий, которые оно не может эффективно осуществлять в силу своей географической удаленности. В первую очередь эти функции и принимают на себя органы субъектов федерации. Государственное региональное управление – это направление деятельности органов государственной власти, связанное с регулированием социально-экономических процессов, обладающих собственной географической спецификой, на территории относительно обособленных регионов в рамках общей территории страны, предполагающее гармоничное сосуществование и развитие всех региональных подсистем единого общегосударственного территориального пространства. Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики. Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти, а также систему мер, предпринимаемых ими в сфере управления политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. Региональная политика в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. С момента принятия Указа Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» в стране произошли существенные преобразования. Последовательно проводится работа по совершенствованию разграничения полномочий, вносятся коррективы в сферу межбюджетных, имущественных, земельных, налоговых отношений. Акценты государственной региональной политики смещаются с решения проблем выживания и преодоления дезинтеграции страны на создание условий, обеспечивающих поступательное развитие регионов, создание сбалансированной системы взаимоотношений всех уровней власти. Это выдвигает на передний план задачу обновления правового поля современной региональной политики, законодательное урегулирование ее основ В Свердловской области накоплен опыт по решению вопросов собственного развития, регулирования отдельных вопросов региональной политики, сформированы механизмы реализации инвестиционных проектов, в том числе межрегиональных, с привлечением бюджетных и внебюджетных средств. Однако существует целый ряд препятствий, которые невозможно преодолеть без участия федерального центра. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации слабо вовлечены в процесс принятия решений на федеральном уровне. Среднесрочная программа развития страны в целом не подкреплена соответствующими среднесрочными программами социально-экономического развития регионов. Действующая система межбюджетных отношений, существующий механизм финансирования федеральных целевых программ развития регионов не способствуют достижению поставленных целей. Имеющихся доходных источников в большинстве регионов недостаточно для исполнения возложенных полномочий, тем более для развития. 14.2. Основные направления государственной региональной политики Среди основных направлений государственной региональной политики присутствуют следующие. 1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций и достижения регионального экономического равновесия характерна для всех стран, как процветающих, так и наименее развитых. Именно цель снижения или устранения межрегиональной социально-экономической дифференциации считается основной целью региональной экономической политики. Механизмы ее осуществления включают в себя: государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала (путем предоставления инвесторам разного рода льгот и отсрочек выплат), законодательные мероприятия, финансовые ограничения и т. п. 2. Социальная политика. В сфере социальной политики объединены процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. К числу объектов такой политики относятся различные территориальные общности людей (профессиональные, этнические, конфессиональные, классовые и др.), их внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой и т. д. Региональные социальные различия в жизни населения различных государств и регионов порой огромны. Поиск путей выравнивания (сглаживания) уровней жизни между различными регионами и типами поселений (особенно между городом и селом), а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной социальной политики. Демографическая политика является одним из аспектов социальной политики. Она предполагает активное вмешательство государства (с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер) в естественное и механическое движение (миграционные потоки) населения с целью достижения специфических для региона целей. В федеративных и полиэтничных государствах демографическая политика нередко носит разнонаправленный характер: в одних регионах она направлена на повышение рождаемости и естественного прироста населения, в других – на ограничение этих или других факторов. Реализация такой «разновекторной» политики в многонациональных государствах связана с большими трудностями и таит в себе опасность межэтнических и межконфессиональных противоречий. 3. Поселенческая политика. Она заключается в проведении геопланировочных мероприятий, направленных на эффективное использование территории (территориальных ресурсов) страны и входящих в нее регионов путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Здесь широко используются финансово-экономические рычаги воздействия (дифференцированная плата за землю, налоговые коэффициенты и пр.) и административно-правовые санкции. Обширность территории Российской Федерации подчас порождает иллюзию меньшей актуальности проведения здесь активной геопланировочной политики по сравнению с небольшими по размерам странами. Между тем именно в России осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства. 4. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду. Опаснейшее нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере, а также повреждение ее регенерационных механизмов человечество фактически на грань глобального коллапса. При этом становится очевидным, что прежние природоохранные действия по типу «латания дыр» уже не в состоянии сколько-нибудь надежно улучшить ситуацию: нужны принципиально новые подходы, основанные на тесном союзе науки и практики. Детериорация (ухудшение качества окружающей среды) носит ярко выраженный региональный характер, что связано как с различиями в хозяйственной специализации стран и регионов, так и неодинаковыми возможностями государств регулировать качество экологической среды. В этой связи проведение целенаправленной региональной экологической политики становится императивом. 5. Политика в сфере территориальной централизации/децентрализации государственного управления. С одной стороны, в современных условиях повышается значение скоординированной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по решению вопросов социально-экономического развития общества. Это требует создания мощной системы властных институтов, функционирующих на основе единства политики и согласованности всех действий. С другой стороны, является общепризнанным тот факт, что управление общественным развитием предполагает грамотное использование местного социально-экономического потенциала, учет местных особенностей и интересов, с чем объективно не может справляться излишне централизованная система управления. Значительные усилия политиков и государственных деятелей оказываются направлены на поиск наилучшего сочетания согласованности, скоординированности и, вместе с тем, децентрализации, «близости к месту» в разработке и реализации региональной политики, на согласование локальных и общенациональных, а то и глобальных интересов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |