Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий




Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопросы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.

Состав Российской Федерации

Российская Федерация состоит из84(до объединения 89) субъектов федерации 6-ти видов: республики в составе РФ; автономная область; автономные округа; области; края; города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В России 21 республика данного вида: Адыгея (Адыгея); Алтай; Башкортостан; Бурятия; Дагестан; Ингушетия; Кабардино-Балканская; Калмыкия; Карачаево-Черкесская; Карелия; Коми; Марий Эл; Мордовия; Саха (Якутия); Северная Осетия – Алания; Татарстан (Татарстан); Тыва; Удмуртская; Хакасия; Чеченская; Чувашская – Чувашия.

Их главное отличие от иных субъектов Федерации (например, областей) в том, что республики имеют конституционно-правовой статус государств в составе РФ, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключение составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

Республики в составе РФ имеют:

- свою конституцию;

- систему органов государственной власти;

- республиканское гражданство;

- государственную символику;

- привилегии, обусловленные республиканским статусом.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области, – Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР было 5 автономных областей, но Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.

Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, ханты и манси и др.). Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

- самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);

- одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей (Тюменской обл., Красноярского края и др.), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.

Всего автономных округов было 10, а после объединения осталось 4 округа: Ненецкий, Ханты - Мансийский, Ямало - Ненецкий, Чукотский (первые три богаты нефтью и газом).

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа – соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты Федерации – края, области и города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), где в основном преобладает русское население – территориальные образования в составе РФ.

Области (их 46) составляют большинство субъектов Федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта Федерации. Особый вид области – край. Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные образования – автономные области и автономные округа.

В настоящее время в РФ имеется 9 (было 6) краев – Красноярский, Краснодарский, Камчатский, Ставропольский, Хабаровский, Алтайский, Приморский, Пермский, Читинский.

В связи с особым статусом Москвы – столицы РФ – и ее историческим, культурным и экономическим значением, а также аналогичной спецификой (за исключением статуса столицы РФ) Санкт-Петербурга данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов Российской Федерации.

Новая особенность федерации в России – наделение субъектов правом иметь собственное законодательство.

Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. В целях совершенствования системы государственного управления в 2000 г. в России помимо существующих субъектов Федерации создано 7 федеральных округов.

Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства. Охарактеризуем основные особенности российского федерализма.

1. Тип федерации – Российскую Федерацию как самое большое и многочисленное в мире федеративное государство можно признать усложненным типом федерации.

2. Принцип построения – сверху вниз: центральные власти РФ провозгласили части государства своими субъектами, т.е. не по воле субъектов, передающих часть полномочий центру, хотя и по их добровольному согласию.

3. Модели федеративно-территориального деления -- смешанные. Смешанный принцип построенияпредполагает как национально - территориальное деление (республики, автономные территории),

так и административно-территориальное (края, области).

Таким образом, в основу РФ положены два противоречащих друг другу принципа: этнический и территориальный.

4. Структура- “матрешечная” означает, что одни ее субъекты входят в состав других. Это создает парадокс - равноправие субъекта в составе другого субъекта (например, автономные округа и автономные области входят в состав краев и областей).

В настоящее время идет процесс укрупнения субъектов РФ, ликвидируется так называемая «матрешечная структура». С 01.12.2005 г. в РФ появился новый субъект федерации – Пермский край, который создан на базе объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которые, соответственно, будут упразднены. В апреле 2006 года состоялся референдум об объединении Усть-ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью. До этого на объединение согласились жители Камчатской области и Корякского АО, Красноярского края, автономных Таймырского и Эвенкийского округов. С 1 марта 2008 г. с карты страны исчезнет Агинский Бурятский АО – вместе с Читинской областью он образует Забайкальский край.

Таким образом, можно сделать вывод, что РФ обладает следующими свойствами:

- асимметричность - равноправные по Конституции субъекты РФ имеют различный правовой статус: республики, края и т.д. Республики признаются государствами и имеют право создавать свою конституцию, государственный язык и символику (например, Татарстан, Калмыкия, Казахстан, Узбекистан и т.д.). Края, области и города, автономная область и округа — это административно-территориальные образования, которые имеют свой устав и свое законодательство;

- сложность внутреннего государственно-политического устройства субъектов РФ;

- наличие смешанного конституционно-договорного построения - с точки зрения принципов организации федерации могут быть договорные и конституционные. Российская Федерация пошла по пути заключения отдельных дифференцированных договоров с каждым субъектом. Заключение сепаратных договоров между отдельными субъектами не имеет аналогов в мире;

- экономическая асимметрия - например, из 84 субъектов РФ только 10 являются прибыльными, остальные в разной степени дотационными. Складывается союз регионов-доноров, что грозит диктатом и сокращением перечислений в федеральный бюджет.

Обозначенные особенности федеративного устройства Российской Федерации — асимметрия, различие политико-правовых статусов субъектов Федерации, сложный, многоуровневый характер федерации — оказывают существенное влияние на формирование и функционирование органов власти субъектов Федерации.

11.2. Органы государственной власти субъектов РФ

В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет базовые принципы, на которых должна строиться их деятельность:

- самостоятельность и независимость органов власти субъектов Российской Федерации, которые вне предметов федерального ведения и предметов совместного ведения обладают всей полнотой государственной власти;

- государственная целостность и единство органов государственной власти;

- защита прав граждан на всей территории Российской Федерации;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации

Систему органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с- Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004г) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" составляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

- высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

- иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Несмотря на разнообразие субъектов РФ и их основных законов Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" закреплен ряд принципов, организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

- регулярность выборов органов власти (что не позволяет продлевать сроки пребывания у власти без выборов, например, для принятия решения о продлении полномочий и т.д.);

- запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ (любой гражданин России может выдвигаться на любые должности в любом субъекте РФ независимо от места проживания, например, житель Москвы, может стать губернатором Чукотки и т.д.);

- запрет устанавливать языковые цензы (субъект РФ не может устанавливать требования о знании языка (например, башкирского, чеченского, бурятского и др.) в качестве условия для выдвижения на выборные должности в соответствующих субъектах РФ);

- установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права:

– 18 лет – для права избирать;

– 21 год – для права быть избранным в законодательный (представительный) орган субъекта;

– высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.

- наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ законодательным (представительны) органом субъекта по представлению Президента РФ (т.е., начиная с 2005 г., ни один субъект РФ не сможет установить прямые выборы своего высшего должностного лица непосредственно населением);

- установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ – 5 лет.

Устав Свердловской области (ст. 9) определяет порядок формирования и состав органов государственной власти Свердловской области:

1. Система органов законодательной и исполнительной государственной власти Свердловской области устанавливается Свердловской областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В соответствии с федеральными и областными законами создаются органы судебной государственной власти Свердловской области.

2. Государственную власть в Свердловской области осуществляют:

-Законодательное Собрание Свердловской области – законодательный (представительный) орган государственной власти Свердловской области;

-Губернатор Свердловской области, Правительство Свердловской области и иные исполнительные органы государственной власти Свердловской области;

-Уставный Суд Свердловской области и мировые судьи Свердловской области.

Законодательное Собрание Свердловской Области, Губернатор Свердловской области и Правительство Свердловской области являются высшими органами государственной власти Свердловской области.

3. В Свердловской области формируются Избирательная комиссия Свердловской области, Администрация Губернатора Свердловской области, могут создаваться иные государственные органы в соответствии с федеральными и областными законами.

Контрольные вопросы к теме 11

1. Как характеризуется форма государственного устройства России в Конституции РФ?

2. Каковы особенности российского федерализма и чем они обусловлены?

3. Раскройте структуру и полномочия органов законодательной и исполнительной власти Свердловской области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.