Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы политического (государственного) режима 3 страница




во-первых, согласовывать действия и проводимую политику с местными органами власти;

во-вторых, оказывать населению соответствующие услуги;

в-третьих, координировать деятельность соответствующих государственных структур в определенной сфере.

 

Контрольные вопросы к теме 7

1. В чем разница между статусом министра и руководителя ведомства?

2. Каковы способы формирования правительств?

3. Каковы порядок формирования и порядок прекращения полномочий Правительства Российской Федерации?

4. Назовите функции Правительства Российской Федерации.

5. Перечислите полномочия Правительства Российской Федерации.

6. Какие бывают виды правительственных решений?

7. Каковы виды ответственности Правительства Российской Федерации?


Тема 8. Судебная власть в Российской Федерации

 

8.1. Место судов в системе государственной власти РФ

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает обеспечение правопорядка, защита прав индивидов, общественных и государственных организаций, борьба с правонарушениями. В Конституции РФ признание прав и свобод человека и гражданина зафиксировано в качестве высшей ценности государства (ст. 2 Конституции РФ), которую все органы государственной власти должны признавать и исходить из нее в своей практике. Контроль и соблюдение этого конституционного положения относится к ведению судебной власти, являющейся третьей ветвью в классической схеме разделения властей.

Судебная властьэто право, возможность и способность специально создаваемых государственных учреждений (судов) оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы путем принятия конкретных юридических мер, установленных законами.

Судебная власть принципиально отлична от законодательной и исполнительной. Суды не издают законов и других нормативных актов, устанавливающих общие правила поведения (подобные акты создаются судами только в странах англосаксонского права, где существует система судебных прецедентов). Суды не исполняют решений государственной власти. Следуя особой процессуальной форме, они рассматривают и решают конкретные дела.

Разновидности судебных дел:

1. Уголовные. В них идет речь о совершении преступлений. Суд рассматривает доказательства совершения преступления и выносит приговор.

2. Гражданские. Это дела об имущественных и иных спорах. Суд рассматривает аргументы сторон и устанавливает, каким образом этот спор должен быть решен.

3. Административные. В них идет речь о спорах между гражданами и управляющими организациями. Суд устанавливает справедливость действий управляющей организации и поддерживает или отменяет ее решение.

4. Трудовые. Это дела о нарушениях трудового законодательства. Суд фиксирует это нарушение или отвергает его и принимает решение.

Как видно из списка, суд вступает в действие тогда, когда возникает некоторое противоречие (спор), связанное с соблюдением законов, при котором одна из сторон (или обе) считают, что другая сторона нарушила закон, вследствие чего пострадали их интересы. Они обращаются к суду, чтобы тот установил это нарушение и восстановил справедливость. В случае уголовного судопроизводства в качестве одной из сторон выступает государство (в лице прокуратуры), так как считается, что именно его интересы прежде всего были нарушены преступником.

Судебная власть характеризуется следующими чертами:

1. Может реализовываться только судами.

2. Осуществляется только посредством особого способа воздействия – судебного разбирательства при принятии обязательного судебного решения.

3. Заключается только в принятии конкретно-определенных, зафиксированных в законе норм.

Суд рассматривает решения не по своей инициативе, а по инициативе какой-либо из сторон, обратившейся к нему в установленной законом форме. Суд не может выходить за рамки законодательства, и все его решения могут быть обжалованы в суде высшей инстанции.

Судебная власть осуществляется судебным присутствием, судебным заседанием, единоличным судьей или судебной коллегией в установленной законом форме, рамки которой, как и состав суда, в разных странах различаются.

В состав суда могут входить профессиональные судьи и заседатели (народные или присяжные), роль которых различна. В странах с развитой правовой системой назначение конкретного наказания находится в ведении профессионального судьи, в то время как присяжные заседатели устанавливают виновность и (в некоторых странах) наличие смягчающих вину обстоятельств. Заседатели обычно используются только в уголовных процессах, хотя в США – иногда и в гражданских.

В Российской Федерации институт народных заседателей, сохранившийся с советских времен, был ликвидирован 31 декабря 2003 г. Гражданские дела рассматривают профессиональные судьи, а уголовные – профессиональные суды и суды присяжных (судья и 12 присяжных). Формирование судов присяжных в России было введено в виде эксперимента, границы которого постепенно расширяются.

Положение суда в жизни общества обусловлено двумя важными факторами. С одной стороны, суды имеют широкие полномочия, значительно более широкие, чем законодательная и исполнительная власть, нормативные акты которых они могут отменять. С другой стороны, у них отсутствует непосредственная поддержка граждан-избирателей (как у законодательной власти) и реальные силовые механизмы (как у власти исполнительной). Судебная власть в этом отношении является слабой властью с широкими полномочиями. Она опирается прежде всего на беспрекословное принятие обществом судебных решений.

Другое противоречие, связанное с положением суда в обществе, заключается в том, что суд должен быть нейтральным по отношению к общественным процессам органом. Он должен находиться вне политики и социальных интересов. На деле же суд является частью общества и поэтому не может быть полностью свободен от существующих в нем настроений.

Существуют и иные противоречия, связанные с положением суда в системе государственной власти.

1. Суд выступает прежде всего консервативно-охранительным механизмом общества и обладает высокой степенью бюрократизма; вместе с тем он обязан отстаивать права индивида перед произволом государства, защищать меньшинство от большинства.

2. Суд своими решениями укрепляет существующий государственный порядок, увеличивает степень контроля общества со стороны государства, но в то же время и защищает личность от этого государства, когда государственные органы выходят за установленные ими же рамки.

Самой главной функцией судебной власти является уравновешивание исполнительной и законодательной власти в системе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Кроме этого, судебная власть осуществляет ограничение и контроль деятельности государственных органов. В качестве остальных функций судебной власти выделяют следующие: толкование правовых норм; официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; судебный надзор за решением судов; судебное управление; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и т.д.

Выполняя свои функции, судьи укрепляют экономическую и политическую стабильность в обществе, воспитывают у граждан уважение к закону, к принятым в обществе нормам поведения. Но выполнять все это суд может только в случае, если само его функционирование соответствует нормам, принятым в демократическом обществе. Ввиду слабости судебной власти как таковой, ее зависимости от отношений в обществе, а следовательно, и от развития общественного самосознания, именно эта власть является самой «хрупкой» в системе разделения властей. Установить независимую судебную власть сложнее всего, и она первой оказывается жертвой политического авторитаризма.

8.2. Правосудие в Российской Федерации и виды судов

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (п. 1 ст. 118 Конституции РФ) посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции РФ).

В нашей стране существует сложная разветвленная система судов. Они делятся на федеральные суды и суды субъектов федерации.

Федеральные суды делятся на суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

Высшим органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ, в подчинении которого находятся верховные суды некоторых республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды.

Высшим органов арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ, в подчинении которого находятся арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, на федеральном уровне существуют две основные ветви судебной системы: общая и арбитражная.

Конституционный Суд стоит в этой системе особняком, так как не имеет низовых звеньев; конституционные (уставные) суды субъектов РФ не входят в его непосредственное подчинение. При этом все суды составляют единую судебную систему РФ, так как основываются на общих принципах, установленных законами.

Конституционные (уставные) суды предназначены для рассмотрения дел о соответствии правовых актов Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ. В настоящее время конституционные (уставные) суды существуют лишь в нескольких субъектах РФ.

Конституционный Суд РФ проверяет соответствие правовых актов Конституции РФ, рассматривает споры о компетенции органов государства, дает толкование Конституции, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ (что необходимо для отрешения его от должности) (ст. 125 Конституции РФ). Сходные функции на уровне субъектов федерации имеют и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, впрочем здесь существуют и различия. В Республике Марий Эл конституционный суд осуществляет контроль за выборами президента, а в Башкортостане следит за конституционностью общественных объединений.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (п. 1 ст. 125 Конституции РФ), которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, прекращают свое действие, а международные договоры не могут быть введены в действие (п. 7 ст. 125 Конституции РФ). Сходная система существует и в порядке назначения и полномочиях конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Как уже отмечалось, Конституционный Суд РФ не является вышестоящим по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ, но он может на общих основаниях рассматривать и отменять их решения в случае несоответствия Конституции РФ, а также и конституции (уставы) субъектов РФ и их отдельные положения. Это следует из верховенства Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Конституции (уставы) субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ, а их конституционные (уставные) суды – принимать свои решения в рамках правовых положений Конституции РФ. Так обеспечивается целостность системы конституционного права и разделение юрисдикции конституционных судов различного уровня.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским, трудовым и административным делам, по первой и второй инстанциям (жалобе сторон, протесту прокурора и т. д.). Председатель и судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента. Все остальные судьи (кроме мировых) назначаются президентом по рекомендации Верховного Суда и Высшей квалификационной коллегии.

Верховный Суд РФ является судом первой инстанции по ряду дел: рассмотрение ненормативных актов президента, Федерального Собрания и правительства, жалоб кандидатов в депутаты и на должность президента и т. д. Верховный Суд устанавливает наличие состава преступления в действиях Президента РФ по обвинению, выдвинутому Государственной Думой (что необходимо для отрешения его от должности). Верховный Суд осуществляет в установленных законом процессуальных формах надзор за деятельностью других судов (обладает правом кассационного пересмотра их решений), а также дает разъяснения по вопросам судебной практики. Вместе с тем Верховный Суд РФ не имеет права командовать деятельностью нижестоящих судов. Деятельность Верховного Суда осуществляется в рамках президиума, пленума и трех коллегий, ведающих гражданскими и уголовными делами, а также военная коллегия.

Существуют также особые виды судов:

1. Военные суды. Им подсудны уголовные, гражданские и административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы.

2. Суды присяжных. В России они предусмотрены только по тем уголовным делам, где обвиняемым грозит суровое наказание. При этом обвиняемые могут выбрать, в каком суде будет рассматриваться их дело: в суде присяжных или в профессиональном суде.

3. Мировые суды. Они входят в единую судебную систему России, хотя и являются судами общей юрисдикции субъектов РФ. Их члены назначаются законодательным собранием субъекта РФ или избираются населением судебного участка. Они вправе единолично решать по первой инстанции следующее: рассматривать уголовные дела (со сроком наказания до двух лет), издавать судебные приказы, расторгать браки (если отсутствует спор о детях), рассматривать дела, относящиеся к брачно-семейным отношениям, разрешать имущественные споры (с иском до 500 минимальных размеров оплаты труда), рассматривать дела об административных правонарушениях, разрешать трудовые споры.

4. Специализированные суды. Возможность их создания предусмотрена в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» от 3 декабря 1996 г. (редакция от 4 июля 2003 г.) для рассмотрения отдельных типов гражданских дел, но это требует внесения специальных дополнений в действующий закон.

Создание чрезвычайных судов, существующих вне общей системы и нарушающих общие правила судопроизводства, запрещено (п. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Арбитражные суды рассматривают экономические и хозяйственные споры и иные дела (о праве собственности, аренде, хозяйственном управлении). Председатель и судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, остальные арбитражные судьи назначаются президентом по представлению председателя Высшего Арбитражного Суда с согласия соответствующей коллегии судей (отстранение такого судьи тоже должно получить согласие этой коллегии). Высший Арбитражный Суд работает в составе президиума пленума и двух коллегий (по административным делам, по гражданским и иным делам).

В настоящее время судебная система Российской Федерации находится в стадии реформирования. Его целью является повышение авторитета судов, расширение их полномочий, совершенствование кадрового состава, обеспечение независимости и материальной обеспеченности судов, установление ответственности за неуважение к суду, наделение судов правом осуществлять надзор за деятельностью правоохранительных органов и над решениями других органов государственной власти, ориентация на непосредственное применение Конституции РФ.

8.3. Требования к судьям и их правовой статус. Судебные заседатели

Мировая практика в отношении состава судебных органов и порядка их назначения различна. В состав судебных учреждений, кроме судей, могут входить и другие категории государственных служащих: судебные следователи, прокуроры (в тех государствах, где прокуратура не выделена в особую систему), секретари и др. В составе различных судов может быть различное количество судей.

Формирование низших судов в некоторых штатах США и коммунистических государствах происходит путем избрания населением, а высшие суды избираются соответствующими представительными органами. В некоторых странах на первый срок судьи назначаются президентом, а затем избираются парламентом. Но в большинстве государств действует та же модель, что и в России: назначение президентом.

К судьям предъявляются различные требования, которым они должны соответствовать. Важнейшим из этих требований является возрастной ценз. Устанавливается минимальный возраст, по достижении которого гражданин может быть избран или назначен судьей, а также максимальный возраст. Судьи избираются на свою должность пожизненно, а поэтому установление возрастных рамок имеет большое значение для обеспечения адекватности судопроизводства. Предельный возраст исполнения судьями их обязанностей колеблется в среднем от 65 до 75 лет. Согласно ст. 119 Конституции РФ в Российской Федерации судьей может быть назначено лицо по достижении им 25 лет. Для судей, кроме судей Конституционного Суда РФ, установлен предельный возраст 65 лет.

Кроме возрастного ценза, к судье предъявляется требование о наличии у него высшего юридического образования, а также сравнительно длительная работа на других юридических специальностях, сдача особого (практического) экзамена, обладание незапятнанной репутацией (иногда это относится и к его близким), наличие жизненного опыта. Кроме юридических требований, зафиксированных в нормативных документах, существуют и некоторые традиции.

В Российской Федерации судья должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции РФ). К работе подобного рода относится стаж преподавателя юридических дисциплин и работа на отдельных неюридических должностях в органах государственной власти и местного самоуправления. Для высших органов судебной власти существует более длительный стаж работы и особый возрастной ценз.

Судьей не может быть человек, совершивший порочащие его поступки как до, так и после назначения на эту должность. Гражданин не должен быть замечен ни в чем, что может опорочить авторитет судебной власти, его достоинство и вызвать сомнение в его беспристрастности, справедливости и объективности. Судья не может быть членом политической организации и даже просто участником какого-либо политического мероприятия, он не может быть депутатом законодательного органа и совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой. Эти требования не только должны обеспечить политическую беспристрастность судьи, но и прямо следуют из принципа разделения властей.

Существуют и медицинские требования к судьям. Перед назначением на должность судьи кандидат проходит медицинское освидетельствование на предмет возможности занимать эту должность. Существует специальный перечень критериев, утвержденный Министерством здравоохранения РФ, при несоответствии которым гражданин не может быть назначен судьей.

Перед назначением на должность судьи гражданин должен сдать соответствующий экзамен и получить представление квалификационной коллегии.

Обеспечение независимости судебной власти, в первую очередь, означает защиту судей от давления со стороны представителей остальных ветвей власти, прежде всего, исполнительных органов, которые обладают для этого достаточным аппаратом. Защита судей проявляется в реализации трех оснований судейского статуса, закрепленных в Конституции РФ.

1. Судьи независимы, они подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ). В случае установления при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа закону суд принимает решение в соответствии с законом (п. 2 ст. 120 Конституции РФ). В процессе осуществления судебного процесса на судью исключается всякое постороннее воздействие, за которое он не обязан отчитываться перед кем-либо. Независимость судьи также обеспечивается высоким материальным обеспечением со стороны государства и особым порядком приостановления и прекращения полномочий.

Судейское самоуправление является важнейшим инструментам обеспечения независимости судей. Оно выражается в существовании системы судейских коллегий, которые дают согласие на назначение и отстранение судей, образуя целостное судейское сообщество, способное защитить отдельного судью от давления властей.

2. Судьи несменяемы (п. 1 ст. 121 Конституции РФ). Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 2 июня 1992 г. В этом законе, в частности, не только зафиксирована необходимость согласия органов судебного самоуправления на приостановление или прекращение полномочий судьи, но и перечислены конкретные основания, на которых такое решение может быть принято: в случае занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи; при совершении поступка, позорящего честь и достоинство судьи; при отказе от перевода в другой суд в связи с упразднением и реорганизацией данного суда и т. д. Как видно, основания носят в основном дисциплинарный и формальный характер, что значительно затрудняет отстранение добросовестного судьи органами государственной власти.

3. Судьи неприкосновенны (п. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (п. 2 ст. 122 Конституции РФ). Решение об уголовной ответственности судьи принимается лично Генеральным прокурором РФ (или исполняющим его обязанности) на основании судебной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ или высшего суда субъекта РФ (в случае если речь идет о судьях судов низшей категории). Кроме того, необходимо получение согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (за исключением судей Конституционного Суда РФ, для привлечения которых к уголовной ответственности необходимо согласие самого Конституционного Суда). К административной ответственности судья привлекается аналогичной коллегией из трех судей по представлению Генерального прокурора РФ. Дисциплинарные взыскания на судью может накладывать только квалификационная коллегия соответствующего суда. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы.

При всей разработанности этих мер они могут носить и чисто декларативный характер. «Слабость» судебной власти требует необходимой поддержки независимости судей со стороны гражданского общества.

Вместе с судьями в процессе осуществления судопроизводства участвуют заседатели – представители населения, вовлекаемые в процесс осуществления правосудия для обеспечения его большей объективности. Существует три разновидности заседателей: народные, присяжные и арбитражные.

Народные заседатели существовали в процессе советского судопроизводства и в первые годы существования российского судопроизводства. Они исполняли обязанности судей на непрофессиональной основе. Ими становились граждане РФ (кроме священников, инвалидов, военнослужащих и лиц, не владеющих языком, на котором идет процесс) моложе 70 лет, не имевшие детей до трех лет. Большинство дел общей юрисдикции в то время рассматривалось судом, в состав которого входили судья и два народных заседателя. Заседатели и судья имели равные права и в установлении виновности, и в вынесении приговора, который они определяли в специальной совещательной комнате путем голосования.

Несмотря на то, что народные заседатели были в составе суда в большинстве, реально вся полнота власти в нем принадлежала профессиональному судье, так как только он, в большинстве случаев, мог квалифицированно решать юридические вопросы. Поэтому при видимости народного представительства оно было фикцией. 1 января 2004 г. народные заседатели в судах были упразднены.

В настоящее время уголовные дела с предполагаемым наказанием до 10 лет (иногда до 15 лет) рассматриваются одним судьей, дела с более строгим возможным наказанием – тремя профессиональными судьями или судом присяжных (один судья и 12 присяжных заседателей) по выбору подсудимого. Гражданские дела также рассматриваются одним или тремя профессиональными судьями.

Присяжные заседатели являются представителями народа, но обладают ограниченной компетенцией. Они выбираются из населения, как и народные заседатели, но в отличие от последних не могут принимать решение по вопросам права. Они только утверждают факт виновности или невиновности подсудимого, после чего профессиональный судья выносит приговор. Присяжные не могут вмешиваться в вынесение приговора.

Подобная система решения позволяет совместить непрофессиональность присяжного заседателя в юридической сфере с его независимостью от профессионального судьи. Для установления факта виновности или невиновности подсудимого присяжному достаточно оценивать доказательность или недоказательность выдвинутых обвинений, что вполне может сделать человек, не имеющий юридического образования. Судья впрямую не входит в коллегию присяжных и не может давить на них в процессе голосования. Но он свободен в назначении наказания в рамках вынесенного присяжными вердикта.

Арбитражные заседатели участвуют в ряде арбитражных процессов. Их избирают не из состава всего населения, а из определенной его группы. Арбитражные заседатели должны иметь возраст выше 25 лет, высшее экономическое, финансовое или юридическое образование, работать по специальности или предпринимателем не менее 5 лет. Список возможных арбитражных заседателей формируется на основании предложений торгово-промышленных палат и профессиональных объединений. У арбитражных заседателей, таким образом, хватает квалификации для участия в процессе на равных правах с профессиональным судьей.

 

 

Контрольные вопросы к теме 8

1. Опишите разновидности судебных дел.

2. Какие противоречия связаны с положением суда в обществе?

3. Каковы высшие судебные органы в РФ.

4. Как формируется состав высших судебных органов РФ?

5. Кто может стать судьей в России?

6. Опишите правовой статус судей в РФ.

7. Перечислите конституционные принципы отправления правосудия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.