Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственного управления




 

 

Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления.

Управление, будучи производной, от власти, выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально-экономических и политических процессов. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Составным элементом государственной системы управления является политический режим.

Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создание большого числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления является форма государственного устройства.

И, наконец, экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Что входит в понятие «государственное управление»?

2. Раскройте содержание системы государственного управления.

3. Дайте характеристику основных принципов государственного управления.

4. Раскройте механизм системы государственного управления.

 

Тема 2. Государство как субъект управления общественными процессами

2.1. Государство как общественно-политическая организация

Понятие “государство” многогранно, и до сих пор существует терминологическая неопределенность в отношении понятия “государство”.

Термин государство можно понимать в двух значениях:

- территория, на которой проживает общество, объединенное единой правовой системой, гражданством, экономикой, часто (но не всегда) – культурой, языком, менталитетом;

- управленческий аппарат, “государственный механизм”, который обеспечивает жизнеспособность государства и общества.

Остановимся на традиционном и наиболее распространенном его определении.

Государство – универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.

Соответственно государство обладает рядом ключевых признаков:

- территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Под территорией подразумеваются: суша, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Территория обычно четко определена государственными границами. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Как правило, государство без территории не существует, хотя известны случаи (очень редкие) самоорганизации народа при отсутствии контролируемой территории (например, Палестинское государство – до 1993 г., государство Израиль – до 1948 г.), но это – редкое исключение из правил;

- население, т.е. человеческое общество, проживающее на территории государства. Население государства может быть преимущественно мононациональным (Япония) или многонациональным (Индия, Россия). Население и народ (нация) – понятия нетождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства.

- публичная власть – иерархический государственный механизм, который обособлен от общества и наделен функциями управления. Иерархичность создает определенную систему, в которой каждый элемент имеет различный статус, набор полномочий и нижестоящие подчиняются вышестоящим. Обособленность от общества означает, что функции власти выполняет не любой член общества, а класс выборных должностных лиц и назначаемых чиновников, которые получают определенные полномочия. Смысл публичности в том, что власть существует не сама по себе, а действует в интересах всего общества (или хотя бы декларирует это);

- государственный суверенитет – проявляется в двух признаках:

– подконтрольности государству всей территории;

– полной независимости государства в мировом сообществе;

- право – наличие системы формально-определенных правил поведения, которые устанавливаются в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (чаще всего – парламентом) и общеобязательны для исполнения; подкрепляется принудительной силой государства.

Вопрос о роли, которую органы государственного управления призваны играть в обществе в целом, является извечным дискуссионным вопросом. В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

1) либеральная – признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок;

2) социалистическая – отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления;

3) концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической.

1. Либеральная концепция основывалась на идее предоставления полного простора частнособственнической инициативе и освобождения экономической деятельности от опеки государства. Да и не только экономической. Один из основоположников американского либерализма Джефферсон считал лучшим то правительство, которое меньше всего управляет. Американский экономист М. Фридмен и ряд других экономистов считали и считают недопустимым вмешательство государства в становление рынка, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию, равновесию спроса и предложения.

Традиционные принципы либерализма в ХХ веке модифицировались. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, либералы в то же время стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения господства монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций. Впервые этот новый взгляд на роль государства сформулировал английский экономист Дж. Кейнс (1919 г.). Суть его концепции – обоснование государственного регулирования капиталистической экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспечения бесперебойного ее функционирования в рамках неизменной системы капиталистических общественных отношений.

Итак, либеральная концепция отвергает необходимость государственного управления экономикой и признает “свободную игру экономических сил”. В современной интерпретации — это концепция радикальной неоклассической либеральной модели рыночной экономики. Она строится на полном отрицании государственной собственности и признании только собственности частной, что предполагает резкое ограничение социальной функции государства. Подобная модель государственной политики не является типичной даже в США, где, как известно, 40% рабочей силы занято в государственном секторе экономики.

2. Социалистическая концепция –прямая противоположность классической либеральной концепции. Она базируется на принципе приоритета политического государства над обществом и личностью, подчинения интересов социальных групп и личности государственным интересам. Универсальной формой руководства признается государственное планирование, а основным рычагом стимулирования экономической и социальной деятельности являются административно-командные методы государственного управления.

3. Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической моделей роли государства, отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества. В области политики она характеризуется возрастанием роли прогнозирующей и планирующей, регулирующей и управляющей деятельности государства. В экономике эта тенденция реализуется в выборе социально ориентированной рыночной экономики. Такая модель строится на свободном сосуществовании разных форм собственности, эффективных социальной и экономической функциях государства, на использовании планирования и прогнозирования.

Таким образом, функция управления, свойственная природе государства, в большей или меньшей мере признается всеми направлениями современной политической мысли и практически реализуется во всех моделях политики, в том числе и в неолиберальной.

В соответствии с данными концепциями роли государства в управлении обществом в мировой практике сложились три хозяйственные модели:

1. Кейнсианская модель в качестве главного приоритета рассматривает борьбу с экономическими спадами и безработицей – это составляет основу государственной политики.

Ключевыми положениями теории Дж.М.Кейнса (1883-1945), составившими основу кейнсианской модели, являются:

а) необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства;

б) главным инструментом вмешательства государства в воспроизводственный процесс является бюджетная политика. Кредитно-денежные механизмы должны играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к ней. Ставки процента за кредит должны быть максимально устойчивыми или иметь тенденцию к снижению;

в) дефицит спроса – главная причина экономических кризисов. Необходимо форсировать стимулирования составных компонентов спроса – личное потребление и накопление. Обеспечение «эффективного спроса» заключается в достижении равновесия между производством, потреблением, доходом и занятостью;

г) возможность допущения дефицита бюджета, имеющего циклический характер – увеличивающегося в период спада и снижающегося в период подъема. Расходы государства оживляют частный бизнес и ведут к росту дохода и занятости.

2. Монетаристская модель основана на трудах нашего современника М. Фридмана, профессора из Чикаго, предложившего меры по борьбе с инфляцией в качестве главного приоритета в проведении государственной политики. Методологию монетаризма можно проиллюстрировать через ряд положений:

- рыночная экономика располагает свойством саморегулирования и какое-либо вмешательство в ее механизмы недопустимо;

- вмешательство государства в механизм экономики возможно только в денежной сфере. Государство должно обеспечить устойчивость денежной единицы через ограничение роста денежной массы. Прирост объема денежной массы должен быть около 5% в год, кроме того, необходимо ежегодное снижение ставки подоходного налога;

- объем денежной массы в обращении должен строго соответствовать стоимости произведенной товарной продукции через соотношение MV=PQ, где M – количество денег, V – период оборота денежных средств, P – цены на товарную продукцию, Q – количество продукции;

- спады трудовой активности представляются естественным явлением и служат способом ограничения роста заработной платы, что сдерживает инфляцию.

3. Плановая экономика предполагает использование опыта стран тоталитарного социализма и может быть проиллюстрирована рядом положений:

- принятие многих экономических решений происходит на уровне высшего политического руководства;

- наличие института государственного планирования (Госплана), в чьи функции входит определение характера развития отраслей экономики, а также установление ценовой и тарифной политики на рынке товаров и услуг;

- участие государства непосредственно в управлении деятельностью ведущих предприятий.

2.2. Формы государства и государственное управление

Система государственного управления формируется с учетом принятых в стране форм государства. Формы государства – способы организации и осуществления государственной власти.

Различают три формы государства: формы правления; формы государственного устройства; формы политического (государственного) режима.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.