Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Формирование и механизм реализации государственной политики в процессе государственного управления




10.1. Формирование государственной политики

Возрождение России как великой державы должно осуществляться на основе научно обоснованной государственной политики, разработка которой является важнейшей задачей органов власти.

Государственная политика – это совокупность целей, задач, приоритетов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.

Разработка государственной политики должна отвечать принципам открытости, рациональности, прозрачности, конкурентности, ориентированности на результаты и предоставление качественных услуг населению.

Процесс формирования и реализации государственной политики (политический цикл) проходит четыре этапа:

1) определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики);

2) разработка и легитимизация государственной политики (формирование политики);

3) реализация и мониторинг государственной политики (осуществление политики);

4) оценка и регулирование государственной политики (оценки политики).

На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, определяются основные цели, задачи и приоритеты деятельности. Возможны несколько подходов к решению проблем, и, соответственно, несколько стилей формирования государственной политики:

1) превентивный, когда на основе анализа и прогнозирования развития ситуации стараются спланировать и осуществить мероприятия;

2) реагирующий, при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретает серьезный характер для общества или государства;

3) кризисный, основанный на преодолении критической ситуации и выживании в данных условиях.

Существуют различные модели разработки государственной политики. В зависимости от того, кто играет главную роль в выдвижении целей и задач, взяв за основу отношения «центр-регионы», можно выделить три модели:

1. Модель «сверху-вниз», или централизованная модель, когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до низших уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.

2. Модель «снизу-вверх», или демократическая модель, при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.

3. «Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существует механизм привлечения к разработке политики граждан и общественных организаций при сильном централизованном управлении.

В демократическом государстве имеется множество каналов и механизмов, позволяющих доводить до власти список актуальных проблем через политические партии, СМИ, группы интересов и т.д. Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбираются лишь первостепенные. Постоянной задачей правительства РФ является рационализация государственной политики, что означает определение круга приоритетных отраслей, сфер и проблем, которым необходима государственная поддержка.

Общую стратегию внешней и внутренней политики в РФ определяет Президент. Он же ставит перед федеральными органами исполнительной власти, в частности в своем ежегодном послании к Федеральному собранию РФ. Правительство РФ определяет конкретные цели и стратегию государственной политики в отдельных областях. Парламент РФ также принимает в этом участие, обсуждая актуальные проблемы в ходе принятия бюджета или законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной политики.

Формирование государственной политики является одним из важных этапов, поскольку от ее правильности и точности зависят успех и реализации целей и полученные результаты.

10.2. Механизм реализации государственной политики

Реализация государственной политики – это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества.

Основной часть осуществления государственной политики является формирование оптимального механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационно-управленческие, финансово-экономические и социально-психологические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает наличие необходимых ресурсов, создание управленческих структур и выработку соответствующих решений.

В числе инструментов, широко используемых в системе государственного управления, находятся разработка и реализация целевых программ.

Целевые государственные программы – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Целевые программы являются одним из способов проведения государственных решений в жизнь. В последние годы в РФ происходило сокращение федеральных целевых программ, что было связано с политикой концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и общим дефицитом бюджетных денег. Так, в 1999 году было 134 федеральных целевых программы, 2000 – 141, 2001 – 136, 2002 – 48, 2003 – 52.

Для того чтобы контролировать процессы, выявлять благоприятные возможности и прежде всего свои или возникающие в работе проблемы, а затем принимать своевременные меры, используется система мониторинга. Мониторинг – процесс регулярного сбора и анализа информации в целях наблюдения и контроля за ходом развития какого-либо социального явления или процесса.

Оценка разнообразных аспектов государственной политики, а также действий участников, вовлеченных в процесс ее реализации на всех этапах, может производиться по-разному. К основным типам оценок государственной политики относятся:

1) оценка процесса реализации программ;

2) оценка результатов политики;

3) оценка последней программы;

4) оценка экономической активности.

Оценка процесса реализации программ включает изучение методов управления, их эффективности, способностей и возможностей организационных структур справиться с поставленными задачами, способность мобилизировать имеющиеся ресурсы, компетентности руководителей и служащих и др.

Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью осуществить поставленные мероприятия и достичь соответствующих показателей.

Оценка последствий программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее чаще всего используют в практике, особенно при изучении последствий экономического регулирования. Трудность состоит в том, что последствия могут проявиться не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда довольно продолжительный. Более того, часто не очень ясны те причины, которые привели к данным последствиям. Также весьма сложно выразить последствия в экономических показателях.

Оценка экономической эффективности проводится на основании двух методов: издержки-выгоды, издержки-эффективности. Она позволяет определить, насколько рационально были израсходованы соответствующие ресурсы, выделенные под данную программу. В России оценка государственной политики является относительно новым направлением, хотя на практике многие ее элементы давно используются в деятельности органов государственной власти.

 

 

Контрольные вопросы к теме 10

1. Раскройте этапы формирования и реализации государственной политики.

2. Охарактеризуйте основные стили формирования государственной политики.

3. Что включает механизм реализации государственной политики? Понятие «государственная политика» и этапы ее формирования.

4. Раскройте идеологические и правовые основы государственной политики.

5. Каков механизм реализации государственной политики?

6. Определите основные факторы, влияющие на формирование и реализацию государственной политики?

7. Почему в условиях рыночных отношений необходимо государственное регулирование экономикой?

8. Раскройте методы государственного регулирования экономики.

Тема 11. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов Российской Федерации

11.1. Особенности российского федерализма

По форме государственного устройства Россия – федерация – сложное государство, состоящее из территорий ( субъектов Российской Федерации ), имеющих признаки государства.

В то же время Россия – единое государство, отвечающее следующим признакам: наличие государственного суверенитета, единой территории, правовой системы в масштабах всей страны, общих для всей Федерации органов государственной власти, общегосударственной собственности, единой денежной и кредитной систем, государственного языка – русского, Вооруженных сил, судебной системы, правоохранительных органов, государственных символов – герба, гимна и флага.

Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия были разграничены Федеративным договором от 31.03.92 г., который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г.

После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основного закона.

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании Конституции Российской Федерации(ст.71-73); Федеративного договора; договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения – выделение 3 сфер ведения:

- исключительного ведения РФ;

- совместного ведения РФ и субъектов РФ;

- ведения субъектов РФ.

К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов:

- государственного строительства;

- регулирования экономики и социального развития;

- внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

- обороны и охраны границы;

- создания правоохранительных органов и правовой системы;

- метеорологии и статистики;

- государственных наград и почетных званий.

Сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ:

- обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;

- обеспечение законности и правопорядка;

- установление общих принципов организации местного самоуправления;

- природопользование;

- здравоохранение;

- местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;

- подбор кадров судебных и правоохранительных органов;

- адвокатура;

- нотариат;

- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное законодательство; законодательство о недрах и об охране окружающей среды.

Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Российской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.