Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы политического (государственного) режима 1 страница




Политический государственный режим способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. В отличие от формы правления и формы государственного устройства, политический режим характеризует государственную власть со стороны ее взаимоотношений с населением страны, преимущественных способов управления социальными процессами.

Политические режимы подразделяются:

- на демократические, где государственный аппарат подконтролен населению, им признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина, а осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения;

- авторитарные, где государственный аппарат фактически независим от населения, им игнорируются основные права и свободы человека, а управление осуществляется в основном методом насилия. Авторитарные политические режимы могут быть тоталитарными, националистическими, теократическими, военными, фашистскими.

В странах с тоталитарными политическими режимами фактически бездействуют республиканские институты власти, сводится на нет принцип разделения властей, федеративные начала заменяются жесткой централизацией власти и др.

Исторически доказал свое преимущество демократический политический режим. Однако формы реализации и способы организации демократии могут быть разными.

Контрольные вопросы к теме 2

1. Что является целью государственного управления?

2. Дайте характеристику основным концепциям роли государства в управлении обществом.

3. Раскройте содержание научных школ государственного управления.

4. Дайте характеристику парламентской республики.

5. В чем состоят характерные особенности президентской республики?

6. Охарактеризуйте государственно-территориальное устройство России и особенности государственной власти в ней.

Тема 3. Функции, формы и методы государственного управления

3.1. Функции государственного управления

Функции государственного управления – это деятельность государственного аппарата по оказанию влияния на общественные процессы для достижения поставленных перед государством целей.

Система функций государственного управления предстает как взаимосвязанная совокупность нормативно ‑ регулируемых действий государственного аппарата, находящаяся под контролем уполномоченных государственных и общественных институтов.

При рассмотрении вопроса о функциях государственного управления, прежде всего, необходимо четко различать функции государства и функции государственного управления.

Функции государства присущи государству как целостному политическому образованию и вытекают из необходимости сохранения суверенитета, а также защиты и развития существующей политической, экономической и социальной системы. Отсюда следует, что государство самим своим существованием реализует политическую, экономическую, социальную и оборонительную функции.

Политическая функция государства ориентирована на поддержание государственного суверенитета и защиту государственных интересов в международных отношениях. Составной частью политической функции является функция политического управления, которая осуществляется не только государством, но и другими субъектами политической деятельности, например политическими партиями. Функция политического управления состоит из следующих аспектов:

1. Политическое обеспечение государственной целостности и основ государственности.

2. Развитие демократизма как необходимого условия жизнедеятельности цивилизованного общества.

3. Формирование политической культуры людей, оснащение их необходимыми знаниями и навыками политического поведения.

4. Формирование политических идеалов, ценностей и доктрин, их пропаганда.

5. Гуманизация общественных структур и общественных отношений.

Экономическая функция государства призвана способствовать экономическому развитию общества, упорядочению экономических и хозяйственных отношений, предотвращению кризисных тенденций и явлений в экономике, стимулированию развития критически важных для государства и общества отраслей экономики.

Социальная функция государства предусматривает гармонизацию общественных отношений, предотвращение социальных конфликтов, создание механизмов перераспределения национального богатства в интересах наименее социально защищенных групп населения. Создание, поддержание и развитие системы социальных услуг и социальной защиты населения также входит в социальную функцию государства.

Военная (оборонительная) функция государства подразумевает создание и развитие необходимых институтов, способных обеспечить защиту суверенитета, безопасности и территориальной целостности государства от всех внутренних и внешних угроз.

Функции государственного управления характеризуют непосредственно процесс воздействия на общественные отношения, необходимый для достижения целей и задач государственного управления. Выделяют общие функции государственного управления, характерные для системы в целом, и частные, характерные для отдельных отраслей государственного управления.

К общим функциям государственного управления относятся: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль и бюджетирование.

1. Функция организации состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, должностных инструкций, требований ответственности и т.п. Четкая организация является необходимым условием эффективного управления, так как позволяет упорядочить и рационально использовать имеющиеся в системе управления ресурсы.

2. Функция планирования выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсов, сроков и способов достижения поставленных задач, создании механизмов поэтапного контроля за их выполнением.

3. Функция прогнозирования тесно связана с планированием. Прогнозированием является выработка научно обоснованного суждения о будущем состоянии управляемой системы, вариантах ее развития, путях и сроках достижения.

4. Функция мотивации, как правило, реализуется на уровне отдельных организаций. Функция мотивации для государственного управления прежде всего находит нормативное закрепление в законодательстве о государственной гражданской службе. Для общества в целом функцию мотивации выполняют либо национальная идеология, либо гражданский патриотизм. В современном российском обществе после краха коммунистической системы приходится констатировать крайне низкий уровень мотивации общества на выполнение общегосударственных задач.

5. Функция регулирования в государственном управлении реализуется двояко.

В широком смысле государство осуществляет регулирование общественных отношений нормативным путем, т.е. через издание законов, подзаконных и судебных актов. Таким образом, координируется, направляется и стимулируется деятельность участников общественных отношений, защищаются их законные права и интересы, производится расстановка структурных приоритетов.

В узком смысле государственное регулирование осуществляется в отдельных сферах общественных отношений с использованием механизмов прямого и косвенного государственного вмешательства, через тарифы, пошлины, налоги, целевые программы, бюджетное финансирование, государственные заказы, банкротство, приватизацию.

6. Функция контроля в государственном управлении предназначена для выявления отклонений управляемой системы от заданных параметров и дальнейшего принятия мер для приведения ее в соответствие с ними. Контроль следует отличать от надзора, при котором отклонения только констатируются, а информация о них передается в полномочные органы. Таким образом, контрольная функция государственного управления заключается в выявлении отклонений и корректировке управленческих воздействий. Контроль в государственном управлении должен отвечать требованиям оперативности, гласности, объективности и целесообразности.

7. Функция бюджетирования получила признание в американской теории и практике государственного управления как основная функция управления государством. В основе теории бюджетирования лежит представление о том, что любое вмешательство государства в общественные отношения может быть осуществлено лишь при наличии соответствующего бюджетного финансирования. Поэтому любое государственно-управленческое решение может быть в конечном счете сведено к решению о финансировании либо нефинансировании того или иного проекта из бюджетных средств. С целью рационализировать процесс расходования бюджетных средств в 1950-е гг. в США была введена в практику государственного управления система «планирование – программирование – бюджетирование» (СППБ). Таким образом, американское государственное управление перешло к применению на практике принципов системного подхода к составлению государственного бюджета. От государственных органов СППБ требовала детализирования программных целей и показателей оценки результатов, прогнозирования расходов на 5 лет вперед, проведения специальных работ, анализирующих издержки и выгоды. По такому же пути пошла и Россия, в 2007году Государственный Бюджет России был принят на три года 2008-2010гг.

3.2. Формы и методы государственного управления

Формы государственного управления – это устойчивые способы организации и совокупности приемов и методов, с помощью которых система управления достигает поставленных целей.

Государственное управление характеризуется большим разнообразием форм и применяемых методов. Обобщенно выделяют две группы форм государственного управленияэто правовые формы и организационные формы.

1. Правовые формы государственного управления включают в себя следующие действия: издание нормативных правовых актов, заключение договоров, регистрацию, лицензирование, применение мер административного воздействия. Применение правовых форм всегда предполагает наступление определенных юридических последствий. Действия субъекта управления при применении правовых форм носят императивный и формально определенный характер.

2. Организационные формы государственного управления охватывают: принятие управленческих решений (стратегических и тактических), определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер реагирования на кризисные ситуации. Организационные формы характеризуются гибкостью применения, предполагают проведение широкого спектра мероприятий. Итогом применения организационных форм управления зачастую является управленческое решение, которое впоследствии приобретает правовую форму.

Организационные и правовые формы государственного управления тесно взаимосвязаны и на практике взаимно дополняют друг друга. Правовые формы нуждаются в организации их осуществления, организационные формы имеют правовые последствия.

Методы государственного управления – это способы воздействия государственных органов на общественные процессы и деятельность государственных структур в пределах их компетенции в установленном порядке.

Через методы государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления и достигаются цели и задачи государственного управления.

Существуют две основные группы методов государственного управления: методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

Первая группа. Методы функционирования органов государственной власти непосредственно связаны с реализацией целей и задач государственного управления. Они содержат механизмы взаимодействия субъекта и объекта государственного управления и реализации компетенции органов управления для решения задач в соответствии с их полномочиями.

По характеру воздействия на объект управления методы функционирования органов государственной власти делятся на методы прямого административного воздействия и методы косвенного регулирующего воздействия.

Методы прямого административного воздействия включают в себя методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования и государственного контроля.

1. Метод правового регулирования предполагает совершение юридически значимых действий через предоставление прав и наложение обязанностей, а также возможности выбора вариантов поведения в рамках правовых норм.

2. Метод убеждения характеризуется широким арсеналом средств воздействия на человеческое сознание, которые может применять государственная власть. Здесь находят применение технологии public relations, пропаганда, авторитет власти, мотивация должностного поведения. Следует отметить, что убеждение дает, как правило, гораздо больший эффект по воздействию на общество, нежели карательно-принудительные методы.

3. Метод принуждения в современной теории государственного управления трактуется как вынужденный, однако в ряде сфер, например в правоохранительной деятельности, метод принуждения является необходимым.

4. Метод публичного администрирования охватывает сферу государственного строительства, формирования и функционирования властных структур и правовой системы. Под администрированием здесь понимается система мер, практикуемых государственными органами для реализации их управленческих функций. Публичный характер администрирования означает, что деятельность государственных органов осуществляется в общественных интересах, гласно, прозрачно и на общественные средства (государственное имущество, налоги, финансы).

5. Метод государственного контроля подразумевает деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения законов и других правовых актов.

Методы косвенного регулирующего воздействия включают в себя: методы воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения и т.п.

Вторая группа. Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления отличаются значительным разнообразием и, в свою очередь, могут быть структурированы следующим образом.

1. Административные методы составляют основу деятельности исполнительной власти. Сущность административных методов заключается в воздействии на объект управления с целью побудить к соблюдению установленных норм. Посредством административных методов функционирует механизм реализации властных полномочий субъекта управления, включающий в себя властную вертикаль, действующую на основе субординации, и обязательность исполнения распоряжений вышестоящего уровня управления. Невыполнение руководящих указаний влечет за собой применение санкций.

Административные методы предполагают прямое управленческое воздействие на объект управления путем издания нормативного акта, распоряжения, команды, предписания, через которые выражается воля субъекта управления. Административное воздействие должно быть обязательно юридически обосновано и четко определено по объекту воздействия и применяемым методам.

2. Социально-политические методы управления включают в себя разнообразные методы воздействия на общество и общественные отношения, начиная от создания системы социальной защиты населения и заканчивая пропагандистскими акциями. Ключевую роль в развитии демократических институтов и формировании гражданского общества играют выборы как главный механизм воздействия общества на систему государственного и муниципального управления.

3. Экономические методы государственного управления в Российской Федерации основываются на конституционных положениях, провозглашающих равенство всех форм собственности и возлагающих на государство обязанность обеспечения свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции.

К экономическим методам государственного управления относятся: приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, бюджетные трансферты, поддержка депрессивных территорий, целевые программы и т.п. При применении экономических методов регулирования важно не допускать негативного, тормозящего воздействия на экономическое развитие общества.

4. Оперативно-исполнительный метод заключается в праве органов исполнительной власти принимать соответствующие подзаконные акты, а также обеспечивать контроль за исполнением уже принятых.

5. Метод подбора и расстановки управленческих кадров имеет очень большое значение для эффективности системы государственного управления. Следует заметить, что в современных принципах кадрового подбора государственного аппарата уже заложено противоречие. В некоторых странах система гарантий для госслужащих, как правило, включает механизмы их несменяемости, что, в свою очередь, порождает кадровый застой в системе государственного управления и может приводить к весьма негативным последствиям в исторической перспективе. Российская система государственного управления унаследовала от советского периода «клановый» принцип подбора кадров госслужащих, где главным критерием является не профессиональная пригодность, а лояльность вышестоящему руководителю. Прямым следствием подобной практики является безответственность на всех уровнях управления и растущая неэффективность системы.

6. Методы контроля включают в себя предварительный, текущий и последующий контроль, выборочную проверку, документальную и фактическую ревизию. Следует отметить, что без действенных и независимых механизмов контроля построить эффективную систему управления практически невозможно.

7. Социально-психологические методы управления пересекаются непосредственно с методами убеждения и политтехнологическими методами. Они также воздействуют непосредственно на сознание людей для формирования в нем целевых установок, ценностных ориентиров, социальной идентификации.

8. Политтехнологические методы управления предполагают использование пропаганды, методик public relations и скрытого манипулирования общественным сознанием. Политические технологии получили широкое распространение в России последнего десятилетия. При этом глубокую озабоченность вызывает обозначившаяся в практике отечественного государственного управления тенденция к подмене реальных управленческих решений политическими технологиями.

 

 

Контрольные вопросы к теме 3

1. Охарактеризуйте субъект и объект государственного управления.

2. В чем состоит универсальная цель государственного управления?

3. Опишите фазы процесса принятия решений.

4. Каковы основные принципы государственного управления?

5. Назовите общие функции государственного управления.

6. Опишите правовые и организационные формы государственного управления и обоснуйте их взаимосвязь.

7. Какие существуют методы государственного управления?

Задания для углубленного изучения

1. В чем, по-вашему, состоит важность применения методов косвенного регулирующего воздействия?

2. К каким негативным последствиям для экономического развития общества может привести недостаточно продуманное использование экономических методов государственного управления?


Тема 4. Понятие, признаки и виды государственных

органов Российской Федерации

4.1. Понятие и признаки государственных органов

Государство выполняет свои многообразные функции управления общественными процессами с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов.

Понятие “орган” может рассматриваться как часть более широкого понятия “организация”. Организация предполагает коллектив людей, объединенных общими целями деятельности для решения поставленных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, причем в отличие от нее, органом может быть как одно должностное лицо, так и известным образом организованная группа должностных лиц.

Можно выделить специфические признаки, отличающие государственные органы от других органов,имеющихся в государстве и обществе:

– регламентация конституционно-правового статуса органа;

– наличие у него государственно-властных полномочий;

– законодательные особенности учреждения;

– порядок деятельности в присущих ему организационно-правовых формах;

– наличие определенной компетенции, включающей в себя предметы ведения и полномочия в отношении этих предметов ведения в соответствующей сфере государственной деятельности.

Таким образом, государственный органэто учрежденное в структуре государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Каждый из государственных органов представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах.

4.2. Система государственных органов

Под системой государственных органовв Российской Федерациипонимается совокупность:

1) ее федеральных органов государственной власти;

2) региональных (субъектов федерации) органов государственной власти;

3) территориальных подразделений федеральных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и в отличие от государственно-властных полномочий не осуществляются от имени Российской Федерации.

В Российской Федерации общность системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Она проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Конституция России (ст.11) непосредственно закрепляет те федеральные органы, которые входят в эту общую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют: Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Конституция России (ст.5) провозглашает единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации.

Таким образом, под системой федеральных органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (ст.71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, согласно Конституции РФ (ст.77), устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

– законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

– высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

– иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Систему территориальных подразделений федеральных органов государственной власти составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории. Кним относятся: органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести: налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы и т.п.

Организация и деятельность государственных органов строится на принципах, которые согласуются с конституционными основами осуществления государственной власти в Российской Федерации.

1. Основным принципом организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является ее разделение на три ветви. В результате органы государственной власти подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. В пределах своей компетенции по осуществлению властных функций государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом.

Организация государственной власти по принципу ее разделения не должна создать иллюзию о многовластии в обществе. В Российской Федерации власть едина изначально, так как ее единственным источником, согласно Конституции, является сам народ и только он. Это означает, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти, присвоить себе всю ее полноту или монополизировать ее отправление. Следовательно, сама по себе государственная власть не делится между государственными органами, ее осуществление связано с разделением определенных функций и полномочий, которыми они наделяются.

2. Принцип федерализма предполагает наличие двух уровней государственных органов России:

1) уровень федеральных органов государственной власти;

2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.

Кчислу других принципов организации и деятельности органов российского государства относят:

3. Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти.

4.Осуществление полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.

5. Специализация выполнения видов государственной деятельности на основе “разделения труда” путем наделения каждого органа определенной компетенцией.

6. Территориальная организация властных структур.

7. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти.

8. Законность в деятельности государственных органов.

9.Обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы.

10.Употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.

Будучи составными частями государственного аппарата, органы государства различаются порядком образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д. В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть представлены следующим образом:

1) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;

2) принципу федерализма: федеральные, субъектов Федерации;

3) территориальному масштабу: центральные, региональные территориальные (местные);

4) характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;

5) виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

6) порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.