Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и научные знания. Культ образования, грамотности, писаного слова вообще – одна из примечательнейших черт традиционной китайской цивилизации




Культ образования, грамотности, писаного слова вообще – одна из примечательнейших черт традиционной китайской цивилизации. Он был составной частью культуроцентристской идеологии китайской им­перии, придававшей исключительно важное значение феномену симво­лизма в человеческой практике. Не случайно, чем увереннее чувство­вали себя на троне китайские императоры, тем охотнее они оказывали покровительство академической учёности. Все это благоприятно отра­зилось на развитии научных знаний как в естественнона­учной, так и в гуманитарной сферах. Составленный во II в. до н.э. трактат «Математика в девяти книгах» содержит компендиум (сумму знаний и достижений) математических знаний, накопленных предшествующими по­колениями учёных. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорцией и прогрессией, применение подобия прямоуголь­ных треугольников, решение системы линейных уравнений. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астроно­мов и чиновников.

С развитием математики тесным образом связаны достижения ки­тайцев в области астрономии и календаря. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились совмещать в своём календаре солнечные и лунные ритмы, вычислять пути движения небесных светил, предсказы­вать лунные затмения. Измерение времени в Древнем Китае производи­лось с помощью водяных часов. Достижения китайских астрономов поз­волили учёному Чжан Хэну создать в 124 г. бронзовую модель небес­ных сфер, приводившуюся в движение водой. Тот же Чжан Хэн сконст­руировал сейсмограф, который имел вид вазы, с восемью драконами, указы­вавшими восемь сторон света. Археологические находки последних лет пре­доставили свидетельства высокого уровня развития картографии в древнекитайской империи.

Также большого развития достигли филологические и политологи­ческие знания. В III–II вв. до н.э. среди высших чиновников су­ществовали бо ши, т.е. «знатоки» разных политических учений, имев­шие своих учеников. Бо ши преподавали пять канонов конфуцианской тра­диции. Для этой цели в 124 г. до н.э. была учреждена Столичная школа (Тай сюэ). Учащихся школы, выдержавших выпускные экзамены, назначали на невысокие должности в администрации (любопытно, что на экзаменах учащиеся сами выбирали экзаменационный билет, т.е. табличку с начертанной на ней темой экзаменационного сочинения, стреляя по этим билетам из лука). Так было положено начало офици­альной системе образования в Древнем Китае.

Деятельность толкователей Конфуция дала толчок к развитию са­мых разных отраслей филологического знания – от палеографии до фо­нетики. В начале I в. ученый Ян Сюн составил диалектологический словарь «Фанъянь», в котором не только толковались значения диа­лектных слов, но и описывались районы распространения тогдашних диалектов. Одновременно придворный архивист Лю Синь подготовил первую в Китае библиографию, в которой все сочинения, имевшиеся в дворцовом книгохранилище, классифицировались по семи разделам. В на­чале II века появляется толковый словарь «Шовэнь цзедзы». Его ав­тор, филолог Сюй Шень, поместил в нём толкование почти на 10000 иероглифов. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина, которая являла собой пример соединения теории и практики. Традиционная китайская физиология основывалась на представлении о человеке как микрокосме, являвшим собой динамическое равновесие космических сил и ритмов: начал инь и ян, пяти стихий, ассоцииро­вавшихся с пятью внутренними органами, пятью органами чувств и различных видов единой жизненной энергии – ци. Лечение болезней заключалась, таким образом, в восстановлении жизненной целостности организма. С IV–III-вв. до н.э. древнекитайские врачи стали приме­нять метод иглоукалывания – акупунктуру, ставшим потом визитной карточкой китайской медицины. Китайские врачи применяли большое число лекарств, изготовленных из трав и минералов, причем уже в то время лекарства включали в себя до десятка и более ингредиентов, а их употребление весьма строго дозировалось. В Древнем Китае разви­валась и хирургия, вплоть до таких операций, как трепанация чере­па. Важное место в медицине Китая занимало и химическое воздейст­вие на организм. Древние китайские алхимики, пытавшиеся получить эликсир бессмертия путём трансмутации ряда веществ, разработали рецепты сотен минеральных снадобий, самые различные компоненты – от золота и яшмы до купороса и марганца.

Эпоха древних империй в Китае отмечена целым рядом важнейших технических открытий и усовершенствований. Помимо бумаги сюда можно отнести, ставшую традиционной, технологию изготовления туши из сажи, получаемой от сжигания сосны. В ханьское время был изоб­ретен компас, который имел вид ложки, покоившейся на металлической пластине и указывавшей ручкой на юг (отчего компас в китайском языке зовется «указателем юга»). Тогда же в Китае стали известны зубчатое колесо и водяная мельница, был достигнут значительный прогресс в технике земледелия, ткачества, литья металлов.

Литература и искусство Древнего Китая

Положение и роль изящной словесности в древнекитайской империи определялись уже известными нам особенностями культуроцентристской идеологии Китая. Письмо расценивалось прежде всего как образ бытия и, следовательно, власти, хранящей в себе магическое «веяние» силы жизни. Таким образом, письменная традиция Китая соединяла в себе сообщительность и самодостаточность вещей, этическое и эстетичес­кое. Неслучайно магические свойства письма связывались в древнем Китае, главным образом, со стилизованными формами письменности – каллиграфическими надписями, криптограммами.

Будучи во всех своих проявлениях знаком власти, литература в древнем Китае так или иначе выражала различные аспекты отношения к политической действительности образованных людей – наследников и хранителей символического языка и культуры. Всякое литературное творчество было публичным актом – выражением претензий на власть и, следовательно, соперничеством за авторитет. При этом оно носило преимущественно лирический и сатирический характер, поскольку в китайской культуре иносказательному, аллегорическому измерению словесности придавалось исключительное значение.

Образцы древнейших стихотворных произведений древнего Китая дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI–IV вв. до н.э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Ши цзин».

«Ши цзин» – подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает триста пять поэтических произведений, сгруппиро­ванных по четырём разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раз­дел «Ши цзина» поражают своей искренностью и задушевностью. Произведения, включённые во второй и третий раздел – это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвёртом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого. Традиции «Ши цзина» были унаследованы авторами поэтических произве­дений IV в. до н.э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи получили наименование «произведений на каменных барабанах».

При дворе китайского императора была учреждена Музыкальная па­лата (Юэ Фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Деятельность Музыкальной палаты заложила основы новой тра­диции лирической поэзии. У истоков же классической китайской лири­ки находится анонимный цикл «Девятнадцать древних стихотворений». Стихи это­го цикла написаны классическим для китайской поэзии пятистопным размером с цензурой после второго слога. Наследие «Девятнадцати древних сти­хов» определило облик лирической поэзии древнего Китая.

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Музыка, поэ­зия, танец – в синкретическом единстве этих трёх явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных взаимоотношений между людь­ми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музы­ка неспособна лгать», – так определялась древними китайцами этико-социальная функция музыки.

Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основ­ные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать вплоть до начала нашей эры, когда в Китае распространяются совершенно новые инструменты, в ос­новном из Средней Азии – лютня, арфа и т.д.

Рядом особенностей обладала и китайская архитектура. Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Здание возводи­лось на стилобате – приподнятой платформе, отсюда типичные для древнекитайского языка выражения «подняться во дворец», «спустить­ся из дворца». Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II–I вв. до н.э.). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые де­коративные черепичные диски, в ханьское время (рубеж эр) украшав­шиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополу­чия и богатства. Дворцовые помещения и дома богатых горожан были двухэтажными.

Из изобразительного искусства до нашего времени сохранились многочисленные фрески и барельефы, элементы портретной живописи.

Народы ранних цивилизаций древности создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма (у финикийцев, арабов, арамеев), затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Художники и мыслители древнейших цивилизаций создали оригинальное искусство, замечательную архитектуру, литературу, включающую раз­личные жанры. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синнухета», религиозно-экспрессивные книги древнееврейских пророков, священная книга Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпи­ческие поэмы древних индусов «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские религиозно-философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае – вот лишь некоторые достижения, вошедшие в сокро­вищницу мировой культуры.

Именно на Древнем Востоке были сделаны крупные открытия и изобретения, впитавшиеся затем последующими цивилизациями: обра­ботка железа и получение стали, стеклоделие, приручение лошади, верблюда, многих домашних животных, изобретение колеса, удобного писчего материала – папируса, кожи и прообраза современной бумаги, пороха, компаса, составление прототипов географических карт, мону­ментальное строительство с использованием арочных перекрытий и ко­лонн. Математики древнейших цивилизаций решали квадратные уравне­ния, употребляли отрицательные и иррациональные цифры, дроби, ре­шали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади по­верхности полушария, были открыты эклиптика, явление прецессии (предварение равноденствия), предсказывали затмения и многое дру­гое. Все это имело фундаментальное значение для развития мировой культуры.

 

 

Литература

  1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. – М., 1989. – 479 с.
  2. История Древнего мира: курс лекций / под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1989. – 471 с.
  3. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993. – Т. 1. – 494 с.
  4. Культура ранних цивилизаций: Метод. указания / Сост. С.В. Куленко. – Новосибирск, 2000. – Ч. 2. – 30 с.
  5. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М., 1987. – 620 с.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные черты, отличающие китайскую цивилизацию от индийской.

2. Укажите три сходства и четыре отличия между конфуцианством и даосизмом.

3. Какой социальный слой был главным транслятором ценностей в китайской культуре и почему?

4. Какие культурные элементы, возникшие в Китае, активно используются в наши дни?

5. Какие, на ваш взгляд, аспекты культуры Китая, где традиционно имелась перенаселённость, тем не менее, не позволяли возникать идее внешней экспансии?

 

 

Глава 16. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

 

Над вишней в цвету

Спряталась за облака

Скромница луна.

 

Мацуо Басё

 

Этот мир земной –

Отражённое в зеркале

Марево теней.

Есть, но не скажешь, что есть.

Нет, но не скажешь, что нет.

 

Минамото Санэтомо

 

Культура Японии удивительно сочетает в себе казалось бы взаимоисключающие характеристики. Она одновременно глубоко консервативна и открыта для заимствований из других культур. На протяжении всей своей истории японцы интенсивно перенимали элементы и традиции чужих культур, сохраняя при этом самобытность. Всё новое, расценивающееся полезным и целесообразным, творчески перерабатывалось и передавалось в созвучной японскому мировосприятию форме.

В глубокой древности Япония многому научилась у корейской культуры – корейские учителя обучали японских детей, из Кореи пришли первые проповедники китайского буддизма. Со времени укрепления централизованной государственности доминирующим становится влияние китайской культуры, сохраняющееся вплоть до XVIII в. Среди культур, оказавших самое значительное влияние на Японию вряд ли можно сравнивать роль Китая с кем-либо ещё. Не случайно Японию иногда называют «дочерью древней китайской цивилизации». Из Китая в Японию пришли великие религиозные и этические учения: буддизм, даосизм и конфуцианство. Японцами была заимствована китайская иероглифическая письменность, впоследствии дополненная из-за существенного различия в грамматическом строе китайского и японского языков двумя слоговыми азбуками, катаканой и хираганой. Научные знания, эстетические вкусы и разнообразные виды искусств (от каллиграфии и поэзии до фехтования и боевых искусств) также были китайским даром японской цивилизации. С середины XIX в. следует увлечение Японии европейской культурой, с середины XX в. – американской, влияние которой сейчас чрезвычайно велико на молодые поколения японцев.

Несмотря на постоянное усвоение новшеств, для развития японской культуры не свойственны скачкообразные движения, периоды радикального разрыва с традициями прошлого и революционного переустройства общественной жизни, подобных тому, что можно наблюдать в истории европейских стран (в особенности, Франции) и русской культуры. Глубокие перемены в Японии наступили лишь в XIX в. после принудительного открытия европейцами практически закрытого для всего остального мира островного государства. Географическая изоляция и ее следствие – полное отсутствие иноземных завоеваний в истории Японии, безусловно, важнейшие из внешних факторов, обусловивших стабильность устоев этой страны.

Считается, что древнейшим аборигенным населением Японии были айны, расселившиеся почти повсеместно на островах архипелага, включая крупнейшие из них – Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку. Древнейшие археологические культуры Японии относятся к временам неолита – это дзёмон (X–III вв. до н.э.) и яёй (III в. до н.э. – III в. н.э.). Культура дзёмон («след веревки»), названная так из-за сохранившейся керамики с орнаментом в виде колец веревки, была создана айнами или их этническими предками, древнейшими охотниками и рыболовами, не достигшими уровня производящего хозяйства. Однако в ту же эпоху неолита они были вытеснены новыми пришельцами, представителями восточноазиатской расы, эмигрировавших через Корейский полуостров, этнически и культурно связанных с народами древней Кореи и Китая. Поэтому в настоящее время айны сохранились лишь на Хоккайдо и представляют собой этническое меньшинство. Новые поселенцы основали археологическую культуру яёй, которая демонстрирует качественно более высокий уровень общественного развития. Во-первых, основой экономики стало поливное рисоводство, предположительно заимствованное из Южного Китая. Во-вторых, племена эпохи яёй научились добывать бронзу, из которой они изготовляли оригинальные бронзовые колокола и зеркала, выполнявшие ритуально-магические функции.

К III-VI вв. завершается процесс складывания японской народности с образованием общеплеменного союза Ямато и учреждением централизованной власти во главе с императором. Как во всех древних культурах император выполнял функции не только верховного предводителя, военного вождя, но и верховного жреца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.