КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование и научные знания. Культ образования, грамотности, писаного слова вообще – одна из примечательнейших черт традиционной китайской цивилизации
Культ образования, грамотности, писаного слова вообще – одна из примечательнейших черт традиционной китайской цивилизации. Он был составной частью культуроцентристской идеологии китайской империи, придававшей исключительно важное значение феномену символизма в человеческой практике. Не случайно, чем увереннее чувствовали себя на троне китайские императоры, тем охотнее они оказывали покровительство академической учёности. Все это благоприятно отразилось на развитии научных знаний как в естественнонаучной, так и в гуманитарной сферах. Составленный во II в. до н.э. трактат «Математика в девяти книгах» содержит компендиум (сумму знаний и достижений) математических знаний, накопленных предшествующими поколениями учёных. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорцией и прогрессией, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов и чиновников. С развитием математики тесным образом связаны достижения китайцев в области астрономии и календаря. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились совмещать в своём календаре солнечные и лунные ритмы, вычислять пути движения небесных светил, предсказывать лунные затмения. Измерение времени в Древнем Китае производилось с помощью водяных часов. Достижения китайских астрономов позволили учёному Чжан Хэну создать в 124 г. бронзовую модель небесных сфер, приводившуюся в движение водой. Тот же Чжан Хэн сконструировал сейсмограф, который имел вид вазы, с восемью драконами, указывавшими восемь сторон света. Археологические находки последних лет предоставили свидетельства высокого уровня развития картографии в древнекитайской империи. Также большого развития достигли филологические и политологические знания. В III–II вв. до н.э. среди высших чиновников существовали бо ши, т.е. «знатоки» разных политических учений, имевшие своих учеников. Бо ши преподавали пять канонов конфуцианской традиции. Для этой цели в 124 г. до н.э. была учреждена Столичная школа (Тай сюэ). Учащихся школы, выдержавших выпускные экзамены, назначали на невысокие должности в администрации (любопытно, что на экзаменах учащиеся сами выбирали экзаменационный билет, т.е. табличку с начертанной на ней темой экзаменационного сочинения, стреляя по этим билетам из лука). Так было положено начало официальной системе образования в Древнем Китае. Деятельность толкователей Конфуция дала толчок к развитию самых разных отраслей филологического знания – от палеографии до фонетики. В начале I в. ученый Ян Сюн составил диалектологический словарь «Фанъянь», в котором не только толковались значения диалектных слов, но и описывались районы распространения тогдашних диалектов. Одновременно придворный архивист Лю Синь подготовил первую в Китае библиографию, в которой все сочинения, имевшиеся в дворцовом книгохранилище, классифицировались по семи разделам. В начале II века появляется толковый словарь «Шовэнь цзедзы». Его автор, филолог Сюй Шень, поместил в нём толкование почти на 10000 иероглифов. Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина, которая являла собой пример соединения теории и практики. Традиционная китайская физиология основывалась на представлении о человеке как микрокосме, являвшим собой динамическое равновесие космических сил и ритмов: начал инь и ян, пяти стихий, ассоциировавшихся с пятью внутренними органами, пятью органами чувств и различных видов единой жизненной энергии – ци. Лечение болезней заключалась, таким образом, в восстановлении жизненной целостности организма. С IV–III-вв. до н.э. древнекитайские врачи стали применять метод иглоукалывания – акупунктуру, ставшим потом визитной карточкой китайской медицины. Китайские врачи применяли большое число лекарств, изготовленных из трав и минералов, причем уже в то время лекарства включали в себя до десятка и более ингредиентов, а их употребление весьма строго дозировалось. В Древнем Китае развивалась и хирургия, вплоть до таких операций, как трепанация черепа. Важное место в медицине Китая занимало и химическое воздействие на организм. Древние китайские алхимики, пытавшиеся получить эликсир бессмертия путём трансмутации ряда веществ, разработали рецепты сотен минеральных снадобий, самые различные компоненты – от золота и яшмы до купороса и марганца. Эпоха древних империй в Китае отмечена целым рядом важнейших технических открытий и усовершенствований. Помимо бумаги сюда можно отнести, ставшую традиционной, технологию изготовления туши из сажи, получаемой от сжигания сосны. В ханьское время был изобретен компас, который имел вид ложки, покоившейся на металлической пластине и указывавшей ручкой на юг (отчего компас в китайском языке зовется «указателем юга»). Тогда же в Китае стали известны зубчатое колесо и водяная мельница, был достигнут значительный прогресс в технике земледелия, ткачества, литья металлов. Литература и искусство Древнего Китая Положение и роль изящной словесности в древнекитайской империи определялись уже известными нам особенностями культуроцентристской идеологии Китая. Письмо расценивалось прежде всего как образ бытия и, следовательно, власти, хранящей в себе магическое «веяние» силы жизни. Таким образом, письменная традиция Китая соединяла в себе сообщительность и самодостаточность вещей, этическое и эстетическое. Неслучайно магические свойства письма связывались в древнем Китае, главным образом, со стилизованными формами письменности – каллиграфическими надписями, криптограммами. Будучи во всех своих проявлениях знаком власти, литература в древнем Китае так или иначе выражала различные аспекты отношения к политической действительности образованных людей – наследников и хранителей символического языка и культуры. Всякое литературное творчество было публичным актом – выражением претензий на власть и, следовательно, соперничеством за авторитет. При этом оно носило преимущественно лирический и сатирический характер, поскольку в китайской культуре иносказательному, аллегорическому измерению словесности придавалось исключительное значение. Образцы древнейших стихотворных произведений древнего Китая дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI–IV вв. до н.э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Ши цзин». «Ши цзин» – подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает триста пять поэтических произведений, сгруппированных по четырём разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Ши цзина» поражают своей искренностью и задушевностью. Произведения, включённые во второй и третий раздел – это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвёртом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого. Традиции «Ши цзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н.э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи получили наименование «произведений на каменных барабанах». При дворе китайского императора была учреждена Музыкальная палата (Юэ Фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Деятельность Музыкальной палаты заложила основы новой традиции лирической поэзии. У истоков же классической китайской лирики находится анонимный цикл «Девятнадцать древних стихотворений». Стихи этого цикла написаны классическим для китайской поэзии пятистопным размером с цензурой после второго слога. Наследие «Девятнадцати древних стихов» определило облик лирической поэзии древнего Китая. Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Музыка, поэзия, танец – в синкретическом единстве этих трёх явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка неспособна лгать», – так определялась древними китайцами этико-социальная функция музыки. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать вплоть до начала нашей эры, когда в Китае распространяются совершенно новые инструменты, в основном из Средней Азии – лютня, арфа и т.д. Рядом особенностей обладала и китайская архитектура. Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Здание возводилось на стилобате – приподнятой платформе, отсюда типичные для древнекитайского языка выражения «подняться во дворец», «спуститься из дворца». Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II–I вв. до н.э.). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время (рубеж эр) украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства. Дворцовые помещения и дома богатых горожан были двухэтажными. Из изобразительного искусства до нашего времени сохранились многочисленные фрески и барельефы, элементы портретной живописи. Народы ранних цивилизаций древности создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма (у финикийцев, арабов, арамеев), затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Художники и мыслители древнейших цивилизаций создали оригинальное искусство, замечательную архитектуру, литературу, включающую различные жанры. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синнухета», религиозно-экспрессивные книги древнееврейских пророков, священная книга Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индусов «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские религиозно-философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае – вот лишь некоторые достижения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Именно на Древнем Востоке были сделаны крупные открытия и изобретения, впитавшиеся затем последующими цивилизациями: обработка железа и получение стали, стеклоделие, приручение лошади, верблюда, многих домашних животных, изобретение колеса, удобного писчего материала – папируса, кожи и прообраза современной бумаги, пороха, компаса, составление прототипов географических карт, монументальное строительство с использованием арочных перекрытий и колонн. Математики древнейших цивилизаций решали квадратные уравнения, употребляли отрицательные и иррациональные цифры, дроби, решали задачи по определению объема усеченной пирамиды и площади поверхности полушария, были открыты эклиптика, явление прецессии (предварение равноденствия), предсказывали затмения и многое другое. Все это имело фундаментальное значение для развития мировой культуры.
Литература
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные черты, отличающие китайскую цивилизацию от индийской. 2. Укажите три сходства и четыре отличия между конфуцианством и даосизмом. 3. Какой социальный слой был главным транслятором ценностей в китайской культуре и почему? 4. Какие культурные элементы, возникшие в Китае, активно используются в наши дни? 5. Какие, на ваш взгляд, аспекты культуры Китая, где традиционно имелась перенаселённость, тем не менее, не позволяли возникать идее внешней экспансии?
Глава 16. КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
Над вишней в цвету Спряталась за облака Скромница луна.
Мацуо Басё
Этот мир земной – Отражённое в зеркале Марево теней. Есть, но не скажешь, что есть. Нет, но не скажешь, что нет.
Минамото Санэтомо
Культура Японии удивительно сочетает в себе казалось бы взаимоисключающие характеристики. Она одновременно глубоко консервативна и открыта для заимствований из других культур. На протяжении всей своей истории японцы интенсивно перенимали элементы и традиции чужих культур, сохраняя при этом самобытность. Всё новое, расценивающееся полезным и целесообразным, творчески перерабатывалось и передавалось в созвучной японскому мировосприятию форме. В глубокой древности Япония многому научилась у корейской культуры – корейские учителя обучали японских детей, из Кореи пришли первые проповедники китайского буддизма. Со времени укрепления централизованной государственности доминирующим становится влияние китайской культуры, сохраняющееся вплоть до XVIII в. Среди культур, оказавших самое значительное влияние на Японию вряд ли можно сравнивать роль Китая с кем-либо ещё. Не случайно Японию иногда называют «дочерью древней китайской цивилизации». Из Китая в Японию пришли великие религиозные и этические учения: буддизм, даосизм и конфуцианство. Японцами была заимствована китайская иероглифическая письменность, впоследствии дополненная из-за существенного различия в грамматическом строе китайского и японского языков двумя слоговыми азбуками, катаканой и хираганой. Научные знания, эстетические вкусы и разнообразные виды искусств (от каллиграфии и поэзии до фехтования и боевых искусств) также были китайским даром японской цивилизации. С середины XIX в. следует увлечение Японии европейской культурой, с середины XX в. – американской, влияние которой сейчас чрезвычайно велико на молодые поколения японцев. Несмотря на постоянное усвоение новшеств, для развития японской культуры не свойственны скачкообразные движения, периоды радикального разрыва с традициями прошлого и революционного переустройства общественной жизни, подобных тому, что можно наблюдать в истории европейских стран (в особенности, Франции) и русской культуры. Глубокие перемены в Японии наступили лишь в XIX в. после принудительного открытия европейцами практически закрытого для всего остального мира островного государства. Географическая изоляция и ее следствие – полное отсутствие иноземных завоеваний в истории Японии, безусловно, важнейшие из внешних факторов, обусловивших стабильность устоев этой страны. Считается, что древнейшим аборигенным населением Японии были айны, расселившиеся почти повсеместно на островах архипелага, включая крупнейшие из них – Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку. Древнейшие археологические культуры Японии относятся к временам неолита – это дзёмон (X–III вв. до н.э.) и яёй (III в. до н.э. – III в. н.э.). Культура дзёмон («след веревки»), названная так из-за сохранившейся керамики с орнаментом в виде колец веревки, была создана айнами или их этническими предками, древнейшими охотниками и рыболовами, не достигшими уровня производящего хозяйства. Однако в ту же эпоху неолита они были вытеснены новыми пришельцами, представителями восточноазиатской расы, эмигрировавших через Корейский полуостров, этнически и культурно связанных с народами древней Кореи и Китая. Поэтому в настоящее время айны сохранились лишь на Хоккайдо и представляют собой этническое меньшинство. Новые поселенцы основали археологическую культуру яёй, которая демонстрирует качественно более высокий уровень общественного развития. Во-первых, основой экономики стало поливное рисоводство, предположительно заимствованное из Южного Китая. Во-вторых, племена эпохи яёй научились добывать бронзу, из которой они изготовляли оригинальные бронзовые колокола и зеркала, выполнявшие ритуально-магические функции. К III-VI вв. завершается процесс складывания японской народности с образованием общеплеменного союза Ямато и учреждением централизованной власти во главе с императором. Как во всех древних культурах император выполнял функции не только верховного предводителя, военного вождя, но и верховного жреца.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |