Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирические методы оценки характера государства




 

Идентифицировать то, насколько близко конкретное государ­ство к контрактному или эксплуататорскому, предлагается на базе анализа статей структуры государственного бюджета. Как и в случае с балансом фирмы, государственный бюджет содержит в себе достаточное количество информации, необходимой для инсти­туционального анализа. Точнее, интересующая нас информация содержится в ряде статей доходов и расходов государственного бюджета, в данных по реальному исполнению статей бюджета и по способам покрытия бюджетного дефицита, если он есть. Структура государственного бюджета (с данными по федеральному бюджету РФ на 1995 г., в процентах от ВВП за тот же период времени) показана в табл. 22.1.

Таблица 22.1

 

 

 

 

Доходы Расходы
Налоговые доходы — 10   Бюджетные кредиты экономике  
В том числе Налог на прибыль 2,4 Внешнеэкономическая деятель­ность 1.6
Подоходный налог 0,2 Социально-культурные мероприятия 1,3
Налог на добавленную стоимость 4,1 Наука 0,3
Специальные налоги 0,7 Оборона 2,8
Акцизы .0,6 Правоохранительная деятельность 1,3
Экспортно-импортные пошлины 1,6 Юстиция 0,1
Ресурсные платежи 0,2 Государственное управление 0,3
Лицензии   Пополнение государственных запасов и резервов 0,6
Неналоговые доходы 2,5 Расходы по чрезвычайным обстоятельствам 0,2
В том числе Доходы от внешнеэконо­мической деятельности 0,9 Обслуживание и выплата внешнего и внутреннего долга 2,5
Активы, находящиеся в государственной собственности 0,4 Финансирование местных бюджетов 2,7
Реализация государст­венных запасов 1,2 Всего /5,9
возврат бюджетных кредитов 0,1 Дефицит 2J
Целевые бюджетные фонды 0,8
Всего 13,1

 

Первый критерий заключается в соотношении различных статей доходов. Так, чем выше доля неналоговых доходов, тем активнее вмешательство государства в экономику — его роль выходит за рамки простого гаранта исполнения контрактов. Динамика доли неналоговых доходов российского бюджета не позволяет говорить о существовании устойчивой тенденции — их доля составила 0,1% ВВП в 1992 г., 3,4 — в 1993 г. и 2,0% в 1994 г. Далее, анализ соотношения различных видов налоговые поступлений дает воз­можность судить либо об их конфискационном характере (в случае преобладания рентных платежей и специальных налогов), либо об их подчиненном характере производительной деятельности (в случае преобладания так называемых «рыночных» налогов: на прибыль, НДС, акцизов, подоходного, на имущество). Отметим, что доля «рыночных» налогов в федеральном бюджете РФ имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Эти налоги обеспечивали 75% доходов в 1992 г. и менее 50% в 1995 г. Важную информацию содержат также данные о собираемости налогов, т. е. соотношении фактических налоговых поступлений и их потенциальной величины, рассчитанной исходя из реальных размеров базы налогообложе­ния. Чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного. В России собираемость налогов неуклонно сокращается. В 1997 г. по налогу на прибыль она составила 43,3%, по НДС — 68,1% и по акцизам — 66,4%.

Кроме того, требует анализа информация о структуре государст­венных расходов и особенно о соотношении реально профинан­сированных расходов с теми, которые фиксируются законом о государственном бюджете. Для эксплуататорского государства разумно предположить приоритетность финансирования расхо­дов, связанных с сохранением и усилением его потенциала наси­лия (расходы на содержание «силовых» министерств), и расходов, направленных непосредственно на содержание государственного аппарата. В России расходы на армию, милицию и государственный аппарат составили в 1995 г. 4,4% ВВП (в 1985 г. — 3,9%), или почти треть всех государственных расходов (14% в 1985 г.). Причем государство с наибольшей готовностью несло именно эти расходы, о чем свидетельствуют следующие данные по пяти наиболее полно профинансированным статьям (в процентах от предусмотренных законом сумм, 1997 г.) (табл. 22.2).

Таблица 22.2

 

Статья расходов Исполнение, %
Правоохранительная деятельность (без юстиции) 93,6
Социально-культурные мероприятия 89,3
Государственное управление 83,6
Международная деятельность (включая расходы по обслуживанию государственного внешнего долга) 80,4
Оборона 76,4

 

Контрактное и эксплуататорское государства имеют различ­ные предпочтения относительно способов финансирования бюд­жетного дефицита. Так, из трех основных способов покрытия бюджетного дефицита, кредитов центрального банка правительству внешних и внутренних займов эксплуататорское государство пред­почитает первый, наиболее инфляционный, но в то же время наименее ограничивающий его свободу. Кроме того, использова­ние кредитов центрального банка позволяет государству получать доходы еще и от «инфляционного налога», носящего конфискационный характер. Напротив, контрактное государство предпочитает наименее инфляционный способ финансирования бюджетного дефицита, займы на внешнем рынке. Отдельного разговора заслу­живают займы на внутреннем рынке, которые и представляют инфляционную опасность в долгосрочном периоде, и замедляют рост совокупного благосостояния, так как финансовые ресурсы перетекают из реального сектора на рынок государственных долговых обязательств. В отношении российского государства образца 90-х годов нельзя говорить о существовании устойчи­вых предпочтений касательно методов покрытия бюджетного дефицита, хотя доля кредитов Центрального банка сокращается а доля заимствований на внутреннем рынке — увеличивается (табл. 22.3).

Таблица 22.3

 

 

Способ финансирования бюджетного дефицита Финансирование дефицита %
1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
Кредиты ЦБ     68,4 20,7
Внешние кредиты   12,4   18,1
Ценные бумаги (ГКО)   1,6 9,8 31,4
Казначейские обязатель­ства (КО)     Ю 29,8

Выводы. Подведем итоги сопоставлению двух идеальных ти­пов государства с помощью табл. 22.4.

Таблица 22.4

 

  Контрактное государство Эксплуататорское государство
Цель Максимизация совокупного дохода (ВВП) членов об­щества, снижение трансакционных издержек Максимизация ренты (налого­вых поступлений) группы, контролирующей государст­венный аппарат
Задачи (функции) Гарант в ряде сделок между индивидами, спецификация и защита прав собственности Активное вмешательство в эко­номические и социальные вза­имодействия, не ограничива­ющееся ролью гаранта
Средства (использование монополии на насилие) Ограничено социальным договором и конституцион­ными рамками Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство
Механизмы решения проблемы принципала и агента Принципал — гражданин: механизмы демократического контроля, наличие конститу­ционных рамок, наличие альтернатив. Принципал — государство: распространение нормы легализма (добровольного подчинения закону, в том числе налоговому) Принципал — гражданин: отсутствуют. Принципал — государство: использование принуждения и насилия, попытки осущест­вления всеобъемлющего контроля (особенно в крайнем случае тоталитарного государства)
Бюджетное ограничение Жесткое, ограниченное демократической процедурой утверждения бюджета Мягкое
Основные статьи доходов Налоговые поступления, в первую очередь — от «рыночных» налогов Конфискационные налоги и неналоговые поступления
Основные статьи расходов Юстиция, правоохранитель­ная деятельность » Оборона, государственное управление, правоохранитель­ная деятельность
Основные способы покрытия бюджетного дефицита Займы на внешнем рынке Кредиты ЦБ правительству, займы на внутреннем рынке, возможен и отказ от выполне­ния обязательств как вид конфискационного налога



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.