Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы к теме 11




Практическое занятие

 

Попытка отнесения российского государства к контрактному или эксплуататорскому типу представляет собой интересную как с теоретическое, так и с практической точки зрения задачу. Такие попытки приобретают особое значение при проведении исторических сопоставлений, например при сравнении советского государства образца 60-х годов, советского государства образца конца 70-х годов и современного российского государства. Хотя досто­верность используемых для характеристики статистических данных, особенно относящихся к советскому периоду, вызывает, сомнения, попробуем произвести сравнительный анализ государст­венных бюджетов за соответствующие периоды.

1. Выбор периода в истории российского государства для срав­нительного анализа.

2. Анализ и сопоставление структуры государственного бюджета.

3. Оценка степени близости российского государства в тот или иной период его истории к контрактному или эксплуататорскому типу.

Остановимся на трех периодах в истории советского и российского государства: 1965 г. (период реформ Н. Хрущева и А. Косыгина), 1977 г. (период «застоя») и современная ситуация (1997 г.). Структура государственного (в 1997 г. - консолидированного) бюджета (в процентах к ВВП в фактически действовавших ценах) представлена в табл. 22.5.

Таблица 22.5

 

Доходы 1965 г. 1977 г. 1997 г. Расходы 1965 г. 1977 г. 1997 г.
Налоговые доходы 0,18 0,11 0,23 Услуги народному хозяйству 0,11 0,14 0,03
В том числе Налог на прибыль 0,07 0,01 0,04 Социаль­ные услуги 0,09 0,09 ' 0,1
Налог с оборота 0,09 0,08   Управление 0,003 0,002 0,01
Налоги с, населения 0,02 0,02 0,03 Оборона 0,03   0,02 0,031
ндс и акцизы     0,097        
Неналоговые доходы 0,02 0,072 0,025        
Дефицит/ Профицит +0,002 +0,005         -0,05

 

Первый критерий — доля неналоговых доходов государствен­но бюджета — свидетельствует об устойчивом характере актив-эго вмешательства российского государства в экономические процессы. Эта доля в 1965 и 1998 гг. составляла около 2% от ВВП, а в период господства командной экономики (1977 г.) она составляла 7,2% от ВВП. Иными словами, даже в результате реформ 90-х годов долю неналоговых доходов удалось снизит лишь до уровня, существовавшего в середине 60-х годов. Доля пяти «рыночных» налогов в государственном бюджете позволяем говорить о движении к контрактной модели. Эта доля составила в 1965г. 9% от ВВП, в 1977 г. - 3, в 1997 г. - 16,7%. Третий критерий — доля расходов на оборону и на государственное управление. Учитывая, что достоверность официальных оценок по статье «оборона» вызывала больше всего вопросов в советский период, используем для сравнения оценки зарубежных экспертов 12% от ВВП в 1965 г., 12,7 - в 1977 г., 5 - в 1997 г. и 3% в 1998 г. Для сравнения: расходы на оборону в странах — членах НАТО составляли в начале 90-х годов от 1,2% ВНП (Люксембург) до 6% (США и Греция). Доля расходов на государственное управление в рассматриваемый период существенно увеличилась, она составила в 1965 г. 0,3% ВВП, в 1977 г. — 0,2, в 1997 г. — 1,1%. Иначе говоря, лишь динамика расходов на оборону позволяет говорить о движении российского государства к контрактной модели, тогда как рост расходов на управление свидетельствует об обратном.

Четвертый критерий — доля государственных расходов в ВВП. Он помогает оценить степень вовлечения государства в решение социально-экономических проблем. Динамика этого показателя такова: 24,2% в 1965 г., 25,7 — в 1977 г., 17,8 — в 1997 г. и 12,7й в 1998 г. Для сравнения — в 1989 г. доля государственных расходом в ВНП составила: в США — 23%, во Франции — 42,6, в Бельгии -50,7, в Индии — 17,7%. Высокая доля государственных расходом в большинстве европейских стран и США объясняется преобладанием в них в период 70-80-х годов модели «государства всеобщего благосостояния», ориентированного на интересы большинства его граждан. Поэтому само по себе сокращение доли государственных расходов не является гарантией приближения к контрактной модели. Напротив, сокращение доли государственных расходом при условии существования традиций государственного патерна­лизма приводит к обострению конфликта по поводу распределения ставших более редкими государственных дотаций, в результате которого одни социальные группы выигрывают за счет других например, кризис популистских режимов в Латинской Америке привел к попыткам отдельных социальных групп для сохранения своего статуса получить контроль над государством, т. е. к прибли­жению к эксплуататорской модели.

Наконец, для определения характера конкретного государства следует проанализировать динамику его налоговых поступлений точнее, соотношение расчетных и реальных показателей налого­вых поступлений), а также тесно связанный с этой динамикой уровень доверия граждан государству. Что касается налоговых не­доимок в федеральный бюджет, то их накопленный объем соста­рил 31% от ВВП в 1996 г. и 41% в 1997 г. Как показал опрос, доведенный летом 1999 г., ключевым фактором, объясняющим нежелание платить налоги, является низкий уровень доверия госу­дарству: только после кризиса августа 1998 г. процент доверяющих своему государству россиян сократился с 9 до 3%. 51% ответивших на вопросы анкеты считают, что для того, чтобы они стали платить налоги, государство должно давать отчет о расходовании собранных средств. Итак, проведенный анализ структуры консолидированного бюджета РФ не позволяет сделать однозначных выводов о природе российского государства. С одной стороны, имеются основания говорить о его приближении к контрактной (модели (рост доли налоговых доходов, сокращение расходов на оборону). С другой стороны, динамика других показателей (доля неналоговых доходов, рост расходов на управление) свидетельст­вует о сохранении элементов эксплуататорской модели.

 

Вопросы для повторения

 

1. Важным источником пополнения государственного бюджета в советский период являлся налог с оборота, которым облагалась большая часть товаров конечного спроса и некоторые полуфабри­каты, подвергаемые дальнейшей обработке. Объясните преиму­щества НДС, уплачиваемого с разницы между стоимостью продаж и стоимостью израсходованных сырья и материалов, по сравнению с налогом с оборота, носящего селективный характер и ориентированного главным образом на конечное потребление.

2. Какие выводы можно сделать на основе анализа доходной части федерального бюджета США в 1989 г.?

  % к ВНП
Налог с населения (подоходный) 8,4
Налог с прибыли (с корпораций)  
Социальные услуги (платежи по социальному страхованию) 7,1
Прочие (акцизы, налоги с продажи, налоги на имущество) 1,7
Всего доходов 19,2

3. О какой модели государства идет речь в следующем отрывке: «У них существует немного законов, и даже почти только один — почитать волю князя законом. О князе у них сложилось понятие, укреплению которого особенно помогали митрополиты, что через князя, как бы посредника, вступает в единение сам Бог. Князь имеет относительно своих власть жизни и смерти и неограниченное право на их имущество».

4. Дайте институциональное объяснение дилемме, которую вынуждены решать граждане перед лицом угрозы внутреннего тер­роризма: увеличение частных затрат на безопасность (установка дополнительных дверей и запоров, оплата консьержек в подъездах и т. д.) либо создание гарантий эффективного использования госу­дарственных средств, направляемых на правоохранительную деятельность.

5. Какие проблемы функционирования государства иллюстри­руют две следующие русские пословицы: «Не ведает царь, что делает псарь», «Не Москва государю указ, государь Москве»58.

6. Как вы понимаете следующий тезис Яноша Корнай: «Налого­вая система должна быть как можно более нейтральной. Помимо обоснованных исключений, государство не должно поощрять или наказывать граждан через систему налогов»?

7. Сформулируйте институциональные аргументы «за» и «против» разрешения свободной продажи оружия гражданам.

Примеры решения задач

1. Какую форму должна иметь кривая предложения денег государстве, ориентированном на получение инфляционного дохода (сеньоражо) (рис. 22.2, где D — кривая спроса на деньги).

 

Инфляция Г В

 

 

 

 


π1

 

 

А

π0 Б

π’1

 

π’0

D

 
 


(M/P)0 M/P, национальный доход

Ответ. Б. Кривая предложения денег должна быть парал­лельной кривой спроса на деньги. Именно в этом случае государ­ство (для упрощения здесь предполагается, что именно государство принимает решение о параметрах кредитно-денежной политики) получает возможность регулярно «обманывать» ожидания эконо­мических агентов относительно уровня инфляции в следующем периоде. Изобразим этот процесс на графике. Пусть в момент времени Т0 национальный доход равен (М/Р) 0 и, соответственно, ожидаемый уровень инфляции равен п '0, а действительный — п 0. Тогда в период времени Т '1ожидаемый уровень инфляции равен п '1, а действительный — nl и т. д. Источник инфляционного налога — разница между ожидаемым и реальным уровнем инфляции.

2. Как отразится на качестве услуг, предоставляемых государством, реализация принципа свободного перемещения рабочей силы в международном масштабе (как это происходит, например, в рамках Европейского Союза)?

А. Качество услуг ухудшится.

Б. Качество услуг улучшится.

В. Качество услуг не изменится.

Г. А или В.

Ответ. Б. При прочих равных условиях реализация принципа свободного перемещения рабочей силы приведет к увеличению конкуренции между государствами в реализации ими своих функ­ций. Иными словами, появится возможность для легализации принципа «голосования ногами»: граждане будут выбирать для проживания то государство, которое, по их мнению, наиболее эффективно выполняет свои функции.

3. Какой вариант использования индекса Джини позволяет выносить суждения о модели конкретного государства, контрактной или эксплуататорской?

A. Сравнение значений индекса в динамике.

Б. Сравнение значений индекса в различных странах.

B, Сопоставление значения индекса с некой абсолютной вели­чиной.

Г. Анализ значений индекса не позволяет судить о модели государства.

Ответ. Б. Высокая степень дифференциации доходов отра­жает преимущества в доступе к собственности, которыми обладают отдельные социальные группы. Равные условия доступа к собст­венности создают предпосылки для более равномерного распреде­ления доходов. Как следует из табл. 22.6, страны с максимальными значениями индекса Джини (на 1993 г., данные по России отно­сятся к 1997 г.) не относятся к демократическим странам с разви­тым рыночным механизмом распределения прав собственности:

Таблица 22.6 эксплуататорская

 

Страна Значение индекса Джини, %
Бразилия  
Танзания 57,2
Кения 55,1
Великобритания 39,3
Россия  
США 36,9
Франция 35,4
Япония 28,2
Швеция 27,9

 

4. На основе анализа государственного бюджета Королевства Нидерландов за 1995 г. (табл. 22.7) сделайте выводы относительно модели государства.

А. Контрактная модель.

Б. Эксплуататорская модель.

Таблица 22.7

 

Доходы (% от ВНП) Расходы (% от ВНП)
Прямые налоги   Социальные услуги 15,7
Косвенные налоги 11,4 В том числе Местное самоуправление 12,6
Дивиденды от участия в собственности 1,4 Субсидии домашним хозяйствам 2,3
% по кредитам другим странам 0,2 Социальное страхование 0,8
    Государственное управление 4,8
    Оборона 2,9
    Субсидии предприятиям 0,8
    Обслуживание государственного долга 0,2
Всего   Всего 27,9
    Дефицит бюджета 1,9

 

Ответ. А. Анализ структуры государственного бюджета по­зволяет сделать следующие выводы. Во-первых, налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета (90%). Во-вторых, доля расходов на оборону не превышает 3%. Расходы на государственное управление достаточно высоки, однако их размер оказывается незначительным по сравнению с субсидиями местным органам власти и общественным организациям (public authorities). В-третьих, относительная величина государственных расходов близка к средней по группе государств всеобщего благо­состояния.

5. То, что налоговое бремя падает в основном на юридических лиц, характерно для:

А. Контрактной модели государства. Б. Эксплуататорской модели.

Ответ. Б. Уплата налогов непосредственно физическими ли­цами ближе к идее контрактного государства, ориентированного на максимизацию благосостояния его граждан. Граждане напря­мую оплачивают услуги, которые они получают от государства. Наоборот, налогообложение прежде всего юридических лиц созда­ет посредника в контрактных отношениях граждан и государства. Стоит отметить, что большинство российских граждан — 50% — считает, что именно юридические, а не физические лица должны нести основное налоговое бремя.

6. Выберите из нижеследующего списка те организационные структуры, которые способны восполнять «провалы рынка», т.е. выполнять те же функции, что и государство.

A. Предприниматель.

Б. Акционерное общество.

B. Структуры мафиозного типа.

Г. Клан (структура, построенная на основе семейно-родственных связей).

Д. Университет.

Е. Никакая из вышеперечисленных.

Ответ. В и Г. Субститутами государства являются мафиозные и близкие к ним по организации клановые структуры, ориентиро­ванные на частное производство доверия и частное использование насилия. Персонификация отношений в рамках этих структур позволяет использовать неценовые каналы обмена информацией, например личную репутацию. Личная репутация может также играть роль гарантии выполнения контрактов (contract enforcement).

7. Увеличение числа близких субститутов государству: А. Приведет к расширению границ государства.

Б. Приведет к сужению границ государства.

8. Не отразится на границах государства.

Ответ. Б. Увеличение числа близких субститутов государства, например вследствие свободного перемещения рабочей силы в международном масштабе, приведет к снижению специфичности активов, которыми располагает государство для выполнения своих функций. Среди специфичных активов, находящихся в распоря­жении государства, укажем зафиксированную в законе монопо­лию на использование насилия (аналог товарного знака), лежа­щий в основе современных государств принцип территориальной целостности (специфичность по месту расположения активов), формирование особой группы «рациональных бюрократов» (спе­цифичность человеческого капитала) и т. д. Используя логику, аналогичную той, что объясняет оптимальный размер фирмы в зависимости от степени специфичности принадлежащих ей акти­вов, можно предположить уменьшение размеров государства — сокращение числа функций, которые оно выполняет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.