Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тивно- хозяйственная часть




Методический комплекс

Педагогиче- ский комплекс

Спортивный комплекс

Бухгалтерия Отдел кадров Общий отдел

Канцелярия


 


Учебно-

методический комплекс:

Центр гумани-

тарного образо-


Культурно-

Центр художе-

ственно-


Социально-

Воспитатели


Научно-

Методический кабинет


Администра-

Бригада МОП 1


вания

Центр естест-


эстетического

воспитания


классов

Кураторы групп


Библиотека Бригада МОП 2


веннонаучного образования Центр начально- го образования


 

Физкультурно- спортивный центр

Учебно- производствен- ный центр


 

«Основы педа-

гогики»

Преподаватели предметов ори- ентирующего цикла


Психологиче-

ская служба

Медпункт


Бригада МОП 3

Специалисты


 

 

Рис. 1. Организационная структура гимназии,

работающей в режиме эксперимента

 

 

Делегирование полномочий директора руководителям структурных подраз- делений позволяет сделать систему управления более демократичной, а управление — мобильным.

 

Заведующий комплексом координирует работу подчиненных ему подразде- лений уже не на уровне программ отдельных предметов. Его центральной зада- чей является выполнение подпрограммы работы гимназии, реализуемой в сис- теме предметных циклов и внеучебной работы. Он же отвечает за выполнение двух-трех целевых проектов гимназии. Эти обязанности обеспечиваются стату- сом заместителя директора гимназии и правами приема и увольнения сот- рудников подчиненных ему подразделений, установления им окладов, доплат и надбавок, решения вопросов о поощрениях и взысканиях.

В условиях такой организации управления директор образовательного учре- ждения уже не занимается оперативным руководством деятельностью каждого из сотрудников. Его «выходы» на педагогов, учащихся и их родителей объяс- няются одной из двух причин. Первая — анализ выполнения программы разви- тия учреждения с целью планомерной корректировки этого процесса. Вторая причина — «пожарные» ситуации, когда требуется оперативно при участии со- трудников разных подразделений (а часто — и компетентных лиц вне учрежде- ния) разрешить конфликт, возможно, еще только назревающий. Но и здесь ди- ректор не превращается в «пожарника». Разрешив конфликт, он анализирует


его причины и заботится о создании таких механизмов в работе школы, кото-

рые бы впредь предотвращали появление подобных ситуаций.

В условиях перераспределения управленческих функций у директора появ- ляется возможность для разработки перспективных направлений развития уч- реждения. Директор координирует деятельность руководителей комплексов (своих заместителей) с целью достижения согласованности в их работе. Один из способов такой координации — разрабатываемый под руководством дирек- тора план работы учреждения. Контроль и анализ директором выполнения пла- на работы становятся систематическими и служат повышению эффективности функционирования всех элементов системы работы школы. Наконец, финансы (их планирование, поиск, распределение) — в настоящее время эта забота от- нимает много сил и времени.

 

Руководитель школы должен заниматься в первую очередь вопросами стра- тегии развития. Этому способствует продуманная организационная структу- ра и соответствующая ей система управления.

 

В новых условиях руководитель школы в большей мере становится страте- гом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руко- водителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в преде- лах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных ре- шений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения.

 

Даже если школа не ведет экспериментальной работы, следует оптимизировать ее организационную структуру. Так, заместители директора могут быть распреде- лены: по сменам; по ступеням образования; по параллелям; по классам; по про- блемам; по циклам предметов; по направлениям работы; по профилям обучения; по категориям детей; по видам инновационной деятельности и др. Каждый из этих подходов имеет свои как сильные, так и слабые стороны — выбор же обусловлен задачами повышения результативности образовательного процесса. При этом воз- можно введение должности заместителя по какому-либо вопросу не на полную ставку, а на 0,25 или 0,5 ставки.

 

На уровне объединений учителей в последние годы в образовательных уч- реждениях появились школьные кафедр ы, которые, в отличие от мето- дических объединений учителей, соединяют обсуждение проблем методики преподавания с исследовательской работой, а их членами становятся не только учителя школы, но и привлеченные к работе по совместительству преподавате- ли вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов.

Школа как часть более широких образовательных систем (муниципальной,

региональной, федеральной) и субъект гражданского права испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления образованием. Создание, ста-


его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются го- сударственным нормативно-правовым актам. Все это обусловлено включением школы в государственно-общественную систему образования, которая, соглас- но ст. 8 Закона РФ «Об образовании», включает в себя:

1) программы, государственные образовательные стандарты различных уровней и направленности, между которыми должна обеспечиваться содержа-

тельная преемственность, исключающая возможность появления тупиковых ветвей образования;

2) сеть реализующих эти программы образовательных учреждений различ-

ных организационно-правовых форм, типов и видов;

3) органы управления образованием с подведомственной инфраструктурой

(оптовыми базами, учебными коллекторами, предприятиями, производящими учебно-наглядные пособия, полиграфическими участками и производствами.).

Эта включенность школы в систему образования отражается на системе внутришкольного управления ее и организационной структуре. Только в этом

случае школа представляет собой оптимально работающую систему.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.