КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический коллектив с позиций управления
Управление образовательным учреждением — это не только управление пе- дагогическим процессом через реализацию управленческих функций анализа, целеполагания, планирования, организации, регулирования и контроля, но и управление коллективом педагогов и сотрудников. Этот аспект деятельности руководителя образовательного учреждения обозначается понятием «руково- дство».
Внутришкольное руководство — это целенаправленное влия- ние субъектов управления школой на членов педагогического коллектива, а также на органы и лидеров школьного сообщества, обеспечивающее эффек- тивную совместную деятельность по решению образовательных задач.
В работе руководителя с коллективом образовательного учреждения можно выделить несколько направлений. Первое направление — целенаправленное формирование педагоги- ческого коллектива. В основе этого вида деятельности лежит принцип оптими- зации состава коллектива — его полового (в сегодняшней школе это прежде всего преодоление феминизации педагогического коллектива) и возрастного состава, соотношения социальных ролей. Чем более разнообразен педагогический коллектив по своему половозраст- ному и ролевому составу, с точки зрения характера и темперамента работников, их профессиональных интересов и хобби, тем больше возможностей для пози- тивного развития образовательного учреждения и эффективного решения обра- зовательных задач он в себе заключает. Однако разнообразие состава педагоги- ческого коллектива не означает «разнобоя» в целях его функционирования и развития. Педагогический коллектив представляет собой систему, и с этой точ- ки зрения главным его свойством выступает целостность.
Выработка единых ценностных и целевых установок, единой концепции школы, единого подхода в обучении и воспитании детей — важнейшая за- дача управления педагогическим коллективом.
Второе направление — развитие коллектива. Согласно современ- ным социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям, при работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд ус- ловий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в раз- витии коллектива: организация перспективных устремлений (ближних, средних и дальних) членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач; осуществление руководства коллективом на основе принципа параллель- ного действия (А. С. Макаренко), когда воздействие осуществляется не на каж- дого члена коллектива, а опосредованно, через коллектив; в то же время, рабо- тая с каждым педагогом отдельно, нужно иметь в виду последствия такого взаимодействия для всего коллектива; сочетание работы в формальных (например, методические объединения учителей) и функциональных группах; «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллекти- вами и социокультурной средой. Благодаря соблюдению этих условий педагогический коллектив превраща- ется в сообщество педагогов, учащихся, родителей, активно взаимодействует с окружающей социокультурной средой, транслируя в нее свои ценности и изме- няясь при этом сам, становится саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Третье направление — создание благоприятного психологического климата в коллективе. Главным результатом этого направления работы руково- дителя школы является установление в педагогическом коллективе конструк- тивных отношений. Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает: формирование у членов педагогического коллектива гуманистических ус- тановок по отношению друг к другу. Основой формирования гуманистических установок является отношение к человеку как к наивысшей ценности, когда за- ботой о человеке пронизаны все сферы школьной жизни; становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и — шире — к труду вообще; формирование у педагогов, сотрудников, всех членов школьного сообще- ства умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива. Для решения этих задач можно использовать такие средств а, как за- крепление в жизни коллектива норм педагогической деонтологии (профессио- нально-педагогической этики), соблюдение норм и форм этикета, создание и закрепление традиций, эстетизация жизни коллектива, поддержание деловых отношений в форме дружеского партнерства и общих увлечений. Для создания в педагогическом коллективе благоприятного психологическо- го климата особое значение имеет выработка и закрепление эффективных спо- собов разрешения конфликтов. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противо- положно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межлично- стных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрица- тельными эмоциональными переживаниями. С целью урегулирования кон- фликта руководитель может применять как структурные, так и гуманитарные методы. К структурным методам относятся: разъяснение требований к профессиональной деятельности; координационные и интеграционные методы (например, в случае кон- фликта между двумя функциональными группами, разрабатывающими разные аспекты концепции школы, может быть назначен человек, координирующий их работу); детальная разработка системы поощрений (благодарность, премия, по- вышение по службе). С целью урегулирования конфликтов руководитель может применять также гуманитарные методы: поиск компромисса предполагает открытое обсуждение мнений и пози- ций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Компромисс предполагает определенные уступки с обеих сторон. Компромисс снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение; организация сотрудничества конфликтующих сторон — это способ раз- решения конфликта, при котором важно удовлетворение интересов обеих сто- рон. Сотрудничество предполагает поиск преимуществ, которые содержатся в каждой точке зрения, и определение условий их реализации; интеграция различий (направление усилий всех участников на достиже- ние общих целей), акцентирование внимания участников конфликта на том, что их объединяет — общих ценностях, интересах, способах деятельности.
Любой гуманитарный метод разрешения конфликта требует диалога между руководителем и конфликтующими сторонами и между самими участника- ми конфликта.
Четв е р т ое направление — создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогиче- ского сообщества — педагогов, сотрудников, учащихся. Результатом деятель- ности руководителя в этом направлении становится создание особой предмет- но-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение по- мещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, са- нитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения. Пятое направление — подготовка коллектива к введению иннова- ций. При введении инноваций от руководителя, по мнению А. М. Моисеева, требуется: разъяснить педагогам психологические (большие возможности для про- явления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного са- моразвития) и материальные преимущества работы по-новому; продумать и реализовать специфические подходы к части педагогов, дру- гих работников школы, для которых переход к новым вариантам образования (гимназическому, лицейскому, получению статуса экспериментальной площад- ки) или новым технологиям не сулит каких-либо перемен к лучшему; выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если та- ковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов; разработать концепцию и программу введения нового содержания обра- зования и соответствующих ему технологий. В этой связи определить разра- ботчиков: лиц, группы — «своих» или приглашенных со стороны, создать бла- гоприятные условия для их работы: временные, материальные, финансовые, психологические; подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллек- тиве педагогов, в среде учеников, родителей; обеспечить научно-педагогическую экспертизу проектов, создав необхо- димые условия для работы экспертов; провести необходимые процедуры согласований и утверждений в органах управления образованием, методических центрах, связанных со школой, вуза- ми, научно-исследовательскими учреждениями. Шесто е напр авление — обеспечение мер социальной защиты педа- гогов и сотрудников. Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя. Седьмое направление — создание условий для повышения квали- фикации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников. Подробно это направление деятельности руководителя рассмотрено в теме 8. Одной из важнейших проблем в современной теории управления образова- тельными системами является проблема руководства поликультурным (много- национальным, поликонфессиональным) педагогическим коллективом. Руководство поликультурным педагогическим коллективом осуществляется на основе общих принципов руководства и закономерностей гуманитарного воспитания.
Руководителю поликультурного педагогического коллектива важно создать такую среду, в которой культурные различия не вели бы к конфликтам, а обо- гащали жизнь коллектива, делали ее более разнообразной и насыщенной, а главное — способствовали достижению образовательных целей. Для этого ре- комендуется: изучать особенности представителей разных культур, входящих в педаго- гический коллектив, применяя методики специальных этнопсихологических и социологических исследований, и анализировать характер отношений между ними; ориентировать педагогический коллектив на общие ценности и цели со- вместной деятельности в сфере образования; не допускать предвзятости в отношении представителей отдельных куль- тур — режим работы, основные требования делового этикета, критерии оценки деятельности должны быть одинаковыми для всех; проявлять чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных культур; учитывать культурные различия при распределении поручений в педаго- гическом коллективе; максимально использовать потенциал каждой культуры, руководствуясь принципом взаимодополнительности (разные культуры дополняют друг друга в том или ином виде деятельности); формировать в коллективе и демонстрировать самому культуру межна- ционального общения; предотвращать конфликты на национальной почве. Таким образом, управление педагогическим коллективом образовательного учреждения в современной науке об управлении предстает как человеко- и ценностно ориентированное, основанное на принципах гуманитарности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |