Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И аттестация педагогических работников




 

Развитие системы образования в целом и отдельного учреждения невозмож- но без развивающегося учителя. Устаревают знания и умения, полученные им во время профессиональной подготовки в вузе, изменяются образовательные стандарты и требования к педагогам, появляются новые разработки и научные знания по преподаваемой науке и в сфере педагогической деятельности, возни- кает потребность осмыслить и систематизировать накопившийся опыт собст- венной работы. Все это приводит к необходимости систематической и систем- ной работы по повышению квалификации педагогов, руководителей и других работников школы.


Согласно ст. 25 Закона РФ «Об образовании», повышение квалификации от- носится к дополнительному профессиональному образованию. Оно может быть реализовано в институтах повышения квалификации, на факультетах повыше- ния квалификации при вузах, на различных курсах и семинарах, в системе внутришкольной методической учебы, в форме проведения стажировок.

 

Составная часть системы непрерывного образования — профессиональное самообразование педагога, которое выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим по- вышением квалификации и переподготовкой специалистов.

 

Для оформления результатов своего профессионального творчества, соглас- но ст. 55 закона РФ «Об образовании», педагогические работники образова- тельного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной препода- вательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Порядок и условия предоставления этого отпуска определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.

 

Система повышения квалификации решает задачу удовлетворения профес- сионально-образовательных потребностей специалистов образовательных учреждений в повышении их профессиональной компетентности, создавая условия для реализации творческого потенциала специалиста на всем про- тяжении его профессиональной карьеры.

 

Выделяются следующие основные функции повышени я квали -

фикац и и:

ƒ диагностическая — определение склонностей и способностей слушате-

лей, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей;

ƒ компенсаторная — ликвидация пробелов в образовании, связанных с не-

дополучением психолого-педагогических знаний в процессе профессионально- го образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;

ƒ адаптационная — развитие информационной культуры, обучение само-

образованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирова-

ния универсальных педагогических технологий и систем — с целью ориента- ции в деятельности при смене статуса образовательного учреждения, профиля подготовки, должности, места работы;

ƒ познавательная — удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей педагога;

ƒ прогностическая — раскрытие творческого потенциала слушателей, вы-

явление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности (М. П. Сибирская).


Учебно-тематические планы и образовательные программы повышения ква- лификации, как правило, строятся по блочно-модульному принципу и позволя- ют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения в зависимости от целей повышения квалификации, потребностей слушателей, уровня их под- готовленности и индивидуальных особенностей. Многообразие возможных ва- риантов образовательных программ и учебных планов определяет структуру повышения квалификации.

 

Методическая работа является органичной составляющей системы повыше-

ния квалификации педагогов.

 

Основные задачи методической работы состоят в углублении теоретической подготовки и профессионального мастерства учителей. Индивидуальная мето- дическая работа является частью самообразования учителя. Коллективную ме- тодическую работу возглавляет педагогический или методический совет, за- вуч,а проводят методические объединения учителей по предметам и секция классных руководителей (или школьные кафедры).

В практике педагогических коллективов сложились такие формы методиче-

ской работы, как посещение и анализ уроков, обсуждение новинок литературы,

конференции, подготовка и обсуждение докладов, обмен опытом, коллективная и индивидуальная разработка тематических планов, рекомендаций. Методиче- ская работа является одним из путей профессионального роста учителя, дает возможность творческой деятельности, научных исследований.

 

Обратимся к опыту взаимосвязи инновационной деятельности школы и повы- шения квалификации педагогов. В начале опытно-экспериментальной работы Волгоградской городской гимназии (сейчас — гимназия № 1 г. Волгограда) учите- ля и воспитатели привлекались к доработке и наполнению конкретным содержа- нием предложенных им моделей образования и развития школы. С этой целью ис- пользовались методические объединения, совещания. Для совершенствования профессиональной подготовки и формирования умений теоретического анализа педагогической действительности были организованы методологический семинар и школа педагогического мастерства. Их занятия проводились так, чтобы макси- мально стимулировать собственную активность педагогов. Вскоре среди них вы- делились наиболее активные. Именно они составили основу творческих групп по разработке различных вариантов учебных планов.

Во второй год работы школы уже реализовывались пять вариантов учебных планов для классов различных профилей. Пути перехода на пятидневную учебную неделю разрабатывались всем коллективом на педагогическом совете, проведен- ном в форме деловой игры. Каждая из четырех проектных групп изучала опыт двух-трех школ, искала пути применения и обогащения этого опыта в своем кол- лективе. В результате была разработана согласованная система работы в условиях

«пятидневки».

Одновременно среди учителей стали выделяться те, кто уже стремился и мог проводить самостоятельную поисковую работу. Большая часть из них обратила свои поиски на совершенствование содержания образования, разработку программ


углубленного изучения предметов, пособий к ним. Другие же — на совер- шенствование методики. Для учителей-исследователей были организованы инди- видуальные и групповые консультации по методике исследовательской работы. Постепенно из этой группы выделились учителя, начавшие диссертационные ис- следования. Так поэтапно формировалась атмосфера творческого поиска в педаго- гическом коллективе гимназии: обобщение опыта работы, эмпирический экспери- мент, теоретический поиск.

Комплексная программа повышения квалификации педагогов наряду с прове- ренными лекционно-семинарскими занятиями, конференциями и практикумами предусматривала видеотренинг, ролевые и деловые игры, индивидуальные кон- сультации специалистов. Существенную роль в становлении атмосферы творче- ского поиска в педагогическом коллективе играют стажировки учителей на ка- федрах вуза, а преподавателей педагогического университета — в гимназии. Такие стажировки стали системой. Учителя при этом получают консультации от ученых по вопросам исследовательской работы и методики преподавания, а преподавате- ли высшей школы — опыт практического использования своих идей.

 

Повышение квалификации педагогов возможно и в системе послевузовского профессионального образования, которое может быть получено в аспирантуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профес- сионального образования и научных учреждениях.

 

Аспирантура — основная форма подготовки в России научных и научно- педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспи- ранты на конкурсной основе сдают вступительные экзамены в аспирантуру, кан- дидатский минимум и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандида- та наук; обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной фор- ме — четырех лет.

Докторантура — подготовка научно-педагогических кадров высшей квалифи- кации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора наук, которая обычно присваивается лишь тем, кто уже имеет степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет (п. 5 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профес- сиональном образовании»).

 

Государство гарантирует гражданам бесплатность на конкурсной основе по- слевузовского профессионального образования в государственных и муници- пальных образовательных учреждениях в пределах государственных образова- тельных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Государственные или муни- ципальные учреждения высшего профессионального образования или НИИ, при которых создана аспирантура, адъюнктура и (или) докторантура, обязаны предоставить гражданину такую возможность при соблюдении ряда четко ого- воренных в правилах приема условий (например, наличия стажа работы по профессии, должности, успешной сдачи экзаменов, прохождения по конкурсу).


Промежуточным итогом повышения квалификации, а также стимулом к ее совершенствованию является аттестация педагогических работников и обра- зовательных учреждений.

 

Аттестация образовательных учреждений, которую они проходят раз в 5 лет, — это основная форма государственно-общественного контроля за соот- ветствием содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех обра- зовательных учреждений (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов. За- ключение комиссии является основанием для получения государственной ак- кредитации (права на выдачу документов государственного образца) либо ее лишения.

Аттестация педагогических и руководящих кадров — это комплексное оце- нивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продук- тивности деятельности работников образовательных учреждений. Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических ра- ботников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творче- ской инициативы

Итогом аттестации является присвоение педагогу или руководителю образо- вательного учреждения квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Действующим положением об аттестации педагогиче- ских работников установлено три квалификационные категории: высшая кате- гория, которую может присвоить главная аттестационная комиссия (создается на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования); первая категория — присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской комиссией; вторая категория, которую присваивает аттестационная комиссия школы. От квалификационной категории зависит разряд оплаты тру- да.

Аттестация проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но ино- гда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета шко- лы или методического совета для определения уровня педагогической квали- фикации педагога и его соответствия занимаемой должности.

 

Вопросы

 

1. Что понимается под управлением в образовании? Каковы современные требования, предъявляемые обществом к управлению образовательными сис- темами разного уровня?

2. Каковы основные методы создания и укрепления доверия в образователь- ном учреждении? Почему их можно рассматривать одновременно как методы формирования гуманитарных отношений в коллективе?

3. В чем заключаются функции государства в управлении образованием, в

чем — общественные функции?


4. Назовите формы государственного и общественного управления образо-

ванием. Какие из них являются обязательными, какие — возможными?

5. Выделите основные компоненты управления, их взаимосвязь, особое на- значение в управленческом цикле. В чем гуманитарный смысл подобной логи- ки управления и планирования?

6. Чем различаются по назначению и форме перспективный, годовой и опе-

ративный планы работы? В каком из них выше степень детализации?

7. Как разделение полномочий способствует установлению атмосферы со- трудничества в школе? В чем заключается педагогический характер управления образовательным учреждением?

8. Как формируется психологический климат педагогического коллектива? Какую роль в его формировании играет деятельность руководителя по форми- рованию конструктивных отношений?

9. Какова специфика конфликтов в педагогическом коллективе? Каковы ос-

новные методы их разрешения?

10. Что понимается под управленческой культурой руководителя образова-

тельного учреждения? Как соотносятся понятия «управленческая культура» и

«гуманитарность»?

11. Как создается имидж руководителя образовательного учреждения? Какие условия при этом учитываются?

12. С какими социальными институтами взаимодействует школа? Каковы цели и результаты такого взаимодействия?

13. В чем состоит назначение системы повышения квалификации педагогов?

В каких формах она осуществляется?

14. Как аттестация педагога связана с повышением его квалификации? На какие государственные гарантии может рассчитывать педагог в повышении своей профессиональной квалификации?

 

 

Упражнения

 

1. Р. Б. Шо утверждает: «Доверие — это не просто гуманный подход к от- ношениям между людьми, не только благоприятный психологический климат. Иногда для создания атмосферы доверия необходим также набор жестких дей- ствий и процедур, которые могут показаться кому-то даже жестокими и бессер- дечными» (Шо, Р. Б. Ключи к доверию в организации / Р. Б. Шо. — М.: Де- ло, 2000. — С. 15).

Какие управленческие действия и процедуры можно отнести к числу «жест-

ких»? Согласны ли вы с утверждением Р. Б. Шо? В случае положительного от- вета объясните, каким образом жесткие управленческие решения могут способ- ствовать созданию атмосферы доверия в образовательном учреждении, и при- ведите примеры ситуаций, в которых такие решения необходимы. В случае от- рицательного ответа назовите методы управления (виды воздействия), которые применимы в любой ситуации.


2. Предложите формы участия обучающихся в соуправлении образователь-

ным учреждением. Как при этом обеспечить их активность?

3. Познакомьтесь с успешным опытом организации ученического само-

управления, выделив в нем организующую роль педагогов.

4. Проведите в своей группе дискуссию по теме «Что препятствует участию школьников в управлении школой?» Соберите «методическую копилку»: прие-

мы, методы, организационные формы подготовки школьников к демократиче-

скому самоуправлению и вовлечения их в такую деятельность.

5. Составьте сопоставительную таблицу с характеристиками функций авто-

ритарного и гуманитарного управления:

 

  Функция управления Стиль управления
Авторитарный Гуманитарный
Анализ    
Целеполагание    
Планирование    
Организация    
Регулирование    
Контроль    

 

 

6. Проанализируйте приведенный в теме 4 пример организационной струк-

туры по алгоритму решения задач управления, предложенному М. М. Поташ-

ником и B. C. Лазаревым (см. с. 20).

7. Предложите организационную структуру школы, которая, с вашей точки зрения, наиболее воплощала бы идеи гуманитарности. Проведите защиту таких проектов на занятии в группе.

8. А. С. Макаренко утверждал: «Лучше иметь пять слабых воспитателей,

объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принци- пом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, ко- торые работают все в одиночку, кто как хочет» (Макар е нко, А. С. Кол- лектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 1972. — С. 128).

Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы «за» и «про-

тив». Как руководитель образовательного учреждения может добиться единст-

ва в деятельности педагогического коллектива?

9. Предложите программу деятельности директора школы по урегулирова-

нию конфликта, описанного в приведенной ниже ситуации:

 

Елена Александровна — опытный и квалифицированный педагог с большим стажем. Директор ценит ее, а коллеги относятся с большим уважением. Будучи классным руководителем в 7 «А» классе, Елена Александровна очень добросове- стно относится к своим обязанностям: регулярно проводятся классные часы, класс участвует во всех общешкольных мероприятиях, дети неплохо учатся, да и с дис- циплиной в классе все в порядке. Но в этом году в 7 «А» пришла молодая учи-


тельница математики Зоя Павловна, только что окончившая педагогический вуз. Дети буквально влюбились в новую учительницу. Еще бы: увлекательные уроки с математическими играми, сочинением сказок, воображаемыми путешествиями, по-настоящему дружеские отношения с учениками, замечательное чувство юмора. Даже в поход вместе сходили. В конце концов дети стали просить Зою Павловну, не имевшую «собственного» класса, стать их классным руководителем. Сначала это выглядело как шутка, но в один прекрасный день к директору пришли родите- ли учеников 7 «А» и предъявили это требование вполне официально, мотивируя это тем, что молодой педагог лучше понимает детей, более энергична и творчески относится к работе — детям с ней «не скучно». Дети же, решив во что бы то ни стало добиться своего, объявили Елене Александровне бойкот, стали игнорировать ее требования, срывать внеклассные мероприятия: «Вы сами от нас откажетесь».

 

10. Вспомните случаи, когда имидж руководителя образовательного учреж- дения был удачным, и опишите его (при описании ориентируйтесь на состав- ляющие имиджа, охарактеризованные в тексте параграфа 6). Аналогично опи- шите неудачный имидж руководителя образовательного учреждения.

11. Предложите и «проиграйте» модель поведения руководителя образова-

тельного учреждения

а) во время беседы с вышестоящим руководителем сферы образования, ко- гда руководителю образовательного учреждения необходимо отстоять интере- сы «своей» школы;

б) во время разговора с родителями неуспевающего ученика;

в) во время вручения награды одному из педагогов.

12. Разработайте программу взаимодействия школы с одним из социальных институтов (по вашему выбору) с целью воспитания у школьников гуманитар-

ной позиции. Сформулируйте цели и принципы взаимодействия, определите направления сотрудничества и сроки осуществления программы, составьте пе- речень конкретных мероприятий.

 

Литература

 

Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. —

М., 1989.

Бочарова, В. Г. Школьник в микрорайоне / В. Г. Бочарова, М. М. Плоткин. —

М., 1986.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.

Т. И. Шамовой. — М., 1992.

Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы / Н. С. Дежникова. — М., 1984. Дудников, В. В. Менеджмент сферы образования. Т. 1 / В. В. Дудников. — М., 1995. Егоршин, А. П. Управление персоналом: Учеб. для вузов / А. П. Егоршин. —

Н. Новгород: НИМБ, 2001.

Зверева, В. И. Самоаттестация школы / В. И. Зверева. — М.: Педагогический по-

иск, 1999.

Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Орга-

низационно-управленческий аспект / П. И. Карташов. — М., 1984.


Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В.И.

Шкатулла. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.

Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. —

М., 1993.

Кондаков, М. И. Теоретические основы школоведения / М. И. Кондаков. —

М., 1982.

Кустобаева, Е. Управленческая культура директора школы: адекватная самооцен-

ка / Е. Кустобаева // Народное образование. — 2002. — № 1.

Менеджмент в управлении школой / Под. ред. Т. И. Шамовой. — М.: Ма-

гистр, 1992.

Моисеев, А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно- практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территори- альных образовательных систем / А. М. Моисеев, А. Е. Капто, А. В. Лоренсов, О. Г. Хомерики. — М.: Педагогическое общество России, 1998.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик;

Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Немова, Н. Цель — повышение квалификации. Подходы к обучению учителей не-

посредственно в школе / Н. Немова // Директор школы. — 1998. — № 6.

Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов. —

М., 1990-1991.

Оценка качества образовательной деятельности школ. — Волгоград: Переме-

на, 2002.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,

И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школьная Пресса, 2002.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М.

Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др.— М.: Большая Российская энциклопедия,

2002.

Портнов, М. Л. Азбука школьного управления / М. Л. Портнов. — М.: Просвеще-

ние, 1991.

Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: Пособие для руково-

дителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В. С. Лазарева. — М., 1995.

Справочник администрации школы по организации учебного процесса. — М.: Педа-

гогический поиск, 2000.

Сунцов, Н. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практи-

ки / Н. С. Сунцов. — М., 1982.

Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреж-

дений / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред.

М. М. Поташника. — М.: АПП ЦИТП, 1992.

Управление современным образованием: социальный и экономический аспек-

ты / Под. ред. А. Н. Тихонова. — М.: Вита-Пресс, 1998.

Шепель, В. М. Настолькная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гума-

нитарилогия / В. М. Шепель. — М., 1992.

Шепель, В. М. Управленческая этика / В. М. Шепель. — М., 1989.

Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батыше-

ва. — М.: АПО. 1999.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................. 3

 

1. Понятие управления в образовании................................................................ 5

 

2. Государственно-общественная система управления образованием........... 9

 

3. Функции педагогического управления......................................................... 14

 

4. Школа как педагогическая система и объект управления.......................... 20

 

5. Педагогический коллектив с позиций управления...................................... 25

 

6. Управленческая культура руководителя...................................................... 29

 

7. Взаимодействие социальных институтов в управлении

образовательными системами............................................................................ 34

 

8. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников..... 39

 

Учебное издание

 

Николай Михайлович БОРЫТКО Ирина Афанасьевна СОЛОВЦОВА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.