Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические методы 2 страница




Баренбойм Л. А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в Советском Союзе. Сб. статей / Ред.-сост. Л. А. Баренбойм.—Л., 1977.

Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Исследование. Изд-е 2-е, доп. - Л., 1979.

Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Изд. 5-е, стереотипное. – М.: 2009.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Изд. 10-е, стереотипное. – М.: 2009.

Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. Книга для учителя / Сост. И.В. Пигарева. – М., 2004.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: 2004.

Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность в теории и практике этнокультурного образования. – М., 2009.

Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.— М., 1976.

Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка, 1980, № 9.

Мелик-Пашаев А. А. Личность и эстетическое отношение к действительности // Коммунист, 1984, № 3.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.— М., 1981.

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия.— М., 1972.

Назайкинский Е. В. О роли музыкознания в современной культуре // Сов. музыка, 1982, № 5.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. Изд. 4-е.- М., 1982.

Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп.— М., 1987.

Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева и учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность.— М., 1984.

Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики.— М., 1980.

Сохор А. Н. О методологии научного познания искусства // Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Кн. II.—Л., 1981.

Старчеус М.С. Слух музыканта. – М.: 2003.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.,2003.

Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. – М. 2008.

Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством и с самим собой). - М, 1998.

Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. I.-М,1998.

Щербакова А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта. – М.,2007.

Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма. Сб. в 2-х т. Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.,1972.

 

 

Библиография к I и II главам:

1. Абульханова-Славская К.А. Некоторые особенности эстетического переживания (психологические подходы к проблеме) / Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 15-17 декабря 1994 г. – М.,1994.

2. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М.,1990.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.- М.,2004.

4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования.- М.,2006.

5. Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева Методика музыкального образования. Учебник для вузов. М. Музыка, 2006. Комплект DVD записей. – М., Институт новых технологий. 2006.

6. Античная музыкальная эстетика. Собрание текстов А.Ф.Лосева. Предисловие В.П.Шестакова. — М., 1960.

7. Аристотель Политика Поэтика // Памятники мировой эстетической мысли. В 5 томах. Т. I / Ред.-сост. В.П. Шестаков. – М., 1962.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. 2-е изд. – Л.,1971.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е / ред. И вступ. статья Е. М. Орловой. – Л., 1973.

10. Асмус В.Ф. Эстетические принципы театра К.С. Станиславского // Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. – М., 1968.

11. Асмус В.Ф. Эстетика Аристотеля// Вопросы теории и истории эстетики. Сб.статей. – М., 1986.

12. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2009.

13. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1.- М.,1937, с.7.

14. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд.2-е, доп. – Л.,1979.

15. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени/Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. Сост. Л.А. Баренбойм. М. – 1978.

16. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Издание официальное. – М., 2004.

17. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

18. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисловие А.Н.Леонтьева. Комментарий Л.С. Выготского, В.В. Иванова; общ. ред. В.В. Иванова Изд. 3-е, М., 1986.

19. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.

20. Гильманов С. А. Творческая индивидуальность учителя. – Тюмень, 1995.

21. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Изд. 2-е. – М., 2000.

22. Жак-Далькроз Э. Ритм.- М., 2006.

23. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

24. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - 6-е изд. стер. – М., 2010.

25. Зимина О.В. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки. – Тамбов, 2006.

26. Зись А. Я. Эстетика: идеология и методология. – М., 1984.

27. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. Второе-изд., доп.- М., 1984.

28. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986.

29. Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. – М., 2006.

30. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., Сов. Композитор, 1977.

31. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп.— М., 1984.

32. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Программа по музыке для общеобразовательной школы. Под руководством Д.Б.Кабалевского.- М., 2005.

33. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. – М., 2004.

34. Каган М. С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. - М., 1988.

35. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М., 2004.

36. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука.- М.,2005.

37. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. – М.,1997. Профессиональная рефлексия учителя музыки Методологический аспект. – М.,

38. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки / Сов. музыка, 1990, №11.

39. Майковская Л. С. Этнокультурная толерантность в теории и практике музыкально-педагогического образования. – М., 2009.

40. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. – М., 1980.

41. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. — М., 1982.

42. Медушевский В.В. Закономерности и средства художественного воздействия музыки. – М., 1976.

43. Медушевский В. В. Какая наука нужна музыкальнойкультуре // Сов. музыка. — 1977.— № 12.

44. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. – М., 1980.

45. Медушевский В.В. О методе музыковедения // Методические проблемы музыкознания: Сб. статей. — М., 1987.

46. Медушевский В. В. Углублять концепцию музыкального образования// Сов.музыка, 1981, № 9.

47. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

48. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.,1981.

49. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. И. Скаткина, Я.С. Турбовского – М., 1985.

50. Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки. – М., 1988.

51. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. – М., 1972.

52. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкального знания // Восприятие музыки. Сб.статей. – М., 1980.

53. Назайкинский Е.В. Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня? // Сов.музыка, 1989, № 3.

54. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. – М.,2003.

55. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Заметки педагога.- М., 1987.

56. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1987.

57. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. – М., 2002.

58. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. – М.,1984.

59. Пиличяускас А. А. Познание музыки как педагогическая проблема // Музыка в школе, 1989, № 1.

60. Подкорытов Г. А. Общее и особенное в методологии научного познания// Общее и особенное в методологии социальных исследований. Сб. статей – Л., 1986.

61. Покровский Б.А. Размышления об опере / Ред.-сост. М. Н. Чурова. — М.,
1979.

62. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Под ред. Г.М. Цыпина.- М.,2003.

63. Российская педагогическая энциклопедия. – М.,

64. Соколов А.С. Музыка вокруг нас. – М., 1996.

65. Станиславский К.С. Работа актера над собой: Дневник ученика. – М., 1951.

66. Старчеус М.С. Слух музыканта.- М.,2003

67. Сухомлинский В.А. Овоспитании. — М., 1973.

68. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003.

69. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн.1. О профессии режиссера / Сост. Ю.С. Рыбаков. Предисл. К.Рудницкого. – Л., 1980.

70. Толстой Л.Н. Письмо Н.Н.Страхову 2 апреля 1876 года // Полн. собр. соч. В 90 томах. Т. 62. М., 1953.

71. Торопова А. В. Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. – М.,2008.

72. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т. I/ - М., 1950.

73. Философский энциклопедический словарь М., 1983.

74. Холопов Ю.Н. Русская философия музыки и труды А. Ф. Лосева // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М.: МГУ, 1996.

75. Холопова В.Н. Ритм / Музыкальная энциклопедия. Т.4. – М.,1978.

76. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. – М.,1980.

77. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. – М.,1999.

78. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М., 1988.

79. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Т. I. – М., 1981.

80. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта.- М., 2007.

81. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999.

82. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма. Сб. в 2-х т. Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.,1972.

 

 

Глава третья: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ

В данной главе приводятся примеры выпускных квалификационных работ, которые студенты выполняли на основе предварительной профессионально направленной методологической подготовки, содержание которой было описано в двух предыдущих главах.

Как отмечалось выше, содержание этих работ излагается в несколько сокращенном виде. При этом, в целях наглядной демонстрации приобретенных компетенций в плане усвоения основ музыкально-педагогического исследования, материал отредактирован с трех позиций:

а) изложения взглядов, концепций философов, ученых которые служат методологической базой того или иного исследования студента — набрано курсивом;

б) те или иные рассуждения студента по поводу исследуемой проблемы — набрано обычным шрифтом;

в) изыскания, рассуждения студентов, сопоставления различных научных и научно-методических взглядов, всякого рода личностные высказывания, субъективно и тем более — объективно-творческого характера — набрано полужирным шрифтом.

Каледина Мария Сергеевна [12]

Социально-психологическая адаптация младших школьников к школьной жизни средствами музыкально-игрового тренинга
(выпускная квалификационная работа)
специальность – музыкальное образование

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………120
ГЛАВА I Теоретические аспекты проблемы адаптации детей к школьной жизни на первом году обучения…………………………………123
1.1. Сущность понятия «адаптация»…………………………………123
1.2. Психологическая адаптация к школе как предмет исследования…124.
1.3. Социально–психическая адаптированность и дезадаптированность ребенка к школе………………………………………………………125
1.4. Методики диагностики и коррекции социально-психологической адаптированности школьников………………………………………126 Выводы по главе……………………………………………………..127
ГЛАВА II Музыкально–педагогические подходы к профилактике и коррекции дезадаптации школьников…………………………..127
2.1. Методики диагностики и преодоления школьной дезадаптации….127
2.2. Тренинговая работа как метод профилактики психологической дезадаптации…………………………………………………………129
2.3. Психологический статус игры как основной деятельности ребенка в различных векторах его развития…………………………………130.
  Выводы по главе…………………………………………………..131
ГЛАВА III Опытно–поисковая работа по преодолению школьной дезадаптации средствами музыкально–игрового тренинга……132
3.1. Принципы, содержание и музыкальный материал тренинговой работы по преодолению школьной дезадаптации…………………132
3.2 Опытно-поисковое обследование……………………………………135
3.3 Описание полученных результатов…………………………………144 Выводы………………………………………………………………..151
Заключение ………………………………………………………………………151
БИБЛИОГРАФИЯ К ВКР………........... …………………………………….152
     

Введение.

 

В связи с возникающими трудностями и проблемами у детей, начинающих свое обучение в школе, понятие «школьной адаптации» в последнее время стало широко применяться для описания факторов, которые помогали бы привыканию первоклассников к школьному обучению.

Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать вокруг него пространство, благоприятно воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Средством, способным решить данную задачу, является искусство, в том числе и в значительной степени – музыка.

<…>

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.

Приспособить ребёнка к школе – значит подвести его к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Этот процесс приспособления происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определённые установки.

С другой стороны, адаптация подразумевает не только приспособление, но и создание условий для последующего развития. Значит, адаптировать ребёнка – это приспособить его к развитию. В этом случае ребёнок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него успешно формируются психические свойства и умения, позволяющие в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него формируется способность развиваться в этой среде, реализуются свои потребности, не входя в противоречие со средой. Школа и ребёнок взаимно адаптируются друг к другу.

Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе напрямую связаны с сохранением физического, психического и социального здоровья, установлением контакта с учащимися, учителем, формированием адекватного поведения, овладением навыками учебной деятельности.

Первый год обучения чрезвычайно важен для ребёнка, переступившего порог школы. Этот период определяет порой всю последующую жизнь школьника, и в это время под руководством взрослых ребёнок совершает очень важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения – это всегда сильный стресс для ребёнка. Поступление в школу вносит значительные перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность или напряжение.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в два раза превышать величину этого показателя у более взрослых школьников.

Таким образом, школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

С целью коррекции поведенческих девиаций эффективно использовать специально разработанные игры с включением музыки для слушания, пения с интонационно-пластическими движениями. Мы исходили из того, что применение музыкальной игротерапии снижает уровень тревожности и агрессивности, улучшает эмоциональное состояние, корригирует настроение.

Следует отметить, что в последнее время музыкальная игротерапия приобрела широкое применение в кругах специалистов, борющихся с неуспешной и затормозившейся адаптацией младших школьников, а также – стремящихся скорректировать, «выправить» дезадаптированность, сложившуюся в условиях конфликта личности и окружения.

Наиболее важным, влияющим на формирование школьной адаптации на первом году обучения фактором, являются, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье. Во многом успешность адаптации зависит от наличия у детей адекватной самооценки. На основе процесса сравнения себя с другими людьми, процесс адаптации начинается уже в раннем детстве, в лоне семьи у ребёнка вырабатывается мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребёнка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно – необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей.

 

Цельюисследования явилось изучение возможностей и эффективности музыкально-игровых форм тренинга социально–психологической адаптации детей к школьной жизни.

Объектом исследования является процесс социально–психологической адаптации детей к школе на первом году обучения в образовательном учреждении.

Предметом исследования являются методы музыкально–игрового тренинга личностной адаптированности младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной адаптации;

2. Осуществить отбор методик для диагностики и коррекции адаптационной недостаточности школьников;

3. Подобрать, разработать и апробировать методы музыкально-игрового тренинга для младших школьников с целью повышения уровня личностной адаптации или устранения возникших проблем.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о сущности процесса адаптации, отражённые в трудах Березина Ф.Б., Аршавского В.С. и Ротенберга В.В., Венгер А.Л., Китаева–Смык Л.А., Налчаджян А.А., Коржовой Е.Ю., Фрейд А., Завьяловой Е.К. и др.; положения о психологическом и психофизиологическом развитии младших школьников, представленные в работах авторов Венгер А.Л., Минаевой В.М., Обуховой Л., Эльконина Д.Б., Коневой О.Б., Пановой Н.В. и др.; методические разработки с применением игровых и музыкально–игровых моментов в работах авторов Ворожцовой О.А., Зиминой А.Н. и др.; научные положения музыковедов Асафьева Б.В., Ручьевской Е.А.; научно–методические разработки Ветлугиной Н.А. в коррекционной работе с детьми; а также, труды авторов, в которых отдельно разбирается психологический статус игры как основной деятельности ребёнка в различных векторах его развития – Хейзинга Й, Фрейд З., Берн Э., Эльконин Д.Б. и др.

Методы исследования:

· наблюдение;

· проективные методики (рисование, музыкально-пластические задания, анкетирование, социометрический тест).

Гипотеза исследования: разработанные нами и апробированные в практической работе формы и методы музыкально–игрового тренинга (сочинение мелодий, музыкальных сказок, импровизация на музыкальных инструментах, инструментальный оркестр, музыкально-пластические этюды) служат эффективным способом социально–психологической адаптации детей 6–8 лет к школе.

База исследования: Центр психолого–медико–социального сопровождения образования «Радинец» г. Москвы, учащиеся первого класса.

 

 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.