Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики диагностики и преодоления школьной дезадаптации





Осуществленный анализ, на наш взгляд, дает основание сделать вывод о том, что, если педагог–психолог обладает достаточным количеством знаний и умений в работе с младшими школьниками, имеет в своём арсенале методики диагностики адаптации детей к школе — он имеет возможность предупредить неуспешную социально–психологическую адаптацию учащихся, скорректировать траекторию её развития в сторону лучшего самочувствия в социуме, самореализации и высокой социально–психологической адаптированности младших школьников.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Прежде чем рассмотреть музыкально-педагогические подходы к профилактике и коррекции дезадаптации школьников, остановимся на обще-педагогических методах диагностирования.

С помощью методик, как "Страхи в домиках", "Моё настроение в цветах" [16] выявляется эмоциональное состояние детей в период адаптации. Оно зависит от таких факторов, как межличностные отношения, физическая и умственная нагрузка, индивидуальные личностные особенности, внутрисемейные отношения.

Цветовое фиксирование своего настроения у первоклассников в течение учебного года раз в неделю способно рассказать о характере социально-психологической адаптации. Преобладание положительных, ярких, активных цветов (красный, желтый) является показателем безболезненной адаптации.

К методикам диагностики с помощью цвета можно отнести и небезызвестный восьмицветовой тест Люшера. [31]

Для выявления самооценки ребёнка и межличностных отношений в классном коллективе мы пользуемся методикой "Дом Доброты" И.В.Вачкова. [9] Суть данной методики заключается в том, что дети должны расселять дом Доброты, который имеет три этажа и самую верхнюю одну квартиру на крыше. Чаще всего, младшие школьники имеют высокую и завышенную самооценку, считают себя добрыми, "хорошими" и "умными" и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.

Методика Лускановой Н.Г. позволяет отслеживать уровень школьной мотивации и состоит из двух частей: рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?» и анкетирование, состоящее из десяти вопросов. [21] Несоответствие теме рисунка указывает на детский негативизм, неверное понимание и истолкование поставленной задачи, отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего, игровых. Как правило, у девочек сформированность учебной мотивации выше, чем у мальчиков. Это определяется тем, что девочки более усидчивы, достаточно общительны, легко приспосабливаются к новой деятельности. Большинство мальчиков предпочитают игровую деятельность учебной, у них еще сохраняются качества, присущие предыдущему возрастному периоду, более подвижные, трудно переносят длительное ограничение двигательной активности. [21]



Методика Филипса (личностное анкетирование из 58 вопросов) предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста.

Еще одна методика, посвященная диагностированию уровня тревожности личности – опросник С. Спилберга «Личностная шкала самооценки» [22]. Эта методика позволяет определить уровень тревожности личности, как индивидуальной чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасение.

Методика «Градусник» [35] позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью. В соответствии со статистикой данная диагностика показывает, что наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как окружающий мир, рисование, чтение. Это связано с психологическими и физическими особенностями детей.

Методика «Краски» [17] позволяет определить испытывает ли ребёнок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

Методика «Солнце, тучка, дождик» [22] позволяет определить, как себя ощущает ребёнок в различных ситуациях.

Игровая методика «Здравствуй, я рад познакомиться» [22] имеет цель научить детей не бояться сверстников, налаживать коммуникативные отношения друг с другом, в связи с чем снижается уровень тревожности, страхов в незнакомом обществе.

Игровая методика «Выработка правил поведения на занятиях» [22] опирается на развитие волевых качеств младших школьников.

Методика «Какой Я?» [22] предназначается для определения самооценки. Как правило, у младших школьников достаточно высокий уровень самооценки.

Методика «Школьной зрелости» А. Керн основывается на тестировании и часто используется для ориентировочной оценки уровня развития. Проявление волевых усилий и дисциплинированности является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6187; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. VIII. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997)
  2. Автоматизированные системы для распознавания патологических состояний методами вычислительной диагностики
  3. АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО ТЕЧЕНИЯ ГЕСТОЗА
  4. Алгоритм методики проведения семинара
  5. АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
  6. Б.5 Стандарты, правила, нормы, методики, инструкции
  7. Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
  8. Бессознательное и проективные методики
  9. Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений
  10. Вопрос 1. Общие положения криминалистической методики.
  11. Вопрос 2. ЖКБ. Понятие. Современные методы диагностики (УЗИ, эндоскопия, рентгеноэндоскопия, МРТ).
  12. Вопрос 3. Позвоночно – спинномозговая травма. Современные виды диагностики и принципы лечения. КТ, МРТ.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.