Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая адаптация к школе как предмет исследования




Сущность понятия «адаптация».

К школьной жизни на первом году обучения.

Адаптация к школьной жизни – сложный психологический процесс, результатом которого является личность ученика, принявшая и интегрировавшая в себя требования и ограничения, поощрения и наказания, все рациональное и иррациональное – то, чем содержательно наполнена школьная жизнь. Адаптация имеет внешнюю – поведенческую и внутреннюю – психическую когнитивно–аффективную составляющие, которые без сомнения неразрывно связаны между собой. При этом психическая адаптация является тем ядром, которое определяет дальнейшие проявления успешности или неуспешности процесса как на поведенческом, так и эмоциональном уровне.

<…> Анализ позиций бихевиористов и интеракционистов, работ по психоанализу, социальной и педагогической психологии, в том числе – Дж. Уотсона, З. Фрейда, Г.Айзенка, Р.Хэнки, Л.Филипса и др. показал, что все разновидности адаптации и дезадаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.

Рассмотрение концепций российских ученых по проблеме адаптированности и по системному подходу к ее исследованию (В.С.Аршавского и В.В.Ротенберга, В.И.Медведева и Г.М.Зараковского, Л.А.Китаева-Смык, Ф.Б.Березина, В.Н.Крутько, Е.Ю.Коржовой, М.В. Рома и др.) привело к пониманию важности не прямых – директивных, а контекстуальных – опосредованных воздействий на повышение адаптированности школьников.

Нами принята методологическая позиция, согласно которой личность одновременно является членом нескольких групп, в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других – хуже. Социализированность личности может быть как основой адаптированности, так и дезадаптированности – это зависит от конкретной социальной ситуации. Первоклассник может быть адаптирован в группе сверстников, принимая и следуя нормам и ценностям субкультуры этого возраста, а учителями и родителями рассматриваться как дезадаптированная личность с точки зрения выполнения норм, требований и ценностей взрослых. Изменение отношения значимого взрослого ведет к изменению самооценки ребёнка, способствует укреплению уверенности в себе и собственных способностях.

<…> Анализ научных взглядов Ф.Б. Березина, Ю.А. Александровского, М.В. Воловика на проблему психической и психологической адаптации позволяет сделать обобщение, что новизна школьной среды – это общий феномен, не зависимый от уровня, статуса и специализированности учебного заведения – и к детской музыкальной школе, и к общеобразовательной школе надо адаптироваться.

<…> В детской музыкальной школе особо значимы предварительные и ранние этапы образовательного процесса, прежде всего, с формированием триады, состоящей из преподавателя, ученика и музыки (quasi–субъекта). Профессиональное обучение музыке, в отличие от системы общего образования, являет собой пример устойчивости традиции, постоянства. Необходимость преобразований здесь не так очевидна в силу специфики – индивидуальной формы общения в узком кругу учителя, ученика и музыки, дающей бесконечные возможности творчества. Подход к уроку в практике начального обучения в музыкальной школе часто характеризуется узкой направленностью на передачу исполнительского опыта.

С позиции Т.Г. Малининой-Федькиной, суть условий для благоприятной социально–психологической адаптации учащихся заключается еще и в специфичной организации обучения в специализированных музыкальных школах: небольшие по количеству человек классы введены с расчетом на хорошую успеваемость, кроме того, контингент в таких классах обычно очень яркий и сильный. Как следствие этого – крепкие дружеские союзы, в которых воспитываются волевые качества взаимопомощи, эмпатийность, сопереживание наряду с творческой конкуренцией, но не «конкурсоманией». «Школьные друзья помогали, как могли: они писали за меня контрольные работы по этим предметам.., а я для них делала задачи по гармонии или писала сочинения по литературе. При этом я успевала концертировать», – вспоминает Т.Г.Малинина–Федькина [39, c.135].

Общеобразовательная школа нацелена на одновременное обучение группы учеников в едином континуальном пространстве, где передача знаний транслируется в диаде учитель–ученик. Попадая в пёстрый класс характеров и индивидуальностей, ученику необходимы коммуникативные навыки для нормальной адаптации к новому окружению.

 

Психологи утверждают, что там, где больше искусства – там дети меньше устают [40, с.23]. Таким образом, адаптация в триаде музыка–учитель–ученик проходит успешнее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.