Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Философия средних веков




Вопросы для обсуждения:

1. Характерные особенности культуры и философии средневековья.

2. Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о Боге и человеке, концепция «двух градов».

3. Аристотелизм Фомы Аквинского. Обоснование принципов христианской теологии.

4. Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Пьер Абеляр.

5. Поздняя схоластика. Номинализм Дунса Скота и Уильяма Оккама.

6. Средневековая мистика. Майстер Экхарт.

Термины:

Патристика, схоластика, мистика, эзотерия, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, панэнтеизм, теократия, томизм, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, сентенция, фидеизм, алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. "…Бог превыше всего и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…"[261]

а) В чем особенность христианского понимания бытия?

б) Что значит: "эти предметы и существуют и не существуют"?

2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: "Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие "может быть".

а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия?

б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире?

в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание?

3."Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.

а) Согласны ли Вы с мнением философа?

б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь?

в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры?

г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения?

4."Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан).

"Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин).

"Верую, а потому знаю" (Ансельм).

"Познавай то, во что веришь" (Абеляр).

"Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (Аквинский).

"Вера твоя спасла тебя", — говорит Бог. Почему спасла? Что это за чудо такое — вера?… Вера только потому спасает, что она живого человека соединяет с Богом живым и дает возможность Божьей благодати сделать нас чадами Христовыми" (Мень А.).

а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?

б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности?

в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии "социальную активность "верующих" и "неверующих"?

5. Про Августина говорят, что он "христианизировал" платонизм. Объясните данное положение.

6. "Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством… Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным…"

"Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть"[262].

а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу?

б) Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия?

7."Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…"[263]

а) Как называется наука о священном учении?

б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом?

в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу?

г) Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением?

Темы эссе:

1. «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая» (Аврелий Августин).

2. «Если ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Если ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и все» (Аврелий Августин).

3. «Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее лишено протяженности» (Аврелий Августин).

4. «Верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин).

5. «Верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан).

 

Темы рефератов:

1. Становление христианской традиции. Античность и раннее христианство.

2. Божественное и человеческое в личности Христа.

3. Учение о человеке в христианской философии.

4. Неоплатонизм и аристотелизм в византийской философии.

5. Неортодоксальное богословие Средних веков: Сигер Брабантский, Роджер Бекон.

6. Арабская средневековая философия.

7. Средневековая картина мира.

8. Историософия Иоахима Флорского.

9. Проблема веры и разума в средневековой философии.

10. Средневековые университеты.

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник //Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник // Г.В. Гриненко. — М., 2006.

4. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие // В.Т. Звиревич. — М., 2004.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов // В.А. Канке. — М., 2006.

6. Костецкий В.В. Вводный курс философии // В.В. Костецкий. — Тюмень, 2000.

7. Кучер О.Н. Христианство. История и современность // О.Н. Кучер. 2007.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов //А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

9. Философия: Учебное пособие // под ред. Кохановского В.П. — М., 2007.

10. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.

 

Первоисточники:

1. Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

2. Августин. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1991. — Ансельм Кентерберийский. Сочинения (приложение Петр Дамиани). М., 1995.

3. Блаженный Августин. О Граде Божием // Творения. В 4-х т. Т. 3, 4. СПб., К., 1998.

4. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1994.

6. Дионисий Ареопагит. Ареопагитики // Мистическое богословие. Киев, 1991.

7. Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.

8. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

9. Фома Аквинский. Сумма теологии. I–II. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

 

Дополнительная литература:

1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

2. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия. Кн. 2. СПб., 1994.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

6. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997.

7. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.

8. Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

9. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1994.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

11. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие черты — Мудрость, силу, благость, личное совершенство, подчеркивает Августин Блаженный в Боге? Обоснуйте свой ответ, опираясь на его тексты.

2. «Исповедь» Августина, ее философское содержание и значение. Вера, разум и воля.

3. Объясните доказательства существования бога в учении Фомы Аквинского.

4. Как вы понимаете высказывание Оригена о том, что зло (дьявол) — это небытие, прикидывающееся бытием? Как зло может стать порождением блага?

5. Что означает тезис «Философия — служанка богословия»?

6. В чем состоит философский смысл и методологическое значение «бритвы Оккама»?

7. Проанализируйте термин схоластика с точки зрения средневековой философии и с позиций современного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.