Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Философия Нового Времени




Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика социально-исторических и культурных условий формирования философии Нового Времени.

2. Основные направления в теории познания Нового Времени.

3. Проблема метода в философии Нового Времени.

4. Механицизм в философской и научной картине Нового Времени.

5. Французский материализм XVIII века.

 

Термины:

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, просвещение, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус, механистический детерминизм, монада, монадология, интуиция, картезианское мышление, фатализм, «естественное право», «общественный договор».

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"[266]

а) О каком методе познания идет речь?

б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?

2. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью[267].

а) Что имели в виду оппоненты под судьей?

б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?

в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?

3. "Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, не взирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, "я мыслю, следовательно, я существую", истинно".

а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней?

в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?

г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, достичь истину? В каких формах будет закреплено это знание?

4. "Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине".

а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?

б) Каков основной принцип такой философской ориентации?

в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?

г) Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина?

5. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью[268].

а) Что имели в виду оппоненты под судьей?

б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?

в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?

Темы эссе:

1. «В каждом человеке природа восходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» (Ф. Бэкон)

2. «Осмельтесь мыслить самостоятельно!» (А. Вольтер)

3. «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

4. «Мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт)

5. «Если нет цели, не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро)

6. Нет ничего в разуме, чего раньше не было в чувствах, кроме самого разума» (Г. Лейбниц)

7. «Ссылка на авторитет — не довод» (Б. Спиноза)

 

Темы рефератов:

1. «Теория идолов» Ф. Бэкона.

2. «Монадология» Г. Лейбница.

3. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

4. Философский пантеизм Б. Снинозы. «Этика».

5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

6. Вольтер в истории французской и мировой культуры.

7. Э.Б. Кондильяк, П.А. Гольбах и другие просветители.

8. Механика и натурфилософия И. Ньютона.

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник //Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник // Г.В. Гриненко. — М., 2006.

4. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия // А.Ф. Грязнов. 2006.

5. Ивин А.А. Философия истории: учебное пособие //А.А. Ивин.— М., 2000.

6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов // В.А. Канке. — М., 2006.

7. Костецкий В.В. Вводный курс философии // В.В. Костецкий. — Тюмень, 2000.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов //А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

9. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.

Первоисточники:

1. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

2. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения. В 2 т. Т. —1. М., 1977.

3. Вольф Р. О философии. М., 1996.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1994.

5. Гоббс Т. Основы философии. Часть первая // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1989.

6. Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1989.

7. Кондильяк Э.Б. Трактатов ощущениях // Сочинения в 3 т. Т. 2.

8. Лейбниц Г.В. Монадология //Сочинения. В4т. Т. 1. М., 1982.

9. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме // Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1983.

10. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1996.

11. Юм Д. Сокращенное изложение «трактата о человеческой природе» // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1996.

Дополнительная литература:

1. Введение в философию. Ч. 1. М., 1989.

2. Заиченко Г.А. Локк. М., 1988.

3. История философии в кратком изложении. М., 1991.

4. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

5. Мир философии. В 2 т. Т. 1, 2. М., 1991.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 3. СПб., 1995.

7. Соколов В.В. Западноевропейская философия XV–XVII вв. М., 1984.

8. Субботин АЛ. Фрэнсис Бекон. М., 1974.

9. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997.

10. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем смысл и значение научной революций XVII века?

2. Кому принадлежит известное изречение «Знание — сила»? Как вы понимаете это высказывание?

3. Объясните принцип картезианского сомнения. «Я мыслю, следовательно существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения.

4. Кому принадлежит тезис: «Свобода есть осознанная необходимость»? К какому направлению относятся философские взгляды автора?

5. В чем сущность монадологии Лейбница? Понятие предустановленной гармонии.

6. Раскройте смысл гносеологического спора между эмпириками и рационалистами.

7. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.