Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие философии, ее смысл и предназначение




Часть I. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Вопросы для обсуждения:

1. Философия и мировоззрение.

2. Исторические формы мировоззрения (сравнить философию с наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания).

3. Философия и мифология. Протофилософия. Генезис философии.

4. Понятие философии, ее структура и функции.

5. Основной вопрос философии и его современное решение.

6.

Термины:

Мифология, религия, наука, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм, анимизм, политеизм, Протофилософия, онтология, космология, космогония, гносеология, эпистемология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, субъективная реальность, объективная реальность, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, сенсуализм, солипсизм, догматизм, диалектика, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Задания для проверки уровня компетенций:

1.Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т.е. тоже подпадал под вопрос.

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии? Обоснуйте свой ответ:

а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

3. а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).

Сравните эти высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

4.Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".

5. Примеры философских утверждений:

С. Караганов, политолог: «Человек несовершенен» (телеканал «Культура», «Культурная революция» 12.01.06).

Л. Фейербах, философ: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

Гесиод, историк: «Ранее всего был Хаос». («Теогония»)

А. Эйнштейн, физик: «Бог не играет в кости».

Почему эти утверждения философские?

Приведите свои примеры философских утверждений. Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами.

Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

 

Темы эссе:

1. «Философия — это эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).

2. «Философия — это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт).

3. «В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия» (К. Ясперс).

 

Темы рефератов:

1. Место и роль философии в системе культуры.

2. Философия и искусство.

3. Проблема плюрализма в философии.

4. Философия, религия, атеизм.

5. Сциентизм и антисциентизм в философии.

6. Философские аспекты естествознания.

7. От мифа к логосу: рождение философии.

8. Философская и научная картина мира XX века.

9. Философия и политика.

10. Личность философа (философия как образ жизни).

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1) Алексеев П.В. Философия: Учебник / Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007.

2) Андреев А.Л. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: Пособие для негуманитарных спец. вузов / Андреев А.Л. — М., 2000.

3) Апрелева В.А. Философские эссе о жизни и смерти: монография / В.А. Апрелева. 2006.

4) Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. — М., 2005.

5) Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов / Е.Е. Ермакова. — М., 2004.

6) Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее энергетическая значимость: учеб. пособие для вузов / Косарев А. — М., 2000.

7) Радугин А.А. Философия: курс лекций: учебное пособие / Радугин А.А. — М., 2001.

8) Рычков А.К. Философия: 100-вопросов — 100-ответов: учебное пособие для вузов / Рычков А.К., Яшин Б.Л. — М., 2001.

9) Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

10) Философия: Учебник / под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. — М., 2007.

11) Философия: Учебное пособие / под ред. Кохановского В.П. — М., 2007.

 

Первоисточники:

1. Вольф Р. О философии. М., 1996.

2. Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия. М., 1991.

3. Зиммель Г. Сущность философии // Хрестоматия по философии. — сост. П.В. Алексеев. — М., 2005.

4. Рассел Б. Ценность философии // Хрестоматия по философии. — сост. П.В. Алексеев. — М., 2005. Шопенгауэр А. Философское воззрение и положение философа в обществе // Мир как воля и представление. Т.1. — М., 1993.

5. Бердяев Н.А. Потребность человека в философии // Философия свободного духа. — М., 1994.

 

Дополнительная литература:

1. Библер B.C. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.

2. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. №9.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? М., 1990.

4. Фейенберг Е.Л. Наука, искусство, религия // Вопросы философии. 1997. №7.

5. Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 1997.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Обладает ли философия своим языком? В чем состоит его особенность?

2. Каковы отличительные признаки философского текста?

3. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?

4. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией?

5. Какие суждения о философии вам известны?

6. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс). Что такое «сила знания»? В чем сила философского знания?

7. В чем выражается значение философии в жизни человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.