Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Философия эпохи Возрождения




Вопросы для обсуждения:

1. Гуманизм раннего Возрождения. Проблема достоинства и свободы человека.

2. Философские идеи в творчестве Данте и Петрарки.

3. Неоплатонизм в эпоху Возрождения. Пантеизм и диалектика в учении Николая Кузанского и Джордано Бруно.

4. Скептицизм и натурализм М. Монтеня.

Термины:

Гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, натурализм, гелиоцентризм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», «ученое незнание», утопия.

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

2. "Множественность бытия не может встречаться без числа. Отнимите число, и не будет порядка, пропорции, гармонии и даже самой множественности бытия (…). Единица есть начало всякого числа, так как она — минимум; она — конец всякого числа, так как она — максимум. Она, следовательно, абсолютное единство; ничто ей не противостоит; она есть абсолютная максимальность: всеблагой бог (…)"

а) Кто из философов эпохи Возрождения автор высказывания: Леонардо да Винчи, Помпонацци, Лоренцо Валла, Бруно, Николай Кузанский?

б) Какой принцип изучения бытия заложен в данном высказывании?

в) Как понимается бытие в вышеприведенном отрывке?

3. "Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому, есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их".

Кому принадлежит данный отрывок? Объясните философскую позицию автора.

4. Сравните следующие высказывания. Принадлежат ли они одному философскому направлению?

а) "Бог заключает в себе всё, в том смысле, что всё в нём: он является развитием всего в том, что сам он — во всём"[264].

б) "Вселенная есть целиком центр или, что центр Вселенной повсюду и что окружность не имеется ни в какой части, поскольку она отличается от центра, или же что окружность повсюду но центр нигде не находится, поскольку он от неё отличен…не напрасно сказано, что Зевс наполняет все вещи, обитает во всех частях Вселенной, является центром того, что обладает бытием"[265].

5. Определите, в чем состоит принцип "ученого незнания", изложенный ниже. Кто был автором данного принципа?

"Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу".

"Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижима в своей чистоте. Все философы искали эту истину, но никто ее не нашел, какая она есть, и, чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине".

а) Кто был автором данного принципа?

б) Достижима ли истина в соответствии с принципом "ученого незнания"?

в) О каком виде истины идет речь в данном отрывке?

г) Какой стиль мышления представлен в данном отрывке: 1) догматический, 2) софистический, 3) скептический, 4) релятивистский, 5) диа­лектический?

 

Темы эссе:

1. «Если бы не было веры, не было бы невежд» (Д. Бруно).

2. «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать дух героическим» (Д. Бруно).

3. «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять» (Д. Бруно).

4. «Стремление к истине — единственное занятие, достойное героя» (Д. Бруно).

5. «Ничего нет трудного для человека, имеющего волю» (Э. Роттердамский).

 

Темы рефератов:

1. Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы.

2. Гуманизм Эразма Роттердамского.

3. Естественнонаучная и философская мысль Возрождения.

4. Воплощение философских идей в творчестве титанов эпохи Возрождения.

5. Философские идеи Г. Галилея.

6. Философские искания Б. Паскаля.

7. Скептическая философия П. Гассенди.

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник // Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов //А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

4. Гриненко Г.В. История философии: Учебник // Г.В. Гриненко. — М., 2006.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов // В.А. Канке. — М., 2006.

6. Костецкий В.В. Вводный курс философии / В.В. Костецкий. — Тюмень, 2000.

7. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.

8. Вейс Г. История культуры народов мира: Высокое Возрождение. Итальянский ренессанс // Г. Вейс. — М., 2005.

 

Первоисточники:

1. Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах // Философские диалоги. М., 2000.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Т. 3. СПб., 1994.

3. Данте Алигьери. Божественная комедия. В 2т. М.. 1997.

4. Монтень М. Опыты. Избранные главы. М., 1991.

5. Никколо Макиавилли. Государь. Избранные произведения. — М.,1982.

6. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1979.

7. Паскаль Б. Мысли. М., 1994.

8. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1991.

 

Дополнительная литература:

1. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1990.

2. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

3. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.

4. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

5. Демонология эпохи Возрождения. М.. 1998.

6. Европейский утопический роман XVI–XVII вв. М., 1971.

7. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1990.

8. Мир философии. В 2 т. Т. 2. М., 1991.

9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

10. Мэнюэль Ф. Утопическое мышление в западном мире // Утопия и утопическое мышление. Антология. М., 1990.

11. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996.

12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн.2. СПб., 1994.

13. Соколов В.В. Западноевропейская философия XV–XVII вв. М., 1984.

14. Хрестоматия по истории философии В 3 ч. 4.1. М.. 1997.

15. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герменевтическая традиция. М., 1996.

16. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования: монография // М.Н. Щербинин. — Тюмень, 2004.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите место философии Возрождения в историко-философском процессе.

2. Раскройте новое понимание природы в философии Возрождения.

3. Почему Данте называют предтечей ренессансного мышления? Приведите конкретные примеры из текстов.

4. Математические доказательства бесконечности бога и универсума в теории Николая Кузанского. Принцип «ученого незнания».

5. Влияние неоплатонизма на формирование особенностей культуры Ренессанса.

6. Проблема индивидуальности, свободы и творчества в литературе Возрождения.

7. Проблематика позднего Ренессанса в трагедиях У. Шекспира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.