КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита шин 110—500 кв с трансформаторами тока, имеющими повышенную погрешность
В тех случаях, когда погрешность трансформаторов тока не удается ограничить и она выходит за пределы 10%, рассмотренная выше простая дифференциальная защита шин (§ 19-2) оказывается недостаточно чувствительной и надежной. В этих случаях могут применяться дифференциальные защиты с торможением или дифференциально-фазные защиты. Разработке и освоению этих защит за последнее время уделяется значительное внимание. Дифференциальная защита шин с торможением. Защита работает так же, как и аналогичная защита трансформаторов (см. § 16-4). Реагирующий орган защиты выполняется с помощью дифференциального реле с торможением, у которого рабочий ток срабатывания (I р.с.р) зависит от величины тормозного тока (I Т), т. е. I р.с.р = f (I Т) (рис. 19-13, б). Наличие торможения позволяет допускать значительно большие (чем при простых реле) токи небаланса, возникающие в тех случаях, когда погрешность трансформаторов тока не превышает 10%. Токовые цепи защиты соединяются, как правило, по дифференциальной схеме, при этом токи плеч используются в качестве тормозных токов I Т, а дифференциальный ток, равный геометрической сумме токов всех присоединений , является рабочим током I р защиты. Если в качестве реагирующего органа применяются электромеханические реле, питающиеся переменным током трансформаторов тока, то число тормозных обмоток реле в общем случае должно быть равно числу присоединений, отходящих от защищаемых шин. Такие защиты получаются сложными и применяются редко. Защита значительно упрощается при выполнении ее на выпрямленном токе. В этом случае реагирующий орган может осуществляться с помощью поляризованных и магнитоэлектрических реле или на полупроводниках. Простейшая схема с поляризованным реле, наиболее наглядно поясняющая принцип выполнения дифференциальной защиты с торможением, показана на рис. 19-13, а. Тормозная обмотка реле Т включена на сумму выпрямленных токов присоединений: I Т = . В этом случае тормозной ток равен арифметической сумме токов всех присоединений (Л1, Л2,..., Лп). Рабочая обмотка питается выпрямленным дифференциальным током I д. Принцип действия такой защиты не требует пояснений. Описание подобной защиты дано в [Л. 104]. Дифференциально-фазная защита шин. Принцип действия защиты основан на сравнении фаз токов присоединений при внешнем к. з. и при к. з. на шинах (рис. 19-14). Пренебрегая фазными сдвигами первичных токов, можно считать, что в первом случае (при внешнем к. з., рис. 19-14, а) токи, притекающие к шинам и утекающие от них, имеют противоположные фазы (т. е, сдвинуты на 180°), а во втором (рис. 19-14, б) — токи всех присоединений совпадают по фазе. В соответствии со сказанным реагирующий орган дифференциально-фазной защиты должен сравнивать между собой углы сдвига фаз токов всех присоединений. При совпадении фаз токов всех присоединений реагирующий орган должен работать, а при наличии тока хотя бы одного присоединения, сдвинутого на 180°, — не действовать. Такое сравнение можно осуществить с помощью схемы, показанной на рис. 19-15, а, характеризующей общий принцип выполнения подобного фазного органа. Вторичные обмотки вспомогательных трансформаторов ВТ, установленных на каждом присоединении, соединяются одноименными зажимами на параллельную работу через однополупе-риодные выпрямители В, пропускающие только положительные полуволны питающего их тока. К выходу этого контура подключен фазный орган Ф, реагирующий на сдвиг фаз между первичными токами присоединений I 1, I 2,..., In. Поскольку выпрямители В всех присоединений соединены параллельно, из всех токов присоединений (совпадающих по фазе) через выпрямители будет проходить только один ток, положительная полуволна которого имеет наибольшее значение I макс. Выпрямители В на остальных присоединениях (с меньшими токами) будут закрыты обратным напряжением, создаваемым выпрямителем, пропускающим ток I макс. Таким образом, к органу сравнения фаз Ф подводится напряжение Uф =k I макс R. При к. з. на защищаемых шинах (в К 1 на рис. 19-16, а) токи по всем присоединениям, имеющим источники питания, направлены к месту к. з., т. е. к шинам, и совпадают по фазе, если не учитывать различие в углах сопротивлений присоединений и фаз э. д. с. источников питания. В этих условиях положительные полуволны первичного тока всех присоединений совпадают. Ток присоединения, по которому проходит наибольший ток к. з., пропускается соответствующим выпрямителем, проходит по сопротивлению R и воздействует на реагирующий орган Ф (рис. 19-15). В отрицательные полупериоды тока присоединений диоды выпрямителей В заперты и ток в фазном контуре отсутствует. В результате этого напряжение Uф на входе фазного органа имеет прерывистый характер, как показано на рис. 19-16, а. Фазный орган устроен так, что при наличии разрыва («скважности») в кривой входного напряжения он срабатывает. При внешнем к. з. токи, идущие к шинам и уходящие от них к месту к. з., сдвинуты на 180°. В результате этого ток в фазном контуре течет непрерывно, соответственно этому кривая Uф имеет также непрерывный характер (рис. 19-16, б). При наличии сплошного импульса на входе фазный орган Ф не работает. Фазная характеристика реле Ф, определяющая зависимость его I с.р = f(φ) приведена на рис. 19-17. С учетом угловых погрешностей, возникающих из-за различия в фазах э. д. с. источников питания, углов сопротивлений присоединений и угловой погрешности трансформаторов тока ширина зоны действия фазного органа принимается приблизительно равной 140°. В ряде защит [Л. 77, 79] орган сравнения фаз Ф выполняется с помощью транзистора Т, управляющего работой электромагнитного реле Р, как показано на рис. 19-15, б. При наличии напряжения Uф триод открыт и шунтирует реле Р, не позволяя ему работать. При отсутствии Uф триод Т закрывается и реле может работать. Специальные испытания показывают, что дифференциально-фазные защиты, обладая достаточной чувствительностью при к. з. на шинах, могут быть надежно отстроены от небалансов при выполнении защиты на трансформаторах тока с погрешностью, достигающей в установившемся режиме 20—30%. Дифференциально-фазная защита может выполняться односистемной, для этого необходимо, чтобы вспомогательные трансформаторы ВТ были выполнены в виде сумматоров или комбинированных фильтров. В СССР применяются дифференциально-фазные защиты, разработанные Грузэнерго [Л. 78], Белорусэнерго, использовавшими опыт применения подобных защит в Чехословакии [Л. 77] и Институтом автоматики Министерства приборостроения. Оценка защит. Оба варианта дифференциальной защиты (с торможением и фазным органом) чувствительнее простой дифференциальной защиты шин, более надежно отстраиваются от внешних к. з., позволяют снизить требования к точности трансформаторов тока и уменьшить сечение контрольного кабеля в токовой цепи защиты. Общим недостатком обеих защит является отсутствие мер по отстройке от повышенных погрешностей трансформаторов тока в переходных режимах, обусловленных апериодической составляющей тока к. з. Дальнейшие разработки и опыт эксплуатации этих защит позволят полнее оценить оба варианта новых защит и целесообразность их широкого применения. Завод ЧЭАЗ начинает выпуск защиты с торможением. ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |