КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фонд обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан и действует в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основная его цель — обеспечивать сбалансированность бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Поэтому с 1 января 2005 г. в бюджет ФФОМС повышена ставка ЕСН с 0,2 до 0,8%, т.е. отчисления увеличиваются в четыре раза, а с 1 января 2006г. ставка ЕСН в части ФФОМС составляет 1,1%. В соответствии с Уставом основными задачами Фонда являются: 1. обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации; 2. аккумулирование финансовых средств Фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Основная плановая доля доходов Фонда за период 2002—2006 г. состоит из налоговых поступлений и субвенций из федерального бюджета. Расходы в основном планируются на обязательное медицинское страхование и поддержку территориальных фондов ОМС. Расходы на содержание аппарата самого Фонда весьма незначительны — их доля менее 1% всех расходов. Следует отметить, что плановые бюджеты за рассмотренный период всегда были бездефицитными. Так как Фонд стремится выравнивать финансовые условия деятельности территориальных фондов, то он аккумулирует финансовые средства ФФОМС, совместно с территориальными фондами и органами налоговой службы осуществляет контроль за перечислением страховых взносов, а совместно с территориальными фондами — контроль за рациональным использованием финансовых средств, проводит анализ источников финансовых средств системы ОМС и представляет материалы в соответствующие подразделения Правительства РФ. В этой связи правление ФФОМС в своем постановлении от 2 июня 2005 г. № 5А/7.1 утвердило Положение, которое определяет порядок направления денежных средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС (ТФОМС) по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Федерации. Выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС по финансированию территориальных программ ОМС субъектов Федерации осуществляется Фондом путем предоставления средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда бюджету территориального фонда на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования в виде субвенции на основании заявки. Срок рассмотрения заявки территориального фонда на предоставление субвенции составляет не более одного месяца с момента ее регистрации в Фонде. При составлении заявки учитываются фактическое исполнение бюджета ТФОМС на дату представления заявки и расчетная стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования. Сумма предоставляемой субвенции зависит от фактического исполнения бюджета Фонда на момент рассмотрения заявки недостатка средств территориального фонда на финансирование расчетной стоимости программы. Величина нормированного страхового запаса Фонда определяется в размере до 15% общей Суммы дотаций, направляемых территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Субвенция предоставляется территориальному фонду при условии соблюдения следующих критериев: 1. наличия бюджета ТФОМС на очередной финансовый год в форме закона субъекта Федерации; 2. наличия в субъекте Федерации территориальной программы обязательного медицинского страхования; 3. перечисления на счета ТФОМС фонда страховых взносов на страхование неработающего населения, уплачиваемых органом исполнительной власти субъекта Федерации; 4. отсутствия у ТФОМС действующих депозитных договоров. Полученные субвенции направляются территориальным фондом на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Фондом в установленном порядке. В случае установления факта использования субвенции не по целевому назначению, она подлежит возврату на счет Фонда. Кроме того, приказом ФФОМС от 9 декабря 1999 г. № 105 «Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования» утверждены соответствующие Указания с целью усиления контроля за рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования, которые предназначены для обеспечения методологического единства деятельности фондов ОМС. Отметим, что бюджет ФФОМС за последние пять лет только в 2003 г. был дефицитным. При этом расходы на содержание Фонда в среднем за анализируемый период составили 1,2% общей суммы расходов, а финансирование федеральных целевых программ — примерно 1% общей суммы расходов. Основную часть расходов составляли суммы выравнивания, которые направлялись территориальным органам Фонда — в среднем 86%. Следует обратить внимание, что за 2000— 2004 гг. наблюдалась тенденция сближения плановых и фактических показателей бюджета Фонда — 136% в 2000 г. и 106% в 2004 г., что свидетельствует о более корректном планировании бюджетных законов.
ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской федерации не должны превышать по срокам погашения 30 лет и могут существовать в форме: 1. кредитных соглашений и договоров; 2. государственных займов в виде ценных бумаг; 3. договоров о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней; 4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 5. договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерация прошлых лет. Долговые обязательства Российской Федерации по срокам погашения подразделяются: 1. на краткосрочные (до одного года); 2. среднесрочные (свыше одного года до пяти лет); 3. долгосрочные (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства субъекта Федерации не должны превышать 30 лет и могут существовать в таких же формах, что и обязательства Российской Федерации. Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства должны быть погашены в срок до 10 лет и могут существовать в следующих формах: 1. кредитные соглашения и договоры; 2. займы в виде муниципальных ценных бумаг; 3. договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других уровней; 4. договоры о предоставлении муниципальных гарантий. Государственные внешние заимствования России используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит Правительству РФ. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим Заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации и является составной частью бюджетной политики. Долгом субъекта Федерации управляет орган исполнительной власти, а муниципальным долгом — орган местного самоуправления. Основными целями управления государственным долгом являются: 1. поддержание объема долга на экономически безопасном уровне; 2. обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме; 3. оптимизация стоимости обслуживания долга. Различают следующие методы регулирования государственного долга: 1. сбалансированность налоговых и неналоговых доходов бюджета; 2. абсолютное уменьшение государственного долга; 3. реструктуризация долга; 4. уменьшение расходов по обслуживанию долга; 5. сокращение государственных расходов; 6. контроль за займами на региональном уровне; 7. контроль за займами субъектов хозяйствования. Статьи внешнего и внутреннего долга представлены в таблицах. Таблица – Статьи государственного внутреннего долга РФ в 2005-2007 гг.
Таблица – Статьи государственного внешнего долга РФ в 2005-2006 гг.
Подавляющий объем государственного внутреннего долга приходится на государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ). Объем товарных обязательств перед населением России, обязательств по векселям Минфина России, государственным гарантиям и ряду прочих обязательств в настоящее время незначителен. Одним из важнейших инструментов управления внутренним долгом является рынок внутренних государственных обязательств. Система торгов ГКО – ОФЗ позволяет в режиме реального времени получать информацию об объёме государственного долга и платежах по каждому инструменту, выпуску и обеспечить надежность расчетов, зачисление денежных средств на счета Федерального казначейства РФ в день совершения операции, прозрачность рынка обязательств и проведение операций по управлению долгом с целью улучшения его структуры и оптимизации стоимости обслуживания. Проблемы в области внешнего государственного долга возникли в связи с тем, что после распада СССР Российская Федерация взяла на себя значительные финансовые обязательства бывшей сверхдержавы. Несмотря на постоянное снижение внешнего долга и его доли в валовом внутреннем продукте (ВВП), структура его в настоящее время не совсем оптимальна. Так как долги правительствам иностранных государств не являются рыночными, то это приводит к невозможности использования преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках при управлении этой частью долга. Существенное значение имеет завершение процесса урегулирования долга бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности, Международному инвестиционному банку, Международному банку экономического сотрудничества. Это позволило перейти к активной политике по управлению внешним долгом, восстановить доступ России на внешние кредитные рынки. Парижский клуб кредиторов – неформальное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Парижский клуб не является официальной международной организацией, не имеет штаб-квартиры, секретариата и устава, а следовательно, юридического статуса. Кроме того, он мало известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся оценки экономического и финансового положения должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим лицам и в каком объеме, принимается самим должником. Однако, несмотря на указанные обстоятельства, за 40 с лишним лет своего существования данное объединение стало одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. С точки зрения структурной организации Парижский клуб — это собрание представителей стран-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника Государственного казначейства Франции Франсуа Перье. В своей работе Клуб руководствуется тремя основными принципами: 1. наличием непосредственной угрозы прекращения платежей; 2. обусловленностью реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику; 3. равномерным распределением бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем может быть рассмотрен вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Реструктуризация долга — это одна из форм изменения условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, а также о новом графике указанных платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга является достаточно популярной практикой. В рамках Парижского клуба эта процедура, как правило, применяется в отношении беднейших стран. Участники Клуба используют различные методы реструктуризации долгов для разных стран. Торонтские условия могут применяться в отношении стран с доходом на душу населения не выше установленного Всемирным банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития (540 дол. США в год). Вариант А (уменьшение суммы долга): списание одной трети долга; в отношении остальной части долга пересматриваются условия погашения по рыночным процентным ставкам. Срок погашения — 14 лет, включая льготный период — 8 лет. Вариант В (долгосрочные долги): проценты начисляются по рыночным ставкам. Срок погашения — 25 лет, включая льготный период — 14 лет. Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга): предоставление льготных процентных ставок (3,5% в год или половина рыночной ставки). Срок погашения — 14 лет, включая льготный период — 8 лет. Лондонские условия. Вариант А: аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам. Вариант В: реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода. Вариант С: реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним льготным периодом. Вариант D: реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 20-летним льготным периодом. Неапольские условия. Вариант А (для стран с ВВП на душу населения менее 500 дол. США или с соотношением долг/экспорт более 350%): 67%-ное списание по чистой приведенной стоимости или реструктурирование долга с целью его сокращения на 67% по ставкам ниже рыночных. Вариант В (для других категорий стран-должников): 50%-ное списание долга, капитализация оставшихся 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с прогрессивной шкалой амортизации. Вариант С: реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке. Хьюстонские условия применяются в отношении бедных стран, где годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень (785 дол. США), дающий право на реструктуризацию долгов на основе Торонтских условий. Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный срок — 8 лет. Срок погашения кредитов увеличен до 20 лет, льготный период — 10 лет. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию либо 10% непогашенной суммы кредитов. Стандартные условия. Реструктуризация до 10% долга (в некоторых случаях только основной долг). Срок погашения — 10 лет с 5-летним льготным периодом. Рыночные ставки. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились четыре категории стран-должников: 1. беднейшие страны (Торонтские, Лондонские, Неапольские условия); 2. беднейшие из стран со средним уровнем дохода (Хьюстонские условия); 3. богатые из стран со средним уровнем дохода (Стандартные условия); 4. исключения (в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных соображений). Парижский клуб не имеет фиксированного членства, поэтому в переговорном процессе в его рамках может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. На данном этапе в состав объединения входят 19 участников: Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария, Россия, США, Япония. В Париже 17 сентября 1997 г. представителями Правительства РФ подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствовало дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему. В его основе лежат принципы, изложенные в положениях Меморандума о взаимопонимании: 1. равноправное участие в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников; 2. признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР; 3. предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников перед Россией. Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе, являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала 1980-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, проводящим радикальные экономические и политические реформы. МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Учредителями Фонда были 44 страны. Место нахождения центрального аппарата — Вашингтон, кроме того, существуют отделения и представительства в ряде стран. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (как правило, министры финансов и руководители центральных банков). Совет управляющих собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы (прием и исключение участников, пересмотр долей в капитале Фонда, выборы исполнительных директоров). Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него необходимые материалы, являются два комитета. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы состоит из 24 управляющих МВФ, проводит заседания два раза в год, отчитывается перед Советом управляющих о работе по регулированию международной валютной системы, а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение о МВФ. Комитет развития (Объединенный министерский комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и информирует Совет управляющих о вопросах, касающихся развивающихся стран. Исполнительным органом является директорат, состоящий из 24 директоров, из которых пять назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией, трое представляют Китай, Россию, Саудовскую Аравию и 16 избираются от остальных стран по географической принадлежности. Директорат назначает директора, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По сложившейся традиции им является европеец. В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. единиц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — специальным большинством (85% — стратегического характера, 70% — оперативного). Поскольку наибольшее число квот в МВФ имеют ведущие страны Запада (США — 17%, Япония — 6,3%, Германия — 6,1%, Великобритания и Франция — но 5,1%, Италия — 3,3%), а в целом 25 экономически развитых государств — 62,8%, то эти страны контролируют и направляют его деятельность в своих интересах. Уставный капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд. дол. США. В последующие годы в связи с приемом новых членов и увеличивающейся потребностью в средствах для оказания помощи нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые пять лет, а также корректировались квоты стран в соответствии с их изменяющейся ролью в мировой экономике. В дополнение к собственному капиталу для расширения кредитной деятельности МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»: 1. Генеральное соглашение о займах; 2. новые соглашения о займах; 3. заимствование средств у государств — членов МВФ. Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу, МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную операцию, т.е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до трех лет, реже — до пяти лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% суммы кредита и процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (обычно 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо другим государством-членом, это считается погашением задолженности Фонду. Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможность их получения связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этой страны. Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты. Резервная доля возрастает, если Фонд приобретает у страны-заемщика ее национальную валюту для кредитования других государств—членов МВФ. Сумма займов, предоставленных страной—членом Фонда в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны в МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может по первому требованию получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким кредитом комиссионный сбор и проценты не уплачиваются, сроки возвращения полученного кредита не устанавливаются. Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они составляют 100% величины квоты), выдаются на более жестких условиях: предельная величина получаемых от МВФ средств, когда страна полностью использовала резервную позицию, не должна превышать, как правило, 125% ее квоты. Приобретаемые страной средства сверх резервной доли делятся на четыре части (транша) по 25% каждая, и по мере расходования этих частей требования по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком взятых на себя обязательств, кредитование сокращается, а может и полностью прекратиться. В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и социального характера Фонд создал ряд специальных механизмов предоставления средств на условиях валютного кредитования: 1. механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования в связи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменением мировых цен; 2. механизм финансирования резервных запасов сырьевых товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями; 3. механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга для финансирования развивающихся стран, оказавшихся в кризисной ситуации с внешними долгами; 4. механизм поддержки структурных преобразований в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике путем проведения радикальных экономических и политических реформ. Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам. Например, нефтяной фонд для покрытия дополнительных расходов в связи со значительным ростом цен на нефть и нефтепродукты, доверительный фонд для оказания помощи наиболее бедным странам за счет средств, вырученных от продажи золота из запасов МВФ. Всемирный банк является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная задача заключается в оказании развивающимся странам финансовой помощи в процессе обеспечения стабильного и устойчивого роста на справедливой основе. Созданный во время Второй мировой войны (1 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе, Всемирный банк на начальном этапе своего существования оказывал содействие в послевоенном восстановлении Европы. Его первый заем на сумму 250 млн. дол. США был предоставлен Франции на цели реконструкции в 1947 г. Однако на современном этапе Банк уделяет все больше внимания работе, направленной на достижение главной цели его деятельности — ликвидации бедности. Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 184 страны-участницы. Количество акций у каждой из стран рассчитывается в зависимости от масштабов ее экономики. Крупнейшим акционером являются США (16,41%), за ними следует Япония (7,78%), Германия (4,49%), Великобритания (4,31%) и Франция (4,31%). Согласно Уставу, высшим органом, определяющим политику банка, является Совет управляющих. В соответствии со статьями Соглашения каждая страна-член назначает на пятилетний срок одного управляющего и одного заместителя управляющего. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например министр финансов или министр развития. Совет проводит свои совещания раз в год. Принятие решений в процессе повседневной деятельности осуществляется исполнительными директорами, работающими непосредственно в штаб-квартире Всемирного банка (Вашингтон, США). Выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года, обычно во время ежегодных совещаний. Пять директоров назначаются крупнейшими акционерами — США, Японией, Германией, Францией и Великобританией, — а остальные участники представлены 19 исполнительными директорами. По традиции президентом Всемирного банка становится гражданин США. Президент избирается на пятилетний срок и может быть переизбран. Он председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью организации. В настоящее время президентом Всемирного банка является Пол Вулфовиц, вступивший в эту должность в июне 2005 г. Группа учреждений Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 г., количество членов — 184, совокупный объем кредитования — 394 млрд. дол. США Объем кредитования в 2004 финансовом году составил 11 млрд. дол. США на 87 новых операций в 33 странах. Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, сократить бедность в странах со средними доходами посредством предоставления займов, гарантий и оказания услуг, не связанных с кредитованием, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к максимизации прибыли, однако, начиная с 1948 г., ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и обеспечивается финансовая стабильность Банка, что позволяет мобилизовать средства на рынках капитала под низкий процент и предоставлять эти ресурсы заемщикам на выгодных для них условиях. Поскольку МБРР принадлежит странам-членам, количество голосов, на которые имеет право каждая из них, определяется размером их подписки на акционерный капитал, что, в свою очередь, связано с относительным уровнем экономического развития. Международная ассоциация развития (MAP) основана в 1960 г., количество членов — 165. Совокупный объем кредитования— 151 млрд. дол. США. Объем кредитования в 2004 финансовом году составил 9 млрд. дол. США на 158 новых операций в 62 странах. Взносы в бюджет MAP позволяют Всемирному банку выделять от 6 до 9 млрд. дол. США в год в виде беспроцентных кредитов 81 беднейшим странам мира, общее население которых составляет 2,5 млрд. человек. Такая помощь имеет жизненно важное значение, поскольку эти страны практически лишены возможности заимствовать средства на рыночных условиях. Во многих из этих стран абсолютное большинство населения имеет доход менее 2 дол. США в день. Ассоциация помогает получить доступ к более качественным основным услугам (образование, здравоохранение, снабжение чистой водой и канализация) и способствует проведению реформ и привлечению инвестиций, направленных на повышение производительности и создание новых рабочих мест. Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г., количество членов — 176. Портфель обязательств — 23,5 млрд. дол. США (в том числе 5,5 млрд. дол. в виде синдицированных займов). Обязательства на 2004 финансовый год составили 4,8 млрд. дол. США на 217 проектов в 65 странах. Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Работая совместно с деловыми партнерами, она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги, а также услуги, связанные с управлением рисками. Корпорация инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы не склонны вкладывать средства без участия МФК, считая их слишком рискованными. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) основано в 1988 г., количество членов — 164. Совокупный объем выданных гарантий — 13,5 млрд. дол. США, Гарантии, предоставленные в 2004 финансовом году, составили 1,1 млрд. дол. США. МИГА содействует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, Агентство оказывает странам техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств, а также посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУЯС) основан в 1966 г., количество членов — 140, Общее число зарегистрированных дел — 159. Число дел, зарегистрированных в 2004 финансовом году,— 30. МЦУИС содействует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы урегулирования и разрешения инвестиционных споров в арбитражном порядке. Тем самым он способствует созданию атмосферы взаимного доверия между государствами и иностранными инвесторами. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр также занимается исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — это международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран: все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции ЦСССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты Банка и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные (нормы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель Банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвестора и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также Инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других прожектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран. С начала своей деятельности в апреле 1991 г. Банк определил стоящие перед ним задачи, наиболее важной из которых стало содействие а создании новых экономических условий и странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы. При этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, способных привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуре (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды). Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР: 1. использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела; 2. гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций но секторам, с не предусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора; 3. сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также коммерческими банками; 4. сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития; 5. осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями; 6. гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы; 7. стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды. При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событии и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона. Эти стратегии объединяет стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования: 1. предоставление кредитов на развитие производства; 2. инвестирование в капитал; 3. гарантированное размещение ценных бумаг; 4. облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий; 5. размещение ресурсов в специальных фондах; 6. оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры. ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики Банка выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная структура, транспорт и агробизнес. Банк сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время он проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов посредством инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах Банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов. Кроме финансового сектора ЕБРР занимается также энергетическими проблемами стран. Позитивную роль в этом играет привлечение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологиями, позволяющими более полно и эффективно использовать нефтяные и газовые месторождения. Модернизация и развитие телекоммуникационных сетей являются обязательным условием функционирования нормальной рыночной экономики и интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. Банк поддерживает сбалансированное развитие транспортной системы; в большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих автомобильных и железных дорог. ЕБРР также осуществляет кредитование в сельском хозяйстве, направленное на строительство современных перерабатывающих предприятий и развитие инфраструктуры сбыта и распределения продовольствия. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии Банка по каждой стране в отдельности. Итак, долговые обязательства Российской Федерации сопровождаются существенными расходами по их обслуживанию, доля таких расходов достаточно обременительна, она адекватна расходам государства на правоохранительную деятельность. Следует заметить, что положительным фактором является снижение с 2002 г. доли по обслуживанию государственного долга в общей сумме расходов федерального бюджета. В абсолютном значении это небольшое снижение - с 230 до 198 млрд. руб., а относительно всех расходов федерального бюджета уменьшение весьма существенно в 2,4 раза, с 11,2% до 4,6%. Долговая политика Правительства РФ направлена на снижение государственного долга, прежде всего, путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов. В 2005 г. были досрочно погашены внешние долги на сумму 18,3 млрд. дол., что позволит только в 2006—2008 гг., сэкономить на их обслуживании 66 млрд. руб. Политика сокращения государственного долга и доли в нем внешних долгов будет проводиться и в среднесрочной перспективе. Ее результатом будет не только высвобождение средств для финансирования бюджетных расходов, но и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России и, следовательно, расширение доступа российских предприятий к международным кредитным рынкам.
ГЛАВА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |