Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и формы финансового контроля




В настоящее время не подвергается сомнению тот факт, что государственный финансовый контроль (ГФК) — это один из важнейших составных элементов управления страной. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, а создание такой системы невозможно без организации государственного финансового контроля. К сожалению, в России отсутствует единая концепция государственного финансового контроля, не дано его законодательное определение, недостаточно четко разграничены функции субъектов контроля, что затрудняет работу контрольных органов и снижает эффективность проводимых ими мероприятий.

Так как контроль заключается в выявлении нарушений, то его действенность напрямую зависит от четкости формулировок в нормативных правовых актах содержания каждого вида нарушений и установления в каждом нормативном акте ответственности за его невыполнение с определением санкций, адекватных нанесенному ущербу.

Следовательно, актуален вопрос определения эффективности и рациональности использования средств. Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов ГФК, в качестве одной из задач выделяют контроль за законностью, эффективностью, рациональностью, целесообразностью использования средств бюджета, внебюджетных фондов и государственной собственности. Если понятие нецелевого использования средств достаточно четко определено в БК РФ (ст. 289) и нормативных актах Минфина России, то вопрос о толковании понятий эффективности и рациональности остается открытым.

С другой стороны, если соблюдение установленного в ст. 34 БК РФ принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств означает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, то само понятие эффективности можно определить как соотношение между полученным результатом и затраченными средствами.

При этом результат характеризуется фактом достижения или не достижения той дели, ради которой это расходование производилось. Возможны четыре варианта использования средств:

1. рациональное и эффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, соблюден принцип эффективности);

2. рациональное, но неэффективное (выбран оптимальный путь решения проблемы, но принцип эффективности не соблюдался);

3. нерациональное, но эффективное (принцип эффективности соблюден в рамках выбранного пути решения, но данный путь не является наилучшим среди имеющихся);

4. нерациональное и неэффективное (кроме того, что выбранный путь решения проблемы не является наилучшим среди имеющихся, при его реализации не был соблюден принцип эффективности).

Целесообразно создавать целевые программы не просто ради достижения одной или нескольких «локальных целей», а ставить задачу повышения эффективности работы определенной системы в целом, учитывая взаимосвязанность всех составляющих ее элементов. При таком подходе на стадии планирования становится возможным рассмотреть, как изменение работы одних элементов в системе повлияет на функционирование других и всей системы в целом — т.е. избежать ситуаций, когда после нововведений негативные последствия фактически перечеркивают полученную пользу.

В этом случае важно, чтобы в документах, на основании которых будет производиться финансирование расходов, был точно определен планируемый результат с указанием конкретных количественных показателей, которые будут свидетельствовать о его достижении или не достижении.

При определении рациональности расходов необходимо рассматривать наряду с предлагаемым вариантом и альтернативные программы развития той или иной системы.

На повышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств влияет полнота реализации на практике положений ст. 157 БК РФ, согласно которой органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами власти, проводят экспертизы проектов, в частности, целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства. Реализация данной нормы в полном объеме будет способствовать более четкому определению тех эффектов, которые планируется достигнуть, и более рациональному осуществлению мероприятий, направленных на их достижение.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):

1. предварительный контроль (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам);

2. текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами);

3. последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов).

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют:

1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

2. Федеральное казначейство;

3. финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований;

4. главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Росфиннадзор вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств.

Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Основными задачами службы являются контроль и надзор:

1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

2. соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

3. соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

4. исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В целях исполнения возложенных на него полномочий Росфиннадзор имеет право:

1. проводить ревизии и проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

2. проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки;

3. направлять в проверенные организации представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений и осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений бюджетного законодательства;

4. осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также при реализации материалов ревизий и проверок;

5. направлять в правоохранительные органы информацию по фактам обнаруженных в ходе контрольных мероприятий подлогов, подделок и других злоупотреблений;

6. привлекать к ревизиям для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

7. осуществлять контроль деятельности территориальных органов Росфиннадзора и подведомственных ему организаций.

Необходимо отметить, что понятия ревизии и проверки тождественны, несмотря на то что с научной точки зрения ревизия — это проверка всех операций экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов. Другими словами, под ревизией понимается сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период, а, в свою очередь, под проверкой — единичное контрольное действие или исследование состояния дел на участках деятельности организации. Проверка носит выборочный характер, поэтому заведомо предполагает пропуск или исключение каких-либо обстоятельств, которые могут повлиять как на результат проверки, так и на деятельность проверяемого субъекта.

В соответствии с «Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ», утв. приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н, основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по таким направлениям, как соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам, обоснованность расчетов сметных назначений, исполнение смет расходов, использование бюджетных средств по целевому назначению, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, обоснованность образования и расходования внебюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций, полнота и своевременность расчетов с бюджетом, операции с основными средствами и нематериальными активами, операции, связанные с инвестициями, расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами, обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера, формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизии (проверки) бывают комплексные, тематические и сквозные. Комплексная ревизия затрагивает всю финансово-хозяйственную деятельность ревизуемого объекта, а также операции по поступлению; средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных; фондов. При тематической ревизии проверяются отдельные вопросы по использованию государственных средств и проведению взаимных расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово - хозяйственной деятельности (использование средств федерального бюджета по конкретным статьям смет расходов).

Работникам, участвующим в проведении ревизии, выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем органа Росфиннадзора или его заместителем и заверяется печатью указанного органа. Как правило, срок ревизии не может превышать 45 календарных дней. Однако он может быть продлен руководителем органа Росфиннадзора на основании мотивированного представления руководителя ревизионной группы.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой, которая должна быть подписана руководителем органа Росфиннадзора и содержать основные вопросы по финансово-хозяйственной деятельности:

1. наличие уставных документов, лицензий;

2. источники финансирования; наличие утвержденных смет расходов по каждому источнику получения средств; анализ результатов исполнения смет; правильность отнесения затрат на соответствующие статьи расходов;

3. правильность и обоснованность составления штатного расписания; проверка обоснованности установления должностных окладов сотрудникам и применяемых надбавок и доплат, а также правильности начисления оплаты очередного отпуска и пособий по временной нетрудоспособности;

4. целесообразность и законность расходования бюджетных средств на хозяйственные цели (оплата коммунальных услуг, аренды, услуг по охране помещений, аудиторских и консультационных услуг);

5. ревизия денежных средств в кассе и кассовых операций за весь ревизуемый период; снятие остатков денежной наличности и других ценностей в кассе;

6. проверка соблюдения порядка выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы; своевременность представления авансовых отчетов, правильность оформления оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы; анализ переходящих остатков задолженности, их причины и реальное состояние;

7. ревизия банковских операций по бюджетным и расчетным счетам; источники поступления денежных средств на указанные счета; достоверность, законность и целесообразность банковских операций; наличие оправдательных документов и их соответствие банковским выпискам и бухгалтерским данным;

8. использование средств на капитальный и текущий ремонт зданий, наличие смет, правильность применения расценок, норм лимитированных и прочих затрат, применяемых в проектно-сметной документации и актах выполненных работ;

9. проверка эффективности расходования средств на содержание автотранспортных средств;

10. проверка сохранности основных средств и товарно-материальных ценностей; состояние их инвентарного и аналитического учета, условия хранения и эксплуатации;

11. анализ законности образования и использования внебюджетных средств, их учет; источники образования внебюджетных средств; наличие утвержденных смет доходов и расходов; правильность отнесения расходов за счет внебюджетных средств на соответствующие статьи; полнота возмещения на бюджетные счета учреждения расходов по использованию коммерческими организациями зданий, сооружений, оборудования и имущества, принадлежащего учреждению; совмещение должностей в коммерческих организациях штатными работниками учреждения, условия совмещения;

12. состояние бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства;

13. анализ аналитического учета дебиторской и кредиторской задолженности; правильность отражения задолженности на балансовых счетах; достоверность расчетно-платежных операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности; анализ задолженности по срокам и характера ее возникновения.

Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии, т.е. предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить выполнение машинописных работ.

При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации проверяются учредительные, регистрационные, плановые, отчетные бухгалтерские и другие документы по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций. Определяется точность заполнения бланков, наличие всех необходимых реквизитов, сопоставляются показатели отчетности по данным первичного бухгалтерского учета, проводится арифметическая проверка первичных документов, проверяется фактическое соответствие совершенных операций данным первичных документов.

Кроме того, в ходе ревизии участники ревизионной группы могут получать письменные объяснения от должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

В случае если выявлены неточности либо возникли сомнения в законности и правильности проведенных финансовых операций, осуществляются встречные ревизии путем сравнения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

По результатам ревизии составляется акт, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр акта вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении и с указанием даты получения. Для ознакомления руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации с актом ревизии и его подписания руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до пяти дней.

При наличии возражений или замечаний по акту подписавшие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Руководитель ревизионной группы в течение пяти рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения.

Важным является то, что при отказе руководителя или главного бухгалтера подписать акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта делает отметку об ознакомлении с актом и отказе в его подписании. Один экземпляр акта остается в органе Росфиннадзора, другой высылается в ревизуемую организацию по почте и в нем проставляется отметка о его получении организацией.

Материалы ревизии состоят из акта и приложений к нему. На каждое приложение в акте ревизии имеются ссылки. В свою очередь, акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

1. наименование темы ревизии;

2. дату и место составления акта ревизии;

3. кем и на каком основании проведена ревизия;

4. проверяемый период и сроки проведения ревизии;

5. полное наименование и реквизиты организации;

6. наименование вышестоящей организации;

7. сведения об учредителях;

8. основные цели и виды деятельности организации;

9. имеющиеся у организации лицензии;

10. перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые органах Федерального казначейства;

11. кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером;

12. кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений, и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

Материалы ревизии представляются руководителю органа Росфиннадзора в течение трех дней после подписания акта. Итоги ревизии сообщаются руководителем органа Росфиннадзора в организацию, осуществляющую руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

При обнаружении нецелевого использования средств федерального бюджета инспектор Росфиннадзора в день подписания акта ревизии составляет протокол об административном правонарушении. Первый экземпляр протокола не позднее суток с момента его составления вместе с материалами ревизии направляется должностному лицу Росфиннадзора, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Второй экземпляр протокола лицо, проводившее ревизию, вручает под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом лицо, проводившее ревизию, разъясняет лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). После рассмотрения дела оформляется определение о назначении времени и места его рассмотрения, об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, и иные определения в соответствии с КоАП РФ. По окончании рассмотрения должностное лицо, рассматривавшее данное дело, немедленно объявляет вынесенное им постановление, копия которого вручается под расписку лицу, в чьем отношении вынесено данное постановление, или его представителю.

В случае наказания в виде административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок судебному приставу-исполнителю направляется письмо для взыскания суммы административного штрафа в предусмотренном законодательством порядке. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

При нецелевом расходовании бюджетных средств на сумму свыше 1,5 млн. руб. материалы ревизии передаются в прокуратуру или другие правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Статья 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает следующую ответственность: должностное лицо наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (нецелевое использование бюджетных средств на сумму свыше 7,5 млн. руб.), налагается штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако это не означает завершения всех мер воздействия органами государственного финансового контроля, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перед окончанием ревизии руководителю проверяемой организации, допустившей нецелевое использование средств федерального бюджета, направляется предписание о том, чтобы организация в течение месяца с даты подписания акта возместила расходы бюджета и представила документ, подтверждающий возмещение средств. Если в указанный срок такой документ не будет представлен, то в течение одного рабочего дня оформляется уведомление о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета, которое вместе с копиями акта ревизии и первичных документов, подтверждающих факт нецелевого использования средств федерального бюджета, направляется в Росфиннадзор.

Кроме того, отметим другие виды нарушений, которые могут быть выявлены при ревизии:

1. переплата по заработной плате в результате неправильного установления окладов, тарифных разрядов по ETC, надбавок и иных выплат;

2. нарушение порядка исчисления среднего заработка;

3. нарушение порядка оформления и оплаты листков по временной нетрудоспособности;

4. нарушение правил бухгалтерского учета в части оформления первичных учетных документов, применения бланков неустановленной формы;

5. нарушение порядка ведения расчетов с подотчетными лицами в части сроков сдачи авансовых отчетов, несвоевременного возврата подотчетных сумм, повторной выдачи аванса лицам, не представившим отчет или не вернувшим остаток по ранее выданному авансу;

6. возмещение расходов по найму жилья сверх установленных норм работникам, которые не относятся к федеральным гражданским служащим;

7. возмещение расходов по добровольному страхованию на транспорте при проезде к месту командировки и обратно или при проживании в гостинице;

8. превышение лимита денежной наличности в кассе;

9. нарушение порядка списания материалов и основных средств;

10. списание ГСМ сверх установленных норм расхода;

11. невозмещение арендаторами при сдаче в аренду федерального имущества расходов по коммунальным услугам;

12. нарушение порядка организации конкурсов и иных способов закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд;

13. завышение стоимости и объемов выполненных работ при проведении капитального или текущего ремонта помещений.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за лимитами бюджетных обязательств, за лимитами кассовых расходов, за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации, указанному в платежном документе; за наличием у получателя средств бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. На этапах предварительного и текущего контроля проверяется соответствие расходов представленным документам, т.е. утвержденным лимитам, подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции, выполнение работ и услуг. Следовательно, акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета, т.е. поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства.

Классифицируя формы казначейского контроля по временному признаку, к предварительному контролю можно отнести выдачу органами казначейства разрешений организациям на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, и учет казначейским органом обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета. Контрольная деятельность органов Федерального казначейства при учете операций с данными средствами проявляется в контроле правомочности поступления внебюджетных средств на лицевой счет получателя и их расходования. Учитывая, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений, решение об открытии внебюджетных счетов в органах Федерального казначейства является вполне логичным, так как в данном случае государство в лице казначейства непрерывно контролирует объем обязательств бюджетополучателей и их финансовое состояние. Данный процесс позволит государству определить перечень тех учреждений и организаций, которые на самом деле нуждаются в государственной поддержке.

Предварительный казначейский контроль — это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений. Он направлен на предупреждение неэффективного, нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, сверку соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных ассигнований финансовой дисциплины — соблюдения бюджетных норм и нормативов, целевого использования бюджетных средств.

Федеральное казначейство начинает текущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Кроме того, при казначейском исполнении федерального бюджета на Федеральное казначейство в рамках текущего контроля возложены обязанности по регистрации поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств; по совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств; по осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Наряду с этим в соответствии со ст. 251 БК РФ Федеральное казначейство расходует средства федерального бюджета только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям законодательства, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Такой контроль наиболее эффективен в целях сохранности средств федерального бюджета и оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования государственных ресурсов.

Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождения средств через систему счетов Федерального казначейства.

Одной из форм текущего контроля может быть проверка целевого использования бюджетных средств их получателем после совершения кассового расхода, но в пределах действующего финансового периода (года, срока действия договора, соглашения).

Наиболее ярко роль казначейства при осуществлении контроля за исполнением расходной части бюджета проявляется в механизме учета операций. При финансировании через лицевые счета большое значение имеет также учет органами казначейства бюджетных обязательств. Он позволяет ограничить рост кредиторской задолженности федерального бюджета. В настоящее время ведется учет только бюджетных обязательств, вытекающих из договоров на энергосбережение и поставку коммунальных услуг. Таким образом, пока данный механизм позволяет контролировать лишь часть кредиторской задолженности. Представляется целесообразным осуществление органами казначейства учета всех бюджетных обязательств.

Следует отметить, что в случае отказа органами Федерального казначейства принять на учет заключенный договор он, тем не менее, не теряет своей юридической силы. Поставщику товаров или услуг предоставляется возможность взыскания средств в судебном порядке. Выход из сложившейся ситуации заключается в изменении действующего законодательства, согласно которому договор бюджетного учреждения имел бы юридическую силу в случае его приема на учет органом казначейства.

В целях совершенствования системы учета доходов от использования федерального имущества и упорядочивания расходования средств на органы Федерального казначейства также возложена обязанность по учету и распределению средств, поступающих от аренды федерального имущества.

Для этого в территориальных органах казначейства открываются специальные лицевые счета для научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, которые сдают в аренду закрепленное за ними недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности. В процессе финансирования расходов за счет средств, поступивших от сдачи в аренду федерального имущества, органы казначейства контролируют осуществление расходов с лицевых счетов в соответствии и в пределах дополнительной сметы доходов и расходов организации. Представляется целесообразным учет на лицевых счетах органов казначейства арендной платы не только перечисленных выше организаций, но и всех бюджетных учреждений, сдающих в аренду федеральное имущество. Это позволит существенно повысить уровень казначейского контроля за данными средствами и упорядочить их учет.

Механизм финансирования через лицевые счета является инструментом казначейского контроля, позволяющим резко ограничить количество нарушений бюджетного законодательства. Кроме того, это позволяет добиться соблюдения сметной дисциплины бюджетополучателей.

Для усиления государственного финансового контроля необходимо расширить полномочия органов в области предварительного и текущего финансового контроля. Стоит более активно привлекать казначейство к осуществлению предварительного финансового контроля на стадии планирования бюджетов. Как правило, при подготовке бюджета отправной точкой является прошлогодний бюджет, а не последние или расчетные данные казначейской системы. Однако именно казначейство располагает такой необходимой для планирования бюджета информацией, как динамика поступлений в доход государства различных платежей и их расходования.

В настоящее время все чаще говорится о необходимости анализа эффективности использования средств федерального бюджета. Выполнить такой анализ — это увязать расходы бюджета с их необходимостью, определить показатели, характеризующие цель расходования. Только после этого можно оценить, была ли достигнута цель, на которую выделялись ассигнования.

Также Минфин России имеет в своей структуре Федеральную службу по финансовому мониторингу. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу наделена следующими полномочиями:

1. осуществлять контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2. осуществлять сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;

3. осуществлять проверку полученной информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получать необходимые разъяснения по представленной информации;

4. выявлять признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5. осуществлять контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом.

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций; определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат.

ГРБС утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

ГРБС имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.

ГРБС осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, а также осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление Собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

ГРБС готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета но выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета и материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета.

Распорядитель бюджетных средств (РБС) — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством Российской Федерации представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций.

РБС может быть уполномочен органом исполнительной власти субъекта Федерации представлять его сторону в договорах о предоставлении средств регионального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций.

РБС может быть уполномочен органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

РБС составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств, а также их должностные лица отвечают:

1. за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

2. достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

3. своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

4. своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

5. утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

6. соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

7. соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

8. эффективное использование бюджетных средств.

Необходимо отметить, что понятие главных распорядителей средств федерального бюджета не совпадает с понятием субъектов бюджетного планирования. Иными словами, не все главные распорядители средств федерального бюджета являются субъектами бюджетного планирования. Круг субъектов бюджетного планирования является более узким по отношению к кругу главных распорядителей средств федерального бюджета и не включает федеральные службы и агентства, за исключением подчиняющихся напрямую Правительству РФ, а также какие-либо учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации. Кроме того, понятие субъектов бюджетного планирования употребляется на стадиях составления и утверждения проекта федерального бюджета, а также в ходе составления перспективного финансового плана, в то время как главные распорядители средств федерального бюджета являются участниками стадии исполнения бюджета.

Контрольные и финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.