Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды нематериальных активов организаций




Темы докладов, рефератов и эссе

Вопросы для самостоятельной исследовательской работы

1. Альтернатива корпоративной культуры в экономике знания.

2. Интеллектуально ориентированные или интеллектуально безразличные культуры.

3. Ориентация на приобретение знаний - ориентация на создание знаний.

4. Методы оценки стоимости интеллектуального капитала организации

5. Оценка стоимости интеллектуального капитала на основе расчёта информационной производительности

6. Методика оценки интеллектуальных ресурсов организации на основе применения методов нечёткой классификации.

1. Формы организационно приобретенных знаний.

2. Содержательные уровни корпоративной культуры.

3. Ориентация на накопление знаний - ориентация на распределение знаний.

4. Состав и структура интеллектуальных ресурсов организации

5. Факторы динамики интеллектуального капитала

6. Динамическая модель функционирования и развития интеллектуальных ресурсов

7. Интеллектуальный капитал и нематериальные активы организаций

Глава 3. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

Понятие "нематериальные активы" широко используется в хозяйственной деятельности различных организаций, начиная с конца Х1Х века. В России это понятие применяется примерно с конца 80-х годов прошлого столетия.

Традиционно под нематериальными активами понимаются принадлежащие предприятиям и организациям ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, не имеющие стоимостную, денежную оценку, то есть так называемые неосязаемые ценности.

Нормативное определение нематериальных активов впервые было дано в Положении о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства Финансов РФ от 26 декабря 1994 г. №170. Позже более подробное описание нематериальных активов появилось в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства Финансов РФ от 29 июля 1998 г. М°34н. И, наконец, Положение о бухгалтерском учете "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 16 октября 2000г. №91н, четко определило состав нематериальных активов.

Проблема оценки нематериальных активов имеет методический и правовой аспекты.

Методический аспект проблемы заключается в том, что нет упорядоченности в системе стоимостных показателей объектов, относимых к нематериальным активам. В каждом конкретном случае определяются отдельные стоимостные показатели, чаще всего стоимость или цена соответствующего объекта, и используются методики, предназначенные для оценки стоимости той продукции, которая является предметом предъявления прав на объекты интеллектуальной собственности.

Правовой аспект проблемы состоит в том, что система нормативно-правовых актов, призванных урегулировать отношения, связанные с нематериальными активами, значительно отстает от реальных потребностей своевременной экономики. Несмотря на внесенные в последнее время изменения в действующее законодательство об интеллектуальной собственности, данная отрасль отечественного законодательства далека от совершенства и не позволяет в полной мере урегулировать все вопросы, так или иначе связанные с объектами интеллектуальной собственности, составляющими нематериальные активы организации.

Задачами оценки ненормативных активов являются:

1) оценка балансовой стоимости нематериальных активов для ведения бухгалтерского учета и налогообложения;

2) оценка их рыночной стоимости для использования в финансовом анализе соответствующего предприятия, в публикуемой финансовой информации о нем, а также при аудите финансового состояния предприятия.

Рыночная стоимость нематериальных активов определяется в случаях:

• при внесении нематериальных активов в качестве вклада в уставный капитал при создании юридических лиц, в том числе совместных; при перераспределении долей участников за счет включения нематериальных активов;

• при определении общей стоимости имущества организации (предприятия);

• при продаже и передаче во временное пользование тех или иных объектов из числа нематериальных активов;

• при оптимизации и минимизации налогообложения организации;

• при расчете и обосновании цен научно-технической продукции (в том числе законченности научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ);

• при обосновании получения кредита под залог имущественного комплекса, содержащего нематериальные активы;

• при страховании имущественного комплекса, включающего нематериальные активы;

• при определении ущерба, нанесенного организации, предприятию путем выпуска контрафактной продукции или незаконным использованием чужого товарного знака (торговой марки).

Оценке для целей бизнеса и иных целей, в первую очередь, подлежат оборотоспособные имущественные права на результаты творческой деятельности или средства индивидуализации. Такие права можно оценить как самостоятельные объекты или как идентифицируемые нематериальные активы. При этом необходимо различать права на объекты интеллектуальной собственности, которые не могут быть объектами гражданского оборота, и объекты таких прав, которые являются объектами гражданского оборота и, следовательно, предметом оценки.

Виды нематериальных активов. В различных нормативных и иных документах организации состав нематериальных активов трактуется по-разному.

Разделение основных фондов на материальные и нематериальные произведено в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОК 013-94), утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. №359. Этим классификатором к материальным отнесены основные фонды, созданные в процессе производства, а к нематериальным — так называемые нерукотворные основные фонды.

Более подробно нематериальные активы представлены в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н.

В частности, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, указанным положением отнесены:

- права из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и др.;

- права из патентов на изобретения, программные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- права, возникающие из прав на «ноу-хау» и др. К нематериальным активам могут относиться также организационные расходы, а также деловая репутация организаций.

Кроме того, до 1 января 1999 года к нематериальным активам относились права пользования земельными участками, природными ресурсами и другими объектами природопользования. С 1 января 1999 года такого рода объекты должны быть отражены в учете и для целей налогообложения как арендованные основные средства.

Согласно пункту 4 Положения о бухгалтерском учете «Учет, нематериальных активов» (ПБУ14/2000), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16. октября 2000 г. № №91н, к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся следующие объекты:

• исключительное право патентообладателя на изобретение,

• исключительное право патентообладателя на промышленный образец,

• исключительное право патентообладателя на полезную модель;

• исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

• исключительное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

• исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

• исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Необходимо обратить внимание, что данный список является закрытым, а значит никакие другие объекты исключительных прав не могут быть отнесены к нематериальным активам.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Секреты производства или технические приемы, которыми владеет тот или иной работник, могут стать нематериальными активами, если они изложены в виде описаний, схем, рисунка и т.п.

Исходя из вышесказанного, нематериальные активы — это обобщающее понятие, используемое для обозначения тех активов организаций, которые не имеют физического содержания и характеризуются следующими качествами:

- обладают определенной или потенциальной стоимостью и способны приносить доход владельцу;

- используются в финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия) свыше одного года;

- реализуются в виде прав, возникающих из патентов, свидетельств, лицензионных и авторских договоров;

- являются результатами интеллектуального труда.

В мировой практике принято различать идентифицируемые и неидентифицируемые нематериальные активы. К идентифицируемым относятся только те из них, которые могут быть проданы отдельно от юридического лица; остальные являются неидентифицируемыми.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также зарубежным опытом, перечень нематериальных активов, используемых в настоящее время в Мировой практике, включает в себя следующие наименования:

1) изобретения;

2) полезные модели;

3) промышленные образцы;

4) товарные знаки;

5) знаки обслуживания;

6) наименования мест происхождения товаров;

7) секреты производства («ноу-хау»);

8) топологии интегральных микросхем;

9) программы для ЭВМ и базы данных;

10) результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

11) объекты авторского и смежных прав;

12) селекционные достижения;

13) деловая репутация — «гудвилл»;

14) наименование организации (в том числе фирменное);

15) организационные расходы.

Изобретение — это техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток, растений или животных) или способу (процессу осуществления действий, над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо, соответственно, требования о новизне, наличии изобретательского уровня и промышленной применимости являются условиями патентоспособности изобретения.

В Патентном законе РФ содержится перечень творческих результатов, которые не признаются изобретениями. В частности, это:

- открытия, научные теории и математические методы;

- правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

- программы для электронных вычислительных машин;

- решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

- решения, заключающиеся только в представлении информации;

- топологии интегральных микросхем;

- сорта растений, породы животных;

- решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Полезная модель - это техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель соответствует условиям патентоспособности, если является новой и промышленно применимой. Требования изобретательского уровня к ним не предъявляются.

В качестве полезной модели правовая охрана не предоставляется:

- решениям, касающимся только внешнего вида изделий, направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

- топологиям интегральных микросхем;

- решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Промышленный образец - художественно-конструкторское решение промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. При отнесении того или иного решения изделия к промышленному образцу необходимо учесть, что во внешнем виде должны сочетаться художественные и конструкторские элементы.

Правовая охрана предоставляется тем промышленным образцам, которые являются новыми и оригинальными.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, которые служат для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков (знаков обслуживания) могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который по результатам ее экспертизы выдает свидетельство на товарный знак (знак обслуживания). Регистрация действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки; срок действия может быть продлен по заявлению правообладателя каждый раз на десять лет.

Федеральным законом РФ от 11 декабря 2002 г. в вышеназванный закон введена дополнительная глава (2.1), предусматривающая особенности правовой охраны общественного товарного знака, под которым может быть признан товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в соответствии с международным договором РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны среди соответствующих потребителей в отношении этого лица. В этом случае товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков, его владельцу выдается соответствующее свидетельство, а правовая охрана такого знака действует бессрочно.

Наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое название страны, населенного пункта, географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Примером наименования места происхождения товара могут быть следующие наименования: «голландские тюльпаны», «индийский чай», «вологодские кружева», «хохломская роспись» и т.д. Если производить эти товары в другом месте (с изменением природно-климатических условий и людского фактора), то качество товара изменится и, соответственно, он утратит свое прежнее наименование.

Не признается наименованием места происхождения товара (обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления.

Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Секреты производства («ноу-хау») — это монопольное владение информацией, которое охраняется договором между сторонами. Срок использования «ноу-хау» оговаривается в договоре между его обладателем и пользователем.

Топология интегральной микросхемы – это пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Правовая охрана распространяется только на оригинальную топологию интегральной микросхемы, каковой является топология, созданная в результате деятельности автора и являющаяся неизвестной автору и (или) специалистам в области разработки топологий на дату ее создания. При этом предоставляемая правовая охрана не распространяется на идеи, способы, системы, технологию или закодированную информацию, которые могут быть воплощены в типологии. Право авторства на охраняемую типологию является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Программа для ЭВМ представляет собой объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. При этом под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Авторское право на программу ЭВМ или базу данных возникает в силу их создания. Правообладатель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, состоящий их трех элементов: 1) буквы «с» в окружности или в круглых скобках (©, (с)); 2) наименования (имени) правообладателя; 3) года первого выпуска программы для ЭВМ или выхода базы данных в свет.

Результаты научно-исследовательских, опытно-констукторских и технологических работ, выполняемых в целях разработки промышленных образцов или для решения иных задач, представляют собой научно-техническую продукцию.

Результатом научно-исследовательских работ являются, особенно, результаты проведенных научных исследований; результатом опытно-конструкторских работ — образец нового изделия соответствующая конструкторская документация на него; результатом технологических работ - новая технология. Кроме того, это может быть и иное производственное новшество.

Объекты авторского и смежных прав — это результаты творческой деятельности, правовая охрана которых осуществляется независимо ни от назначения и достоинства произведения, ни от способа его выражения. При этом авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Объектами авторского права являются:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения;

· производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

· сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не являются объектами авторского права официальные документы, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Селекционные достижения — это сорта растений и породы животных, правовая охрана которых предусмотрена законом и подтверждается соответствующим патентом. Срок действия патента составляет 30 лет с момента регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Деловая репутация («гудвилл») – представляет собой набор оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах контрагентов, клиентов, потребителей и т.д., которые персонифицируют его среди профессионалов в определенной сфере деятельности. Однако на законодательном уровне понятие деловой репутации юридического лица на сегодняшний день не определено.

Деловая репутация организации, главным образом, «в процессе публичной деятельности организации, вследствие открытого распространения информации о ней, а также благодаря сведениям, скрываемым самой организацией во избежание своей дискредитации или охраняемым ею с использованием режима служебной и коммерческой тайны, по ставшим, в силу различных причин, известными».

Деловая репутация сказывается на общественной оценке результатов его деятельности, будь то производство и (или) реализация товаров или выполнение работ, оказание услуг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.