КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Ответственный редактор
Парамонова С.П. Пермь- 2013 Ответственный редактор Вузов С О Ц И О Л О Г И Я Парамонова С.П. Учебное пособие для студентов декан гуманитарного факультета ПНИПУ академик АСН проф. В.Н. Стегний УДК ББК П 10
П 10 Социология. Учебно-методическое пособие / С.П. Парамонова, –Пермь: изд-во ПНИПУ, 2013. – 277 с.
Рецензенты: Антипьев А.Г. – доктор социологических наук, профессор; Коротков Н.З. – доктор философских наук, профессор.
ISBN - Учебно-методическое пособие содержит: − Раздел «история социологии», опирающийся на монографии, учебники и словари, с целью широкой ориентации студентов вузов в классических и современных социологических парадигмах мировой науки, их осмысления учеными ведущих вузов страны и Российской АН. − Раздел методологии, методики и техники исследования и составляет краткое изложение методов качественного и количественного анализа, что позволяет студентам педагогических и других вузов вести пилотажные, а в последствие основные исследования. − Раздел теории «среднего уровня», − В конце изложения каждой темы – проверочные вопросы.
Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса социологии для высших учебных заведений.
Печатается по постановлению Совета по гуманитарному образованию ПНИПУ.
УДК ББК ISBN – @ Парамонова С.П. @ Изд-во ПНИПУ, 2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………………………………………………………....3
ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 4 ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ………………………………………………………………………………………...34 Становление и развитие социологии………………………………………………………………………..14 Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера……………………………………..28 Теории социального обмена………………………………………………………………………………...41. Макросоциологические теории во второй половине XX века……………………………………………46. Структурный функционализм………………………………………………………………………………47. Теория социального конфликта…………………………………………………………………………….58. Микросоциологические теории. Теории социального обмена…………………………………………...64. Синергетика и постструктурализм…………………………………………………………………………69. Постмодернистские теории…………………………………………………………………………………74. Новейшие рационализационные парадигмы модерна и постмодерна…………………………………...80 ТЕМА 3. 3.1. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………….…89 ТЕМА 4………………………………………………………………………………………………………………… ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.. 104 ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.. 125 Тема 6 ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ, Тема 7 ЭТНОСЫ И НАЦИИ………………………………………………………………………………………………134 Тема 8 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 114 Тема 9 СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА.. 142 Тема 10 СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………………………… ТЕМА 11 СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.. 165 ТЕМА 12 СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 171 ТЕМА 13 СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 189 ТЕМА 14 МИРОВОЙ ПРОЦЕСС. РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 220
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….245
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….…………………………………………...…246 СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ………………………...……………………………………261
Учебно-методическое пособие предназначено для ориентации студентов вузов в широком поле современной социологической науки. Безусловно, все направления социологии невозможно дать в одной разработке. Одни, приведенные нами авторы, отражают современные мировые и российские реалии. Другие, создатели учебников, излагают социологию, как диалог парадигм и целых направлений в раскрытии концепций классической и современной социологии. Третьи, кратко охарактеризовав классические и современные новейшие течения в социологии, широко разворачивают методы социологического исследования и институциональную природу общества. Наша задача − отразить социальный реальный мир, как со стороны теории, так и со стороны практики и, по возможности, показать методы и результаты исследования, в частности, на примере исследований социологии труда, ценностных ориентаций школьников. Значительное место в Учебно-методическом пособии занимает раздел «история социологии». Здесь ведется изложение основных теорий западноевропейской, отечественной и американской социологической мысли, показывается возможность их применения в качестве методологического инструментария изучения социума в конкретных пространственно-временных координатах. В данном разделе Учебного пособия идет обращение к академическим изданиям, в частности, «Социология. Основы общей теории» отв. ред. Мерность текстов не одинакова, есть разделы, содержащие внутри себя несколько подразделов, однако это обусловлено содержанием самого курса. Меняет свой предмет современная социология труда. Целесообразным явилось рассмотрение самосохраняющей и саморазвивающей функции труда. Студентам предлагается обратиться к использованию к Интернет-ресурсам, а также монографиям отечественных, европейских и американских социологов. Там, где есть достаточно распространенные разработки тем: семья, гендер, этносы и нации, мировая система, место России в мир-системе. Все это круг вопросов, которые должный войти в поле внимания студентов педагогических вузов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |