Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как философская проблема 2 страница




Вместе с тем истина конкретна, абстрактной истины нет. Требование конкретности истины означает, что предмет или явление надо рассматривать в тех условиях места и времени, в тех связях и отношениях, в которых данный предмет существует и развивается. Любое положение науки, суждение о мире будет истиной если её рассматривать только в соответствующих пространственно-временных условиях существования. Например, суждение «дождь полезен» будет истиной в условиях засухи и никак в условиях, когда нужно убирать урожай.

В медицинской деятельности основной формой познания является диагностика. Установление диагноза – сложный познавательный процесс, сущностью которого является отражение объективно существующих закономерностей в сознание врача. Истинность диагноза зависит от совпадения заключений врача с самим патологическим процессом. Если они не совпадают – это врачебная ошибка. Если диагноз истинный, то возникает другой вопрос: какая это истина - относительная или абсолютная? Надо признать, что в заключениях врача есть и абсолютная истина (констатация каких-либо фактов, данные лаборатории или патанатомического вскрытия) и относительная истина (форма болезни, тяжесть процесса и т.д.).

 

 

15.4. Позитивизм как первая философия науки

 

Философская теория познания имеет своим предметом научное познание кaк специфическая деятельность. Оно отличается от обыденного познания тем, что изучает механизм, принципы и законы познания вообще. Вместе с тем в философии существует и особое направление – философия науки. Последняя занимается преимущественно когнитивными и социокультурными аспектами познания, развития научных понятий и теорий. Первой философией науки был позитивизм.

Позитивизм – течение современной философии основанной французским ученым Огюстом Контом (1798-1857). Позитивизм отрицает роль философии как обобщенной картины мира и ограничивается конкретными науками, подтвержденными опытом. Понятие «позитивный» означает то, что дано в настоящем, в опыте, то что можно проверить в опыте и должно быть принято так как есть без объяснений.

Истинное человеческое познание есть научное познание, которое не что иное как систематическое изучение явлений и раскрытие закономерностей их развития. Философия объясняет специфику методов науки и их использование, выявляет общие принципы научного познания. Но философия не должна претендовать на роль науки наук, что она обладает методами получения знаний недоступных науке. Позитивизм и возникает в середине прошлого столетия, как реакция на господство натурфилософии, которая претендовала на роль царицы наук и не могла быть прогрессивным фактором в духовном развитии.

О. Конт считал, что социальный прогресс зависит от духовного прогресса. Человеческий разум в своем развитии прошел три стадии: теологической, метафизической и позитивной. До ХУП-ХУШ века господствовала теологическая способность разума, которая пыталась объяснять мир при помощи религиозных представлений, сверхъестественных сущностей. Поэтому в обществе в это время господствовала религия. В ХУШ веке получает особое развитие метафизическая (философская, спекулятивная) способность разума, которая объясняет мир при помощи абстрактных сущностей. А это ведет к господстве в обществе метафизики, философии. В XIX веке выделяется позитивная способность разума и в обществе особое развитие достигает наука.

Позитивизм концентрируется на критике метафизического подхода в познании мира, того традиционного спекулятивного подхода господствовавшего на протяжении столетий. О. Конт считал, что метафизика не может ответить на вопросы поставленные наукой, поэтому наука не нуждается в поддержке философии, она сама себе философия.

Основная проблема позитивизма – это отношение философии и науки. Позитивизм отрицают роль философии (метафизики), сводит её к науке, противопоставляют науку и философию. Представители позитивизма считают истинной наукой только конкретную, экспериментальную науку. Позитивизм также считает, что философские проблемы лишены смысла, что метафизические спекуляции не могут быть проверены экспериментально. Они отождествляют познание с наукой.

В своем развитии позитивизм прошел три этапа:

1) Классический позитивизм О. Конта, Д. Ст. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Они отрицают роль философии, когнитивную ценность философских исследований. Согласно основоположникам позитивизма философские проблемы, которые носят обобщенный, абстрактный характер, не могут быть ни проверяемы, ни решаемы при помощи эксперимента, поэтому они провозглашают их фальшивыми и лишенными смысла. Своей задачей основоположники позитивизма видели в очищении науки от метафизических спекуляций.

2) Эмпириокритицизм, известный ещё как «второй позитивизм» - течение, основанное во второй половины 19 века Э. Махом (1838-1916) и Р. Авенариусом (1843-1896). Эмпириокритицизм означает «критика опыта». Как философское течение ставило перед собой цель очистить опыт от всяких метафизических элементов и формулировать новую философию современных наук, которая преодолела бы противоположность материализма и идеализма. Основные идеи эмпириокритицизма – это теория элементов мира, принципиальной координации и интроекции. В конце 19 века эмпириокритицизм проявил себя как физический идеализм1.

3) Неопозитивизм – возникает в 20-е годы нашего столетия как Венский кружок, и охватывает множество различных теорий, имеющие основу логические идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Они, как и Р. Карнап, М. Шлик, Н. Рейхенбах, Г. Риль, И. Остин, А. Айер были математиками, логиками, представителями естественных наук. Попытались они сформулировать новую более четкую и строгую философию по аналогии с логикой. Неопозитивисты заменяют философию логическим анализом языка. Они утверждают, что как материализм, так и идеализм являются метафизическими спекуляциями и лишены всякого смысла.

Неопозитивизм, как и другие разновидности позитивизма, оказал определенное влияние на физиков, логиков и других представителей науки. Занимаясь проблемами логики и языка науки, они практически подготовили теоретическую основу для перехода к компьютеризации.

 

 

15.5. Практика и специфика медицинской деятельности

 

Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию и усвоению окружающего мира. Это деятельность человека, основанная на познании, по преобразованию природной и социальной среды и приспособление их к своим интересам и нуждам. В широком смысле практика – это вся деятельность человечества. В гносеологии – практика имеет свое специфическое значение, противоположное духовному, теоретическому. Практика - материальная деятельность, это субстанциально-энергетическая взаимосвязь человека с окружающим миром, в отличие от познания как духовной деятельности, которая является информационным взаимодействием.

Практика является специфической деятельностью человека, это способ бытия человека. В процессе практической деятельности, направленной на изменение и усвоение окружающего мира, человек создает новую реальность, «вторую природу» – материальную и духовную культуру, которая является необходимым условием существования и функционирования общества. Культура производится и воспроизводится в процессе развития человечества и передается из поколения в поколение. Усваивая и совершенствуя материальные и духовные ценности, человек изменяет самого себя.

В системно-структурном плане практика складывается из следующих элементов: субъект практики, объект практики, цель (идеальная модель), средства, предметная деятельность субъекта, результат этой деятельности. Другими словами, практика состоит из субъект-объектных отношений (направленных на изменение объективной реальности), субъект-субъектных отношений (направленных на общение между людьми и совершенствование этих отношений) и совокупности норм и ценностей, регулирующих эту деятельность.

Существуют следующие формы практики: 1) общественно-производственная, которая предполагает создание средств производства и производство материальных благ; 2) социально-политическая деятельность по преобразованию социальных структур; 3) научно-экспериментаторская, которая предполагает модификацию некоторых фрагментов действительности для и более глубокого познания.

Некоторые философы понимают практику слишком широко и отождествляют её со всякой деятельностью. К примеру, многие считают, что существует педагогическая, медицинская практика, бытовая, хозяйственная практика, практика криминальных элементов. На уровне обыденного сознания так и говорят: педагог или врач имеет богатую практику. Но, наверно не нужно отождествлять практику (как материальную деятельность) с опытом и навыками, как результат этой деятельности.

Практика выполняет различные функции. Она есть главный источник познания. Все знания мы получаем из практической деятельности. Практика есть основа и движущая сила познания. Объективная реальность отражается в нашем сознании сквозь призму практических потребностей и в этом смысле практика, через субъект, детерминирует познание. Практика является и основным критерием истины, все наши знания мы можем проверить только в практической деятельности. И, наконец, практика есть цель познания. Познание не есть цель в себе, она предназначена расширить, углубить и облегчить деятельность по преобразованию действительности.

Любая человеческая деятельность, включая и медицинскую, имеет некоторые общие моменты. Это деятельность по преобразованию действительности (праксиологический аспект), она предполагает производство знаний (гносеологический аспект) и оценочного отношения субъекта к объекту (аксиологический аспект).

Медицинская деятельность возникает практически одновременно с возникновением общества. Она вытекает из объективной необходимости людей в сохранении и воспроизводства их телесного бытия. Деятельность общества по охране здоровья своих членов, борьба с болезнями как любая материальная, объективно-практическая деятельность была более эффективной, поскольку был развит её духовно-теоретический компонент. Другими словами, медицинская деятельность предполагает два главных компонента: объективно-практический и духовно-теоретический. В обыденном сознании часто возникает дискуссия относительно медицинской деятельности – является ли она ремеслом, искусством или наукой. Имея эти два компонента, медицинская деятельность (медицина) является и искусством и наукой.

В процессе развития медицины эти два компонента имели различное значение. Cначала, в первобытном обществе, медицина сyществовала как практическая деятельность, а духовно-практический компонент был незначительным. Эта объективно-практическая деятельность функционировала как народная медицина, поскольку ещё не было разделения труда. Народная медицина имела всеобщий характер, ею занимались практически все члены общества, была эмпирической деятельностью и проявлялась как помощь и взаимопомощь. В первобытном обществе медицина не было профессиональной деятельностью, таким она становится позже, когда происходит разделение физического и умственного труда, когда определенные члены общества специализируются в этой деятельности. С накоплением знаний и как результат обобщения практики, медицина становится наукой, где духовно-теоретический компонент играет решающую роль.

Народная медицина становится профессиональной деятельностью в результате определенных социокультурных процессов. Научная медицина была необходимой для обоснования и аргументации практической медицинской деятельности. На протяжении всей истории развитие медицины было детерминировано двумя группами факторов – внутринаучными и социальными.

Надо отметить, что социальные факторы играли определяющую роль. Необходимость охраны здоровья и борьба с болезнями как социальная потребность влияли непосредственно на деятельность медиков. Поэтому медицина, начиная с античности, находилась в тесной связи и сотрудничала с философией. И медицина и философия имеют один и от же предмет – человек со своими проблемами. В медицине, в отличие от других типов деятельности, на первый план выдвигается гуманизм. Для решения медицинских проблем необходимо преодолеть чисто медицинскую деятельность (как ремесло) и рассматривать человека с его болезнями и страданиями с более широких позиций – социальной. А для это необходимо определенная философско-методологическая подготовка.

Специфика медицинской деятельности состоит в том, что врач имеет дело с информацией о больном, которая «зашифрована» в различных симптомах и синдромах и её надо расшифровать и интерпретировать. Предмет медицины - здоровье и болезни человека - исключительно сложный феномен (сложнее, чем предмет современной физики). В нормальной и патологической деятельности проявляются и взаимодействуют все формы движения материи, в том числе и единство биологического и социального. Поэтому решение медико-биологических, санитарно-гигиенических и клинических проблем невозможно без философской методологии.

Медицинская деятельность имеет сложный противоречивый характер, в котором переплетаются объективный и субъективный фактор, сознательный и стихийный, необходимый и случайный. В процессе своей практики врач субъективно воспринимает объективное состояние больного. В субъективных ощущениях пациента отражаются объективные изменения организма, которые в определенных моментах не могут быть обнаружены при помощи аппаратов, а должны быть обнаружены и учтены врачом. В то же время, некоторые методы исследования больного организма являются в определенной мере субъективными, так как их результаты зависят во многом от опыта и квалификации врача, от его отношения к своей профессии.

Специфика медицинской деятельности состоит в научном и ценностном подходе при изучении человека. Важное отличительное свойство медицинских знаний – их ценностная ориентация. Человек и его здоровье высшая ценность и оно определяет характер субъект-объектных отношений в медицине.

По содержанию медицинская деятельность целостная структура с определенными элементами. Главный компонент медицинской деятельности – система профессиональных знаний, которые непосредственно определяют качество диагностики и лечения, реализацию профилактических мероприятий. Врач также должен иметь определенную мировоззренческую концепцию относительно своего предмета и своей деятельности.

Другим компонентом медицинской деятельности является социально-психологическая и ценностная ориентация врача, которая тождественно по содержанию с нравственной мотивацией (определенное отношение к своему профессиональному и социальному долгу).

 

 

15.6. Методы научного познания

 

Научное познание отличается от обыденного познания тем, что это специфически социальная деятельность, которая предполагает определенную организацию, средства, методы, программы и ориентацию на достижение соответствующих целей. Научное познание занимается констатацией, накоплением и обобщением научных фактов. Слово факт первоначально применялось к единичным, частным событиям. Б. Рассел так определяет это понятие: «Факт, в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю фактом. Факты есть то, что делает утверждения истинными или ложными. Под фактом я имею в виду нечто имеющееся налицо, независимо от того, признают его таковым или нет. Большинство фактов не зависят от нашего воления; поэтому они называются суровыми, упрямыми, неустранимыми»1.

Научный факт – это фрагмент объективной реальности, включенный в деятельность человека, т.е. во внимание и мышление субъекта, в систему знаний. Научный факт есть объективная реальность, обработанная при помощи научных методов, из которой исключается случайность и выделяется чистая необходимость. Факт не реальность сама по себе, а знания о ней, результат переработки в мышлении познавательного материала и выражение его в языке в форме различных суждений. Научный факт есть субъективный образ объективной реальности. Поэтому факты, как и другие знания могут быть истинными или ложными, точными или приблизительными, полными или неполными. Для них обязательно объективность, достоверность и изоморфность (соответствие объекту).

Р. Карнап считает, что в науке, как и в повседневной жизни, универсальный закон не всегда устанавливается явно. Поэтому объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов. Когда мы их проанализируем более внимательно, мы обнаружим, что они являются сокращенными, неполными утверждениями, молчаливо предполагающими некоторые законы, но эти законы настолько знакомы, что нет необходимости выражать их явно2.

Однако научное познание занимается не только констатацией фактов, но и выяснением причин и закономерностей предметов и явлений. Научное познание основывается на точной измеряемости, доказательности и проверяемости на практике, на способности прогнозировать последующее развитие. Это познание основывающееся на определенных гносеологических принципах и методах. Ещё Ф. Бэкон отмечал, что ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеет большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его1.

Научный метод - это способ исследования и изменения объективной реальности, это совокупность средств и приемов теоретического и практического усвоения действительности. Метод это определенный порядок формулирования знаний и использования их для получения новых знаний. Это не нечто случайное, а формулируется на основе закономерностей изучаемого объекта и поэтому метод есть теория в действии. Методы играют большую роль в науке, они дисциплинируют и направляют научное исследование. Поэтому методы иногда важнее, чем результаты познания. Методы должны отвечать следующим требованиям: быть продуктивными, экономными, ясными и целенаправленными, внушать доверие, исключать случайность и хаос.

По своему применению методы могут быть классифицированы: 1) методы конкретных наук (частнонаучные), которые используются в одной науке или отрасли науки; 2) общенаучные методы, которые применяются во многих науках; 3) универсальные, философские методы, которые основываются на всеобщих закономерностях действительности и применяются во всех науках. К общенаучным методам относится информационный, функциональный, кибернетический, системный, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. К философским методам относится диалектика, которая применяется не прямо, непосредственно, а через конкретно-научные методы.

По уровням познания различаем эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) и теоретические методы познания (абстрактизация, идеализация, конкретное и абстрактное, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному). Эмпирическое познание есть исходный этап познания, связано с живым созерцанием и индивидуальным опытом субъекта, отражает реальность на уровне явления и основывается на повседневной деятельности человека. Теоретическое познание имеет своим предметом сущность и внутренние закономерности явлений, использует специальные методы. Оба уровня познания находятся в диалектическом единстве.

Методология – это философская теория о принципах и методах познания и преобразования действительности, это наука о методах. Методология есть совокупность принципов и методов исследования, которые используются в одной или нескольких науках. Она занимается целым рядом проблем, которые могут быть сведены к трем главным: 1) Что собой представляет метод? 2) Каким должен быть метод? 3) Как должен использоваться метод?

В зависимости от уровня общности различаем следующие уровни методологии: 1) конкретно-научная методология – каждая наука имеет свои методы исследования и формулирует определенные правила и нормы их использования; 2) общенаучная методология – методы и принципы, которые используются в ряде наук (кибернетические, информационные и др. методы), или же одна какая-либо наука, со своими принципами и методами, которая может быть методологией других наук (например, биология является методологией для физиологии и медицины, патологическая физиология – для медицинских дисциплин и т.д.); 3) универсальная, философская методология – принципы и законы диалектики, которые служат методологией для всех наук. Методология относится не только к познанию, но и к практической деятельности. Она необходима для развития творческих способностей специалиста, возможностей формулировать научные проблемы и определять стратегию научных исследований.

 

 

15.7. Особенности наблюдения и эксперимента в медицине

 

Наблюдение – метод эмпирического познания, который имеет цель сбор, накопление и описание научных фактов. Оно поставляет первичный материал для научного исследования. Наблюдение есть систематическое, целенаправленное и планомерное исследование действительности. Наблюдение использует различные приемы как сравнение, измерение и т.д. Если обычное наблюдение дает нам информацию о качественных особенностях предмета, то измерение дает нам более точные знания, характеризует предмет с точки зрения количества. Наблюдение с помощью аппаратов и технических средств (микроскоп, телескоп, рентгеновский аппарат и др.) дают возможность значительно расширить диапазон чувственного восприятия. В то же время наблюдение как метод познания ограничен, исследователь констатирует только то, что происходит в объективной реальности, без вмешательства в естественный ход процессов.

До 17 века клиническое наблюдение было единственным методом познания в медицине. К. Бернар называет этот период медицины наблюдательным, впервые показывает ограниченный характер данного метода и становится пионером экспериментальной медицины. С момента появления экспериментального подхода к исследованию болезней, медицина становится научной.

В некоторых профессиях (медицина, криминалистика и др.) чувство наблюдательности очень важна. Особенности наблюдения в медицине обусловлены её ролью и последствиями. Если на уровне наблюдения врач упускает какие-то симптомы или изменения, тогда это обязательно ведет к ошибкам в диагностике и лечения.

Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – средство познания объективной реальности посредством активного воздействия на ней при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования или изменением самих процессов в необходимом направлении. Эксперимент такой метод исследования, когда исследователь активно воздействует на предмет, создавая искусственные условия для выявления определенных свойств или когда искусственно воспроизводится сам предмет. Эксперимент позволяет изучать предмет в чистых условиях (когда исключаются второстепенные факторы) и в экстремальных ситуациях. Если в реальных условиях (например, при наблюдении) мы зависим от естественного хода явлений и процессов, то в эксперименте мы имеем возможность повторять их неограниченное количество раз.

Развитие современной науки невозможно без использования эксперимента. Эксперимент применяется в познавательных целях, для решения определенных научных проблем, для проверки некоторых гипотез и в учебных целях. Другими словами, различают исследовательские, проверочные и демонстрационные эксперименты. По способу действия выделяют физический, химический, биологический, психологический, медицинский, социальный и др. эксперименты. В зависимости от условий протекания различают эксперименты естественный и лабораторный. Лабораторный эксперимент проводится на материальных моделях (животные, растения, микроорганизмы и т.д.) или мысленных, идеальных (математические, информационные и др.).

В медицине эксперимент предполагает активное вмешательство в организм человека, которое приводит к изменению физиологических или патологических процессов с научной или лечебной целью. В узком смысле медицинский эксперимент есть применение впервые некоторых методов воздействия на человеческий организм с лечебной или исследовательской целью. Но не всегда то, что впервые применяется, есть эксперимент. Поэтому надо отличать эксперимент (который ставится планомерно и с целью познания) от вынужденной тактики лечения.

Медицинские эксперименты могут быть классифицированы по их цели: на научные, научно-практические и лечебные. По предмету: эксперименты ученых на самих себя (хотя это сегодня не приветствуется), эксперименты на больных и здоровых людей. По объему вмешательства: эксперименты на организм в целом или на отдельных системах и органах. По способу воздействия: хирургический, терапевтический, фармакологический и др. эксперименты. Различаем также клинический эксперимент (естественный) и лабораторный (на моделях).

Разрешая использовать эксперимент в медицине, общество требует от медиков соблюдения определенных юридических норм, которые гарантировали бы права человека. Большинство экспериментов должны проводиться в лабораторных условиях, на моделях. Клинические эксперименты разрешаются только в те медицинские учреждения, где есть оптимальные условия и возможность контроля со стороны специалистов. Для осуществления клинических экспериментов необходимо соблюдение следующих условий:

Исключить летальные исходы и негативные последствия, т.е. мы должны быть убеждены, что эксперимент не навредит больному;

Использованные методы должны содержать что-то принципиально новое;

Необходимость эксперимента должно быть научно обосновано;

Для осуществления экспериментов должно быть разрешение соответствующих инстанций;

Необходимо согласие пациента или его родственников;

Полученная информация в результате эксперимента на лабораторных животных должна применяться в клинике очень осторожно, так как модель и оригинал существенно отличаются. Экстраполяция этих знаний на человека может быть рассмотрено только как гипотеза.

 

 

15.8. Проблема медицинской диагностики в условиях информатизации медицинской сферы

 

Научное познание предполагает выявление новых фактов, закономерностей или нового способа объяснения явлений. Медицинская диагностика не открывает принципиально что-то новое, а есть распознавание конкретного патологического процесса у определенного пациента. Диагноз – это распознавание болезни на основе клинических и лабораторных данных. Это сложный познавательный специфический процесс, который распадается на ряд этапов: обследование больного, анализ полученных данных и создание синтетической картины заболевания у данного больного, построение собственно диагноза, проверка истинности диагноза и его уточнение в ходе лечения, прогноз заболевания и его исходов.

В то же время диагностический процесс имеет некоторые специфические черты, отличающие его от других видов познавательной деятельности. Прежде всего, диагностика есть процесс распознавания, который связан не с открытием новой, неизвестной ранее сущности, а с подведением единичного под общее путем распознавания этого общего в отдельном. В своем диагностическом рассуждении врач идет от известных общих понятий (различные заболевания как нозологические единицы) к чему-то неизвестному единичному (болезнь у данного индивида). Диагноз есть констатация нозологической единицы (определенной формы патологического процесса) и её дифференциация от других нозологических единиц. При этом необходимо учитывать, что конкретное проявление общего в каждом отдельном случае своеобразно, что превращает диагностический процесс в творческий акт врача.

Другая особенность процесса медицинской диагностики заключается в диалектическом переплетении объективных и субъективных факторов познавательного процесса. Субъективное трудно распознавать и формализовать. Каждая болезнь имеет свои особенности у каждого субъекта. Если диагностику автомобиля можно поручить приборам, то диагностику болезни должен осуществить персонально врач. Только специалист может оценить сложность и своеобразие проявления болезни.

Диагностика есть суждение, которое основывается на определенных законах формальной логики (закон тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания). Эти законы логики являются обязательными для всех мыслительных операций, они имеют нормативный характер. Поэтому качество диагностики зависит не только от того, как врач обследует больного, но и от способности врачей мыслить логически.

В условиях компьютеризации медицинской сферы значительно повышаются диагностические возможности врача за счет появления мощных диагностических приборов. Имеет место автоматизация диагностического процесса и лечения, создаются информационные модели болезней и экспертные системы. Использование экспертных систем позволяют врачу руководствоваться в своей практике опытом крупнейших специалистов. Использование компьютеров в медицине имеет многообещающую перспективу, поскольку машины имеют ряд преимуществ перед человеком. Но это не значит, что диагностика будет переложена на плечи компьютера или диагностических систем. Последние будут использоваться в качестве советчика врача.

Другими словами, информатизация медицины имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Как результат информатизации медицинской сферы улучшается качество диагностики, исключается субъективизм и односторонность в медицинской деятельности. Но это может вести и к стандартизации и дегуманизации медицины. Только в учебнике клиническая картина болезни имеет классическое описание, а в действительности можем встретить различные особенности которые компьютер не в состоянии учитывать. Компьютер и технические средства, будучи источником информации о больном, отдаляют врача от больного. Врач предпочитает контактировать больше с техникой, чем с живым человеком. Одновременно растет возможность появления диагностических ошибок. Из большого количества приемов и методов диагностики и лечения надо выбрать оптимальные и все будет зависеть от профессиональной подготовки врача и его отношении к своему долгу. Информатизация медицины способствует росту компетентности и профессионализма врачей, возрастанию доли творческого труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.