Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как философская проблема 3 страница




Создание экспертных систем дает возможность использовать знания и опыт самых крупных специалистов (которые создали эти экспертные системы). И все же экспертные системы ограничены уровнем знаний и квалификации соответствующего специалиста, дают нам вероятные выводы о возможных болезнях. Поэтому основную работу по аргументации и дифференциации болезни должен осуществить лично врач (а не машина). Компьютеризация и информатизация медицинской сферы не может полностью заменить классические методы диагностики. Врач должен владеть как классическими, так и новыми методами диагностики и лечения. Для этого требуется более широкая профессиональная подготовка врачей, которая предполагает высокую философскую культуру, логико-методологическую вооруженность.

 

Литература

Алексеев П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Кротков Е.А. Гносеологический анализ врачебной диагностики. //Философские науки. 1986. №2.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Материалистическая диалектика в 5-и т. М. 1982. Т.2.

Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины.// Вопросы философии. 1987. № 10.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957.

Руткевич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. Львов, 1978.

Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев, 1988.

Современные теории познания. М., 1992.

Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии. 1993. № 4.

Цапок В.А. Интуицие ши креацие. Кишинэу, 1979.

Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. Философские очерки. Кишинев, 1992. Гл. V.

Цырдя Ф.Н., Цапок В.А. Творческое развитие философии в работе В.И.Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Кишинев, 1990.

 

Глава 16. Логика и её значение длямедицинской деятельности

 

16.1. Логика как наука, её предмет, структура и значение

 

Логика происходит от греческого “logos” что означает слово, идея, понятие. Логика – это дисциплина, которая занимается законами правильного мышления1. Но мышлением занимаются и другие науки – философия, информатика, когнитология, педагогика, психология, физиология, психиатрия и т.д. Специфика логики в том, что она занимается формами мышления. Она должна ответить на вопросы: Как мы должны мыслить? Что мы должны знать, какие правила должны соблюдать, чтобы наше мышление было правильным?. Около 2500 лет назад, ещё до того как были раскрыты психологические механизмы мышления, опережая на многие сотни лет развитие многих наук, Аристотель сумел создать первую логическую систему.

Мышление не изолированное от действительности явление. Законы мышления основываются на законах объективной реальности, которые независимы от сознания человека. Человеческое мышление правильно, если оно связывает в мыслях то, что связано в действительности. Но это не значит, что законы логики непосредственно отражают законы объективной реальности. Логика отвлекается от отношений, связи и закономерностей реальности. Это чисто формальная наука, независимо от содержания.

Каждая наука использует не только специальные понятия, но и профессиональный язык, состоящий из обыденного языка и специальных научных понятий. Но для некоторых наук профессиональный язык недостаточен. Они создают искусственный, символизированный язык. Формальная логика использует не только символический, но и формализованный язык. Сущность этого языка состоит в том, что мы можем оперировать его символами, формами по определенным правилам, необязательно учитывая их содержание. Используя определенные правила и формы мышления, мы можем получить новые знания.

Мышление и биолога и математика отличаются по содержанию. Но они имеют нечто общее – это структура, форма мышления. Правильность мышления связано с его формами. Отсюда мы можем заключить, что формальная логика - это наука, изучающая законы, правила и формы правильного мышления, это наука об общезначимых формах и средствах мышления, необходимых для рационального познания. Кроме этого формальная логика занимается ещё алогизмами (типичными ошибками), паралогизмами (не преднамеренные ошибки) и софизмами (умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается как истинное).

Логика как философская наука развивается вместе с философией и зависит от специфики соответствующей эпохи. Вначале логика развивалась в связи с ораторским мастерством. Впервые слово «логическое» использовал Демокрит как синоним истины и правила познания. У Аристотеля логика развивается как ораторское искусство (риторика), дальше она превращается в инструмент нахождения истины, инструмент познания (органон). Для Аристотеля логика не было специальной наукой, а только инструмент каждой науки. В первом веке до нашей эры аристотелевские работы по логике («Категории», «Топика», «Софистические опровержения», «Первая аналитика», «Вторая аналитика») получают общее название «Органон». Превращение логики в инструмент познания диктовалась необходимостью борьбы с софистикой, которую Аристотель считал ложной мудростью. Софисты пытались доказать, что объективной истины не существует, что об одной и той же вещи можно высказать разные суждения.

Заслуга Аристотеля состоит также в том, что он сформулировал законы правильного мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Четвертый закон формальной логики – закон достаточного основания – был сформулирован позже Г. Лейбницем. Аристотель описал и основные формы логического мышления – понятие, суждение и умозаключение, развил теорию о силлогизмах, которая и сегодня является основой формальной логики.

В средние века логика была предопределена схоластикой, имело место идеалистическое толкование законов и правил логики. Из инструмента познания она превращается в средство опровержения еретических идей или доказательства религиозных догм. Последователи Аристотеля (Теофраст 370-280 до н.э) развивают дальше теорию силлогизма. Велика заслуга выдающегося древнегреческого врача и анатома Галена (129-199), который сформулировал теорию о четырех жидкостях, стоящие в основе понимания патологических процессов. Он является автором четвертой фигуры силлогизма*.

Современная логика своим происхождением обязана и Ф. Бэкону и Р. Декарту. Ф. Бэкон (1561-1626) в знаменитой работе «Новый органон» отрицает схоластическую силлогистику, как бесполезной для науки и обосновывает индуктивную логику как нечто и противоположное дедуктивной логики Аристотеля1. Бэкон считал, что предметом научных исследований является природа. Источником знаний являются ощущения. Наука есть экспериментальная деятельность и состоит в применении рациональных методов к данным ощущений. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент являются необходимыми условиями рационального метода.

Р. Декарт (1595-1650) своим стремлением создать всеобщую математическую науку стимулировал логические исследования в направлении математической символики. Он развивает дальше дедуктивно-математический метод и применяет его в естественных науках. Декартовские идеи развивает дальше Г. Лейбниц. Он высказал мысль о возможности введения в логику математической символики, пытался использовать символы для обозначения понятий и для записи хода логических действий. Лейбниц является творцом первых логических исчислений.

В развитии формальной логики особую роль принадлежит И. Канту (1724-1804), который дает определение некоторых категорий и формулирует теорию суждений. Он создает трансцендентальную логику, которая занимается только законами рассудка и разума, в отличие от общей логики, которая относится к эмпирическим знаниям.

XIX век знаменателен развитием диалектической логики Гегелем как теория о наиболее общих законах развития мышления. Он считал, что формальная логика с её законами не является всеобщим методом познания, а только методом дедуктивных знаний.

В середине прошлого столетия два английских математика Дж. Буль (1815-1864) и О. де Морган (1806-1871) попытались применить математические исчисления в формальной логике, которые революционизировали эту науку. Язык формул и исчислений становится эффективным и в логике. Поэтому Буль считается основоположником символической (математической) логики. Л. Эйлер (1707-1783) и Дж. Венн (1834-1923) использует метод геометрического изображения отношений между объемами понятий посредством пересекающихся контуров (кругов или эллипсов). Теория множеств Г. Кантора способствовала ещё большему сближению логики и математики. Фреге совершенствует исчисление высказываний и создает логико-арифметическую систему. Дж. Пеано улучшает логическую символику, используя математические изложения. Математические и металогические исследования достигают апогея в работе Б. Рассела и А. Уайтхеда «Принципы математики» – первый трактат по математической логике. В развитии современной логики определенный вклад внесли Я. Лукасиевич, Э. Пост, К.И. Льюис, Д. Гильберт, К. Гёдель, А. Тарский, Р. Карнап, К. Шеннон, В. Шестаков и др.

Символическая (математическая) логика - часть современной логики, которая занимается изучением закономерностей логических операций, правил логического исчисления. Она занимается использованием формальных методов математики и логического анализа в логической деятельности, что значительно расширяет сферу формально-логических исследований и их применение не только в силлогистических умозаключениях. Символическая логика, по аналогии с математикой и алгеброй, заменяет символами различные логические понятия, слова связки, логические операции. Подтвердилось, что имеются общие структуры логики и математики, а логические операции аналогичны операциям математики и алгебры. Если традиционная (аристотелевская) логика использовала символы только для некоторых терминов и определенных суждений, то символическая логика выражает символически все – все типы терминов, суждений, умозаключений, операций с соединительными словами.

Традиционная логика использовала естественный язык, различные описательные и дедуктивные методы, это логика естественного языка и нематематизированных наук. Символическая логика создает искусственный символический язык, в соответствии с требованиями математизированных наук. Это позволило выработать строгие средства и методы и в то же время простые и доступные для контроля истинности логических операций. Символическая логика стала более мощным инструментом в решении сложных формально-логических проблем, чем традиционная логика.

Выделяя различные типы логики, надо иметь в виду, что в действительности существует одна логика с тремя аспектами: формальная, символическая и диалектическая логика. Есть смысл провести различение формальной и диалектической логики. Формальная логика имеет своим предметом исследование форм и общих закономерностей правильного мышления, когда мы отвлекаемся от их содержания. Диалектическая логика имеет своим предметом формы и законы развития знаний, когда мы не можем отвлечься от их содержания. Формальная логика использует понятия, которые могут быть формализуемы. Диалектическая логика исследует процесс формирования знаний и основывается на следующих принципах: объективности, всеобщей связи и развития, практики и конкретности истины. Формальная логика основывается на принципах тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти принципы выражают самые общие требования, которым должны отвечать логические операции и наше правильное мышление.

Значение логики для медицины как науки в том, что она играет роль инструмента рассуждения. Для медицинской деятельности она входит в систему клинического мышления и состоит в следующем:

Помогает развить мышление, сделать её более продуктивной и использовать более эффективно. Спонтанное логическое мышление становится сознательным логическим мышлением, если известны правила, во-первых, и, во-вторых, эти знания применяются.

Дает возможность преодолеть ограниченный, односторонний и несовершенный характер естественного языка. Слова и выражения естественного языка постепенно и незаметно меняют свое значение. Часто встречается явление синонимии, омонимии, паронимии и т.д. Одно и тоже слово имеет различные смыслы и наоборот, разные слова имеют одно и то же значение. Смысл слов обыденного языка часто имеет неясный, неточный, неопределенный характер.

Помогает решать ряд проблем, которые мы не можем решить при помощи обыденного мышления. Логика развивает способность обобщения и абстрактизации. Это особенно важно в науках где надо обобщать, классифицировать эмпирический материал, когда надо строго определять их смысл. Логика незаменима в научных спорах, поскольку мышление любого специалиста должно быть определенной, точной и ясной, непротиворечивой, доказательной и достаточно обоснованной.

Логика помогает нам избежать ошибок. Путь к истине всегда идет через логику. Соблюдение принципов и законов формальной логики является необходимым условием достижения истины.

Логика способствует информатизации и компьютеризации медицины. Это ведет к улучшению качества диагностики и лечебно-профилактической деятельности врача.

 

16.2 Формы логического мышления и их применение в медицине

 

Логика философская наука, занимающаяся формами и законами правильного мышления. Форма мышления – процесс отражения в человеческой деятельности наиболее общих свойств, связей и отношений объективного мира, это способ связи составных частей мыслимого содержания. В каждой простой мысли имеются несколько основных элементов: субъект, предикат и т.д. В зависимости от характера сочетания элементов мысли различают несколько основных устойчивых форм мысли: понятие, суждение и умозаключение.

Содержание мыслей может быть различно, но их логическая форма всегда одинакова. Законы мышления представляют собой отражение в человеческом мозгу объективных закономерностей существующей вне и независимо от сознания действительности. Мышление подчиняется законам формальной и диалектической логики. Законы формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) выражают определенность, однозначность, ясность, непротиворечивость мышления. Игнорирование этих законов ведет к противоречиям и ошибкам в мышлении. Законы диалектики (взаимный переход количественных и качественные изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания) выражают не только процессы мышления, но и развитие действительности, воспроизводят в мышлении всеобщую связь, движение и развитие, противоречивый характер объективного мира. Логическое действие (логическая операция) есть мыслительный процесс формулировки мыслей, в результате которого из имеющихся мыслей получается новая мысль.

Формы и законы мышления получают свое выражение в языке. Язык представляет собой информационную систему знаков, выполняющую функцию формулировки, хранения и передачи информации, а также функцию общения людей. Язык – это звуковая материальная оболочка мысли.

Различаем искусственные и естественные языки. Естественный язык представляет собой информационную систему графических знаков и звуков исторически возникающий в обществе. Искусственный язык – система вспомогательных знаков специально созданных на основе естественного языка для более точной и экономной передачи информации. Например, таковыми являются математический язык, язык символической логики, символика физики, химии, компьютерный язык Бейсик, Алгол, Фортран, Паскаль и др. Выражения естественного языка могут быть обозначены как семантические категории: термины, высказывания и функциональные знаки.

а) Понятие. Главная форма научного познания действительности и итог этого познания является понятие. Оно дает нам обобщенное знание о предметах и явлениях, это опосредованное, абстрактное отражение действительности. Понятие это форма мысли, в котором отражаются общие и существенные черты объективной реальности, это мысленное отражение вещей. Понятия отражают не только предметы и явления, но и их свойства, состояния, действия и результат действий. Наука представляет собой стройную систему взаимосвязанных понятий. Они могут быть классифицированы по-разному. Различают понятия родовые и видовые, единичные и общие, конкретные и абстрактные, совместимые и несовместимые, подчиняющие и подчиненные, противоположные и противоречащие.

Понятие как логическая форма мышления неразрывно вязано с материальной языковой оболочкой. Оно возникает на основе слов и не может существовать вне слов. Слово является носителем понятий. Слово, отражающее определенное понятие какой-нибудь области науки, техники, называется термином. Будучи неразрывно связано со словом, понятие не тождественно слову. Одно и то же понятие может быть выражено различными словами. Самые общие понятия образуют научные категории. Например, химический элемент, масса, сила, болезнь, здоровье, норма, патология и т.д.

Понятие имеет содержание и объем. Содержание есть совокупность существенных свойств и признаков класса объектов характеризующие их. Объем есть совокупность предметов, входящих в это понятие и которым свойственны признаки отраженные в содержании. Например, в понятии болезнь1 содержанием является нарушение жизнедеятельности организма, снижение приспособляемости и трудоспособности. Объем этого понятия – человек.

В логике существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, согласно которому с увеличением содержания уменьшается объем понятия и наоборот. Если в понятии болезнь мы уменьшим его содержание (болезнь как нарушение нормальной жизнедеятельности организма и исключили бы из нее такие признаки как снижение приспособляемости и трудоспособности), тогда объем этого понятия возрастет. Это понятие относилось не только к человеку, а и к животным и растениям. Или другой пример. Понятие материи имеет предельно большой объем, оно включает в себе все предметы и явления объективной реальности, поэтому содержание очень малое, оно включает только одно свойство – быть объективной реальностью, воздействующей на органы чувств.

В формальной логике большое внимание уделяется определению понятия. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие, значит выделить её содержание, указать на основные и существенные свойства предметов и явлений. Если мы даем определение здоровья1, то указываем на самые существенные характеристики этого состояния – жизнедеятельность оптимально уравновешенная с окружающей средой, физическое, духовное и социальное благополучие. В определении почти никогда не указываются все свойства, поскольку это почти невозможно. Понятие имеет более богатое содержание, чем определение. Определение ограничивает понятие, само слово определение означает ограничение, указать границы, выделить содержание понятия.

Определение осуществляется посредством соотнесения данного понятия с другими. В процессе определения мы должны указать на ближайший род и видовое различие. Например, медицина – это система научных знаний и практической деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, обеспечения их долголетия, предупреждение и лечение болезней, а также улучшение окружающей среды. Следовательно, ближайший род - это наука, а видовое различие – здоровье и болезни человека. Другими словами, медицина – это наука, занимающаяся здоровьем и болезнями человека, включая их лечение.

Для правильного определения необходимо соблюдать следующие правила:

1) Определение должно быть адекватным, соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен совпадать, соответствовать определяющему понятию (понятие отражающее родовые и видовые признаки). Например, квантовая механика (определяемое понятие) есть часть физики, которая изучает движение элементарных частиц (определяющее понятие). Несоблюдение этого правила ведет к очень узкому или широкому определению.

2) Определение не должно содержать круга, т.е. определяемое понятие не должно определяться посредством такого понятия, которое само становится ясным только посредством определяемого понятия (идеалист – сторонник идеалистических взглядов). Определение не должно впадать в порочный круг2.

3) В определении мы должны указать на ближайший род, а не на отдаленный. Если бы мы попытались определить ромб не через параллелограмм, а через более отдаленный род, через четырехугольник, то сделали бы ошибку, т.к. и квадрат тоже четырехугольник.

4) Определение не должно быть только отрицательным. Оно является логической операцией, которое утверждает что-то, указывает существенные признаки предмета. Отрицательное определение не выделяет такие признаки, оно указывает на те черты которые отсутствуют у данного предмета (львы – такие животные, которые не встречаются на северном полюсе).

5) Видовые отличия должны быть признаками присущими только данному предмету и отсутствующие у других, относящиеся к тому же роду. Трамвай – вид городского транспорта, который движется по рельсам.

6) Определение не должно быть противоречивым.

7) Определение должно быть ясным, четким, не содержать двусмысленностей.

Если определение имеет цель выявить содержание понятия, то для установление объема необходима другая операция – деление понятия. Установить объем понятия означает выделить видовые понятия подчиненные этому понятию. Понятие которое делится, называется делимым, а результатом – члены деления. Делимое понятие является родом, а новые понятия – виды по отношению к данному роду. Признак по которому осуществляется деление, называется основанием деления. Правило деления:

Деление должно иметь единое и существенное основание. Было бы ошибкой если мы делили бы все болезни на болезни дыхательной системы, болезни сердечно-сосудистой системы и тяжелые болезни. Здесь используются различные основания.

Деление должно быть адекватной, соразмерным, т.е. объем членов деления вместе взятых, должны равняться объему делимого понятия.

Члены деления должны взаимно исключать друг друга.

Деление не должно совершить скачка.

Иногда употребляется такой прием как дихотомия – деление надвое. Делимое понятие делится на два противоречащих друг другу видовых понятия. Например, все химические вещества делятся на органические и неорганические, болезни делятся на инфекционные и неинфекционные.

Специфическим способом деления понятий является и классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы на основе существенных признаков, присущих одним предметам или отличающимся от других предметов. Как деление, так и классификация имеют большое значение для теоретической и практической деятельности. Они облегчают процесс изучения предметов и явлений объективного мира, дают возможность установления определенных закономерностей, которые детерминируют развитие этих предметов и явлений. Классификация химических элементов в периодической системе Д.И. Менделеева дало возможность предсказать существование других элементов, которые позже были открыты.

б) Суждение. Форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств и отношений называется суждением. Основная форма отражения действительности в нашем мышлении является высказывание, суждение. Высказывание отражает связь между предметами и этим оно отличается от понятия, которое отражает класс предметов, свойство или состояние вещей. Высказывания являются продуктами мышления, которые выражаются в лингвистических формах. Они не существуют вне сознания людей и только потому, что они являются суждениями, отражениями внешнего мира и отношения человека к этому миру.

Суждения – форма мысли, которые выражают отношения предметов и их свойств. Любое суждение выступает как предложение, но не каждое предложение является суждением. Суждение есть минимальная семантическая единица, оно есть идеальное отражение смысла действительности. Суждение относится к мышлению, а предложение – к сфере языка и речи. Предложение есть языковое понятие, это материальная оболочка суждения. Суждение может выражаться различными грамматическими формами, различными предложениями, но смысл остается один и тот же.

Предложение не ограничено в своих составных компонентах, или даже бывают предложения из одного слова. В вопросительных, повелительных и императивных предложениях ничего не утверждается или отрицается, поэтому они не имеют свойства быть истинными, не являются суждениями. Поскольку суждение утверждает или отрицает что-либо о действительности, оно (суждение) имеет свойстви быть истинным или ложным. Если мы связываем в мышлении то, что связано в действительности, то наше суждение истинно. Но если мы связываем в мышлении то, что не связано в реальности или разделяем то что связано, то наше суждение ложное, поскольку не соответствует действительности.

Каждое суждение состоит из трех составных частей: субъект, предикат и слов связки. Субъект (S) та часть суждения, которая выражает предмет мысли. А то что утверждается или отрицается о предмете мысли есть предикат (P). Субъект и предикат, которые в логике называются терминами, соединяются словами связкой (есть, и, или, если – то и т.д.).

Различают два типа суждений: простые и сложные. Простое суждение содержит только одно утверждение или отрицание, сложное – больше. Простое суждение может быть разложено только на понятия, тогда как сложное суждение содержит несколько простых суждений. С точки зрения качества различают утвердительные и отрицательные суждения. Утвердительное суждение называется такое суждение в котором отражается связь между объектом и свойством, утверждается наличие какого-то свойства предмета: S есть Р. В отрицательном суждении отрицается наличие связи между предметом и свойством: S не есть Р.

С точки зрения количества суждения могут быть единичными, частными и общими (всеобщими, универсальными). Суждение в котором что-либо утверждается или отрицается об одном отдельном предмете, называется единичным. Частное суждение отражает связь какого-либо свойства с частью предметов определенного класса: некоторые S есть (не есть) Р. В общем суждении утверждается или отрицается что-либо о каждом предмете какого-либо класса: все S есть Р. Ни один S не есть Р.

По качеству и количеству различают:

общеутвердительное суждение – все S есть Р (А)1;

частноутвердительное – некоторые S есть Р (I);

общеотрицательное – ни один S не есть Р (Е);

частноотрицательное – некоторые S не есть Р (О).

По характеру отношений между отражаемыми предметами и их свойствами суждения делятся на условные (гипотетические) и категорические. По модальности – на суждения возможности (проблематические), действительности (ассерторические) и необходимости (аподиктические).

Различают также противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные) суждения. Противоположное суждение такое суждение, в которой в первой части что-то утверждается, во второй – что-то отрицается, но возможно и третье: «Эта бумага белая. Эта бумага черная». Хотя это разные суждения, но они не отрицают друг друга, поскольку здесь возможен и другой цвет. Противоречащие суждения такие суждения, в котором в первой части что-то утверждается о каком-либо предмете, а во второй части - отрицается то, что утверждается в первой части, т.е. они взаимно отрицают друг друга и здесь невозможно третье. Например «Эта бумага белая. Эта бумага не белая». Для облегчения запоминания характера отношений между некоторыми видами суждений иногда прибегают к так называемому логическому квадрату.

в) Умозаключение. Все знания, имеющиеся в обществе, происходят из двух источников: из опыта (непосредственного познания) и из других знаний. Большое значение имеют выводные знания, полученные из других знаний. В их формулировки проявляется творческая деятельность человеческого разума, а более точно такой формы логического познания как умозаключение. Оно отличается от других форм мышления (понятия и суждения) тем, что это логическая операция с другими знаниями. Умозаключение – форма мышления в результате которого из одного или нескольких суждений (названных предпосылками) получается новое суждение, новое знание о предметах. Умозаключение, как и другие формы мышления, есть отражение материальной действительности в нашем сознании.

Умозаключения могут быть дедуктивными (когда процесс рассуждения идет от общего к частному) и индуктивными (когда рассуждение идет от частного к общему). Умозаключения, в которых мышление идет от частного к частному, называются традуктивными. Дедуктивные умозаключения называются силлогизмами. Силлогизм – умозаключение, в котором из двух суждений (одно из которых обязательно должно быть всеобщим) получается третье суждение, называемое выводом. Если умозаключение состоит из категорических суждений, то оно называется категорическим силлогизмом.

Силлогизм состоит из двух посылок и выводов. Посылки и вывод содержат термины1. Различают большой, средний и меньший термины. Большой термин силлогизма является предикат (сказуемое) суждения - Р, содержащегося в большой посылке. Меньшим термином называется субъект (подлежащее) меньший посылки - S. Средний термин называется понятие общее для обеих посылок и который никогда не входит в заключение силлогизма – М. Средний термин связывает посылки. Соответственно и название посылок: большая и малая (в зависимости от того, какой в них содержится термин).

Большая посылка: Все люди смертны (М – Р).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.