Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как философская проблема 1 страница




 

Познание – это активная, целенаправленная деятельность субъекта по отражению объективной реальности Это творческий процесс получения, воспроизведения и функционирования знаний. Субъект с помощью сознания получает знания относительно объекта. Познание – это идеальная сторона человеческой деятельности. Философская наука, изучающая закономерности познания, возможности и формы, в которых осуществляется это познание, носит название теория познания или гносеология. Как и для философии в целом, центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении мышления к бытию. Однако в теории познания он выступает специфически – как относятся наши мысли об окружающем мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать окружающий мир? Верно ли мы отражает этот мир?

Познавательная деятельность изучается многими науками – психологией, физиологией, кибернетикой, формальной логикой, языкознанием, семиотикой и т.д. В психологии на первом месте стоит задача изучения познавательных форм и процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, а также психические состояния имеющие прямое отношение к познанию (сомнения, уверенность, настроения, аффекты). Философская же теория познания исследует во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе – в плане формирования наиболее общих законов и принципов познания, отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, научная или художественная.

Познание и знания является функцией и внутренней стороной практики. Это сложный социогуманный процесс, область отношений человека и мира. В плане этих отношений человек создает специфическую систему продуктов, через которую он усваивает и приспосабливает действительность к своим нуждам. Результатом познания является знание в которых фиксируется человеческий опыт, создается идеальный план деятельности. Познание есть процесс духовной деятельности людей.

Познание есть предмет философского анализа, поскольку только философия формулирует теорию познания, самые общие закономерности познания и общую картину мира без которой невозможно решить проблемы познаваемости. Теория познания исследует три типа отношений:

1) отношение между субъектом и объектом (как возникает знание?);

2) отношением между субъектом и знанием (как человек усваивает знания, полученные другими поколениями?);

3) отношение между знанием и объектом (проблема истины).

В решении проблемы познаваемости мира философский материализм исходит из признания возможности адекватного познания мира. Сама практическая деятельность и наука доказывают, что мы верно познаем мир. Если мы можем лечить болезни, то это значит, что мы правильно их распознаем. Однако существуют и другие взгляды – скептицизм и агностицизм, которые искаженно понимают познание.

Скептицизм (гр. skeptikos – рассматривающий, критически изучающий) - концепция и философское направление, ставящие под сомнение возможность постижения истины. Скептики ставят под сомнение существование достоверного познания и не признают истину как ценность. Сущность скептицизма в его метафизическом субъективизме, абсолютном релятивизме, который сводит на нет относительную противоположность между истиной и заблуждением, и тем самым, отрицают возможность истинных высказываний. Скептические высказывания находим ещё у Ксенофана, у таких софистов как Горгий и Протагор. Однако классический скептицизм – эллинистическое явление. Основоположником является Пиррон из Элиды (ок. 360-270 до н.э.). Представителями скептицизма были так же Энесидем (1 в. до н.э.) и врач Секст Эмпирик (200-250 н.э.).

Подражая софистическим традициям, скептики методично подчеркивали относительность человеческого познания, её зависимость от различных условий. Мир изменчив, текуч, поэтому и знания изменчивы. То что было вчера истинным, сегодня не соответствует действительности (поскольку вещи уже изменились). Не существует ничего достоверного. Пиррон утверждал, что показания органов чувств человека не могут вызвать сомнения. Если кому-то что-то кажется горьким или сладким, то так оно и есть. Но из этого нельзя делать вывод, что это существует в действительности. Заблуждение возникает тогда, когда мы переходим от явления к сущности, когда мы формулируем какие-то суждения, выводы (поскольку об одной и той же вещи мы можем высказать разные, даже противоположные суждения).

Скептики считали, что нужно воздержаться от всяких суждений. Этим будет достигнуто невозмутимое спокойствие, в которой состоит высшее счастье. Скептическая традиция в философии распространялась и на школу эмпирической медицины (представителем которой был Секст Эмпирик). Секст Эмпирик полагал, что всякое познание субъективно и зависит от того, как мы рассматриваем вещи. Поэтому мы достигаем не достоверное знание, а только правдоподобное, то что соответствует нашим представлениям. «Нам кажется, например, что мёд сладок, и мы соглашаемся с этим, ибо воспринимаем сладость ощущением. Но есть ли сладкое таково, как мы о нем говорим, мы сомневаемся; но это сомнение не касается явления, а того, что говорится о явлении»1.

В средневековой философии скептицизм использовался для подкрепления веры. Теологи этого периода полагали, что истинность знания, даже если оно основывается на опыт и доказывается принципами разума, все равно относительно. П. Абеляр был убежден, что познание начинается с сомнения и сомнением должно заканчиваться, ибо мир необъятен для нашего разума. Идеи скептицизма были у Э. Роттердамского и М. Монтеня. В ХУШ веке скептицизм перерождается и приводит к агностицизму.

Агностицизм (гр. а – отрицание и gnosis – познание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания сущности вещей. Согласно этому взгляду нельзя не только окончательно решить проблему истинности познания существующей реальности, но и познания сущности и законов объективного мира. Агностицизм под различными формами встречается во всей истории философии. Понятие агностицизм ввел в оборот Т. Гексли в 1869 году. Классическую форму агностицизм получил благодаря идеям Д. Юма и И. Канта.

И. Кант признает существование объективного мира, считает что он воздействует на органы чувств. Однако данные чувственности не представляют вещи как таковые, а только способ их проявления, их феноменализация. Мы познаем мир не таким, каким он есть на самом деле, а только так как он нам дается и мы не можем знать таков ли мир как мы его воспринимаем или нет. Через чувства нам даются только явления, а сущность остается «вещью-в-себе», область в принципе непознаваемой. «Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их… Мы имеем дело только с этим способом восприятия… мы никогда не можем познать эти умопостигаемые сущности, каковы они сами по себе…»1.

Если кантовский агностицизм возникает как результат отрицания связи между сущностью и явлением, то агностицизм Д. Юма имеет другой механизм. Он отрицает познавательную ценность «образов» и «идей», ставя под сомнение само существование объективного мира, считая иллюзией убеждение, что существует что-либо за пределами субъективности. Мы не можем знать, откуда берутся наши знания – из окружающего мира, как утверждают материалисты, или из идеи (Бога), как утверждают идеалисты. Мы действует только тем, что имеем в нашем сознании, выход за пределы нашего сознания теоретически неоправданно.

Э. Мах, как и Дж. Беркли, приходит к агностическим выводам также из-за неправильного понимания чувств. Если Д. Юм не видел подобия между образом и отраженным предметом, то Мах, наоборот, не видел различия между ними. Он утверждал, что образ не есть единственная реальность, а только копия реальности и не надо отождествлять мысль о предмете с предметом нашей мысли, поскольку это разные вещи. Если ощущение есть единственная реальность, а предметы – комплексы ощущений, то нам не остается ничего другого как разобраться в своих ощущениях. Мах считал, что задача науки состоит в описании этих ощущений, в обеспечении «экономии мышления» и отбрасывание «паразитических» элементов (к которым он относил понятие причинности, закономерности и т.д.). Агностицизм часто встречается и у естествоиспытателей (Т. Гексли, Й. Мюллер, Г. Гельмгольц и др.).

Познание - сложный социогуманитарный феномен, важная область отношений человека и действительности. Эти отношения в гносеологии конкретизируются через понятия субъекта и объекта познания. Они отражают процесс познания, ибо любое познание есть взаимодействие между тем, кто познает и что познается. Субъект познания – это действующий индивид, который познает и изменяет объективную реальность в процессе своей практической деятельности. Человек является субъектом в связи с его способностью быть носителем сознательной субъективности. Как сознательное существо человек является не только гносеологическим субъектом, но и праксиологическим и аксиологическим субъектом. Субъект как носитель деятельности проявляется не как изолированный индивид, а как личность, как социальное существо, продукт определенных социально-исторических условий. Субъект познания есть человек, освоивший всю совокупность познавательных средств накопленных обществом. Индивид познает мир как бы глазами общества, в процессе своей деятельности он использует инструменты, формы и методы, знания накопленные человечеством. Поэтому в философии под понятием субъекта понимают и отдельного индивида, и социальную группу, коллектив, и общество в целом в его историческом развитии. Само собой разумеется, что познание непосредственно осуществляется через деятельность конкретных индивидов, групп людей, исторических общностей, классов и поколений.

Объектом познания является существующий вне нас и независимо от нашего сознания окружающий мир, действительность, включенная в практическую деятельность субъекта. Объект и объективная реальность не одинаковые понятия. Предметом познания является та часть действительность, которая выделена из внешнего мира и на которую направлена практическая деятельность субъекта.

Взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познания надо рассматривать диалектически. Объект существует независимо от субъекта, является первичным в отношении с субъектом, а познающий субъект является вторичным относительно объективной реальности. Однако если рассматривать субъект и объект как две формы объективной реальности, то и субъект и объект являются первичными, материальными, а результат познавательной деятельности как вторичное и идеальное. В процессе познания субъект и объект находятся в постоянном взаимодействии и изменении. Но субъект проявляет себя активным и действующим не только как реализатор познания, а и в том, что он творчески воспроизводит объект в мысленных конструкциях, логических формулах, законах и категориях.

Теория познания основывается на следующие принципы: объективности мира, познаваемости, единства объективного и субъективного, отражения, определяющей роли практики, активной, творческой роли сознания. Однако содержание и специфика познания менялась в процессе развития философии. То, что познание есть отражение объективного мира, знали ещё древние греки. Но это отражение понималось как пассивное воспроизведение мира (человек отражал, поскольку на него действовал внешний мир). Познание всецело зависело от объекта, от точности его воспроизведения. Поэтому Ф. Бэкон вводит понятие идолов познания, которые всячески мешают правильному воспроизведению реальности. Р. Декарт и И. Кант понимают познание как активную интеллектуальную деятельность субъекта, как отражение внешнего мира в понятиях, мысленных конструкциях. Познание теперь всецело зависит от субъекта, от его интеллектуальной деятельности.

К. Маркс и В. Ленин подчеркивают, что познание есть социальный процесс, в котором определяющую роль принадлежит общественной практике («от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, объективной реальности»).

Сегодня мы рассматриваем познание с точки зрения социальной когнитологии, где важное значение придается инфосфере и коммуникативному процессу1. В своей деятельности человек совершает два рода познавательных действий. Первое – непосредственное познание окружающего мира, когда индивид открывает для себя (или общества) что-то новое. Второе – опосредованное познание, когда человек познает объективную реальность через результаты познавательной деятельности других поколений. Оказывается, каждый индивид сам непосредственно познает (открывает) очень мало, большинство знаний он берет готовыми из инфосферы, из сокровищницы общества, из материальной и духовной культуры. Так имеет ли смысл, чтобы индивид открывал для себя все заново или успеть бы использовать то, что уже открыто другими? Современная философия не отрицает гносеологические выводы Декарта, Канта, Маркса и Ленина, а развивает теорию познания дальше в соответствии с новыми условиями и открытиями. Вот почему сегодня мы говорим о социальной когнитологии и важности коммуникативного процесса в теории познания, о связи субъекта познания с логосферой (инфосферой).

 

 

15.2. Диалектика процесса познания

 

Процесс познания – это исторически развивающийся процесс субъективного отражения человеком объективного мира в ходе общественной практики. Оно включает в себя две неразрывно связанные стороны: чувственную и рациональную.

В истории философии сформировались две парадигмы – эмпиризм и рационализм, которые расходятся в понимании источника истинного знания и оценки эффективности существующих форм познания. Вот что пишет по поводу этих двух крайностей Ф.Бэкон: «Те, кто занимались науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики подобно муравью только собирают и пользуются собранным. Рационалисты подобно пауку из самих себя создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением»2.

Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – философская концепция, согласно которой чувственный опыт является основным и единственным источником знания. Эта доктрина давно сформулирована как известный афоризм: «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах». Все знания основываются на опыте или получаются посредством опыта. Содержание знаний сводятся к опыту или являются описанием опыта. Эмпиризм недооценивает роль научных абстракций, отрицая относительную независимость мышления. В истории философии эмпиризм был представлен английскими философами Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Д. Локк, французскими материалистами XVIII века - Д.Дидро, П.А.Гольбах, Ж.О.де Ламетри. К.А.ГельвецийД. а также английскими идеалистами - Д.Юм, Д. Беркли и др.

Рационализм (лат. rationalis – разумный) – философское течение в теории познания признающее сознание и мышление основой познания и поведения, а истина, следовательно, содержится только в разуме. Противоположен эмпиризму и сенсуализму. Рационализм преувеличивает роль разума в познании, отграничивая его от чувственного опыта. Одновременно эмпирическое познание отрицается или рассматривается как несовершенное. Рационалисты считают, что в нашем мышлении содержатся такие знания, которые не могут быть выведены, дедуцированы из опыта. Только разум может дать истинные знания. Некоторые рационалисты развивали концепцию врожденных идей (Р. Декарт, Г. В. Лейбниц) или учение об априорных или апостериорных знаниях (И. Кант). Представителями рационализма были Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Шеллинг, Гегель.

Отражение представляет основу диалектико-материалистической теории познания. Оно выражает отношение предмета (как первичного) и образа (как вторичного). Все разновидности и уровни сознания и научного познания представляют собой формы отражения. Философия рассматривает социальное отражение диалектически как сложный и противоречивый процесс, процесс взаимодействия чувственности и разума, интеллектуальной и практической деятельности, процесс в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на окружающую действительность, превращая и приспосабливая её к своим целям.

Процесс познания выступает как взаимодействие двух ступеней – чувственной (ощущение, восприятие и представление) и рациональной (понятие, суждение и умозаключение).

а) Чувственное познание есть познание непосредственное, конкретно-образное, поверхностное, познание единичного, явления. Это познание дает нам первичную информацию и является исходным моментом социоотражения, оно реализуется в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Мышление, познание невозможно без взаимодействия с органами чувств.

Ощущение есть отражение отдельных сторон и свойств предметов материального мира, является результатом воздействия предметов на органы чувств. Ощущение есть субъективный образ объективного мира, результат взаимодействия субъекта с объектом. Оно содержит что-то от субъекта (форма воспроизведения объективного мира) и что-то от объекта (содержание ощущения). Субъективный идеализм понимает ощущение только как субъективное, только как продукт деятельности субъекта. Поэтому неоправданно преувеличение, противопоставление этих моментов (субъективного и объективного в ощущениях). Г. Гельмгольц (немецкий физиолог, автор теории символов) считал, что образ не отражает объективную реальность, а есть условный знак, символ.

Однако нельзя отождествлять образ и знак, поскольку это разные вещи. Образ есть копия предмета, он совпадает с отраженным предметом. Знак есть условное воспроизведение действительности, структура и содержание знака не совпадает с предметом. Знак (символ) социокультурный феномен и главное в нем - значение (информация, которую он содержит). Знак есть не всякий предмет, а только тот, который наделен определенным смыслом и функционирует в соответствующих условиях.

Другой немецкий физиолог, И. Мюллер развивает теорию специфической энергии органов чувств, согласно которой человек познает не явления объективного мира, а только изменения в органах чувств, их специфическую энергию. Внешний мир является только пусковым механизмом функционирования органов чувств, а дальше они дают «ту продукцию», на которой они специализировались. Когда говорим об объективном содержании чувственных образов, надо иметь в виду, что это содержание не только вызвано воздействием внешнего мира, но и имеется определенное соответствие между образом и отражаемым предметом.

Восприятие – это чувственное отражение, воспроизведение предмета в целом, целостный образ отражаемых вещей и явлений. Если ощущение есть отражение одной стороны или свойства предмета, то восприятие это совокупность свойств, отражение всех характеристик и отношений. В практической деятельности мы имеем дело больше с восприятиями, чем с ощущениями. Мы отражаем предметы и явления как таковые, целостные. И только в определенных моментах фиксируем внимание на отдельные стороны, которые и являются ощущениями (цвет, запах, вкус, форма и т.д.).

Представление – третья форма чувственного отражения есть воспроизведение образа предметов и явлений, которые имели место в прошлом. Представление – это чувственный образ явлений, с которыми человек в данный момент не взаимодействует, это воспроизведение образов из памяти. Поэтому представления, как и ощущения, носят конкретно-образный характер.

б) Рациональное познание качественно специфическая ступень отражения действительности, более мощная форма познания. Это опосредованное (ненаглядное) познание, на основе одних знаний мы получаем другие. Специфика рационального познания в том, что это такая мыслительная деятельность которая может функционировать и тогда, когда предмет познания не включен непосредственно в субъект-объектные отношения. Рациональное познание дает нам обобщенные, абстрактные знания, раскрывает сущность предметов и явлений, воспроизводит мир в понятиях и законах. Это познание связано с абстрактным мышлением и языком. К формам рационального познания относится понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это обобщенное отражение предметов и явлений, это отражение наиболее общих и существенных свойств, когда мы отвлекаемся от второстепенных и несущественных характеристик. Понятия образуются на основе сравнения, анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования. Они фиксируются в лингвистических формах и составляют смысл соответствующих языковых выражений. Понятия связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление их точного значения и оперирование ими в процессе мышления. Самые общие понятия называются категориями. Суждение есть мысль, выраженная в форме предложения и в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах и явлениях. Суждение может быть простой и сложной. Гносеологическая функция суждения состоит в том, что оно определяет отношение субъекта и объекта. Посредством суждений формируется оценочное отношение к действительности. С помощью суждений соединяются знания с их оценкой, возникают новые знания на основе других знаний. Умозаключение есть такая форма мышления в процессе которой из одной или нескольких суждений выводится новое суждение, логически вытекающее из предыдущих. Умозаключение есть форма познания объективного мира на уровне абстрактной ступени.

В познании чувственное и рациональное тесно связаны между собой, взаимодействуют. Их единство проявляется в том, что наши чувства осмысленны, понятны (мы не только видим, но и понимаем), а наши логические размышления всегда основываются на данные опыта. Как ни были абстрактны понятия, они имеют наглядный прототип. Основой чувственного и рационального является социальная практика. Практика соединяет человека с реальностью через чувственный опыт, в практике индивид соотносит свои идеи и мысли с чувственно созерцаемыми предметами. Сегодня познание рассматривается не только как взаимодействие этих двух ступеней (чувственное и рациональное). Социальная когнитология выделяет новый момент в процессе познания - инфосферу, информационную среду как решающий фактор в повышении интеллекта индивида и общества.

Чувственное и рациональное познание очень важно для медицины, как на уровень обследования больного (умение видеть и распознавать симптомы), так и в процессе формулирования диагноза. Последний представляет собой цепь суждений и умозаключений и следовательно необходимо соблюдать их правила, чтобы исключить возможные ошибки.

Особое значение в процессе познания имеет интуиция, как особая форма познавательного процесса. Этот вид познания присущ только человеку и проявляется он особенно в научной, творческой деятельности Homo Sapiensa1.

 

 

15.3. Проблема истины

 

Результатом материальной и духовной дяетельности людей являются знания – полученная, переработанная и усвоенная в процессе познания семантическая информация. Знания являются идеальным выражением свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира (в виде знаков, формул, понятий). В знаниях фиксируется человеческий опыт, формируется идеальный план деятельности. По своей сущности и способу функционирования знания являются социальным феноменом. Они образуют сложную систему, которая существует как социальная память, и передается от поколения к поколению посредством культуры и языка.

Существуют обыденные и научные знания (последние в свою очередь делятся на эмпирические и теоретические). Наука как совокупность систематизированных знаний выражается в виде законов и теорий. Кроме науки в обществе существуют мифологические, религиозные, нравственные, эстетические и другие знания, которые отражают различные типы деятельности и отношений. Знания необходимы для дальнейшего развития познания и практической деятельности людей.

Однако самая главная проблема теории познания является проблема истины. Все гносеологические проблемы относятся к выяснению следующих вопросов: Что такое истина? Каков её характер? Как она может быть достигнута? Истина относится к мировоззренческим проблемам и находится в одном ряду с такими понятиями как добро, благо, справедливость, смысл жизни. В зависимости от того как понимается истина и способ её достижения, таковы будут активность и гражданская позиция человека.

Истина – философское понятие отражающее адекватное соответствие образа с предметом, знаний с объективной реальностью. Истина – это такие знания, которые адекватно отражают объективную реальность, воспроизводят познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Р. Декарт отмечал, что истина – в собственном смысле слова означает соответствие мысли предмету1. Будучи результатом субъективной деятельности человека, истина объективно воспроизводит существующий реальный мир. В этом смысле истина объективна – в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным предметам, существующими независимо от сознания, от человека, человечества. Это имел в виду Аристотель, когда отмечал: «…не потому ты бледен, что мы правильно считает тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду»2.

Истина относится к нашим знаниям о мире. Мир как таковой не является ни истинным, ни ложным. Знания субъективны по форме и объективны по содержанию. Истина относится только к содержанию наших знаний. Основной принцип оценки истинности знаний является гносеологический принцип соответствия образа предмету. Другими словами, истина не зависит от человека, человечества, эпохи, количества голосов. Другой, кроме как объективной истины, нет и не может быть. Например, представление о неделимости атома, принятое большинством ученых и продержавшееся до конца 19 века, не означает, что это была истина.

Идеалистическая парадигма подменяет основной гносеологический принцип (соответствия образа предмету) субъективизмом. Например, экзистенциалисты признают истинными такие знания, ради которых человек готов пожертвовать своей жизнью, конвенционалисты утверждают, что истина есть результат соглашения ученых, прагматисты связывают истину с пользой, махисты – с экономным мышлением. Субъективистское понимание истины, отрицание объективного содержания наших знаний ведет к отрицанию истины вообще.

Но как возможна объективная истина, если окружающий мир и знания о нем находятся в процессе постоянного изменения и развития? Истина есть исторически обусловленный процесс, истина возможна только как процесс. Знания людей не есть нечто окостеневшее, застывшее, они подвижны как и сама действительность. Изменяющаяся действительность может быть верно познана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. Познание объективного мира никогда не может быть полностью завершено, оно постоянно совершенствуется, пополняется все новым содержанием. В связи с этим различают абсолютную и относительную истины – философские категории отражающие диалектический путь познания от неполных знаний к более полными.

Абсолютная истина – философская категория, отражающая полное соответствие образа и предмета, это полные и исчерпывающие знания об окружающей действительности. Эти знания не зависят от развития познания и общественной практики и могут быть признаны вечными истинами. Примерами абсолютной истины могут быть констатация определенных событий и фактов (Кишинэу – столица Республики Молдова, М. Эминеску родился 15 января 1850 г.), или фундаментальные принципы и законы науки (вещество состоит из атомов, сознание – функция мозга, материя есть объективная реальность). Абсолютная истина относится к отдельным свойствам, аспектам, частным проявлениям объективного мира. Метафизическая концепция если и признает истину, то только абсолютную истину. Диалектическая парадигма утверждает, что познание есть бесконечный процесс, поэтому человечество никогда не сможет познать мир полностью и окончательно. Большая часть человеческих знаний относительны и формулируются как относительные истины.

Относительная истина – философское понятие, отражающее неполное совпадение образа и предмета. Это такие знания которые верно, но не полно отражают действительность, не охватывают все стороны и аспекты, остается что-то непознанное. Относительная истина включает в себя такие моменты, которые в процессе познания будут углубляться и дополняться. В ходе познания имеет место переход от относительной истины к абсолютной. Абсолютную истину можно понять как сумму относительных истин. А в относительной истине содержатся элементы, частички абсолютной истины (то что в последствии сохраняется и дополняется).

Относительная и абсолютная истины диалектически взаимосвязаны, выражая разные аспекты одной и той же объективной истины. Например, суждение «сознание – функция мозга» есть абсолютная истина, но достаточно поставить вопрос, все ли мы знаем о сознании как функции мозга, как это суждение становится относительной истиной. Метафизики отрывают эти истины друг от друга, преувеличивая то одну, то другую. Догматизм – принцип согласно которому мир и человеческое познание неизменно, статично, соответственно и теоретические формулы (знания) являются неизменными догмами. Представители догматизма преувеличивают абсолютный момент истины, считая, что истины должны быть неизменными, вечными, что ведет к застою науки и практики. Релятивизм, наоборот, утверждает, что в мире все относительно, изменчиво, поэтому и человеческие знания изменчивы и обладают значимостью только для определенной точки зрения, в определенных условиях. Они преувеличивают момент относительности, таким образом отрицая существование объективной истины. Единство абсолютной и относительной истины в том, что человеческое познание способно достигнуть абсолютной истины, однако не в смысле «вечной», «неизменной», «окончательной истины в последней инстанции», она дается человеку лишь через относительные, находящиеся в процессе развития, истины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.