КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональное описание СОД
1.5. Уровни управления движением 3.1.1. Динамические уровни управления движением
Система управления движениями тела человека является иерархической, и в ней можно выделить следующие пять уровней управления (рис.3.2): стратегический уровень (принятие решений о выполнении определенных действий на основе мотиваций); тактический уровень; три динамических уровня (исполнение движений путем управления с использованием внешней информации, рефлекторного связанного управления несколькими звеньями тела, рефлекторного управления отдельными звеньями). Начнем рассмотрение этих уровней снизу. Два нижних динамических уровня управления – это управление по жестким (врожденным) программам, т.е. это уровни рефлекторного управления. Осуществляются они через спинной мозг, но в них участвует и центральная нервная система в виде нижних отделов мозжечка (обеспечение тонуса мышц и позы) и переднего мозга (связанное программное управление). Рефлекторное управление отдельным звеном (суставом). Контур управления одной мышцей (рис. 3.1), реализованный в сегменте спинного мозга, которому подчинен сегмент тела, содержащий эту мышцу, состоит из трех частей: слоя α- и γ-мoтoнeйpoнoв, управляющих мышцей, мотонейронного пула сенсорного слоя, связанного с внутренними рецепторами мышцы и сухожилий, и расположенного между ними слоя, осуществляющего обработку информации и запоминание готовых программ реакций на определенные воздействия. В простейшем случае эти промежуточные слои могут отсутствовать, и тогда мотонейроны замыкаются прямо на рецепторы. Совокупность двух таких систем управления мышцами-антагонистами обеспечивает управление движением отдельного сустава. При этом устройства управления мышцами перекрестно связаны друг с другом сигналами позиционной обратной связи по длине мышцы: сигналы от этих рецепторов (мышечных веретен) сокращаемой мышцы помимо воздействия по цепи обратной связи на α-мотонейроны своей мышцы и, обеспечивая ее сжатие в соответствии с заданием, одновременно воздействуют с обратным знаком на α-мотонейроны мышцы-антагониста, снижая ее возбуждение, т.е. ослабляя ее сжатие и тем самым уменьшая противодействие сокращающейся мышцы. При подходе к заданному положению сустава, когда необходимо осуществить торможение, мышцы меняются ролями и на мышцу-антагонист подается сигнал на сокращение. Рис.3.1. Спинномозговой рефлекторный путь управления одним звеном тела: 1 – мышца; 2 – вход; 3 – сегмент спинного мозга; 4 – сенсорный слой; 5 – слой обработки информации и памяти; 6 – мотонейронный пул; 7 – выход.
На рис. 3.2 в общем виде показана функциональная схема системы управления суставом. Рис.3.2. Функциональная схема системы управления суставом: К0, К1,К2 – устройства сравнения, ПД0, ПД1 – пропорционально-дифференцирующие звенья, Д2 – дифференцирующее звено.
Рефлекторное связанное управление несколькими звеньями тела. Это второй динамический уровень управления, который обеспечивает совместное целенаправленное движение звеньев одной или нескольких конечностей, причем без использования сенсорной информации о внешней среде, т.е. тоже в виде рефлекторного управления, как и управление отдельными звеньями. Связанное управление двумя конечностями осуществляется путем управления со стороны одного сегмента спинного мозга определенными суставами обеих конечностей (внутрисегментарный рефлекс). Помимо сегментов спинного мозга в этом уровне управления участвуют наиболее древние области переднего мозга, в которых на основании информации от внутренних рецепторов, создается общая картина положения всех частей тела и вырабатывается двигательная реакция, которая подается в спинной мозг. Этот уровень управления, в основном исполнительный, отрабатывает команды вышестоящих уровней. Однако имеются определенные типы движений, для которых этот уровень является самым верхним. Это, прежде всего, различные ритмичные движения, не требующие оперативной информации о внешней среде, а также поддержание позы и обеспечение мышечного тонуса. В последних случаях в управлении участвуют также нижние отделы мозжечка. Управление с использованием внешней информации. Этот третий уровень управления ответствен за выполнение движений с использованием информации от внешних рецепторов. В нем участвуют все разделы головного мозга вплоть до самых молодых. При этом он реализуется двумя параллельными путями: через второй уровень управления и непосредственным воздействием со стороны коры больших полушарий (ее двигательной зоны) на сегменты спинного мозга. Первый путь – это древний экстрапирамидный путь управления более сложными движениями, которые постепенно осваивались живыми организмами в процессе эволюции и для реализации которых требовалось привлекать все более сложную сенсорную информацию. На основе последней на этом уровне вырабатываются задания для второго уровня и затем оперативно корректируются в ходе их реализации. Второй, пирамидный путь, возникший всего несколько миллионов лет тому назад, реализует наиболее совершенные и сложные движения, которые не удается выполнить первым путем на базе ранее освоенных рефлекторных движений. В целом третий уровень ответствен за ориентацию во внешнем пространстве тела и органов чувств на объекты внешней среды, локомоции и манипуляции, а также на выполнение таких сложных движений, как, например, упражнения на гимнастических снарядах, метание предметов, жонглирование ими, копирующие движения (срисовывание и т.п.). Примером ориентационных движений являются движения глаз с целью слежения за объектами внешней среды с учетом таких возмущений как перемещение этих объектов, движение тела, изменение положения головы, изменение параметров объектов (яркости, контрастности и т. п.). Эти движения осуществляются глазодвигательной системой, которая содержит три пары мышц-антагонистов. Локомоции (ходьба, бег и т.п.), являясь периодическими движениями, реализуются на основе управления мышцами от своих «спинальных генераторов», которые синхронизированы друг с другом на том же сегментарном уровне. Необходимая адаптация к внешним условиям осуществляется прежде всего путем корректирования этих программных движений по сигналам от внутренних рецепторов. Вышестоящие уровни управления корректируют затем локомоции уже с учетом тех внешних условий движения, которые определяются внешними рецепторами, включая перемещение и изменение целей. Манипуляционные движения отличаются наибольшей ролью в них внешних рецепторов и мотиваций. В коре больших полушарий головного мозга имеются места (сенсомоторная кора), за которыми закреплены определенные сегменты тела и которые осуществляют управление их мышцами на основе получаемой внешней и внутренней информации. Площадь этих мест тем больше, чем сложнее задача управления соответствующим сегментом тела. В целом все динамические уровни управления движением, действуя совместно, реализуют требуемые движения в виде комбинации следующих трех составляющих: грубые и быстрые рефлекторные (программные) движения без обратной связи по внешней информации (первый и второй уровни); такие же стереотипные движения, но комбинируемые и корректируемые в функции от внешней информации (экстрапирамидный путь третьего уровня); наиболее тонкие и точные движения, выполняемые непосредственно в функции от текущей внешней информации (пирамидный путь третьего уровня). Последний вариант управления требует максимального участия головного мозга и используется только в тех случаях, когда заданное движение не удается свести к рефлекторным. Кроме того, в случае необходимости он резервирует предыдущие варианты, а также участвует в отработке новых программ (формирование новых рефлекторных дуг) наряду с экстрапирамидным путем. Такой процесс обучения можно представить следующим образом. Вначале требуемое новое движение многократно осуществляется путем управления мышцами непосредственно от высших двигательных центров. Одновременно запоминаются и усредняются синтезированные при этом управляющие воздействия на отдельные мышцы. В результате формируется готовая двигательная реакция на задание сверху и, соответственно, верхние уровни освобождаются от управления отдельными мышцами, передавая эту функцию нижним уровням. Эти вновь приобретенные в порядке обучения программы хранятся и реализуются третьим уровнем управления. Описанное трехуровневое управление движениями наряду с такими очевидными достоинствами, как максимальное быстродействие реакций (отдернуть руку и т. п.), возможность обучения и разгрузка вышестоящих уровней для решения наиболее сложных задач, имеет и определенные недостатки. При таком управлении движения зачастую получаются неоптимальными и не используются все возможности двигательной системы организма. Управление мышцами непосредственно сверху позволяет не только получать лучшее качество движений, но и осуществлять принципиально новые типы сложных движений, не реализуемых с помощью экстрапирамидного пути, где этому препятствует набор врожденных и приобретенных стереотипных программных движений. Именно поэтому часто при освоении новых типов движений на производстве и в спорте главным препятствием является преодоление ранее сложившихся рефлекторных движений. (Известно, как трудно двумя руками одновременно выполнять различные движения, хотя «технические» возможности рук явно это позволяют).
3.1.2. Тактический уровень управления движением
На этом уровне составляется план достижения той очередной цели, которая определяется для него вышестоящим стратегическим уровнем управления. Отсюда этот план в виде конкретного алгоритма движений с выделением тактических подцелей и последовательности их достижения спускается для реализации на динамические уровни. Со стороны тактического уровня осуществляются непрерывный контроль и в случае необходимости оперативная корректировка заданных алгоритмов при изменении реальной ситуации. Реализуется этот уровень корой больших полушарий головного мозга (ее ассоциативными областями), т. е. в полной мере он свойствен лишь человеку и только у самых высших животных существует в зачаточном состоянии. Тактические подцели, которые намечаются на этом уровне и под его руководством реализуются, требуют осмысленных движений. К ним относятся прежде всего движения с предметами для воздействия на внешнюю среду с целью ее изменения нужным и заранее спрогнозированным образом. Примерами подобных действий могут быть такие производственные операции с применением орудий труда, как сварка, сборка, а также вязание спицами, работа хирурга, письмо. Такими же осмысленными действиями, но без предметов являются, например, массаж и речь. Тактический уровень – это высший уровень управления для подобных целенаправленных движений, реализующий их путем разбиения на более простые движения, которые затем уже «бездумно» исполняются нижними исполнительными уровнями. В зависимости от того, какая при этом необходима информация, управляющие воздействия с тактического уровня поступают на различные нижние уровни. Например, движения хирурга, поскольку требуется зрительная информация, реализуются через третий уровень динамического управления, вязание спицами, где необходима только внутренняя информация, – через второй уровень, а письмо – в значительной степени прямо через первый уровень. Для выбора тактики достижения заданной сверху цели и составления соответствующего плана действий необходимо знать внешнюю обстановку и состояние организма. Этому служат модели внешней среды и самого тела в ней, которые формируются и непрерывно корректируются на основе всей полученной сенсорной информации. При этом для каждой конкретной цели, заданной сверху (со стратегического уровня), эти модели преобразуются, ориентируясь на эту цель путем выделения наиболее существенных для ее достижения особенностей и деталей. Используемая на этом уровне информация перерабатывается таким образом, что содержит уже не количественные, а обобщенные качественные характеристики объектов, т.е. здесь применяется не метрика предметов и действий с ними (размеры, расстояния, масса и т. д.), а их топология и понятия (буква, стул и т. п.). Ранее было описано, как происходят отображение и последовательное преобразование зрительной и другой сенсорной информации слоями нейронов в соответствующих сенсорных областях коры с целью выделения наиболее существенных для данной задачи объектов и признаков. Эти многослойные отображения являются моделями среды и тела, основанными на определенном виде сенсорной информации. В слоях ассоциативных областей коры производятся целенаправленные увязанные преобразования этих моделей с переходом от непосредственных чувственных образцов к более абстрактным. В ходе составления тактического плана достижения поставленной конкретной цели его варианты «проигрываются» на модели среды и тела, а после выбора окончательного плана составляется прогнозируемая модель будущего состояния среды и тела. Когда в процессе выполнения плана возникают расхождения с прогнозом, на тактическом уровне осуществляется оперативная корректировка плана. Как ранее было отмечено, уровень тактического управления ответствен за целенаправленные осмысленные движения. Однако это не означает, что все такие движения осуществляются сознательно по непосредственным командам головного мозга. Наоборот, для этого уровня характерно стремление к максимальной автоматизации движений на основе обучения, в том числе с помощью сознательно выполняемых упражнений и тренировок. При составлении планов выполнения очередной задачи прежде всего используется весь имеющийся в памяти врожденный и приобретенный опыт решения аналогичных задач в сходных ситуациях в виде готовых алгоритмов действий.
3.1.3. Стратегический уровень управления движением
Это высший уровень во всей иерархической системе управления движением. Здесь определяются цели и осуществляется контроль за их реализацией, включая оперативную корректировку этих действий и самих целей в зависимости от эффективности процесса их достижения. После завершения действий здесь же оцениваются достигнутые результаты. Этот уровень и сам непосредственно участвует в реализации наиболее сложных и новых движений. Примерами их являются речь, письмо. Выбор целей поведения определяется потребностями, их сравнительной важностью, и возможностями их удовлетворения. Потребности проявляются в виде чувств – биологических и социальных, врожденных и приобретенных, инициированных извне или возникших в самом организме (голод, опасность, продолжение рода, любопытство, свободолюбие, справедливость и т.д.). Предельно сильным проявлением чувства являются эмоции (гнев, ужас, восторг и т.п.). Существующие в данный момент потребности поступают в виде чувств в ассоциативные области коры больших полушарий головного мозга из лимбической системы в качестве мотиваций последующих действий. Там из них выбирается важнейшая, т. е. принимается решение о ближайшей цели поведения, которая затем реализуется через подчиненные уровни управления движением. Процедуру выбора доминирующей мотивации можно представить следующим образом. Сигналы об отдельных потребностях вызывают из памяти в ассоциативные области коры соответствующие алгоритмы действий, направленные на их удовлетворение. Последние представляют собой возбужденные зоны нейронных слоев, которые отображают соответствующие управляющие воздействия на нижележащие уровни управления. Из всех этих порой противоречивых вариантов управления, возбужденные зоны которых при этом взаимно тормозят друг друга, пробивает дорогу вниз к реализации тот вариант, которому соответствует наиболее мощная, т.е.доминирующая над другими, возбужденная зона. Таким образом, выбор доминирующей мотивации осуществляется как бы голосованием нейронов ассоциативной области коры. Например, при внезапном обнаружении какой-либо серьезной опасности вызванное ею возбуждение, в том числе, возможно, сразу от нескольких органов чувств, подавит все другие потребности (чувства) и переключит действие организма на соответствующую этой новой эмоции реакцию (бежать, принять угрожающую позу и т.п.). Пока в ассоциативной области доминирует определенная возбужденная зона, эта зона является временным центром управления поведением организма до удовлетворения соответствующей основной потребности или до подавления этого центра появившейся более обширной зоной возбуждения, требующей других действий. При оценке степени достижения поставленной цели критерием оптимальности является чувство удовлетворения соответствующей основной потребности. На стратегическом уровне выбранная основная цель обычно разбивается на отдельные подцели, которые последовательно по мере их достижения выдаются на тактический уровень как самостоятельные цели. Работа тактического уровня, как упоминалось ранее, начинается каждый раз с формирования моделей среды и организма, ориентированных на спущенную очередную цель, и с высвобождения из памяти отработанных ранее соответствующих планов действий, в которых эта цель в свою очередь разбивается на более мелкие тактические подцели. Эффективность работы стратегического уровня как наивысшего в иерархии управления действиями организма характеризует уровень его интеллекта в целом. Она определяется степенью оптимальности принимаемых решений, учета при этом различных факторов, способных влиять на эти решения, и длительностью охватываемого периода времени. Интеллектуальные возможности организма обусловлены прежде всего объемом памяти и эффективностью ее использования. В памяти – все знания и навыки, сама личность человека. На рис.3.3 дана общая функциональная схема иерархической системы управления движениями человека. Здесь, в частности, показаны прямые управляющие воздействия сверху вниз, минующие отдельные промежуточные уровни (пирамидный путь), каналы обратной связи, идущие вверх на входы отдельных уровней управления, и воздействия на модели среды и тела со стороны стратегического и тактического уровней, осуществляющие управление этими моделями для подстройки их под очередную конкретную задачу и для прогнозирования результатов планируемых действий. Завершая рассмотрение этой системы управления, еще раз подчеркнем, что каждый уровень реализует порученную ему операцию путем разбиения ее на более мелкие типовые операции, находящиеся в арсенале следующего уровня, и последовательной выдачи ему соответствующих команд. Наряду с таким последовательным иерархическим процессом управления здесь, во-первых, осуществляются, как уже упоминалось, прямые воздействия сверху с пропуском отдельных промежуточных уровней, а, во-вторых, отдельные реакции организма на внешние и внутренние возмущения реализуются без участия верхнего уровня определенным промежуточным уровнем в соответствии с его специализацией. Таким образом, все уровни управления в действительности работают как последовательно, так и параллельно, дополняя и резервируя друг друга. Важными особенностями материальной реализации рассмотренной системы являются ее многоканальность и избыточность. Получение информации, ее обработка, запоминание и преобразование в мышечные усилия осуществляются по тысячам и миллионам параллельно действующих каналов из послойно построенных ансамблей нейронов. Эта информация носит вероятностный характер, как и состав обрабатывающих ее ансамблей нейронов, который сам определяется этой информацией. (При этом от слоя к слою каждый вид информации – зрительная, акустическая, температурная и т.п.– передается тактированно с распределением ее по слою в соответствии с пространственным размещением отображаемых ею объектов в реальной среде.) Такой принцип параллельной обработки сигналов обеспечивает системе в целом необходимые быстродействие и надежность, недостижимые пока в технических системах. Рис.3.3. Общая функциональная схема иерархической системы управления движениями человека.
1.6. Интеллект и творчество Рассмотренные ранее функции головного мозга по оценке ситуаций и принятию решений, как уже отмечалось, относятся к интеллектуальной мыслительной деятельности человека. В общем виде интеллект определяется как способность приобретать и целенаправленно использовать знания. Мышление – это пространственно-временной процесс, который совершается в коре и подкорке головного мозга в виде волн активации и торможения. В мозгу есть зоны с фиксированными функциями (обработка сенсорной информации, речь и др.), однако процесс мышления, как и память, охватывает весь мозг. При этом память включает врожденную (генетическую) информацию и приобретаемую благодаря собственному опыту в процессе жизни, и обучения в целом. Стимулы, мотивация или, наоборот, торможение мышления определяются эмоциями. Основа мышления – это стереотипы (безусловные и условные рефлексы) и ассоциации. Отклонение внешней ситуации от комбинаций стереотипов является мотивом для того, чтобы «задуматься» и осуществить корректировку стереотипных реакций. Это процесс обучения. Параллельно идет процесс «борьбы» врожденного творческого начала со стереотипным (догматическим) мышлением и различными запретами (психологическими, социальными, профессиональными и т. п.). Как известно, головной мозг, включая все рассмотренные его отделы, разбит на два полушария. Правое полушарие оперирует образной информацией, а левое – символьной. В ходе эволюции вначале возникло образное представление о мире на основе сенсорной информации, то же происходит и в процессе развития ребенка. Затем в результате процесса ее обобщения (классификация объектов, абстрагирование) возникает более обобщенное символьное (знаковое) представление о мире с переводом его в слова сначала внутреннего языка, а затем и языков общения во внешнем мире. Мышление у человека возникло из видения внешнего мира, письменность – из изображения его объектов. У первобытных людей процесс развития мышления начался с наскальных рисунков отдельных объектов (зверей, людей), затем сцен (охоты, ритуалов и т. п.) и целых рассказов в виде последовательности таких рисунков. Примерно с IV тысячелетия до н. э. интенсифицировался процесс упрощения и стилизации изображений предметов; появилось рисуночное письмо – пиктограммы (клинопись на глиняных пластинах у шумеров, иероглифы в Египте и Китае) и, наконец, буквенное письмо, а затем и фонетическое буквенное, позволяющее произносить написанное (появились буквы и их комбинации, выражающие определенные звуки речи). У новорожденного оба полушария функционируют одинаково, и только постепенно левое полушарие берет на себя функцию логического анализа объектов и ситуаций внешней среды, специализируясь на символьном представлении информации. После этого оба полушария начинают работать поочередно: когда одно активизируется, другое притормаживается. В правом полушарии осуществляется обработка сенсорной информации, включая распознавание образов внешнего мира и построение соответствующей его модели. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, языковую и другую знаковую информацию и речь. В нем формируется языковая модель мира. В каждом полушарии существует и своя модель двигательных действий (реакций). Память правого полушария хранит представления о предметах и явлениях внешнего мира, а левого – понятия, знания, семантику языка. Все это объединено ассоциативными связями. Справа делается оценка по близости, по месту, по времени; слева– по сходству абстрактных логических признаков. Правая память позволяет быстро узнавать объекты, а левая оценивать их свойства и экстраполировать ситуации. Запоминание в правом полушарии чаще непроизвольное, а левом – осознанное. В правом полушарии содержится эмоциональная память, которая определяет личное отношение к ситуациям. Прежде всего, это эмоции, ориентированные на самосохранение и обеспечивающие предельно быструю реакцию на опасность. Обе модели мира взаимосвязаны. Точки одного полушария соединены с соответствующими точками другого, связывая образную и словесную информацию об одних и тех же объектах и явлениях. Таким образом, процесс мышления включает две фазы– образную («правую») и логическую («левую»). В «правой» фазе мышление осуществляется в виде конкретных операций с образами реальных объектов или с их более абстрактными изображениями, а в «левой» – путем вскрытия логических отношений вне времени и пространства. При этом в процессе мышления происходит циклическая передача решаемой задачи от одного полушария к другому с соответствующим торможением первого и активацией второго. Каждое полушарие, принимая задачу, продолжает ее решение в соответствии со своей моделью мира до исчерпания своих возможностей, после чего возвращает ее другому полушарию. Наиболее обобщенный оператор «правого» мышления – это образная и чувственная идея. Для ее передачи в левое полушарие необходимо ее символьное (языковое) описание. «Левое» мышление включает такие логические операции, как анализ, синтез, обобщение. Инициатором очередного мыслительного процесса может быть любое из полушарий: правое – в виде эмоциональной выдачи какой-то задачи (цели) левому полушарию или начала по той же причине собственного подсознательного интуитивного процесса, левое – как результат сознательно сформулированной задачи. Например, это может быть задача обучения какому-либо техническому приему. Сначала в этом процессе будет доминировать левое полушарие, сознательно управляя движением тела, а затем эти движения перейдут в стереотип правого полушария. Особый вид мыслительной деятельности, ее высшую форму, представляет процесс творчества. В основе творчества лежит интуиция. Поэтому творческие возможности связаны, прежде всего, не с эрудицией, т. е. не с левым полушарием мозга, а с воображением, т. е. с правым полушарием, со способностью преодолевать стереотипы и оригинально, нестандартно мыслить. Хотя творческие способности можно развить и эффективному их использованию – научиться, в их основе лежат прежде всего врожденные качества личности. Поэтому психологи отделяют творческие способности (креативность) от интеллекта. Их связь сводится к одному: для творчества необходим определенный уровень интеллекта, однако последний не предопределяет творческие возможности. Творческое начало лежит в основе всех видов человеческой деятельности, включая, прежде всего, искусство, науку и технику. И везде оно явится самым загадочным, неконтролируемым и тем более не поддающимся планированию интуитивным процессом. При этом в каждой сфере человеческой деятельности творческий процесс имеет свою существенную специфику. Так, если в искусстве результат творчества всегда субъективен и неотделим от личности автора, то в науке он объективен и не зависит от личности, так как отражает закономерности природы. (В отличие от произведений Шекспира законы, получившие имя Ньютона, неизбежно были бы открыты и без Ньютона.) И если ученый должен во всем сомневаться, но зато быть совершенно и доказательно уверен в результатах своей деятельности, то истинный инженер-творец, наоборот, может быть уверен в положительном результате очередной разработки, но будет полон сомнений и даже желания все сделать по-новому по ее завершении. Если специалистов с такими подходами к делу и настроем поменять местами, то бывший инженер ничего не откроет в науке, а ученый не создаст в технике. Исключением, которое только подтверждает это правило, являются очень близкие друг другу ученые-организаторы и инженеры-создатели принципиально новой техники. Такие уникальные личности неизбежно носят в себе противоречие, конфликт между этими двумя началами, который все время требует мучительных компромиссов. Изобретательство находится где-то между наукой, как его базой и искусством, с которым его роднит личностный характер результатов творчества. Всякий творческий процесс является многоэтапным. Подсознательная составляющая творчества является только одним из этапов этого процесса, который включает в целом и этапы сознательной деятельности, охватывая, таким образом, оба полушария головного мозга и представляя собой как бы диалог сознания с подсознанием. Процесс творчества начинается с сознательного этапа, на котором формулируется задача и делаются попытки ее решения формальными методами. Этот этап запускает следующий уже подсознательный процесс интуитивного поиска решения в виде перебора различных комбинаций и сочетаний в случайном беспорядке образов подсознания, в котором основное значение имеют аналогии и ассоциации. Что касается критериев отбора решений, то основанием для их извлечения из подсознания является, по-видимому, эстетическое чувство гармонии, красоты решения. Так, по крайней мере, объясняли этот процесс многие великие творческие личности – Гаусс, Гельмгольц, Ламартин, Пуанкаре и др. (Стоит вспомнить критерий А. Н. Туполева при оценке новых самолетов: «Самолет должен быть красивым».) После подсознательного, собственно творческого этапа должен следовать завершающий этап сознательной формулировки найденного решения и обязательной проверки, т. е. доказательства его правильности Основные средства здесь – эксперимент и математика. (В последнем случае математика выступает только как язык науки, а для понимания реальных процессов нужны понятия самой науки – сила, энергия, информация и т. д.) В заключение необходимо отметить следующее. Ранее была рассмотрена интеллектуальная деятельность отдельного человека. Однако человеческий интеллект – прежде всего продукт развития всего человечества, а личный опыт – это лишь небольшое дополнение к нему, которое в лучшем случае может добавить некоторую крупицу к общечеловеческим знаниям и сохраниться в них.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |