КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к современному учителю
Анализируя возможное будущее, академик Н.Н. Моисеев писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель … тот, кто создает систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях – и будущность планетарной цивилизации. Вот почему учитель…. превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы» [6]. Конкретизация цели, содержания и результата профессиональной деятельности современного учителя зависят от многих социокультурных факторов. Особенности современного мира - неопределенность будущего, динамичное изменение жизни, появление новых технологий и средств связи, множественность культуры, отсутствие канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждениенового культурного типа личности, содержательное преображение Знания, социальные проблемы и изменения ситуации на рынке труда развитие информационных технологий определяют те факторы, которые воздействуют на порождение новых педагогических теорий и образовательных инициатив. Ввиду этого изменяется и сам язык описания педагогической деятельности, который отражает новые характерные особенности целей, содержания, методов и результатов образования. Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что…. Термин «компетенция», согласно словарю Webster, появился еще в 1596 году. Однако период его употребления в теории и практики образования сравнительно небольшой. В научно-практическое употребление термин вошел из американской лингвистики Н. Хомского. Теории, ориентированного на компетенции образования (competence-based education – CBE), также формировались, начиная с 70-х годов ХХ века. В это же время были разработаны и принципиально новые модели профессиональной деятельности, поскольку стало очевидным, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для успешной профессиональной деятельности, политического, социального и экономического развития. Предметные знания фиксируют представления об эффективной профессиональной работе в настоящий момент, не учитывая, что в ближайшем будущем представления о профессионализме могут изменяться; неизменными более длительное время остаются критичность мышления, способность к обучению, готовность человека к системным изменениям в своей профессиональной области. Эти качества выпускников университетов как условия успешности в работе отмечают и работодатели. В современной отечественной литературе употребляют два термина, обозначающие английское слово «Competence» – компетенция и компетентность. В английском языке это один термин, а в русском - два. Какой же перевод является более точным, правильным в употреблении? Не углубляясь в филологические детали поставленного вопроса, попробуем ответить на него языком современных научных педагогических исследований. В современных научных исследованиях компетентность обозначается, как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Данное понимание опирается на определение Дж. Равена: компетентность – это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Понятие «компетенция» означает круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. Компетенция рассматривается в качестве основы (базы) для дальнейшего формирования и развития компетентности. Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований можно перечислить основные требования, которым должен обладать современный учитель: · способность распознавать «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса, · способность реагировать на различные потребности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, · способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат · понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых проходит обучение · способность к генерации новых идей, предвидеть новые нужды и потребности образования, · способность быть ответственным за качество своей деятельности. Список можно продолжить, но в этом случае он займет большую часть журнала. Упомяну лишь, что «составляя такой список», учитывая достижения лучших мировых практик, нельзя забывать отечественные традиции подготовки учителя. В России всегда учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался в обществе как Друг, Помощник, Наставник. Можно ли в перечень квалификационных требований «вписать» поступок Януша Корчака, или ежедневную работу Василия Александровича Сухомлинского, «сердце которого было отдано детям», или работу с детьми в блокадном Ленинграде нашего знаменитого ВикНикСора из республики ШКИД - Виктора Николаевича Сороки-Россинского? В клятве учителя, принятой на Европейском форуме за свободу в образовании, который прошел в Санкт-Петербурге в мае 1997 года, есть такие слова: ü Клянусь уважать личность ребёнка, ü Клянусь не сломать, но укрепить его волю, ü Клянусь открыть ему путь к познанию мира, каков он есть, клянусь что не оставлю его в этом познании без надежды, ü Клянусь, что буду учить его служению истине и терпимости к заблуждению, ü Клянусь, что покажу ему, как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему….. ЗАДАНИЕ Проанализируйте следующие тексты.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |