Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение профессиональных педагогических задач имеет и свои особенности




Профессиональная педагогическая задача характеризуетсяобъективными и субъективными критериями. К первым относятся: масштаб задачи; недостаточность (избыточность) условий; контекст (точнее, необходимость «переноса» полученного ранее решения в новые обстоятельства); неоднозначность (многовариантность) решения. Ко вторым относится количество затрачиваемых на решение задачи ресурсов: временных, информационных, психологических, физических, материальных, организационных.

Содержательная характеристика задачи – на каком материале (фактах, позициях, суждениях и т.п.) построена задача.

Процессуальная характеристика задачи – какие действия (элементы поведения, операции, поступки, отношения, оценки, ситуации выбора и диалога) предполагаются в ходе решения задачи.

Контекстуальная характеристика задачи – каким образом конкретная задача связана с общим проблемным контекстом – личностным, социальным, образовательным, информационным, коммуникативным, культурным и др.

В основе «продукта» решения задачи может быть: информация, действия, операции, отношения, суждения и оценки, форма поведения (в том числе эмоционально-волевого, этического, психологического).

«Продукт» может быть представлен, например, в виде текста ( программы, выступления, проспекта книги, конспекта урока, презентации, афиши, рекламы, листовки, методических. рекомендаций, проекта, методической разработки и т.д.), а также текста описания (стратегии поведения, способа действия, операций, технологий и др.).

Важной особенностью овладения умениями решать профессиональные педагогические задачи является определение своей позиции относительно мира педагогической науки, возможностей педагогического процесса, роли педагога в решении задачи содействия становлению человека, образования как фактора развития человека и общества. Именно эта позиция определяет выбор методов решения и выбор результата решения задачи. Поэтому, приступая к решению профессиональных задач, педагогу важно определить и ту позицию, исходя из которой, будет найдено решение конкретной задачи.

С какими профессиональными задачами, как правило, сталкивается педагог в своей профессиональной деятельности? По мнению авторов данного учебника, разделяющих концепцию развития профессиональной компетенции, разработанную учеными РГПУ им. А.И. Герцена, можно выделить следующие типовые задачи, к решению которых должен быть готов выпускник педагогического виза [12]. Каждая из задач комплексна по своей сути и раскрывается через различные варианты проявления в реальной профессиональной деятельности:

1) Задача «видеть ученика в образовательном процессе» означает, что педагог должен уметь:

Ø отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;

Ø отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;

Ø создавать у школьников мотивацию к учению;

Ø отслеживать результативность освоения школьников образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы.

2) Задача «строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы» означает, что педагог должен уметь:

Ø выбирать технологии обучения, адекватные учебным целям и возрастным особенностям школьников;

Ø предлагать способы педагогической поддержки адекватные результатам диагностики;

Ø разрабатывать способы педагогической поддержки школьникам, помогать преодолевать учебные затруднения;

Ø разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры школьников.

3) Задача «устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса» означает, что педагог должен уметь:

Ø организовывать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке;

Ø использовать разные средства коммуникации (e-mail, интернет, телефон и др.);

Ø работать в команде;

Ø использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи;

Ø проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией;

Ø взаимодействовать с администрацией образовательного учреждения для решения профессиональных задач;

Ø взаимодействовать с общественными организациями.

4) Задача «создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности» означает, что педагог должен уметь:

Ø использовать информационные ресурсы (масс-медиа, интернет и др.);

Ø использовать в образовательном процессе ресурсы и потенциал системы дополнительного образования;

Ø формировать предметную развивающую среду, предусматривающую активное использование информационных технологий;

Ø организовывать и использовать различные образовательные среды внутри образовательного учреждения для решения конкретной педагогической задачи;

Ø отбирать объекты образовательной среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач.

5) Задача «проектировать и осуществлять профессиональное самообразование» означает, что педагог должен уметь:

Ø анализировать собственную деятельность;

Ø опираться на ключевые компетентности при решении задач профессионального роста (способы работы с различными источниками информации, соблюдение социально-правовых норм, использование разных языков для решения задачи);

Ø выбирать технологии самообразования;

Ø определять сферу профессиональных интересов, выявлять проблемы в осуществлении профессиональной деятельности и определять способы их решения.

Педагогический процесс развивается, в школу приходят новые дети, возникают новые педагогические задачи. Приведенный перечень уже сегодня может быть дополнен по крайней мере еще двумя задачами:

6) Задача «работать с информацией» означает, что педагог должен уметь:

Ø ориентироваться в профессиональных источниках информации (педагогических и методических журналах и сайтах, образовательных порталах);

Ø адекватно использовать информационные образовательные ресурсы на уроке;

Ø стимулировать использование информационно-коммуникативных умений учащихся в образовательном процессе;

Ø эффективно использовать имеющиеся в учреждении средства информационно-коммуникативных технологий и информационные образовательные ресурсы.

7) Задача «управления образовательным процессом и профессиональной деятельностью» означает, что педагог должен уметь:

Ø эффективно организовывать повседневную педагогическую практику и ее развитие;

Ø привлекать учащихся к принятию решений и делегировать ответственность;

Ø эффективно использовать время и пространство в целях решения педагогических задач;

Ø надлежащим образом создавать группы учащихся в целях решения задач дифференциации образования;

Ø управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров;

Ø решать проблемы дисциплины и поведения учащихся с минимальными конфликтами;

Ø обеспечивать и удерживать внимание класса;

Ø устанавливать правила поведения или помогать учащимся развивать и соблюдать их;

Ø адекватно и профессионально решать конфликтные ситуации.

Каждый раздел учебника завершается профессиональной задачей, которую мы предлагаем студентам решить самостоятельно.

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте предложенный перечень типовых профессиональных задач.

Какие ещё задачи Вы бы добавили в приведенный перечень?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Что собой представляет педагогика и что она изучает?

Во введении в раздел отмечалось, что одной из важнейшей особенностью современного этапа развития образования является его инновационность. Инновации (от латинского «novatio», что означает «обновление») в образовании можно рассматривать как:

· средство реагирования системы на внешние изменения ,

· механизм развития системы образования ,

· фактор, обусловливающие потребность в рефлексии сложившегося опыта,

· конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

ЗАДАНИЕ

Термин «инновация» ввел австрийский экономист Й. Шумпетер

1) novus –новый*, не всегда лучший




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 12221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.