Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика и интуиция в профессиональной деятельности учителя




Подчеркнем, что полученные результаты должны быть представлены в научно-профессиональной среде путем выступлений на конференциях и семинарах, публикации статей, подготовки методических рекомендаций и т.п.

Сценарии разворачивания опытной части педагогического исследования чрезвычайно разнообразны.

Классический способ проверки гипотез предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Следует отметить, что такой сценарий по-прежнему остается наиболее популярным и наиболее часто используется в исследованиях. Другой сценарий проведения эксперимента строится на том, что выбирается экспериментальная группа, и на ней по ходу эксперимента делаются контрольные срезы, позволяющие судить о динамике исследуемого явления и, соответственно, получить результаты, подтверждающие или опровергающие исходную гипотезу.

Третий сценарий – это так называемый сценарий «выращивания» нового теоретического знания, когда трудно зафиксировать четкие границы начала и завершения эксперимента, и динамика видна по изменениям, происходящим с субъектами экспериментальной деятельности в изменяющейся образовательной среде.

Еще один сценарий – это методика локальных экспериментов, используемая в тех случаях, когда исследуемая проблема достаточно широка и масштабна, чтобы можно проверить эффективность выдвинутой гипотезы в условиях локальной практики.

После проведения этапа опытной проверки гипотезы и сравнения экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения эксперимента исследования начинается этап доказательства истинности полученного знания. На завершающем этапе определяется новизна и значимость для науки и практики полученного нового знания.

ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с программой опытно-экспериментальной работы любой школы. Такую программу можно найти на сайте школы.

Определите, какая проблема решалась в ходе экспериментальной работы. В чем заключалась гипотеза? Какие получены результаты?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Профессиональная деятельность учителя без сомнений относится к творческой деятельности, в которой тесно взаимодействуют логика и интуиция. Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская подчеркивали, что теоретическое педагогическое мышление направлено на открытие новых законов, принципов, правил обучения и воспитания; практическое педагогическое мышление как способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть функционирует в процессе деятельности; его основная задача - преобразование действительности [29]. При этом следует учитывать, что академическая успешность не всегда коррелирует с практической успешностью профессиональной деятельности; практический интеллект человека не ниже теоретического академического интеллекта, а качественно иной.

Другими словами, более объективную информацию о становлении профессиональной компетентности можно получить анализируя процесс решения не академических, а практических задач, имеющих ряд принципиальных отличий. Академические задачи обычно сформулированы кем-то (учителем, преподавателем, автором учебника, задачника), жестко определены, относительно их имеется полная информация, необходимая для решения; практические задачи неопределенны, нуждаются в самостоятельной формулировке, имеют несколько решений. Группа исследователей под руководством Р. Стенберга выделила следующие особенности решения практических задач:

· развивающиеся контексты,

· изменяющееся содержание практической задачи,

· развивающееся многообразие целей решения практической задачи,

· развивающиеся вариации в объяснении и определении задачи [30].

Анализ опыта лучших учителей свидетельствует о том, что для развития способности решать педагогические задачи помимо овладения научными знаниями важно развивать педагогическую интуицию. Действенным средством развития интуиции является приобщение к художественной культуре. «Много читать из разных областей знания, обязательно читать произведения художественной литературы. Это вызывает много неожиданных ассоциаций, связей, мыслей, идей, импульсов [31]» - такое пожелание можно высказать каждому идущему по нелегкому пути профессиональной педагогической деятельности.

ЗАДАНИЕ

Познакомьтесь с некоторыми из перечисленных книг. Названные произведения раскрывают особенности детского возраста в жизни человека, мир отдельного ребенка и детства в целом, представляют противоречивые ситуации его развития, помогают понять особенности отношения ребенка к миру и к окружающим.

«Читать и перечитывать»:

· Корчак Я. Как любить ребенка. М. 2007

«Неумирающая классика»:

· Гессе Г.Игра в бисер. М.2005

· Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз. М.2010

«Не проходите мимо»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.