Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученики должны знать ценности и нормы нашего общества




Ученик должен меня слушаться;

Я хочу учить учеников так, чтобы они сами научились добывать знания;

Ученик должен научиться думать о потребностях других учеников;

Ученик должен научиться понимать значение для человека загрязнения окружающей среды;

Цели изучения каждого предмета должны быть ясными для учеников;

Ученик должен быть уверен в себе;

Я хочу помочь свои ученикам достичь всего, на что они способны;

Ученики должны научиться планировать свою работу;

Я хочу быть другом для своих учеников;

Ученик должен научиться считать и писать;

Ученик должен научиться учиться;

Я хочу развивать сотрудничество между учениками;

Ученик должен научиться мыслить критически;

Ученик должен научиться мыслить самостоятельно;

Ученик должен научиться критически относиться к обществу;

Я хочу научить учеников скорее задавать вопросы, чем получать ответы;

Ученик должен научиться иллюстрировать изучаемый в школе материал собственными примерами;

Я хочу развивать стремление моих учеников к анализу собственного поведения;

Я хочу, чтобы моим ученикам было радостно в школе;

В самом общем виде формулировка цели педагогического процесса нам уже известна, она состоит в содействии образованию и развитию человека. Однако в реальном процессе такой общей формулировки недостаточно, необходима ее конкретизация в соответствии с заданными или возникающими условиями.

Структура педагогического процесса

Структуру педагогического процесса составляют компоненты, характеризующие взаимодействие его субъектов: цели, реализуемые взаимодействующими субъектами; сами субъекты – личность педагога (обучающего) и личность ребенка (обучаемого); деятельность обучающего и деятельность обучаемого. При построении педагогического процесса педагог решает совокупность разнообразных задач, проектируя каждый компонент совместной деятельности с воспитанниками.

Цель – как компонент структуры педагогического процесса. Цель определяет содержание всех остальных компонентов процесса, это идеальный образ желаемого будущего результата. Цель имеет черты идеализированного результата, к которому возможно только стремиться.

Анализ результатов педагогических исследований позволяет выделить две уровня целей: во-первых, цель–идеал, в которой выражена миссия педагогического процесса – это направленность деятельности на становление человека. Вторая группа – это цели–приоритеты, которые обусловливают выбор способов достижения цели-идеала – это цели, направляющие деятельность педагога на становление человека определённого культурного типа в данный исторический период развития общества. Цели-приоритеты в разные периоды развития общества – различны и выражаются сегодня в ориентации педагогического процесса на поддержку активности, инициативности, самостоятельности учащегося, воспитанника, формирование ключевых компетенций, соответствующих особенностям современного этапа развития общества.

Цель педагогического процесса формируется и конкретизируется постепенно, при последовательном согласовании целей, предлагаемых разными институтами (государством, обществом, организациями, работодателями), с одной стороны, и субъектами образовательного процесса (педагогами, учениками, родителями), с другой. Формулированию цели предшествует достаточно глубокое изучение учащихся, длительная работа с ними или предварительная диагностика их интересов, способностей, ценностных ориентаций, особенностей имеющихся знаний, поведения. Знание учеников позволяет наиболее точно сформулировать цель взаимодействия как ожидаемый результат педагогического процесса, согласовать цели совместной деятельности.

Вполне понятно, что цели субъектов, взаимодействующих в педагогическом процессе, не совпадают. Цели воспитателя отличаются от целей воспитанника; цели учителя, организующего процесс, не такие, как у учащихся. Каждый педагог и каждый воспитанник предстает как неповторимая, уникальная личность, со своеобразным набором качеств, со своими особенностями Я-концепции, мотивационной сферы, со своим индивидуальным набором ценностей, с доминированием каких-то определенных целей.

Процесс согласования и конкретизации целей субъектов определяется как целеполагание. В целеполагании важно принять во внимание, что цели субъектов могут представляться им как более или менее перспективные (дальние, средние, ближние); более или менее сложные и трудные для достижения (недостижимые, очень трудные, трудные, легкие); более или менее актуальные; связанные с их жизнью и опытом и не связанные; значимые для будущей профессиональной деятельности или нет.

Согласование целей обычно происходит не прямо, а косвенно: учитель (воспитатель) проектирует (предварительно продумывает) формулировки цели так, чтобы они были приняты (понятны, значимы, важны) для учеников (воспитанников). Согласование необходимо, чтобы процесс состоялся, начался. Если цель не будет понята и принята учеником (воспитанником), педагогический процесс не осуществится или не будет эффективен.

ЗАДАНИЕ

Представьте себе, что Вы строите стену. Вырежьте из бумаги прямоугольники - это «кирпичи», которые Вы используете для строительства и они имеют названия. Вот они:

Есть еще несколько «кирпичей», которые не имеют названия. Их число не ограничено. Вы должны построить «стену» таким образом, чтобы фундамент образовали базовые (основные), на Ваш взгляд, цели -ценности. Выбрав такие «кирпичи», «вытягивайте стену вверх», ставя на каждый «фундаментальный кирпич» другие, те, которые по смыслу соответствуют друг другу. При необходимости выбрасывайте «кирпичи» в мусор, берите новые, предварительно, конечно назвав их. Итак, «стена» готова?

Обсудите на семинаре Ваш выбор: Какие же цели - ценности оказались основными, наиболее значимыми для всех? Много ли их? Как Вы считаете, могут ли они явиться ориентирами построения современной школы? Почему? При каких условиях?

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Содержание как компонент структуры педагогического процесса. В общем плане содержание педагогического процесса составляют достижения человечества, созданное им, продукты его культурной (духовной и материальной) деятельности. С другой стороны, важной составляющей содержания процесса является личный опыт субъектов, их личные знания, наблюдения, переживания, взгляды, отношения, на которых строится и которые проявляются во взаимодействии.

Таким образом, в содержании педагогического процесса в концентрированном виде отражаются достижения (опыт) человечества и личный опыт взаимодействующих субъектов. При реализации процесса происходит впитывание, освоение опыта (культуры) человечества через расширение, обогащение, преобразование личного опыта субъектов.

Вполне понятно, что «поднять» и освоить глыбу культурных достижений человечества никакому школьнику не под силу, учитывая и объем, и уровень сложности материала. Необходим отбор, структурирование и адаптация накопленного содержания (достижений культуры) в соответствии с познавательными возможностями, особенностями, имеющимся опытом школьников.

Основу содержания педагогического процесса составляет тексты [33], освоение которых позволяет человеку соответствовать современному состоянию общества, социокультурной и экономической ситуации, способствует пониманию и осуществлению себя, своих жизненных планов. Ключевой (личностной) составляющей содержания педагогического процесса – его надпредметной основой – являются непреходящие общечеловеческие ценности, традиции, опыт, как определяющие тот материал, благодаря которому человек становится Человеком, образовывается. Предметной составляющей содержания педагогического процесса являются достижения науки, техники, технологии, культуры, искусства, которые предстают перед учащимися в виде знаний: законов, закономерностей, теорий, тенденций, понятий, фактов, явлений.

Поскольку в педагогическом процессе происходит содействие образованию человека, представляется необходимым отметить: содержание педагогического процесса составляет лишь часть содержания образования человека. Целенаправленный, организованный, регламентированный (временем, стандартами, ролевыми отношениями, возрастными особенностями субъектов) педагогический процесс, ограничен в передаче содержания. Отсюда, содержание образования субъекта, предполагающее и его самообразовательную деятельность, и несистемное получение знаний, явно шире.

При проектировании содержания современного педагогического процесса необходимо учитывать одно из важнейших открытий выдающегося антрополога и этнографа ХХ века Маргарет Мид. Исследователь обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций в обществе по-разному складываются отношения между живущими в нем поколениями. Это привело к обоснованию трех видов культуры: постфигуративной, основанной на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших; кофигуративной, где дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников; префигуративной – в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей. [34] Многие исследователи отмечают, что дети сегодня стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять так, как мы пытаемся делать это сейчас. Детям предстоит решать такие проблемы, которых пока не знают взрослые.. Отметим, что разница между поколениями с каждым десятилетием сокращает свой «шаг». Если в 50-х годах ХХ века эта разница составляла 22 года, то в конце ХХ века разница в возрасте между людьми в 8-10 лет – это уже иная культура: иные нравственные установки, духовные ценности, идеология и другой образ жизни [35].

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте результаты форсайт-проекта «Детство – 2030» (официальный сайт общественной программы «Детство»: http://www.detstvo2030.ru/).

Какие прогнозы построили авторы проекта в отношении развития образования в ближайшие десятилетия?

Попытайтесь определить, какие знания Вам, как будущему учителю, потребуются для того, чтобы быть готовым к прогнозируемым изменениям.

Аргументируйте свои ответы.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.

Методы и технологии как компонент структуры педагогического процесса. В основе педагогического процесса – взаимодействие субъектов, характеризующихся своими целями, опытом, интересами, потребностями, позициями. Под методом понимают способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Педагогическую технологию можно определить как целенаправленную деятельность, предполагающую ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача с использованием ряда точно обозначенных приемов, когда для каждого этапа предполагается определенный результат, который может быть быстро выявлен. Подробнее о педагогических технологиях можно прочесть в работах В.П. Беспалько, М.В. Кларина, Е.С. Полат, С.А. Смирнова. Педагогические технологии относятся к группе гуманитарных технологий.

Гуманитарные технологии – это в основном технологии влияния (мягкого воздействия), направленные на формирование у субъектов положительных целей и мотивации, продуктивных жизненных планов и стратегий, ориентирующие их на позитивные достижения и успех. Противоположная ей жесткая, алгоритмизированная организация процесса может препятствовать возникновению взаимодействия или привести к его низкой результативности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.