Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое исследование в профессиональном развитии учителя




Подвижность, многофакторность педагогического процесса обусловливают применение именно комплексного педагогического эксперимента, который позволяет наиболее достоверно выявить достижения и недостатки, обосновать приоритеты, вскрыть внутренние связи и зависимости в педагогических явлениях и процессах. Эксперимент - наиболее точный способ изучения явлений, слежения за изменением и развитием участников педагогического процесса. Комплексный педагогический эксперимент открывает возможность изучать причинно-следственные связи, внутренние источники развития, т. е. выходить и на теоретический уровень исследования изучаемых вопросов.

В настоящее время педагогические исследования проводятся с помощью целой системы разнообразных методов, которые представлены во многих учебниках педагогики. Каждый отдельный метод выполняет свою специфическую роль, помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического явления. Для всестороннего же изучения применяется вся совокупность методов.

Методы педагогического исследования

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряются и новые методы, заимствованные из других наук – социологии (беседа, интервьюирование, анкетирование, контент-анализ, социометрия и др.), психологии (диагностика, тестирование), естествознания (наблюдение) и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики.

Эмпирические методы педагогического исследования служат средством сбора научно-педагогических фактов. К ним относятся следующие методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.; изучение документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний).

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Это методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции, метод моделирования. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Математические методы (ранжирование, шкалирование, методы математической статистики) применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Охарактеризованные три группы методов являются достаточно общей классификацией, которую можно найти в любом пособии по организации исследовательской деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что среди них есть методы качественные и количественные.

Среди всех методов педагогического исследования особое место занимает эксперимент. Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от других методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, «пробивают дорогу» в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Освоение того или иного метода возможно только в условиях реальной исследовательской деятельности. Поэтому далее в исследовательских заданиях учебника вам будут предлагаться некоторые методы для их освоения.

ЗАДАНИЕ

Проведите интервью со своими однокурсниками с целью выявления их мнения о роли педагогического знания в жизни человека.

Метод педагогического исследования Интервью — это разновидность беседы, при которой диагност спрашивает, воздерживаясь от собственных высказываний по исследуемому вопросу, а испытуемый отвечает. Интервью предполагает заранее заготовленный вопросник, по которому интервьюер ведет беседу. Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов). Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фиксируются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Подготовка и проведение интервью включает себя следующие действия: 1. Постановка цели, исходя из которой, выбирается тот или иной вид интервью: - поисковое интервью для сбора информации, при помощи которой можно обозначить проблему или комплекс проблем, нуждающихся в диагностике, а также для поиска новой точки зрения; - интервью по проверке гипотез (как правило, стандартизованное интервью) — сравнение групповых и/или индивидуальных различий; - интервью для сбора эмпирической информации, проводящееся при необходимости подтвердить или опровергнуть какие-либо закономерности или теоретические положения; - интервью как вспомогательный метод, применяющийся для уточнения данных, полученных другими методами (например, данные наблюдения, анкетирования, тестирования). 2. Предварительная подготовка. Она включает в себя сбор информации об исследуемом объекте, уточнение целей и задач интервью, вопросов, определение оптимальной формы его проведения, состава и количества респондентов, выбор научного и технического обеспечения, предполагаемых вербальных средств и типов вопросов для получения планируемых сведений, прогноз временных и материальных затрат на интервьюирование. 3. Интервьюирование. Начиная интервью, следует помнить, для чего будет использован конечный результат: для разработки коррекционных мер, для составления плана работы или для публичного обсуждения. Это необходимо учитывать на всех этапах диагностики, поскольку в определенных случаях нужно информировать интервьюируемых о том, как будут использоваться данные. 4. Обработка данных интервью. При обработке полученных данных требуется точное ведение протокола: ответы цитируются, а не пересказываются. Затем листы протокола кодируются. Обработка завершается применением математических и статистических методов.

Обработайте полученные результаты.

Представьте результаты интервьюирования в виде устного сообщения с презентацией.

Педагогическое исследование в той или иной форме присутствует в профессиональной деятельности каждого думающего учителя, т.к. «ищущий учитель испытывает гораздо большее удовлетворение от своего нелегкого труда, чем учитель, механически выполняющий предписания, бездумно работающий по трафарету [26]».

Что такое педагогическое исследование? М.Н. Скаткин в своей работе «Методология и методика педагогических исследований» [27], ставшей уже классическим учебным пособием для начинающих исследователей, отмечал, что важнейшая задача педагогической науки – выявление объективных закономерностей педагогического процесса, а основное назначение педагогического исследования – добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, раскрытие их сущности (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие), раскрытие объективных закономерных связей между педагогически­ми явлениями, выявление взаимосвязи между деятельностью педагога, деятельностью воспитуемых и обучаемых и результатами этой деятельности.

Педагогическое исследование может быть проведено в разных формах. Это может быть научное исследование, организованное научной лабораторией или научным институтом в целях проверки научной гипотезы. Другой формой педагогического исследования является выполнение научно-квалификационной работы – диссертации (магистерской, кандидатской или докторской). Следующей формой, довольно распространенной, является опытно-экспериментальная работа образовательного учреждения. И, наконец, учитель всегда имеет возможность выполнить педагогическое исследование в рамках методической темы или в процессе поиска оптимальных путей решения педагогических проблем в собственной профессиональной деятельности. Студент также имеет возможность принять участие в педагогическом исследовании. Это можно сделать через студенческое научное общество.

По материалам исследований Почти половина студентов педагогических вузов – 43,2 % - указали, что им практически ничего неизвестно о возможностях участия студентов в научно-исследовательской деятельности вуза. Лишь 8,9% отметили, что преподаватели подключают их к своей научно-исследовательской деятельности. Иными словами, на протяжении обучения студент педагогического вуза практически не получает навыков научно-исследовательской работы. В лучшем случае это происходит на последнем курсе при написании диплома. В целом же можно сделать вывод о необходимости формирования у студентов способности к инновационной деятельности в сфере образования, которая должна строится как наукоёмкий процесс. Источник: Собкин В. С., Ткаченко О. В., Федюнина А. В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы. «Вопросы образования» №1 2005

В зависимости от интересов исследователя могут быть выполнены педагогические исследования различные по своему типу. Вопрос о типологии (или видологии) научных исследований постоянно дискутируется, но наиболее распространено деление научных работ на три типа: фундаментальные, прикладные, научные разработки. Другой распространенной типологией является деление исследований на эмпирические и теоретические. Однако, возможна еще одна типология – по направленности исследования – теоретические, науковедческие, историко-педагогические, теоретико-экспериментальные, проектрые и др. [28]. Знание о типе исследования важно для разработки логики его проведения (методологии исследования).

Логика исследования определенного типа своеобразна, но в каждом педагогическом исследовании есть общие этапы, через которые проходит каждый исследователь. Первый этап – это определение собственных исследовательских интересов. Этот этап чрезвычайно важен. Ведь именно он является своеобразным стартом для всего последующего процесса. Без интереса и деятельность будет трудно организовать. Иногда интерес вытекает из простого любопытства, а иногда и из объективных затруднений, наблюдаемых в педагогической практике. Затем важно как можно точнее сформулировать исследуемую проблему путем сбора эмпирических данных, анализа литературы, изучения результатов других исследований по аналогичной проблематике. Далее важно определить логику исследования проблемы, последовательность собственных действий. В науке этот этап, как правило, совпадает с разработкой методологии исследования. Только после разработки методологии можно приступать к теоретическому анализу избранной проблемы. Необходимо выяснить какое знание имеется в науке, которое может быть использовано для поиска путей решения проблемы, и сформулировать собственную гипотезу. На этом этапе также разрабатывают и программу опытной проверки выдвинутой гипотезы. Затем в зависимости от избранной проблемы и направленности исследования может следовать этап опытной проверки.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.